урок "Гормоны"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Показать роль гормонов в обменных процессах организма. познакомить учащихся с нарушением эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gormony.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Гормоны

Цели:  

  1. Обучающие: показать роль гормонов в обменных процессах организма

человека, познакомить учащихся с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.

  1. Развивающие:   способствовать развитию представлений о важности

гуморальной регуляции в жизнедеятельности человека,  развитие умений решать биологические задачи и осуществлять самоконтроль, развитие умений ставить перед собой цели и добиваться их решения.

  1. Воспитывающие:  воспитывать культуру общения,  формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на основе развития представлений о человеке как части живой природы,  способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение.

Задачи:

Предметные: знать особенности строения и работы желёз внутренней секреции, эндокринной системы.

Метапредметные:

1.Познавательные УУД:

- формировать умение анализировать, обобщать информацию и делать выводы, систематизировать материал, полученный ранее;

2.Регулятивные УУД:

- формировать умение ставить цель самообразовательной деятельности;

- закрепить умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

3. Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе;

- представлять результат своей деятельности.

Личностные: значимость полученной информации (какие функциональные изменения в организме человека связаны с нарушением деятельности желёз внутренней секреции, необходимость обращения к врачу-эндокринологу при нарушении данной функции).

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Актуализация знаний.

- Что изучали мы с вами на прошлом занятии.

Выполнение теста.  На выбор учащихся по уровню сложности.

  1. Постановка учебной проблемы.

Создание проблемной ситуации

- Проанализируйте следующую информацию. Когда Наполеон собирался воевать с Россией, он отправил в Альпы вербовщиков, чтобы те набрали солдат, не боявшихся морозов. Вербовщики вернулись ни с чем, более того, они тряслись от страха, утверждая, что встречали целые деревни, заселённые больными людьми с огромным зобом и не способными ни на какую работу, кроме чистки конюшен.

Как вы думаете, почему люди, дышавшие практически стерильным горным воздухом, снабжённые чистейшей водой, оказались больными?

Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении;

- формулируют тему и цель урока;

- выдвигают гипотезы по предлагаемой проблеме

Давайте попытаемся вспомнить свои ощущения:

-Поднимите руки те, кто боится входить в медицинский кабинет? Что чаще всего происходит с вами?

-Поднимите руки те, кто волнуется перед контрольной работой, например по математике? А что чаще всего происходит с вами?

Известно, кроме нервной регуляции существует более древняя регуляция внутренних

процессов организма – химические вещества, вырабатываются в железах и разносятся по

организму через жидкую среду – гуморальная регуляция .

Химическая, или гуморальная, система регуляции функций имеется у всех организмов.

Наиболее древними регуляторными веществами, проявляющими свое действие уже у

одноклеточных, являются метаболиты (промежуточные или конечные продукты обмена

веществ). Высокая биологическая активность некоторых метаболитов сохранилась у

многоклеточных организмов, в том числе у человека. Примерами регуляции функций с

помощью метаболитов является действие таких веществ, как СО2, молочная кислота,: активно выделяясь в работающих мышцах, эти соединения расширяют кровеносные сосуды, обеспечивая так называемую рабочую гиперемию.

Специализированной системой, обеспечивающей регуляцию практически всех функций

организма, включая метаболизм, репродукцию, рост и развитие, поведение, является

эндокринная система, или система желез внутренней секреции. Продукты жизнедеятельности желез внутренней секреции называют гормонами.

В ходе эволюции у животных возникли органы, специализирующиеся на выделении таких

регуляторных химических соединений – гормонов. Это железы внутренней секреции,

называемые также эндокринными (греч. endon - внутрь, krinein - выделять).

Они располагаются в разных местах нашего организма. Железы внутренней секреции вырабатывают особые вещества - гормоны (от греч. «гармао» - привожу в движение, побуждаю).

Гормоны - сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.

Рост и развитие организма обеспечивает работа ряда желез внутренней секреции. Эндокринная система действует как единое целое, несмотря на то, что в ее работе участвует много звеньев. Заболевание одной железы тут же сказывается на работе всех остальных, вот почему гормональные нарушения приходится лечить комплексно. В медицине сформирована целая отрасль — Эндокринология, которая изучает работу эндокринных желёз и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций.

  1. Поиск решения проблемы.

Работа в 6-ти группах

каждая получает задание: исследовать норму и патологию работы одной из желёз внутренней секреции – гипофиза, щитовидной, поджелудочной, надпочечников и половых желёз. Использовать учебник, справочники. Результат представить в устном лаконичном докладе.

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

Регуляторные

Регулируют деятельность половых и щитовидной желез, надпочечников

Усиливают гормональную активность всех желез

Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи

Щитовидная

Тироксин

Регулирует обмен веществ.

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность).

 В молодом возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Кортикоиды

Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов

Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста

Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи, слабость, похудение)

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Норадреналин

Обратное действие

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Функции гормонов (запись в тетрадь)

В целом организме нервный и гуморальный механизмы действуют совместно, наиболее быстро и точно работает нервная система управления. Оба механизма регуляции – нервный и гуморальный взаимосвязаны. На состояние нервной системы влияют образующиеся в железах внутренней секреции гормоны. Но функциями эндокринных желез управляет нервная система.

Например, при избытке сахара в крови нервная система стимулирует функцию внутрисекреторной части поджелудочной железы. В кровь поступает больше инсулина и излишний сахар под его влиянием откладывается в печени и мышцах в виде гликогена. При интенсивной мышечной работе, усиливается деятельность надпочечников – он способствует превращению гликогена в сахар. Многие эндокринные заболевания развиваются вследствие поражения нервной системы (сахарный диабет, базедова болезнь). Известен случай развившегося за одну ночь тяжелого заболевания щитовидной железы у матери, потерявшей двух детей, умерших от дифтерии.

Регуляция функций организма – процесс сложный, осуществляющийся нейрогуморальным путем

Физкультминутка

  1. Первичное закрепление знаний.

Организуется работа в группах

Сегодня вам предоставляется возможность на мгновение стать врачами-эндокринологами. Эндокринолог это врач, занимающийся лечением нарушений гуморальной регуляции человека. Представьте, что вы ведете прием,  и к вам обращаются за помощью больные люди.  Определите диагноз и предложите методы лечения. (После предположений учащийся проецируется правильный ответ слайдовой презентации)

Предлагаются истории болезни.

1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

2. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. На  репродукциях   Рубенса  (полотно «Соломенная шляпка»)  изображена женщина. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

5. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»

6. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела,   волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.

Факторы, вызывающие эндокринные заболевания.

1. Наследственная предрасположенность.

2. Неправильное питание (недостаток йода, избыток сахара и т. д.).

3. Стрессы (существует стрессовая или посттравматическая форма сахарного диабета).

4. Последствия тяжелых инфекционных заболеваний.

5. Осложнения после операций, беременности и родов.

 Профилактика эндокринных заболеваний.

1. Обращение в службу медико-генетического консультирования в том случае, если будущие родители страдают эндокринными заболеваниями.

2. Ранняя и своевременная диагностика наследственных эндокринных расстройств.

3. Сбалансированное питание с наличием необходимых микроэлементов и витаминов.

4. Здоровый образ жизни.

5. Умение справляться со стрессовыми ситуациями.

6.Вторичное закрепление знаний .

Заполнение кроссворда. Каждому учащемуся выдается кроссворд и дается время на разгадывание:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя надпочечников.

По горизонтали: 2. Одно из проявлений недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней секреции. 7. Гормон надпочечников. 8. Избыточная функция железы внутренней секреции. 9. Гормон, регулирующий количество сахара в крови. 10. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга. 13. Недостаточная функция железы внутренней секреции.

Ответы: 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция.

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответьте на проблемный вопрос урока:

Как вы думаете, почему люди, дышавшие практически стерильным горным воздухом, снабжённые чистейшей водой, оказались больными?

А сейчас давайте  проанализируем,  достигли ли мы на уроке поставленных целей –

  -  сумели показать роль гормонов в обменных процессах организма человека?

  - познакомились   с нарушениями эндокринного аппарата и гуморальной регуляции, с мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения?

- всем ли понятна, насколько  важна  гуморальная регуляции в жизнедеятельности человека?

- следовательно, мы научились  ставить перед собой цель и добиваться ее решения;

На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством.

Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При нарушении работы желез внутренней секреции необходимо обратиться к врачу, не заниматься самолечением, не использовать гормональных препаратов.

Довольны ли вы своим результатом?

У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность,  важность полученных знаний на уроке.

Зеленый - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом.

Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься.

Красный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома... 

Домашнее задание: § 45, конспект

Для желающих:  -найти дополнительный материал по изучаемому вопросу в  сети Интернет, и  подготовить небольшое сообщение.


Кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

По вертикали: 1. Один из гормонов выделяемых надпочечниками.

По горизонтали: 

2. Одно из проявлений недостатка гормона щитовидной железы.

3. Углевод откладывающийся в запас в печени и мышцах.

4. Гормон щитовидной железы.

5. Нарушение углеводного обмена.  

6. Парная железа внутренней секреции.

7. При недостатке этого гормона развивается «бронзовая болезнь».

8. Избыточная функция железы внутренней секреции.

 9. Гормон, регулирующий количество сахара в крови.

10. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза.

11. Болезнь, связанная с нарушением деятельности гипофиза у взрослых.

12. Железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга и регулирующая деятельность остальных желез.

13. Недостаточная функция железы внутренней секреции.


ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА

Имеет вытянутую форму, по очертаниям напоминает кисть винограда.

У человека поджелудочная железа весит 80 - 90 г. Поджелудочная железа состоит из двух

типов ткани, выполняющих совершенно разные функции. Собственно ткань поджелудочной железы составляют мелкие дольки. Дольки почти целиком состоят из клеток, секретирующих сок поджелудочной железы (панкреатический сок). Панкреатический сок содержит пищеварительные ферменты. Из долек по мелким выводным протокам он поступает в двенадцатиперстную кишку. Между дольками вкраплены многочисленные группы клеток, не имеющие выводных протоков, – т.н. островки Лангерганса. Островковые клетки выделяют гормоны инсулин и глюкагон.

Поджелудочная железа имеет одновременно эндокринную и экзокринную функции, т.е.

осуществляет внутреннюю и внешнюю секрецию. Поэтому поджелудочную железу относят к железе смешанной секреции.

Основной гормон поджелудочной железы – инсулин. Инсулин регулирует все виды обмена веществ, но в большей степени обмен углеводов. Под действием этого гормона происходит уменьшение содержания глюкозы в крови за счет перехода ее в ткани. Инсулин также стимулирует синтез белков из аминокислот и активный транспорт аминокислот в клетки.

Впервые упоминание о сахарном диабете встречается в древнеегипетском медицинском

трактате, датируемом примерно 1500 лет до нашей эры. За 600 лет до н.э. об этой болезни

знали в древней Индии.

От этой напасти не было спасения, человек « сгорал» от нее в считанные недели, мучаясь

жаждой. Древнеримский врач Артей считал, что диабет связан с «растворением плоти и

конечностей и превращением их в мочу». Он же впервые описал в 30 – 50 г н.э. основные

клинические проявления.

Не умея справиться с загадочной болезнью, люди объявили ее карой Божьей. А врачи-

исследователи продолжали пристально всматриваться в различные органы, пытаясь

определить, какой именно повинен в столь страшных симптомах.

В 1854 г. немецкий ученый Рудольф Вирхов предположил, что эта болезнь связана с

поджелудочной железой.

В 1923 г. Канадцы Бантинг и Маклеод получили нобелевскую премию за работу по

выделению инсулина из поджелудочной железы новорожденного теленка.

Заболеваемость сахарным диабетом очень выросла во всем мире.

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция


НАДПОЧЕЧНИКИ

Надпочечники выделяют в кровь ничтожно малое количество гормона адреналина. В особых, критических состояниях человека (при испуге) количество адреналина может повыситься в 1000 раз. В условиях стресса адреналин усиливает работу мышц, повышают содержание глюкозы в крови (для обеспечения возросших затрат мозга), усиливают кровоток в мозге, повышают уровень артериального давления и усиливают сердечную деятельность. Гормон норадреналин имеет обратное действие.

При недостатке гормонов надпочечников – кортикоидов, развиваются тяжелые расстройства. Нарушение работы надпочечников, вызванное воспалительными процессами, может привести к бронзовой болезни. Эта болезнь была открыта в 1855 году английским врачом Т. Аддисоном. Эту болезнь описал И.С. Тургенев в рассказе «Живые мощи».

При адиссоновой болезни нарушается обмен солей между кровью и тканями тела. Кожа приобретает бронзовый оттенок. Лечат ее введением гормонов надпочечников.

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция


ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

Щитовидная железа – самая крупная железа внутренней секреции. Она прилегает к хрящам гортани и закрыта сверху мышцами шеи, имеет массу 30–40 г. Щитовидная железа вырабатывает несколько йодсодержащих гормонов, наиболее важными из которых являются трийодтиронин (Т3) и тироксин (Т4).

Гормоны щитовидной железы усиливают обмен веществ, ускоряют катаболизм белков, жиров и углеводов, повышают температуру тела, увеличивают частоту сокращений сердца, повышают возбудимость нервной системы, регулируют процессы роста, физического и умственного развития.

При недостатке гормонов в этот период развития дифференцировка нервных клеток

нарушается, нормальное становление функций нервной системы становится невозможным.

При этом развивается заболевание, получившее название кретинизм, сопровождающееся

задержкой роста, нарушением физического и умственного развития.

Если гипофункция начинает проявляться после рождения, то снижается обмен веществ,

повышается масса тела, нарушается деятельность нервной системы, появляются вялость,

сонливость, снижение интеллекта. Такое нарушение называется микседема.

При недостаточном поступлении йода с водой и пищей (например, у жителей некоторых

горных районов) щитовидная железа также синтезирует мало гормона. При этом ткань

щитовидной железы разрастается, возникает эндемический зоб. Для профилактики

эндемического зоба некоторые продукты (соль, хлеб и др.) обогащают йодом.

При гиперфункции щитовидной железы развивается базедова болезнь (диффузный

токсический зоб, тиреотоксикоз). Признаками этого заболевания является увеличение

щитовидной железы (зоб), повышение обмена веществ, потеря массы тела, учащение

сердцебиений, повышение возбудимости нервной системы.

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция


ГИПОФИЗ

Гипофиз – это небольшое образование овальной формы, расположенное в полости черепа под промежуточным мозгом. В гипофизе выделяют переднюю, среднюю и заднюю доли.

В передней доле синтезируются так называемые тропные гормоны и пролактин.

Соматотропный гормон (СТГ), или гормон роста, вызывает выделение клетками печени и

некоторых других органов соматомединов – веществ, усиливающих образование белка в

организме. При недостатке СТГ в организме развивается гипофизарная карликовость, при

которой все части тела развиваются пропорционально, но их рост крайне замедлен.

При избыточной продукции гормона роста до завершения остеогенеза (у детей) развивается гипофизарный гигантизм. По завершении окостенения точек роста (у взрослых) избыток СТГ приводит к акромегалии т.е. увеличению крайних, выступающих частей тела. При акромегалии происходит рост костей в толщину, особенно заметный на руках и ногах и на плоских костях, включая кости черепа, носа, выпуклости лицевого черепа, нижнюю челюсть, части позвоночного столба. Многие органы (например, язык, печень, почки) также увеличиваются в размерах. Еще один гормон, который выделяет передняя доля гипофиза – пролактин. Пролактин ускоряет развитие молочной железы и стимулирует секрецию молока. При дефиците пролактина у женщин после родов образуется недостаточно молока. Пролактин – один из гормонов, который оказывает выраженное влияние на функции нервной системы. Он обеспечивает проявление реакций, относящихся к группе родительских инстинктов.

В средней доле гипофиза вырабатывается меланотропный гормон, который повышает

активность ферментов в меланофорах. Меланин придает окраску радужной оболочке глаз,

волосам и коже человека. Под влиянием солнечного света меланин переходит из дисперсного состояния в агрегатное, что дает эффект загара. Средняя доля гипофиза у человека развита плохо.

В задней доле гипофиза хранятся гормоны, которые синтезируются в одном из отделов

промежуточного мозга – гипоталамусе: вазопрессин (антидиуретический гормон – АДГ) и

окситоцин. Окситоцин у женщин регулирует маточную активность и участвует в процессах образования молока. Выброс окситоцина в кровь в конце беременности обеспечивает роды. У новорожденных детей окситоцин, как и АДГ, оказывает антидиуретическое действие.

Самый маленький человек

Хэ Пинпин родился в городе Уланьчабу (Монголия) в 1988 году. При рождении его рост был меньше размера ладони взрослого человека, а вес составлял менее 500 граммов. В детстве родители были вынуждены кормить его молоком через тонкую соломинку, так как его рот был слишком маленьким для принятия пищи. Ходить и говорить Пинпин начал лишь в 3-4 года. В 18 лет его рост остановился на 74 сантиметрах, а вес - на 7 килограммах.

Самые большие люди

Избыток соматотропного гормона (СТГ) дал миру великанов. Если заболевание начинается в раннем возрасте, то возникает гигантизм, если в зрелом - акромегалия. Согласно Книге рекордов Гинесса, самым высоким мужчиной был Роберт Першинг Уодлоу, родившийся в 1918 году в США. Его рост составлял 272 сантиметра (размах рук 288 сантиметров).

Однако, по данным отечественной книги рекордов Диво, самым высоким в мировой истории был российский гражданин Федор Махов. Его рост составлял 2 метра 85 сантиметров при весе 182 килограмма.

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция


ПОЛОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ – СЕМЕННИКИ И ЯИЧНИКИ.

Вырабатывают: семенники – андрогены, яичники – эстрогены. В мужском как и в женском организме выделяются и мужские, и женские половые гормоны, но в разных количествах – у мужчин больше вырабатывается мужской половой гормон, а у женщин – женский. Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы.

При нарушении этого соотношения у полов появляются вторичные признаки противоположного пола. Так, у мужчин могут увеличиться молочные железы, округлиться бедра и т.д. И наоборот.

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция


ГОРМОНЫ

Гормоны - сигнальные химические вещества, выделяемые эндокринными железами непосредственно в кровь и оказывающие сложное и многогранное воздействие на организм в целом либо на определённые органы и ткани.

Гормоны вырабатываются в ничтожно малом количестве, например, в сутки человеку требуется 0,000003 г витамина В, а гормона адреналина - в 1000 раз меньше (15 г его хватило бы с избытком для всех людей земного шара!

Свойства гормонов

1. Орган, на который действуют гормоны, может быть расположен далеко от желез;

2. Действие гормонов строго специфично: одни действуют на определенные органы – мишени, другие на определенный тип обменных процессов.

3. Гормоны обладают высокой биологической активностью и оказывают действие в очень низких концентрациях.

4. Гормоны сравнительно быстро разрушаются в тканях

Функции гормонов

1. Обеспечивают рост и развитие организма.

2. Обеспечивают адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

3. Обеспечивают гомеостаз

4. Контролируют процессы обмена веществ.

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция


Оценка «3»

1. Контролируют и регулируют деятельность организма человека системы:

А)  пищеварительная и нервная

Б)  кровеносная и эндокринная

В)  нервная и эндокринная

2. Гормоны — это биологически активные вещества, которые вырабатываются в железах

    А)     слюнных и сальных

    Б)     пищеварительных

    В)     внутренней секреции

3.  К железам внешней секреции относятся:

А) потовые и сальные  железы              

Б) половые железы и поджелудочная    

В) щитовидная железа и гипофиз        

Г) надпочечники

Оценка «4»

  1. Выберите 3 правильных ответа. Выберите железы относящиеся к эндокринной системе
  1. потовые железы
  2. печень
  3. надпочечники
  4. щитовидная железа
  5. гипофиз
  6. железы стенок желудка

2.  Железы внутренней секреции выделяют:

А)  витамины                                              Б) гормоны  

В) пищеварительные соки                        Г) пот и кожное сало

3.  К железам смешанной секреции   относятся

А) потовые и сальные  железы                Б) половые железы и поджелудочная    

В) щитовидная железа и гипофиз           Г) надпочечники

Оценка «5»

  1. Установите соответствие между типом желез и их характеристикой

Секрет  

Тип желез

А) образуют эндокринную систему

Б) выделяют секрет на поверхность тела

В) вырабатывают гормоны

Г) имеют выводные протоки

Д) выделяют секрет в кровь

Е) выделяют секрет полость органов

1) железы внутренней секреции

2) железы внешней секреции

2. Установите соответствие между названием железы и ее признаками

Признаки

Железа

А) выделяет свой секрет в проток

Б) участвует в пищеварении

В) регулирует обмен веществ

Г) относится к железам внутренней секреции

Д) секрет выделяется в кровь

Е) является железой внешней секреции

1) печень

2) щитовидная железа

3. Гормоны, образованные эндокринными железами, выделяются:

А) В полость тела

Б) В полость кишечника

В) В кровь

Оценивание результатов:

Тест: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов

Выбор трех ответов: правильный ответ – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.

Установление соответствия: правильный ответ – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов.


1. Больная жалуется на мучительное сердцебиение, быструю утомляемость, говорит нервно, возбужденно. Выражение лица какое-то странное: не то гневное, не то испуганное. Глаза выпучены, блестят. Щитовидная железа заметно увеличена.

  1. До 14 лет я была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители мои здоровы. В 13 лет я перенесла воспаление поджелудочной железы – панкреатит.

3. В 25 лет я попал под машину и получил сотрясение мозга. Пролежал 2 месяца и был выписан. Спустя месяц стали мучить сильные головные боли, которые продолжались целый год. За это время увеличились в размерах нос, кисти рук и стопы ног. Это привело меня в больницу.

4. На  репродукциях   Рубенса  (полотно «Соломенная шляпка»)  изображена женщина. Но на лице: худощавость, бледность, выпуклые глаза. О чем это свидетельствует.

5. Отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мной лежало живое человеческое существо, но что это было такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий как лезвие ножа; губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос»

6. Больной вял, сонлив, равнодушен к окружающему, быстро устает, у него снижается обмен веществ, падает температура тела,   волосы становятся редкими, а кожа сухой, желтоватой, возникает одутловатость, появляются отеки.