ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
статья
современные педагогические технологии использумые в изучении курса биологии в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii_na_urokah_biologii.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
2020 год принес человечеству очередной вызов — пандемию коронавируса, которая заставила каждого изменить что-то в своей жизни. Школьному образованию пришлось кардинально перестраиваться. Приход пандемии сделал всеобщим дистанционное образование и поставил нас перед необходимостью быстрых изменений технологий при сохранении качества образования. Учителям пришлось по-новому учить, ученикам по-новому учиться, а родители оказались очень активно вовлечены в этот процесс обучения и воспитания. Но главным уроком пандемии стала реальность быстрых изменений, которые в любой момент могут произойти.
В современных условиях, в период возрастания объема информации и знаний, задача учителя состоит в том, чтобы научить детей справляться с этим потоком информации, уметь разделять важное и второстепенное, выделять и запоминать ценную информацию и пропускать неважную.
Таким образом, учитель, пытающийся подобрать технологии для обучения детей и достижения важных предметных и метапредметных результатов, оказывается в ситуации очень трудного выбора. И всё это происходит в условиях катастрофической нехватки времени для преподавания биологии. От того, как учителю удается вызвать интерес учащегося к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависят результаты обучения и воспитания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Технология проблемного диалога
Проблемно-диалогическая технология [8] даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы — это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения — этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Таким образом, проблемно-диалогическое обучение — это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога.
Технология продуктивного чтения
Технология продуктивного чтения или формирования типа правильной читательской деятельности [10] или технология развития критического мышления через чтение и письмо [11]. Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения. • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). • Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. • Постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения. • Первичное чтение текста. ▪ Самостоятельное (просмотровое) чтение в классе или чтениеслушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. ▪ Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств — на выбор учителя). ▪ Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с Перечитывание текста. ▪ Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). ▪ Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. • Беседа по содержанию текста. ▪ Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. ▪ Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. • Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
• Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
• Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование
основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Технология дифференцированного обучения
Дифференциация — это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному. В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса, соответствующего определённым особенностям учеников. Индивидуальные особенности могут учитываться для того, чтобы сделать обучение более эффективным и максимально раскрыть индивидуальность ученика. Необходимость дифференциации проистекает от имеющихся у людей различий. Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быть различным для разных учащихся, но с обязательным для всех выделением инвариантной части. Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы. Таким образом, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближённым к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям. Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей подходить индивидуально к каждому ученику. Основная её задача — создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.
Метод проектов
Метод проектов — это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы. Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами: • в центре творческой деятельности находится ученик, его индивидуальные интересы, учитывается темп его работы, уровень обученности; • в процессе работы над проектом организуется коллективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, наставником, экспертом; • участники проектной деятельности свободны в выборе темы проекта, подтемы, партнёров в разработке проекта, источников и способов получения информации, методов исследования, формы представления результатов; • проект должен быть связан с реальной жизнью и быть личностно-значимым. Исследовательский проект — один из типов проекта. В нашей деятельности мы используем именно этот тип проектов по ряду причин:
защита индивидуального проекта на научно-практической конференции «»Мы будущее XXI века»» является этапом ежегодной промежуточной аттестации для наших учеников; • все выпускники школы поступают в ведущие вузы страны, где им необходимо будет писать дипломную работу, а впоследствии, возможно, заниматься исследовательской деятельностью; • в задания ЕГЭ по биологии вводят исследовательские задания; • наши ученики принимают участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии или экологии, где практический этап с исследовательским заданием или защита проекта являются обязательными.
Кейс-технология
Кейсовая технология (метод) — это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определённому формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, её обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями
Данная технология опирается на совокупность определённых дидактических принципов: во-первых, разрабатывается учебное задание проблемного типа, ориентированное на практическую ситуацию; во-вторых, нет однозначного ответа на познавательный проблемный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. Задача учителя сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле; в-третьих, акцент образовательной деятельности переносится не только на овладение готовым знанием, сколько на его выработку, на сотворчество учащихся и учителя
Роль учителя состоит в направлении дискуссии или беседы при помощи проблемных вопросов, в мотивации учащихся уклониться от поверхностного мышления, во включении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношение к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу и для её решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)
Цифровые технологии
Новые требования образования диктуют и условия для создания современной образовательной среды, которая должна быть оснащена современным оборудованием. Выполнять требования стандартов ФГОС, причем это делать легко и без какого то надрыва помогают учителю компьютерные датчики цифровой лаборатории РАSCO. РАSCO лаборатории это высоко технологические научные лаборатории с широким спектром оборудования. Это комплекты оборудования и программного обеспечения для сбора и анализа данных естественнонаучных экспериментов. При помощи датчиков есть возможность демонстрировать опыты по широкому спектру предметов естественно научных дисциплин (химии и биологии, физики,географии).
Применение лабораторий значительно повышает наглядность, как в ходе самой работы, так и при обработке результатов благодаря новым измерительным приборам, входящим в комплект лаборатории Оборудование цифровой лаборатории универсально, может быть включено в разнообразные экспериментальные установки, проводить измерения в «полевых условиях», экономить время учеников и учителя, побуждает учеников к творчеству, давая возможность легко менять параметры измерений.
С помощью оборудования PASCO возможна реализация проблемно-исследовательского подхода в образовании: от эксперимента к теории и самостоятельному выводу закона, связанного с явлением. Ребенку легче запоминать и усваивать информацию, если он ее видит, слышит, проводит своими руками опыты, может обсудить предположения, результаты эксперимента и собственные выводы со сверстниками и преподавателем.
Использование цифровых лабораторий способствует значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом получая не только знания в области естественных наук, но и опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт взаимодействия исследователей, опыт информационного поиска и презентации результатов исследования. Учащиеся получают возможность заниматься исследовательской деятельностью, не ограниченной темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные.
Литература
Долгоруков А. М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // Социальная сеть
работников образования nsportal.ru. — 2013. — URL: http://www.vshu.ru/ lections.
php?tab_id=3&a=info&id=2600 (дата обращения: 20.01.2015).
[2.] Козлова С. В. Применение кейс-технологии на уроках биологии // Теория и
практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф.
(г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 301-302.
[3.] Комиссарова Н. Н. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] // Социальная сеть
работников образования nsportal.ru. — 2013. — URL: http://volkov.mmmtasty.ru/
entries/31269 (дата обращения: 13.01.2015)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии.
Построить учебный процесс с учетом потребностей и способностей каждого ученика возможно только лишь с применением новых образовательных технологий...
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Использование современных технологий на уроках, педагогических технологий на уроках биологии
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы...
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии
Данная статья содержит краткую информацию о некоторых педагогических технологиях, используемых на уроках биологии....
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии. Методические рекомендации по предмету биология.
Изучение биологии в общеобразовательной школе направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности ученика. Построить учебный процесс с учетом потребностей и способнос...
Использование современных педагогических технологий на уроках биологии.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит о том, что...
«Использование современных педагогических технологий на уроке биологии»
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия обществаявляется состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляютважнейший резерв страны, который будет опреде...