Урок по теме "Антропогенез" 11 класс
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Урок предназначен для учащихся 11 класса. Содержит большое количество материала, кратко но в полном объеме дает возможность учителю изучить новую тему, проверить знания полученные школьниками за предыдущее время. Урок сопровождается презентацией.
В презентации к уроку по теме Антропогенез содержится основная информация по теме данного урока, а так-же материал для повторения систематики закрепления данной темы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_11_kl._antropogenezt.pptx | 2.1 МБ |
evolyutsiya_cheloveka._polozhenie_cheloveka_v_sisteme_zhivotnogo_mira.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Это живое существо, обладающее даром Мышления и речи, способностью создавать Орудия и пользоваться ими в процессе труда ( С.И.Ожегов)
(ОТ ГРЕЧЕСКОГО «АНТРОПОС» означает «ЧЕЛОВЕК»,«ЛОГОС» «УЧЕНИЕ») – это наука, изучающая происхождение человека. АНТРОПОЛОГИЯ Антропогенез Антропогенез – есть историческое развитие человека
Теория внешнего вмешательства ( паранаучная теория) Теории происхождения человека Эволюционная теория (научная теория) Теория творения (религиозная концепция)
Взгляды, основанные на том, что человека создал Бог или боги. Например: «Первого человека (разумеется мужчину!) создал бог по образу и подобию своему. Увидев, что мужчине одному дискомфортно, тот же бог достал у него ребро и сотворил из этого ребра первую женщину». По месопотамским мифам, боги под предводительством Мардука убили своих прежних правителей Абзу и его жену Тиамат , кровь Абзу смешали с глиной, и из этой глины возник первый человек. Согласно представлениям индуистов, в мире властвовал триумвират — Шива, Кришна и Вишну, которые и положили начало человечеству. Теория творения (религиозная концепция)
Согласно этой теории, появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Теория внешнего вмешательства ( паранаучная теория)
Является наиболее распространённой в современном научном сообществе. Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов — человекоподобных существ путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора. Эволюционная теория (научная теория)
Зачатки эволюционных пред-ставлений о происхождении человека имеются уже в тру-дах античных философов: Анаксимандр, Аристотель, Демокрит , Эмпедокл. Карл Линней в 18 веке поме-щает человека в отряд при-матов с лемуром и обезья-ной .
Ч.Дарвин в труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871г) доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов. Ф. Энгельс в труде «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896г) писал: «Труд создал самого человека»
Доказательства животного происхождения человека
Эмбриологические доказательства.
происхождения человека от животных Сходство в строении зародышей Биогенетический закон (Мюллер и Геккель) «Особь в индивидуальном развитии повторяет историю развития своего вида». У зародыша человека закладываются жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, хвост, пятипузырный головной мозг. Сходство процессов эмбриогенеза у различных групп позвоночных животных
АНАТОМИЧЕСКИЕ
Систематика животных Империя – Надцарство – Царство – Подцарство – Тип – Подтип – Класс – Подкласс – Отряд – Подотряд - Семейство – Род – Вид –
Систематическое положение человека Империя – Клеточные Надцарство – Ядерные Царство – Животные Подцарство – Многоклеточные Тип – Хордовые Подтип – Позвоночные Класс – Млекопитающие Подкласс – Плацентарные Отряд – Приматы Подотряд - Человекообразные Семейство – Люди Род – Человек Вид – Человек разумный
Тип хордовые .
Подтип позвоночные
Класс млекопитающие
Отряд приматы
Семейство гоминид
Род Человек
ВИД : Человек разумный – homo sapiens. Подвид : но mo sapiens sapiens
Рудименты и атавизмы как доказательство животного происхождения человека.
Доказательства происхождения человека от животных Рудименты - органы, которые функционировали у предков, но утратили свое первоначальное значение в процессе эволюции. мелкие волоски на теле копчик аппендикс мелкие мышечные волокна в коже бугорок на ушной раковине третье веко зубы мудрости
Атавизмы – это появление у отдельных организмов данного вида признаков, которые существовали у их отдаленных предков, но были утрачены в процессе эволюции.
Доказательства происхождение человека от животных Атавизмы – признаки, появляющиеся у отдельных людей, которые были свойственны предкам, но утрачены в ходе эволюции. хвост густой волосяной покров дополнительные соски шейная фистула (остатки жаберной щели) когти на пальцах
Отличие человека от животного Обладает мышлением и речью Способен производить орудия труда. использовать их Способен к целенаправленной творческой деятельности
РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ животные Произносят отдельные звуки Речь не связная Не могут объяснять анализировать, рассуждать. человек Произносят звуки, слова, предложения. Речь связная Может решать умственные задачи
Производство и использование орудий труда животные Не изготовляют орудия труда Не могут создать рисунок, чертёж, проект Пользуются инстинктами человек Создаёт различные орудия и приспособления, машины и механизмы Может создать чертёж, проект Выполняет разнообразную работу: может шить, писать, резать, пилить и многое другое.
Целенаправленная творческая деятельность животные Опираются на инстинкты Не ставят цель работы Не проявляют творчество человек Использует мышление Может ставить цель предстоящей работы Проявляет творчество
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока биологии в 11 классе.
Учителя МКОУ Тутончанская СШ Сазоновой Ж.А.
Эволюция человека. Положение человека в системе животного мира.
Цели урока: Познакомить учащихся с развитием взглядов на происхождение человека, сформировать знания о систематическом положении современного человека на основе сходства и различий человека и животных.
Задачи: Образовательные- познакомить со взглядами некоторых ученых на эту проблему. Создать условия для осознанного применения знаний.
Развивающие- продолжить формирование умений сравнивать обобщать, делать выводы.
Воспитывающие- продолжить воспитание культуры общения, чувства ответственности за результат своего труда.
Тип урока: Изучение нового материала, проблемный.
Методы: репродуктивные, частично-поисковые, наглядные, практические.
Оборудование: ПК, мультимедиа, презентация,скелет человека и кролика, таблица- «Эволюция черепа».
Ход урока:
- Организация класса
- Краткий анализ контрольной работы по теме «Селекция»
- Изучение новой темы:
- Целеполагание: Целью нашей работы является установление происхождения человека, и его положения в системе животного мира. Для того чтобы достичь поставленной цели, нам сегодня потребуется решить несколько задач: (задачи записаны на доске, они – же являются планом к уроку для учащихся)
- Узнать как происходило развитие взглядов на происхождение человека
- Доказать происхождение человека от животных
- Определить систематическое положение человека
- Выяснить отличия человека от животных
В начале изучения темы учащимся задается проблемный вопросвопрос: «Кто такой – ЧЕЛОВЕК?» Они пытаются на него ответить, затем начинаю показывать презентацию, в которой дается определение человеку по Ожигову.
Что Вам известно о том как на Земле появились люди? (отвечают) продолжается показ презентации, записывают теории возникновения человека.
Давайте попробуем доказать что человек произошел от животных. (Детям были даны опер. Задания.) Просматривая презентацию, они перечисляют признаки человека в соответствии с систематическими категориями. И записывают их в тетрадь.
Заслушиваем сообщения учащихся о рудиментах и атавизмах как доказательствах животного происхождения человека., смотрим презентацию, делают записи в тетради.
- В связи с вышеперечисленным, можно ли сделать вывод о родстве человека с животными? (отвечают)
- Между нами так много общего, а чем же мы отличаемся от животных? (дают ответ). Демонстрирую последние слайды.
Какой можно теперь сделать вывод? (отвечают: Человек-биосоциальное существо)
- Закрепление и рефлексия:
- Что мы изучали на сегодняшнем уроке?
- Как вы считаете, были ли достигнуты цель и задачи?
- Что нового вы узнали?
- Что Вас особенно заинтересовало?
- О чем хотелось бы узнать побольше?
- Д.З.: @ 69, отв. На ? с. 270
Краткий самоанализ урока:
Данный урок прошел в соответствии с программой 11 класса по Общей биологии, является частьюкалендарно-тематического плана.
Урок является началом новой темы и одновременно обобщает знания учащихся полученные за предыдущие годы обучения.
Данный вид урока можно было использовать в этом классе, в соответствии с высоким уровнем подготовки учащихся, умением работать самостоятельно, применять свои знания в конкретной ситуации (в данном случае соединять их с увиденным в презентации).
Урок прошел в соответствии с планом, цели и задачи достигнуты.
Все дети выполнили опережающие задания данные им заранее индивидуально. Делали необходимые записи в тетради. На уроке использовано много наглядного материала, благодаря использованию презентации. В будущем можно расширить сферу самостоятельной деятельности детей, дать им возможность самим конструировать и защищать свои слайды, собранные учителем в единую презентацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....