Рабочая программа Индивидуального итогового проекта по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс)
Предварительный просмотр:
МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРГУЗИНСКИЙ РАЙОН»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Уринская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Председатель МО заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Уринская СОШ»
Мазур Е.М. \______ Ахмадулина Н.В\_____ Аксентьева Г.Л.\______
Протокол №__ от «__»___2022 «__»____2022 приказ №_____ от « _»___ 2022
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Индивидуального итогового проекта по биологии
Разработчик программы:
Куркина Н.В.
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол №___ от
«___» _____2022 г.
с. Уро
2022 г.
Срок действия программы 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуального итогового проекта по биологии для обучающихся 10 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции от 27.06.2017).
3. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ Уринская СОШ
4. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [ С.В. Третьякова ]. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-02839-0
5. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Цель:
- формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально-значимой проблемы
Задачи:
- сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
- мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану учебный курс «Индивидуальный проект» представляет собой обязательную особую форму организации деятельности (учебное исследование или учебный проект) и входит в учебные планы и индивидуальный план (ИП) учащегося на уровне среднего общего образования на изучение которого отводится в 10-ом классе 1 час в неделю, 34 часа в год.
Сроки реализации: 34 учебные недели.
Основная функция данной формы деятельности — это развитие метапредметных умений, а также исследовательской компетентности, предпрофессиональных навыков и творческих способностей в соответствии с интересами и склонностями лицеиста.
Индивидуальный проект выполняется старшеклассником в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информа¬ционного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, игрового в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образо¬вания, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 и Положением об индивидуальном проекте в образовательной организации.
1. Планируемые результаты освоения
учебного предмета биология 10 класс
Планируемые личностные результаты включают:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопре-делению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- систему значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, антикоррупционное мировоззрение, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Планируемые метапредметные результаты включают:
- освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике;
- самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Планируемые предметные результаты:
- умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
- владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В результате освоения учебного курса «Индивидуальный проект» у обучающегося
сформируются:
- навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной де-ятельности;
- навыки проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность ставить цели и формулировать гипотезу исследования, планировать работу, выбирать и интерпретировать необходимую информацию, структурировать и аргументировать результаты исследования на основе собранных данных;
- системные представления и опыт применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
- навыки разработки, реализации и общественной презентации результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;
- навыки участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;
- умения определять и реализовывать практическую направленность проводимых исследований;
- научный тип мышления, компетентности в предметных областях, учебно-исследо-вательской, проектной и социальной деятельности.
2. Содержание учебного предмета, курса
Раздел 1: Введение (1 часа)
Цели, задачи и содержание курса обучения. Определение понятия «проект» и его понятийно-содержательные элементы. Нормативная правовая база учебного курса «Индивидуальный проект». Виды проектных и исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, модель и др. История технологии проектов. Типовая классификация проектов в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования.
Раздел 2: Инициализация проекта (7 часов)
Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. Циклограмма работы над проектом. Классификация проектов (по доминирующей деятельности учащихся, характеру контактов, продолжительности). Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа. Раздел «Введение». Основная часть работы. Выводы (заключения). Оформление списка литературы, ссылок, рисунков, таблиц, формул.
Основные понятия для изучения: реферат, научный журнал, тезисы, компиляция текста, рабочий вариант, редактирование текста, введение, титульный лист, выводы, заключение, цитаты, ссылки, стилистические «запреты».
Формы продуктов проектной деятельности. Паспорт проекта. Оформление проектной папки. Виды презентации. Система оценивания проектной деятельности.
Общая характеристика проектной и учебно-исследовательской деятельности. Структура и специфика проектной и учебно-исследовательской (научной) деятельности. Основные понятия: проблема, предмет и цель исследования. Взаимосвязи проблемы, предмета и цели исследования. Источники и условия исследовательского поиска.
Основные понятия для изучения: наука, факт, научное знание, закон, теория, логика, проблема, предмет, объект, цель исследования, диагностика, интерпретация.
Раздел 3: Управление завершением проекта, курсовых работ (18 часов)
Методы исследования и их характеристическая составляющая. Тема исследования. Актуальность исследования. Противоречия и проблемы. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и эмпирического исследования. Статистические методы и средства формализации.
Основные понятия для изучения: тема исследования, актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задача, эмпирические методы, теоретические методы, методы диагностики, объяснения, наблюдения, эксперимента, опроса, метод беседы, метод изучения продуктов деятельности, статистические методы.
Вариативность поиска и обработки информации. Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав.
Защита исследовательского проекта, презентация проекта. Особенности подготовки к защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ. Формы письменной продукции: доклад, реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций проектов. «Подводные камни» защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о научной этике, межличностное общение и коммуникативные навыки. Невербальное общение и проблема эмоционального самовыражения. Вербальное общение. Технология ком¬муникации. Основные стили в общении. Рефлексия.
Основные понятия для изучения: доклад, статья, тезисы, научный отчет, научные семи¬нары, научная и научно-практическая конференция, конгресс, симпозиум, монография, отзыв, рецензия, процедура защиты, «подводные камни» на защите. Оформление результатов исследования.
Раздел 4: Предварительная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ (8 часов)
3.Тематическое планирование 10 класс
(базовый уровень; 34 ч (1 ч/нед)
№ п/п | Название разделов и темы | Всего часов | В том числе |
практических работ | |||
1 | Раздел 1: Введение | 1 | 0 |
2 | Раздел 2: Инициализация проекта | 7 | 3 |
3 | Раздел 3: Управление завершением проекта, курсовых работ | 18 | 9 |
4 | Раздел 4: Предварительная защита результатов проектной деятельности, курсовых работ | 8 | 8 |
Всего | 34 | 20 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Факт-я дата | План-я дата | Тема урока | Домашнее задание к следующему уроку | Примечание/ формы контроля (пр/р.) | ||
Раздел 1: Введение 1 час | |||||||
Организация работы учебного курса. Определение понятия «проект» и его понятийно-содержательные элементы. | Работа в тетради | ||||||
Раздел 2: Инициализация проекта часов 7 часов | |||||||
Основные требования к проекту. Структура учебного проекта. | Работа в тетради | ||||||
Практическое занятие. Понятие и определение проблемы и актуальности темы. Выбор и формулировка темы проекта. Вариативность направления тем | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
Формы продуктов проектной деятельности. Паспорт проекта. Оформление проектной папки. Виды презентации. Система оценивания проектной деятельности | Работа в тетради | ||||||
Структура и специфика проектной и учебно-исследовательской (научной) деятельности. Основные понятия: проблема, предмет и цель исследования. | Работа в тетради | ||||||
Тема исследования. Актуальность исследования. Противоречия и проблемы. Определение объекта, предмета, гипотезы, цели и задач исследования | Работа в тетради | ||||||
Практическое занятие. Виды гипотез, их формулировка, взаимосвязь с темой, целью, задачами проекта, предметом и объектом исследования | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
Практическое занятие. Составление плана работы над проектом | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
Раздел 3: Управление завершением проекта, курсовых работ 18 часов | |||||||
Исследовательские методы и методики. Методы теоретического и эмпирического исследования | Работа в тетради | ||||||
| Практическое занятие. Применение методов исследования (опрос, беседа, тестирование, наблюдение, диагностика, изучение продуктов деятельности человека, эксперимента) | Работа в тетради | Практическое занятие | ||||
| Статистические методы и средства формализации | Работа в тетради | |||||
Практическое занятие. Проведение статистического анализа. Вариативность расчетов и научная надежность выводов | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
Виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Этические законы заимствования информации, соблюдение авторских прав. Практическое занятие. Работа с информацией и первоисточниками | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
| Практическое занятие. Работа с понятийным аппаратом в соответствии с выбранной темой | Работа в тетради | Практическое занятие | ||||
Практическое занятие. Моделирование эксперимента. Разновидности исследовательской и экспериментальной деятельности | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
| Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа. ГОСТ | Работа в тетради | |||||
Структура раздела «Введение». Основные требования и приемы оформления | Работа в тетради | ||||||
Практическое занятие. Правила оформления письменных работ учащихся. Основные требования к структуре работы. Оформление титульного листа и раздела «Введение» | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
| Правила оформления основной части работы | Работа в тетради | |||||
Правила оформления раздела «Выводы» и «Заключение» в работе | Работа в тетради | ||||||
Практическое занятие. Оформление разделов «Выводы» и «Заключение» в индивидуальных проектах | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
| Практическое занятие. Правила оформления ссылок, рисунков, таблиц, формул. Правила оформления иллюстративного материала (чертежи, графики, фотографии, рисунки, схемы, диаграммы) | Работа в тетради | Практическое занятие | ||||
Особенности подготовки к защите письменных работ. Подготовка текста выступления. Подготовка отзывов и рецензий. Общие правила процедуры защиты письменных работ | Работа в тетради | ||||||
Формы письменной продукции: доклад, реферат, тезисы, научный отчет, статья. Виды презентаций проектов | Работа в тетради | ||||||
Практическое занятие. Практика написания статьи, отзыва, тезисов. Составление презентации. Основные правила защиты проекта | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
«Подводные камни» защиты проекта, психологическая помощь. Понятие о научной этике. Искусство полемики. Правила поведения в дискуссии. Искусство отвечать. Подготовка текста выступления | Работа в тетради | ||||||
Раздел 4: Защита результатов проектной деятельности, курсовых работ 8 часов | |||||||
| Практическое занятие. Проведение предварительной защиты проекта | Работа в тетради | Практическое занятие | ||||
| Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные консультации учителя | Работа в тетради | Практическое занятие | ||||
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные консультации учителя | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные консультации учителя | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные консультации учителя | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные консультации учителя | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные консультации учителя | Работа в тетради | Практическое занятие | |||||
34. | Индивидуальная практическая работа учащихся над проектом и индивидуальные консультации учителя | Работа в тетради | Практическое занятие | ||||
Итого: 34ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Индивидуальный учебный проект" 10-11 классы
Рабочая программа учебного предмета «Индивидуальный учебный проект» представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, содержание учебного предмет...
Рабочая программа "Индивидуальный учебный проект" 10-11 классы
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизиров...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 6 классе «Биология покрытосеменных растений Ярославской области"
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 6 классе "Биология покрытосеменных растений Ярославской области"...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 7 классе «Биология животных Ярославской области»
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 7 классе "Биология животных Ярославской области"...
рабочая программа "индивидуальный итоговый проект" в 9 классе 34ч.
Планируемые результаты учебного предмета «Итоговый индивидуальный проект» в 9 классе. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:1)...
«Индивидуальный итоговый проект». Методические рекомендации по написанию итогового индивидуального проекта для обучающихся 9 и 11 класса изучающих английский язык
мнтодические рекомендации...
Рабочая программа "Индивидуальный итоговый проект"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Индивидуальный итоговый проект» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образо...