Педагогический проект "Красивый мир своими руками"
проект по биологии (11 класс)
Этот проект посвящён профессиональному определению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект практико -ориентирован. | 56.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 II вида имени Ф.А. Рау»
Педагогический проект
Красивый мир своими руками
(Профессиональное определение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
Исполнитель:
Шатова Светлана Николаевна
учитель биологии
2014 г.
Содержание | Страница |
1. Обоснование необходимости проекта | 3 |
2. Цели и задачи педагогического проекта | 4 |
3. Участники проекта | 5 |
4.Описание проекта: стратегия и механизмы | 6 |
достижения поставленных целей | |
5.Рабочий план реализации проекта | 7 |
6.Прогнозируемые результаты | 16 |
7. Оценка рисков | 17 |
8. Дальнейшее развитие проекта | 17 |
9.Список литературы | 18 |
1.Обоснование необходимости проекта
Наша школа особенная. В ней обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с разной потерей слуха. Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".
Проведенные в последние десятилетия экспериментальные исследования (А.П. Гозова, Н.И.Букин, Э.Л.Бурменко, О.Г.Гонца, А.И.Иваницкий, В.Ф.Матвеев, Г.Н.Пенин) показывают, что глухие школьники слабо ознакомлены с разнообразными видами труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, характере и условиях труда в той или иной области. Это приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов.
В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление глухих и слабослышащих учащихся со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны. Поэтому я понимая проблему наших детей и общества решила не задумываясь внести свой вклад и с 1 сентября 2011 года в «ГС (К) ОУ школа – интернат №5» была введена программа для профессионального обучения учащихся по профессии «Садовник», и я как учитель биологии взялась за это сложное дело.
Приложение 1
Для осуществления проекта по садоводству, для выполнения практических занятий ребята имеют небольшой школьный сад, участок, теплицу.
Это позволяет осуществлять предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение, что очень важно в социализации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум. Для прохождения практических занятий по цветоводству наладила связь с ОАО «Галантус», где мы учимся работать цветоводами, где удачно шла интеграция ребят в общество.
Проблема:
а) низкая мотивация школьников к трудовой деятельности;
б) слабое ознакомление с разнообразием профессий;
в) неумение работать на земле;
г) низкая социализация детей с ОВЗ в общество
Гипотеза:
если целенаправленно и систематически использовать возможности предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения, то это позволит:
а) повысить мотивацию школьников к трудовой деятельности;
б) познакомить с профессией «Садовник»;
в) адаптировать старшеклассников к профессиональным условиям
современной жизни;
- Цели и задачи проекта
Цель проекта:
ознакомление с профессией «Садовник», адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья к профессиональным условиям современной жизни, социализировать детей с ОВЗ в общество.
Задачи проекта:
а) социализация учащихся в общество;
б) развивать положительную мотивацию к профессиональной деятельности.
в) научить выращивать в условиях теплиц ОАО «Галантус» цветы;
г) приобщить к прекрасному, создавая красоту своими руками;
Планируемый продукт проекта:
- освоение профессии «Садовник» и получение свидетельства;
- социализация и интеграция ребят в общество.
- повышение мотивации к профессиональной деятельности.
Новизна проекта: развитие у учащихся профессиональных умений в области «Садоводства»;
Сроки проведения проекта: начало в 2011- 2012 учебном году; 2012-2013; 2013-2014; проект продолжается в 2014 - 2015учебном году.
- Участники проекта
Учащиеся: 10 «Б» -11 «Б» класса в 2011 – 2012 учебном году;
11 «Б», 12 «Б» класса в 2012-2013 учебном году;
11 «Б»,12 «Б» класса в 2013-2014 учебном году
В проекте участвовали: 11 учащихся в 2011-2012 учебном году;
11 учащихся в 2012-2013 учебном году;
11 учащихся в 2013-2014 учебном году;
Проект продолжают 5 учащихся 12 «Б» класса
Критерии их отбора: учащиеся «Б» классов это учащиеся II отделения с большой потерей слуха, для которых очень важна социализация и интеграция в общество и трудоустройство после окончания школы. Поэтому проект выполняла с этими детьми.
Среди них 5 мальчиков и 6 девочек.
4.Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
По характеру создаваемого продукта: практический.
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: долгосрочный, рассчитан на 3 года.
По содержанию: учащийся и профессия;
По уровню контактов: сетевой.
Работая над стандартом второго поколения обратила внимание на то, что большое внимание уделяется связи школ с предприятиями и организациями.
Ещё в сентябре 2011 г. я задумалась о налаживании связи с садовым центром «Галантус», но сразу на встречу с генеральным директором не решалась, но планировала.
является самым главным, так как без этого метода невозможно осуществление конечных Участия в проекте целевой аудитории: учащиеся, родители, учитель, администрация школы, администрация ОАО «Галантус», бригадиры цветоводческих бригад ОАО «Галантус», шофёр школьного микроавтобуса.
Для осуществления проекта школа имеет:
-материально- технические ресурсы – это небольшой школьный сад, участок, теплицу, кабинет биологии, компьютер, экран, проектор, два микроавтобуса для перевозки детей;
-информационные ресурсы – это наличие литературы по садоводству, интернет – ресурсы;
-кадровые ресурсы– учитель биологии с высшим образованием, педагог аттестован на I квалификационную категорию, которая уже много лет работает в школьной теплице и на пришкольном участке;
Для решения задач проекта я выбрала следующие методы: анкетирование, диагностика, наблюдение, практические занятия, беседы. Практический метод целей проекта.
5.Рабочий план реализации проекта
Педагогический проект «Красивый мир своими руками» рассчитан на 3 года и предполагает прохождение 4 основных этапов.
Этапы реализации проекта
1 этап: теоретический – I- II четверть 2011 учебного года.
2 этап: диагностика и мониторинг.
3 этап: практический – 2012 – 2013, 2013- 2014 учебный год.
4 этап: аналитический – 2014 г. Анализ результатов, обобщение опыта.
Этапы | Сроки | Основные мероприятия | Участники, место проведения |
1.Теоретический этап. | I четверть 2011-2012 уч. г. | 1.Изучение проблемы 2.Составление программы курса. | Учитель Учитель Школа |
2.Этап диагностики и мониторинга. | 2 четверть 2011-2012 уч. г. | 1.Анкетирование родителей 2.Диагностика уровня мотивации у учащихся к профессиональной подготовке по профессии «Садовник». 3. Состояние слуха (степень тугоухости, группа глухоты) | Учитель, родители Учитель, учащиеся, педагог – психолог. Учитель-дефектолог слухового кабинета, учащиеся. Школа. |
3.Практический этап. | Сентябрь 2011 г. Декабрь 2011 г. Апрель 2012 г. 2012 -2013 учебный год 2013 -2014 учебный год | 1.Первые практические занятия на школьном участке ( посадили в грунт гиацинты, тюльпаны, примулу). школьной теплице. Первые практические занятия в школьной теплице (посадка зелени) 2.Посадка гиацинт. 3.Посадка первой яблони и первых малиновых кустов. 4. Выращивание тюльпанов. 5. Выращивание роз. | Учитель, учащиеся. Школьный участок. Школьная теплица. Учитель, учащиеся, бригадир цветоводов. ОАО «Галантус» Учитель, учащиеся. Школьный участок. Учитель, учащиеся, бригадир цветоводов. ОАО «Галантус» Учитель, учащиеся, бригадир цветоводов. ОАО «Галантус» |
4. Аналитический этап Оценка эффективности реализации проекта. | IV четверть 2014 учебного года | Мониторинг. Продукт проекта. Выводы. | Все участники проекта. |
5.1 Теоретический этап
Перед школой стоят задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций. И задуманный мною проект, как нельзя лучше, реализует эти компетенции решит возникшие проблемы.
Написала программу, что было очень непросто. Запланировала теоретические и практические занятия. Затем я стала планировать практические работы на участке. Особенность моего проекта в том, что результат нельзя увидеть сразу, необходимо ждать.
Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Готовность учащихся сознательно выбирать профессию обусловлена различными факторами: информированностью о наиболее распространённых видах труда, знанием требований, предъявляемым в конкретных видах труда к субьектам трудовой деятельности, и путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценивать личные качества для овладения избранной специальностью.
5.2.Этап диагностики и мониторинга.
Прежде чем приступить к реализации проекта, была проведена
диагностика: (11 обучающихся)
а) анкетирование родителей
Перед началом проекта я решила привлечь родителей и провести анкетирование. По результатам анкет увидела следующее.
Вопрос | Да | Нет | Не знаем |
Хотите ли вы чтобы Ваш ребёнок освоил профессию «Садовод»? | 70% | - | 30 % |
Как вы думаете повлияет ли это на их профессиональное определение? | 50% | 20% | 30% |
Увеличится ли круг общения, речь детей, словарный запас при выполнении практических работ в теплице и проходя практику в садовом центре «Галантус»? | 100 % | - | - |
Пригодится ли это вашим детям в личной жизни? | 100% | - | - |
Ответы родителей для меня стали решающими к началу действия.
б) школьный психолог
В I четверти 2011-2012 учебного года провели диагностику ребят - отношении к профессиональной подготовке по специальности «Садовник».
100 | Низкая мотивация | ||||||||
90 | |||||||||
80 | |||||||||
70 | |||||||||
60 | Средняя мотивация | ||||||||
50 | |||||||||
40 | |||||||||
30 | |||||||||
20 | Высокая мотивация | ||||||||
10 | |||||||||
Диагностика показала не высокий уровень мотивации. Высокую мотивацию имеют 20 % опрошенных – это ребята, которые хотят работать физически, работать с растениями на земле.
50 % в неопределённости – и хотят и не хотят.
30% категорически не хотят работать физически, ни на земле, ни ещё где либо.
в) учитель- дефектолог слухового кабинета
Ф.И. обучающихся | Состояние слуха (степень тугоухости, группа глухоты) | |
П/У | Л/У | |
1. | 2 гр. глухоты | 2 гр. глухоты |
2. | 3 гр. глухоты | 4 гр. глухоты |
3. | 4 ст. т/у | 3 гр. глухоты |
4. | 4 ст. т/у | 4 ст. т/у |
5. | 4 ст. т/у | 3 гр. глухоты |
6. | 3 гр. глухоты | 3 гр. глухоты |
7. | 4 ст. т/у | 4 ст. т/у |
8. | 4 гр. глухоты | 3 гр. глухоты |
9. | 3 гр. глухоты | 4 ст. т/у |
10. | 3 гр. глухоты | 4 ст. т/у |
11. | 4 ст. т/у | 4 ст. т/у |
подтвердила, что большинство учеников имеют низкий уровень речевого развития, обусловленный тяжелой потерей слуха. Ребята нуждаются в развитии словарного запаса при общении вне школы со слышащими людьми.
5.3 Практический этап
5.3.1 Первые практические занятия на школьном участке и в теплице.
Я стала планировать практические работы на участке. В сентябре посадили в грунт гиацинты, тюльпаны, примулу. Начали первые занятия в школьной теплице в октябре 2011 г. В декабре уже был первый результат – ребята принесли зелёный лук в школьную столовую на обед.
Приложение 2
5.3.2. Посадка гиацинт
В ноябре 2011 г. решилась на встречу с генеральным директором ОАО «Галантус» Казанковым Ю.В. При встрече с директором наблюдалась удивительная доброжелательность к моим предложениям о сотрудничестве и организации практики по цветоводству, он отмечал, что такого предложения от никогда не получал. Директор дал согласие. Я наладила контакт с заместителем директора и в конце ноября мне дали согласие на первое посещение. Свою работу в садовом центре «Галантус» начали с посадки гиацинт в декабре.
Узнали, что весь посадочный материал «Галантус» закупает в Голландии. Познакомились с технологией выращивания гиацинт. Оказывается для того, чтобы в феврале получить красивые гиацинты, ими надо заниматься уже в ноябре.
Приложение 3
В декабре 2011 г. я уже делилась своим маленьким опытом на международной конференции, которая проходила в Калуге. Научно – образовательный центр «Социальная защита детей и молодёжи» Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. «Внедрение программ и учебно – методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья (разработанных в рамках ФЦПРО в 2010 году для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта)». Моё выступление всем очень понравилось, даже участникам из ямало-ненецкого автономного округа.
Приложение 4
5.3.3.Посадка первой яблони и первых малиновых кустов.
Приложение 5
Этой же весной расцвели удивительные первоцветы. Ребята гордились своими успехами и постепенно на глазах менялось отношение к трудовой деятельности, появлялись в лексике новые сложные и красивые слова, которых раньше ребята не знали.
5.3.4.Выращивание тюльпанов.
Закончился 2011-2012 учебный год. Начался 2012 -2013 учебный год и мы решили его посвятить тюльпанам, очень ими ребята заинтересовались. Теперь мы уезжали на практику в «Галантус» как к себе домой, нас там ждали и полюбили моих глухих детей.
Приложение7
По итогам моей работы, администрация предложила принять участие в работе регионального круглого стола «Межведомственный подход к включению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» (28 ноября 2013 года, который проходил в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского») Я рассказывала о социализации ребят посредством сотрудничества с ОАО «Галантус». Эта работа была новой для всех, и поэтому моим выступлением очень заинтересовались.
Приложение 8
Весной 27 марта 2013 г. в нашей школе проходили региональные IV межшкольные педагогические чтения за разработку и внедрение современных инновационных моделей общего и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; участники - педагоги интернатных учреждений Калужской области. Я за своё выступление получила 1 место и была награждена Дипломом I степени «Золотая «Калужница». В своём выступлении я представила свои наработки за два года. У меня просили мою презентацию все педагоги, чтобы показать такую красоту своим детям.
Приложение 9
24 июня 2013 г. мои ребята получили первые свидетельства в том, что они прошли обучение по программе профессиональной подготовки «Садовник».
Приложение 10
5.3.4. Выращивание роз.
2013 -2014 учебный год мы решили посвятить розам. Перед этим мы долго ходили мимо теплиц с розами и мечтали там поработать, мечтали познакомиться с особенностями выращивания роз в теплицах. Наша мечта сбылась, мы смогли и это.
Приложение 11
Мы не остановились на достигнутом и в 2014 – 2015 решили продолжить свой проект. Нас поддержали родители, администрация. Ребята говорили, что в 12 классе нужно много готовиться к урокам, чтобы сдать экзамены, но очень хочется в «Галантус». Съездили - посмотрели.
Приложение 12
В декабре поедем сажать новые лилии, мы ещё о них мало знаем.
Мой проект, на лицо имеет практическую, теоретическую, познавательную значимость. Очень велик воспитательный аспект моего проекта: главное -это формирование умения работать в коллективе, общаться со слышащими взрослыми. Как следствие этого добиваюсь главной цели: социализация ребят в общество путём освоения профессии «Садовник» на промышленном предприятии, сохраняю остаточный слух ребят. Я горжусь тем, что моя ученица Карташова Даша устроилась на работу в ОАО «Галантус» летом 2013 г. (сразу после окончания школы ).
5.4. Аналитический этап. Оценка эффективности реализации проекта
Результаты повторной диагностики (4 четверть 2013 уч. г.)
%
100 | Низкая мотивация | ||||||||
90 | |||||||||
80 | |||||||||
70 | |||||||||
60 | Средняя мотивация Высокая мотивация | ||||||||
50 | |||||||||
40 | |||||||||
30 | |||||||||
20 | |||||||||
10 |
Результат диагностики позволяет уверенно говорить, что уровень мотивации к профессиональной деятельности значительно повысился.
Высокую мотивацию имеют 60 % опрошенных – это ребята, которые хотят работать садоводами.
- % в неопределённости – и хотят и не хотят.
10% категорически не хотят работать ни на земле, ни ещё где либо, одну девочку так и не удалось смотивировать к профессиональному определению.
Оценка речевого развития.
Вывод учителя-дефектолога слухового кабинета.
Знание педагогом индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивает ему свой максимальный уровень успешного продвижения.
Продукт проекта со стороны учащихся
Освоили профессию «Садовник».;
Научились выращивать в условиях теплиц ОАО «Галантус» гиацинты, тюльпаны, розы;
Учащиеся получили свидетельство – «Садовник»;
Продукт проекта со стороны учителя
Благодарственное письмо администрации ОАО «Галантус» в лице Ю.В .Казанкова за тесное сотрудничество в рамках профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (май 2014 г.);
Приложение 13
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.
Краткосрочные результаты реализации проекта.
Освоить профессию цветовода. Научить выращивать в условиях теплиц ОАО «Галантус» гиацинты, тюльпаны, розы;
Социализировать учащихся в общество.
Адаптировать старшеклассников с нарушением слуха к профессиональным условиям современной среды.
Развить положительную мотивацию к профессиональной деятельности.
Приобщить к прекрасному, создавая красоту своими руками;
Получить свидетельство – «Садовод»
Долгосрочные результаты реализации проекта.
Устройство на работу в ОАО «Галантус», в частные, индивидуальные хозяйства области по специальности «Садовод».
7. Оценка рисков
Риск начался ещё тогда, когда я начала выполнение практических работ в школьной теплице (нежелание работать руками).
Затем когда я решилась позвонить генеральному директору ОАО
«Галантус» Казанкову Юрию Витальевичу в первый раз - я очень боялась, что он мне откажет в сотрудничестве.
Волновалась когда первый раз ехала в «Галантус» на практику с ребятами.
Как встретят нас рабочие, бригадиры садового центра?
Хватит ли времени на осуществление задуманного, ведь используем и урочное и внеурочное.
8. Дальнейшее развитие проекта
Проект находится на стадии реализации, поэтому является незавершённым.
Сроки его дальнейшей реализации 2014 - 2015учебный год.
Готовлю к издательству статью по обобщению опыта своей работы по профессиональному определению детей с ОВЗ.
9. Список литературы
1.Учебное пособие для учащихся 10-11 классов: «Цветоводство открытого грунта» Профильная подготовка школьников. Профессиональная ориентация. 2004 г.
2.Альбом цветоводов. Государственное издательство сельскохозяйственной
Литературы. Москва. 1957 г.
3.Сад и огород. Справочник. Издательство «Советская кубань» 1989 г.
4.А.А.Чувикова, С.П.Потапов, Т.Р.Черных, А.А.Ковалёв
«Практикум по цветоводству»
Издательство. Москва: Колос. 1984 г.
5.Самые красивые декоративные кустарники в вашем саду.
- Чуб В.В.
6.Шесть соток дачного комфорта.
- Гордиенко м В.
7.Современное декоративное садоводство. Цветы.
- Воронова О.В.
8. Дизайн маленького сада
2010 г. Воронова О.В.
Интернет-ресурсы
1. http://www.interlink-media.ru - Электронная библиотека
2. http://www.math.ru/lib - Большая библиотека
3. http://www.mathedu.ru - Биологическое образование: прошлое и настоящее - Электронные библиотеки, школьные учебники, начиная с 18 века.
4. http://www.ug.ru «Учительская газета»
5. http://www.ps.1september.ru Газета «Первое сентября»
6. http://festival.1september.ru/mathematics/page-2 Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»
7.http://www.proshkolu.ru ProШколу.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ковры своими руками (презентация)
работа с синтетической пряжей....
Презентация к уроку технологии: новогодняя елка своими руками
Дидактический материал к урокам технологии....
План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"
Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям"...
Презентация "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"
Данная презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках Москвоского городского конкурса педагогического мастерства и общественного признания -2012, номинация ...
Прекрасное своими руками.
Сценарий внеклассного мероприятия....
Педагогический творческий проект «Книга другу своими руками»
Данный проект долгосрочный. Первая "изюменка" проекта -дети самостоятельны в выборе жанра,героев для своих произведений. Педагог лишь помогает скорректировать уже написанную мысль автора, подобрать ка...