Педагогический проект "Красивый мир своими руками"
проект по биологии (11 класс)

Этот проект посвящён профессиональному определению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект практико -ориентирован.56.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Калужской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калужская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 5 II вида имени Ф.А. Рау»

Педагогический проект

Красивый мир своими руками

(Профессиональное определение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)

           Исполнитель:

Шатова Светлана Николаевна

           учитель биологии

2014 г.

Содержание

Страница

1. Обоснование необходимости проекта

3

2. Цели и задачи педагогического проекта

4

3. Участники проекта

5

4.Описание проекта: стратегия и механизмы

6

    достижения поставленных целей

5.Рабочий план реализации проекта

7

6.Прогнозируемые результаты

16

7. Оценка рисков

17

8. Дальнейшее развитие проекта

17

9.Список литературы

18

   


1.Обоснование необходимости проекта

      Наша школа особенная. В ней обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с разной потерей слуха. Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель, в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

    Проведенные в последние десятилетия экспериментальные исследования (А.П. Гозова, Н.И.Букин, Э.Л.Бурменко, О.Г.Гонца, А.И.Иваницкий, В.Ф.Матвеев, Г.Н.Пенин) показывают, что глухие школьники слабо ознакомлены с разнообразными видами труда и профессий, недостаточно осведомлены о содержании, характере и условиях труда в той или иной области. Это приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов.

В связи с этим первоочередной задачей школы является ознакомление глухих и слабослышащих учащихся со значительно большим количеством профессий вообще и особенно с теми, которые им вполне доступны. Поэтому я понимая проблему наших детей и общества решила не задумываясь внести свой вклад и с 1 сентября 2011 года в «ГС (К) ОУ школа – интернат №5» была введена программа для профессионального обучения учащихся  по профессии «Садовник», и я как учитель биологии взялась за это сложное дело.

Приложение 1

  Для осуществления проекта по садоводству, для выполнения практических занятий ребята имеют небольшой школьный сад, участок, теплицу.

Это позволяет осуществлять предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение, что очень важно в социализации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум. Для прохождения практических занятий по цветоводству наладила связь с ОАО «Галантус», где мы учимся работать цветоводами, где удачно шла интеграция ребят в общество.

    Проблема:

а) низкая мотивация школьников к трудовой деятельности;

б) слабое ознакомление с разнообразием профессий;

в) неумение работать на земле;

г) низкая социализация детей с ОВЗ в общество

Гипотеза:

если целенаправленно и систематически использовать возможности предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения, то это позволит:

    а) повысить мотивацию школьников к трудовой деятельности;

    б) познакомить с профессией «Садовник»;

    в) адаптировать старшеклассников к профессиональным условиям

     современной жизни;

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта:

ознакомление с профессией «Садовник», адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья к профессиональным условиям современной жизни, социализировать детей с ОВЗ в общество.

Задачи проекта:

а) социализация учащихся в общество;

б) развивать положительную мотивацию          к профессиональной деятельности.

в) научить выращивать в условиях теплиц ОАО «Галантус» цветы;

г) приобщить к прекрасному, создавая красоту своими руками;

Планируемый продукт проекта:

- освоение профессии «Садовник» и получение свидетельства;

- социализация и интеграция ребят в общество.

- повышение  мотивации к профессиональной деятельности.

Новизна проекта: развитие у учащихся профессиональных  умений в области «Садоводства»;

        Сроки проведения проекта: начало в 2011- 2012 учебном году; 2012-2013; 2013-2014; проект продолжается  в 2014 - 2015учебном году.

  1. Участники проекта

Учащиеся: 10 «Б» -11 «Б» класса в 2011 – 2012 учебном году;

                   11 «Б», 12 «Б» класса в 2012-2013 учебном году;

                   11 «Б»,12 «Б» класса в 2013-2014 учебном году

                   

В проекте участвовали: 11 учащихся в 2011-2012 учебном году;

                                          11 учащихся в 2012-2013 учебном году;

                                          11 учащихся в 2013-2014 учебном году;

  Проект продолжают 5 учащихся 12 «Б»   класса                            

  Критерии их отбора: учащиеся «Б» классов это учащиеся II отделения с большой потерей слуха, для которых очень важна социализация и интеграция  в общество  и трудоустройство после окончания школы. Поэтому проект выполняла с этими детьми.

Среди них 5 мальчиков и 6 девочек.

              4.Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

По характеру создаваемого продукта: практический.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: долгосрочный, рассчитан на 3 года.

По содержанию: учащийся и профессия;

По уровню контактов: сетевой.

 Работая над стандартом второго поколения обратила внимание на то, что большое внимание уделяется связи школ с предприятиями и организациями.

Ещё в сентябре 2011 г. я задумалась о налаживании связи с садовым центром «Галантус», но сразу на встречу с генеральным директором не решалась, но планировала.

   

является самым главным, так как без этого метода невозможно осуществление конечных Участия в проекте целевой аудитории: учащиеся, родители, учитель, администрация школы, администрация ОАО «Галантус», бригадиры цветоводческих бригад ОАО «Галантус», шофёр школьного микроавтобуса.

Для осуществления проекта школа имеет:

-материально- технические ресурсы – это небольшой школьный сад, участок, теплицу, кабинет биологии, компьютер, экран, проектор, два микроавтобуса для перевозки детей;

-информационные ресурсы – это наличие литературы по садоводству, интернет – ресурсы;

-кадровые ресурсы– учитель биологии с высшим образованием, педагог аттестован на I квалификационную категорию, которая уже много лет работает в школьной теплице и на пришкольном участке;

   Для решения задач проекта я выбрала следующие методы: анкетирование, диагностика, наблюдение, практические занятия, беседы. Практический метод целей проекта.

5.Рабочий план реализации проекта

      Педагогический проект «Красивый мир своими руками» рассчитан на 3 года и предполагает прохождение 4 основных этапов.

Этапы реализации проекта

1 этап: теоретический – I- II четверть 2011 учебного года.

2 этап: диагностика и мониторинг.

3 этап: практический – 2012 – 2013, 2013- 2014 учебный год.

4 этап: аналитический – 2014 г. Анализ результатов, обобщение опыта.

Этапы

Сроки

Основные мероприятия

Участники,

место

проведения

1.Теоретический этап.

I четверть

2011-2012 уч. г.

1.Изучение проблемы

2.Составление программы курса.

Учитель

Учитель

Школа

2.Этап диагностики и мониторинга.

2 четверть

2011-2012 уч. г.

1.Анкетирование родителей

2.Диагностика уровня мотивации у учащихся к профессиональной подготовке по профессии «Садовник».

3. Состояние слуха (степень тугоухости, группа глухоты)

Учитель, родители

Учитель, учащиеся, педагог – психолог.

Учитель-дефектолог

слухового кабинета, учащиеся.

Школа.

3.Практический этап.

Сентябрь 2011 г.

Декабрь 2011 г.

 Апрель

  2012 г.

2012 -2013 учебный год

2013 -2014

учебный    год

1.Первые практические занятия на школьном участке ( посадили в грунт гиацинты, тюльпаны, примулу). школьной теплице.

Первые практические занятия в школьной теплице (посадка зелени)

2.Посадка гиацинт.

3.Посадка первой яблони и первых малиновых кустов.

4. Выращивание тюльпанов.

5. Выращивание роз.

Учитель, учащиеся.

Школьный участок.

Школьная теплица.

Учитель, учащиеся, бригадир цветоводов.

ОАО

«Галантус»

Учитель, учащиеся.

Школьный участок.

Учитель, учащиеся, бригадир цветоводов.

 ОАО

«Галантус»

Учитель, учащиеся, бригадир цветоводов.

 ОАО

«Галантус»

4. Аналитический этап

Оценка эффективности реализации проекта.

IV

  четверть

2014

учебного    года

Мониторинг.

Продукт проекта.

Выводы.

Все участники проекта.

5.1 Теоретический этап

   Перед школой стоят задачи развития личности, формирование у обучающихся не только предметных, но и метапредметных, личностных компетенций. И задуманный мною проект, как нельзя лучше, реализует эти компетенции решит возникшие проблемы.

    Написала программу, что было очень непросто. Запланировала теоретические и практические занятия. Затем я стала планировать практические работы на участке. Особенность моего проекта в том, что результат нельзя увидеть сразу, необходимо ждать.

   Одна из задач специальной школы - помочь глухим учащимся выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею и успешно трудиться в рабочем коллективе. Готовность учащихся сознательно выбирать профессию обусловлена различными факторами: информированностью о наиболее распространённых видах труда, знанием требований, предъявляемым в конкретных видах труда к субьектам трудовой деятельности, и путей приобретения той или иной профессии; умением правильно оценивать личные качества для овладения избранной специальностью.

5.2.Этап диагностики и мониторинга.

   Прежде чем приступить к реализации проекта, была проведена

 диагностика: (11 обучающихся)

а)  анкетирование родителей

 Перед началом проекта я решила привлечь родителей и провести анкетирование. По результатам анкет увидела следующее.

     

Вопрос

Да

Нет

Не знаем

Хотите ли вы чтобы Ваш ребёнок освоил профессию «Садовод»?

70%

-

30 %

Как вы думаете повлияет ли это на их профессиональное определение?

50%

20%

30%

Увеличится ли круг общения, речь детей, словарный запас при выполнении практических работ в теплице и проходя практику в садовом центре «Галантус»?

100 %

-

-

Пригодится ли это вашим детям в личной жизни?

100%

-

-

Ответы родителей для меня стали решающими к началу действия.

б) школьный психолог

В I четверти 2011-2012 учебного года провели диагностику ребят - отношении к профессиональной подготовке по специальности «Садовник».

100

Низкая

мотивация

90

80

70

60

Средняя

мотивация

50

40

30

20

Высокая мотивация

10

   Диагностика показала не высокий уровень мотивации. Высокую мотивацию имеют 20 % опрошенных – это ребята, которые хотят работать физически, работать с растениями на земле.

50 % в неопределённости – и хотят и не хотят.

30% категорически не хотят работать физически, ни на земле, ни ещё где либо.

в)  учитель- дефектолог слухового кабинета

Ф.И.

 обучающихся

Состояние слуха (степень тугоухости, группа глухоты)

П/У

Л/У

1.

2 гр. глухоты

2 гр. глухоты

2.

3 гр. глухоты

4 гр. глухоты

3.

4 ст. т/у

3 гр. глухоты

4.

4 ст. т/у

4 ст. т/у

5.

4 ст. т/у

3 гр. глухоты

6.

3 гр. глухоты

3 гр. глухоты

7.

4 ст. т/у

4 ст. т/у

8.

4 гр. глухоты

3 гр. глухоты

9.

3 гр. глухоты

4 ст. т/у

10.

3 гр. глухоты

4 ст. т/у

11.

4 ст. т/у

4 ст. т/у

 подтвердила, что большинство учеников  имеют низкий уровень речевого развития, обусловленный тяжелой потерей слуха. Ребята нуждаются в развитии словарного запаса при общении вне школы со слышащими людьми.

5.3 Практический этап

5.3.1 Первые практические занятия на школьном участке и в теплице.

 Я стала планировать практические работы на участке. В сентябре посадили в грунт гиацинты, тюльпаны, примулу.  Начали первые занятия в школьной теплице в октябре 2011 г. В декабре уже был первый результат – ребята принесли зелёный лук в школьную столовую на обед.

Приложение 2

5.3.2. Посадка гиацинт

В ноябре 2011 г. решилась на встречу с генеральным директором ОАО «Галантус» Казанковым Ю.В. При встрече с директором   наблюдалась удивительная доброжелательность к моим предложениям о сотрудничестве и организации практики по цветоводству, он отмечал, что такого предложения от  никогда не получал. Директор дал согласие. Я наладила контакт с заместителем директора и в конце ноября мне дали согласие на первое посещение. Свою работу в садовом центре «Галантус» начали с посадки гиацинт в декабре.

Узнали, что весь посадочный материал «Галантус» закупает в Голландии. Познакомились с технологией выращивания гиацинт. Оказывается для того, чтобы в феврале получить красивые гиацинты, ими надо заниматься уже в ноябре.

 Приложение 3

В декабре 2011 г. я уже делилась своим маленьким опытом на международной конференции, которая проходила в Калуге. Научно – образовательный центр «Социальная защита детей и молодёжи» Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. «Внедрение программ и учебно – методических комплектов по предпрофильной подготовке и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья  (разработанных в рамках ФЦПРО в 2010 году для детей с нарушением слуха, зрения, интеллекта)». Моё выступление всем очень понравилось, даже участникам из ямало-ненецкого автономного округа.

Приложение 4

5.3.3.Посадка первой яблони и первых малиновых кустов.

Приложение 5

  Этой же весной расцвели удивительные первоцветы. Ребята гордились своими успехами и постепенно на глазах менялось отношение к трудовой деятельности, появлялись в лексике новые сложные и красивые слова, которых раньше ребята не знали.

5.3.4.Выращивание тюльпанов.

 Закончился 2011-2012 учебный год. Начался 2012 -2013 учебный год и мы решили его посвятить тюльпанам, очень ими ребята заинтересовались. Теперь мы уезжали на практику в «Галантус» как к себе домой, нас там ждали и полюбили моих глухих детей.

Приложение7

  По итогам моей работы, администрация предложила принять участие в работе регионального круглого стола «Межведомственный подход к включению ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве» (28 ноября 2013 года, который проходил в  Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского»)  Я рассказывала о социализации ребят посредством сотрудничества с ОАО «Галантус». Эта работа была новой для всех, и поэтому моим выступлением очень заинтересовались.

Приложение 8

Весной 27 марта 2013 г. в нашей школе проходили региональные  IV межшкольные педагогические чтения за разработку и внедрение современных инновационных моделей общего и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья; участники - педагоги интернатных учреждений Калужской области. Я за своё выступление получила 1 место и была награждена Дипломом I степени «Золотая «Калужница». В своём выступлении я представила свои наработки за два года. У меня просили мою презентацию все педагоги, чтобы показать такую красоту своим детям.

Приложение 9

    24 июня 2013 г. мои ребята получили первые свидетельства в том, что они прошли обучение по программе профессиональной подготовки «Садовник».

Приложение 10

5.3.4. Выращивание роз.

2013 -2014 учебный год мы решили посвятить розам. Перед этим мы долго ходили мимо теплиц с розами и мечтали там поработать, мечтали познакомиться с особенностями выращивания роз в теплицах. Наша мечта сбылась, мы смогли и это.

Приложение 11

 Мы не остановились на достигнутом и в 2014 – 2015 решили продолжить свой проект. Нас поддержали родители, администрация. Ребята говорили, что в 12 классе нужно много готовиться к урокам, чтобы сдать экзамены, но очень хочется в «Галантус». Съездили - посмотрели.

Приложение 12

В декабре поедем сажать новые лилии, мы ещё о них мало знаем.

   Мой проект,  на лицо имеет практическую, теоретическую, познавательную значимость.    Очень велик воспитательный аспект моего проекта: главное -это формирование умения работать в коллективе, общаться со слышащими взрослыми. Как следствие этого добиваюсь главной цели: социализация ребят в общество путём освоения профессии «Садовник» на промышленном предприятии, сохраняю остаточный слух ребят. Я горжусь тем, что моя ученица Карташова Даша устроилась на работу в ОАО «Галантус» летом 2013 г. (сразу после окончания школы ).                                

5.4. Аналитический этап. Оценка эффективности реализации проекта

Результаты повторной  диагностики (4 четверть 2013 уч. г.) 

  %

100

Низкая мотивация

90

80

70

60

Средняя мотивация

Высокая мотивация

50

40

30

20

10

Результат диагностики позволяет уверенно говорить, что уровень мотивации к профессиональной деятельности значительно повысился.

Высокую мотивацию имеют 60 % опрошенных – это ребята, которые хотят работать садоводами.

  1. % в неопределённости – и хотят и не хотят.

10% категорически не хотят работать ни на земле, ни ещё где либо, одну девочку так и не удалось смотивировать к профессиональному определению.

   Оценка речевого развития.  

Вывод учителя-дефектолога слухового кабинета.

Знание педагогом индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивает ему свой максимальный уровень успешного продвижения.

Продукт проекта со стороны учащихся

Освоили профессию «Садовник».;

Научились выращивать в условиях теплиц ОАО «Галантус» гиацинты, тюльпаны, розы;

Учащиеся получили свидетельство – «Садовник»;

Продукт проекта со стороны учителя

Благодарственное письмо администрации ОАО «Галантус» в лице Ю.В .Казанкова за тесное сотрудничество в рамках профессиональной ориентации и предпрофильной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (май 2014 г.);

Приложение 13

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

Краткосрочные результаты реализации проекта.

Освоить  профессию цветовода. Научить выращивать в условиях теплиц ОАО «Галантус» гиацинты, тюльпаны, розы;

Социализировать учащихся в общество.

Адаптировать старшеклассников с нарушением слуха к профессиональным условиям современной среды.

 Развить положительную мотивацию к профессиональной деятельности.

Приобщить к прекрасному, создавая красоту своими руками;

Получить свидетельство – «Садовод»

Долгосрочные результаты реализации проекта.

Устройство на работу в ОАО «Галантус», в частные, индивидуальные хозяйства области по специальности «Садовод».                              

7. Оценка рисков

    Риск начался ещё тогда, когда я начала выполнение практических работ в школьной теплице (нежелание работать руками).

    Затем когда я решилась позвонить генеральному директору ОАО

«Галантус» Казанкову Юрию Витальевичу в первый раз - я очень боялась, что он мне откажет в сотрудничестве.

    Волновалась когда первый раз ехала в «Галантус» на практику с ребятами.

Как встретят нас рабочие, бригадиры садового центра?

    Хватит ли времени на осуществление задуманного, ведь используем и урочное и внеурочное.

   

8. Дальнейшее развитие проекта

Проект находится на стадии реализации, поэтому является незавершённым.

 Сроки его дальнейшей реализации 2014 - 2015учебный год.

Готовлю к издательству статью по обобщению опыта своей работы по профессиональному определению  детей с ОВЗ.

9. Список литературы

1.Учебное пособие для учащихся 10-11 классов: «Цветоводство открытого грунта» Профильная подготовка школьников.  Профессиональная ориентация. 2004 г.

2.Альбом цветоводов. Государственное издательство  сельскохозяйственной

    Литературы. Москва. 1957 г.

3.Сад и огород. Справочник. Издательство «Советская кубань» 1989 г.

4.А.А.Чувикова, С.П.Потапов, Т.Р.Черных, А.А.Ковалёв

    «Практикум по цветоводству»

    Издательство. Москва: Колос. 1984 г.

5.Самые красивые декоративные кустарники в вашем саду.

  1. Чуб В.В.

 6.Шесть соток дачного комфорта.

  1. Гордиенко м В.

7.Современное декоративное садоводство. Цветы.

  1. Воронова О.В.

 8. Дизайн маленького сада

2010 г. Воронова О.В.

        Интернет-ресурсы

1. http://www.interlink-media.ru  - Электронная библиотека

2. http://www.math.ru/lib - Большая библиотека

3. http://www.mathedu.ru - Биологическое образование: прошлое и настоящее - Электронные библиотеки, школьные учебники, начиная с 18 века.

4. http://www.ug.ru «Учительская газета»    

5. http://www.ps.1september.ru Газета «Первое сентября»    

6. http://festival.1september.ru/mathematics/page-2  Фестиваль

педагогических идей «Открытый урок»

7.http://www.proshkolu.ru   ProШколу.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ковры своими руками (презентация)

работа с синтетической пряжей....

Презентация к уроку технологии: новогодняя елка своими руками

Дидактический материал к урокам технологии....

План-конспект открытого занятия "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"

Открытое занятие проводилось в рамках Московского городского конкурса профессионального мастерства и общественного признания -2012, номинация "Сердце, отданное детям"...

Презентация "Украшение своими руками.Hand-made:браслеты"

Данная презентация является дополнением к плану-конспекту открытого занятия, проводимого в рамках Москвоского городского конкурса педагогического мастерства и общественного признания -2012, номинация ...

Прекрасное своими руками.

Сценарий внеклассного мероприятия....

Педагогический творческий проект «Книга другу своими руками»

Данный проект долгосрочный. Первая "изюменка" проекта -дети самостоятельны в выборе жанра,героев для своих произведений. Педагог лишь помогает скорректировать уже написанную мысль автора, подобрать ка...