Использование превентивного консультирования для обучения биологии в современной школе
консультация по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

Использование превентивного консультирования для обучения биологии в современной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выходные данные стстьи Биология в школе 2019, № 8 (schoolpress.ru)

Хайбулина К.В. Использование превентивного консультирования для обучения биологии в современной школе//Биология в школе. – 2019 г. - №8

Использование превентивного консультирования для обучения биологии в современной школе

Изменения, происходящие в настоящее время в системе школьного биологического образования, связанные с реализацией федерального государственного стандарта основного и среднего общего образования обуславливают необходимость в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Известно, что сокращение часов на изучение биологии особенно в 5-7 классах и ряд других причин могут вызывать определенные затруднения при изучении содержания различных тем биологии в школе, выполнения практических и лабораторных работ.

В результате обучающимся необходимо затрачивать больше времени на самостоятельную деятельность, особенно поиск для решения по преодолению возникающих трудностей и проблем в изучаемом школьном курсе биологии. В связи с этим увеличивается нагрузка при выполнении домашней работы и время на ее выполнение.

Учителю, как организатору учебной деятельности, возникшие проблемы можно решить используя технологию  превентивного  консультирования используя для этого достоверные источники информации для обучения.

Сегодня консультирование относится к числу средств профессиональной помощи, отвечающих таким требованиям, как оперативность реагирования, направленность на  поддержку в поиске и мобилизации, прежде всего, для решения возникающих проблем.

В настоящее время существует множество различных консультативных отраслей среди которых выделяются: управленческое, организационное, психолого-акмеологическое, профессиональное, юридическое, психологическое и педагогическое консультирование и др.

Так, например, вопросы, связанные с применением превентивного консультирования практически не разработаны в школьном биологическом образовании и освещаются в работах ученых которые занимаются исследованиями в дополнительном профессиональном педагогическом образовании Л.Н. Горбуновой, Ф.С. Исмагиловой, Е.С. Манюковой, Р.С. Немова, А.М. Семибратова и др .

Однако следует отметить, что технология адаптированная для обучения школьников по биологии освещается и реализуется на курсах повышения квалификации педагогических работников Московской области АСОУ к.п.н. Хайбулиной К.В. «Информационные технологии в обучении биологии», 72ч. в теме занятия «Программно-технические средства обучения биологии. Информационные ресурсы обучения биологии» и в адаптивном модульном электронном курсе для учителей биологии (АМЕК) «Совершенствование содержания и методики преподавания биологии в системе общего образования» в модуле  «Методика изучения наиболее сложных тем в содержании школьного курса биологии».

Известно, что в силу сложившихся стереотипов учителя с недоверием относятся к нововведениям. Тем не менее использование превентивного консультирования в обучении вызывает интерес у учителей биологии.  Они с интересом изучают эту тему и разрабатывают консультационные карточки для работы. Кроме того многие из них апробируют эту технологию в своей профессиональной деятельности.

Важно заметить, что такое консультирование можно использовать не только для реальных затруднений, возникающих в процессе обучения, но и  для углубленного обучения биологии, подготовка к олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ, домашнее обучение и др. Консультационные тексты можно адаптировать под любую категорию школьников в зависимости от целей которые вам необходимо достичь в обучении.

Особенность превентивных консультаций состоит в том, что они разрабатываются до появления запроса на консультирование реального «клиента». Однако фиксируют случаи тех затруднений, которые реконструированы из  практики взаимодействия учащихся и учителя или проблем, выявленных в ходе специально проводимых опросов, в процессе собеседований с обучающимися или прогнозирования возможных трудностей учителем [1],[2].

Запрос на консультирование, формулируется от первого лица. В школьной практике это  могут быть затруднения, возникшие в структуре предметного содержания и др., которым необходимо владеть школьникам. Например «Мне не удается…, я хотел бы научиться…», «У меня не получается…»;«Я затрудняюсь…»;«Я не знаю, как… Я хотел бы узнать…»; «Я не умею…, мне бы хотелось…»;«У меня вызывает трудность…. Что нужно предпринять, чтобы…?»[1],[2].

Поскольку значительная часть обучающихся не осознает существующие затруднения и не может самостоятельно выявить и сформулировать причину этих затруднений как недостаточность знаний, умений, опыта, запрос на консультирование выполняет ориентировочную функцию, выступает в качестве подсказки. Консультационный запрос следует включать в описание консультирования, для того чтобы учащиеся смогли распознавать собственные проблемы, облегчая тем самым осознание этой проблемы[1],[2].

Консультационный текст выполняется в текстовом редакторе, составляется и оформляется таким образом, чтобы стимулировать обращение обучающегося к дополнительной литературе, к материалам, на которые сделаны ссылки (это материалы, помещенные на каких-либо биологических, педагогических и научных сайтах в Интернете.        

Тексты виртуальных консультаций должны быть незначительными по объёму, но ёмкими по содержанию; желательно, чтобы в тексте консультаций были сформулированы советы и рекомендации по поводу того, как лучше решить проблему (например, предложения ознакомиться с дополнительной биологической литературой, конкретной нормативной документацией или обратиться к web-сайтам, где размещены презентации эффективных приемов решения сходных проблем, описания биологического содержания, форумы) [7],[8].

Контент (содержание) консультирования может быть составлен таким образом, что текст снабжается гиперссылками, примечаниями, рисунками из материалов, размещённых на специализированных биологических педагогических и виртуальных сайтах содержащих достоверную информацию, или же «консультационный запрос формулируется составителем текста на основе ретроспективной рефлексии случаев консультирования из собственной практики[7],[8].

Текст консультации начинается словами: «Для того чтобы…, Вам нужно…». Фразами, завершающими текст консультации, могут быть подобные следующей: «Если, изучив предложенный текст и  рекомендованные дополнительные источник, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу …. Укажите свой контактный адрес электронной почты. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования» [1],[2].

Формат заявленного консультирования включает в себя структурные компоненты, содержащиеся в карточках консультаций для обучающихся:

— ключевые слова, отображающие контент консультирования,

— краткая аннотация,

— запрос на консультирование,

— консультационный текст,

— список литературы и других источников, которые использовались консультантом для подготовки текста консультации,

— фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание, должность и место работы консультанта, сфера его научных и практических интересов, основные публикации. Рассмотрим пример заявленного консультирования для изучения темы «Ткани» в 5 классе.


п

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Ключевые слова

Ткань,  образовательные ткани, основные ткани, проводящие ткани, механические ткани, покровные ткани.

2.

Краткая аннотация контента консультации

В консультационном тексте раскрывается понятия ткань, виды, строение и основные функции растительных тканей.

3.

Запрос на консультирование

У меня вызывает трудность изучение темы «Ткани». Мне не понятно,  что такое ткань и как виды тканей различаются между собой, поясните,  как можно разобраться в этом вопросе.

4.

Консультационный текст

Для того чтобы понять тему «Ткани». Вам нужно ознакомиться с предлагаемым консультационным текстом в котором раскрывается  понятия ткань, виды, строение и основные функции растительных тканей. В царстве растений имеются одноклеточные и многоклеточные растения. Одноклеточные растения состоит из одной клетки, которая функционирует как самостоятельный организм и все процессы протекают внутри него. Многоклеточные растения образованы органами, которые имеют клеточное строение. Однако не все клетки одинаковы.

В процессе эволюции у растений появляются группы клеток, которые называются тканями https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/64673 . У растений выделяют несколько видов растительных тканей: покровные, механические проводящие и образовательные https://www.studentguru.ru/tissue.html.  Рассмотрим особенности строения клеток растительных тканей  связанных с выполняемой функцией  https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/kletochnoe-stroenie-organizmov/tkani-rasteniy?block=content. Для закрепления материала предлагаю изучить информацию https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/kletochnoe-stroenie-organizmov/tkani-rasteniy .

Если, изучив предложенный текст и  рекомендованные дополнительные источник, у Вас все еще остались не ясными какие-то вопросы или в ходе консультирования появились новые, сформулируйте их и направьте по адресу …. Ваши дополнительные вопросы будут переданы специалистам для продолжения консультирования.

5.

Список литературы и других источников

  1. Пасечник В.В. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник .- 2-е изд., стериотип. – М. Дрофа, 2017. -141, [3]с.
  2. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С., Швецов Г.Г. Биология.5-6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2013.
  3. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/64673
  4. https://www.studentguru.ru/tissue.html
  5. https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/kletochnoe-stroenie-organizmov/tkani-rasteniy?block=content
  6. https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/kletochnoe-stroenie-organizmov/tkani-rasteniy

6.

Консультант (ФИО, место работы, должность)

Хайбулина К.В. учитель биологии МБОУ СОШ №10 г. Королев

В процессе изучения материалов виртуальных консультаций организуется работа на форуме или чате в асинхронном /синхронном режиме.

Такое консультирование можно проводить учителю биологии используя

информационно-коммуникационные технологии обеспечивающих создание консультационной карточки и наполнение ее содержанием, доставку и получение консультационного текста в режиме удаленного доступа, для организации взаимосвязи.

Важно отметить, что при превентивном консультировании интернет-технологии используются для взаимодействии консультанта -учителя и консультируемого-ученика. Например, такое консультирование можно проводить используя школьный портал, педагогический сайт учителя, социальную сеть создавая сообщество для обучения по биологии в ВКонтакте и Google+ и др.

Тем не менее, на начальном этапе разработки и внедрения в практическую деятельность это технология трудозатратна и требуют от учителя новых знаний, компетентности и опыта. Впоследствии при реализации ее трудозатратность минимализируется, т.к. в консультационные тексты можно вносить только коррективы, дополнительную информацию или менять гиперссылки в тексах и др.

Рассмотрим варианты применения превентивного консультирования в обучении биологии. Как уже отмечалось выше такое консультирование может использоваться для самостоятельной работы, в том числе и выполнения домашней работы по заданию учителя после проведения контрольно- обобщающего урока. По итогам проведенного урока  учитель может выявить определенные затруднения индивидуально у каждого обучающегося в изученном содержании. Кроме того трудности различного характера могут быть выявлены в процессе выполнения практических, лабораторных и самостоятельных работ на уроках в течение изучения темы. Основываясь на выявленные проблемы, учитель может разработать консультационные карточки.

 При подведении   итогов урока или рефлексии учителю следует сообщить обучающимся про возникшие проблемы в содержании пройденной темы. В  качестве домашнего задания необходимо предложить  изучить текст превентивных консультаций которые будут выставлены  индивидуально для каждого обучающегося в зависимости  от потребности, например в разделе домашнее задание школьного портала и др. Каждый школьник будет изучать те консультационные тексты которые ему порекомендует учитель, сообщив об этом индивидуально используя обратную связь школьного портала и др.  После чего необходимо будет пригласить всех учащихся на форум или чат для обсуждения вопросов, в которых были выявлены трудности.  На форуме или в чате могут участвовать все желающие  из различных параллелей одного класса, и те обучающиеся которые получили индивидуальные задания.

Важно отметить, что изучение превентивных консультаций и работа на форуме или чате может осуществляться в течение учебной недели с момента проведения последнего урока и до следующего  по расписанию. Работа на форуме или чате проводится как в синхронном, так и в асинхронном режиме не зависимо от времени.  Каждый может войти ответить на вопрос заданный учителем, выполнить задание или задать вопрос, если проблема полностью не решена при изучении консультационного текста. Учитель организует эту дискуссию по предметному содержанию,  комментирует отчеты школьников по выполненным заданиям, дает разъяснение. Обучающиеся могут вступать в общение, комментировать и давать пояснения друг другу по изученной проблеме. Задача учителя состоим в том, чтобы школьники правильно понимали изученную тему и использовали достоверные сведения, основываясь на научных данных, осуществлять коррекцию. Кроме того следует не допускать конфликтных ситуаций и оскорблений среди обучающихся.  Учителю необходимо прививать культуру общения, в том числе и в виртуальной среде.

Важно отметить, что превентивное консультирование можно использовать  для подготовки к лабораторным, практическим работам и тематической экскурсии в природу и др. Составляя карточку консультирования для учащихся, ориентируя их на изучение  техники безопасности, правило  работы с приборами и инструментами, проведения исследования и хода работы, организуя запланированные виды деятельности, используя биологическое содержание можно выдавать задание.  

В старших классах консультационные карточки можно выставить в качестве домашнего задания и предложить, самостоятельно изучив запрос на консультирование, выбрать те варианты текстов, в которых они затрудняются. Такое консультирование можно использовать при подготовки к ГИА и олимпиадам используя не только биологическое содержание, но и подробно расписать  как организовать деятельность школьникам на какие достоверные сайты следует обратиться для  самостоятельной работы. В консультационном тексте можно отразить как строится подготовка к ГИА и олимпиадам,  выбрать тип подготовки, как осуществляется специальная подготовка,  как и где готовиться, в том числе используя информационно-коммуникационные технологии.  

В настоящее время многие учителя используют методику индивидуально-групповой деятельности в обучении биологии.[6] При индивидуально-групповой методики выявление возникших реальных затруднений возможно в третьем компоненте систем на уроке систематизации и коррекции знаний в процессе беседы со школьниками. После чего можно предложить изучения консультационных текстов по схеме описанной выше для подготовки к контрольно-обобщающему уроку. Таким же образом превентивное консультирование можно организовать при дистанционных формах обучения для школьников, которые находятся на домашнем обучении.

Использование превентивного консультирования создает основу для новых форм образовательного взаимодействия, осуществляемого учителем в обучении биологии. В то время как обучающиеся вырабатывают навык самостоятельной работы и преодолевают затруднения, возникшие в процессе обучения. К тому же это способствует формированию проблемного мышления и рефлексивной деятельности  у школьников. Таким образом, осуществляется не только прямая, но и обратная связь в обучении биологии.

Литература

  1. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Консультирование на основе информационно-коммуникационных технологий как перспективное направление в дополнительном профессиональном педагогическом образовании // Информационно-коммуникационные технологии как образовательный ресурс /Сборник науч. трудов кафедры информационных технологий.- М., 2003.
  2. Горбунова Л.Н., Манюкова Е.С. Возможности акмеологического консультирования в повышении квалификации педагогов. Новокузнецк, 2004.
  3. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учеб.пособие / Науч.ред. Э.Ф.Зеер. М., 2003.
  4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. М.,2000.
  5. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. вузов. М., 2001.
  6. Пасечник В.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии // Биология в школе. - 2014г.- №10.
  7. Усова С.Н. Хайбулина К.В. Разработка и практическая реализация виртуальной стажировки в дополнительном профессиональном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. №8 (110), 39-46
  8.   Усова, С.Н., Хайбулина, К.В. Виртуальная стажировка: опыт разработки и первые результаты апробации / С.Н.Усова, К.В. Хайбулина //Вестник РМАТ. – М. : Издательство РМАТ, 2016. – № 4. – С. 87-93.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.

                                   Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...

Использование информационных технологий на уроке математики в современной школе.

Статья посвящена использованию современных информационных технологий на уроках математики. Приведен сценарий урока в 7 классе по теме "Линейная функция, ее свойства и график" с использованием УМК...

Использование информационных технологий в обучении биологии

Показать  возможности использования информационных технологий на уроке биологии. Можно применить для выступлений на заседаниях предметных методических объединений....

"Использование метода проектов в обучении биологии"

Использование метода проектов в обучении биологии...