Рабочая программа по биологии 7 кл. 2022-2023 уч.год
рабочая программа по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577; http://standart.edu.ru/
2. Примерной программы основного общего образования по биологии (сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа»,2016 г.)
3.Программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2011
4. Образовательная программа основного общего образования МБОУ - Княгининской СОШ. .
Предметная область «Естественно – научные предметы» учебного плана образовательного учреждения включает учебный предмет «Биология». В VIII классе в обязательной части учебного плана предусмотрено 2 часа в неделю на изучение биологии.
Данная программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
- Воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
- умение реализовывать теоретические познания на практике;
- осознание учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека, и проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
- осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- формирование любви к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир;
- развитие эстетического восприятия живой природы;
- формирование ответственного отношения к учению, труду;
- формирование целостного мировоззрения;
- умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
- способность учащихся проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- формирование уважительного отношения к одноклассникам, другим людям;
- формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками;
- понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Метапредметные результаты :
- определять понятия, формулируемые в процессе изучения темы;
- наблюдать и описывать различных представителей животного мира;
- находить в различных источниках необходимую информацию о животных;
- сравнивать животных изученных таксономических групп между собой, делать выводы на основе сравнения;
- классифицировать и самостоятельно выбирать критерии для классификации;
- использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;
- выявлять черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;
- приводить доказательства взаимосвязи животных и окружающей среды, необходимости защиты окружающей среды;
- обобщать и делать выводы по изученному материалу;
- работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;
- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;
- работать со всеми компонентами текста;
- составлять простые и сложные планы текста;
- проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
- при выполнении лабораторных и практических работ выбирать оптимальные способы действий в рамках предложенных условий и требований и соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Предметные результаты:
-характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:
- строение, функции клеток животных;
- строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;
- среды обитания организмов, экологические факторы;
- применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать
- сезонные изменения в жизни животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.
-использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмови общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:
называть:
- общие признаки живого организма;
- основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции животных.
распознавать:
- организмы животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов животных;
- наиболее распространённые виды животных Калининградской области; животных разных классов и типов.
приводить примеры:
- усложнения животных в процессе эволюции;
- природных сообществ;
- приспособленности животных к среде обитания;
- наиболее распространённых видов и пород животных.
обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.
сравнивать:
- строение и функции клеток растений и животных;
- типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
делать выводы:
- об усложнении животного мира в процессе эволюции.
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
соблюдать правила:
- работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- проведения простейших опытов изучения поведения животных;
- бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.
- использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных;
- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Требования к уроню подготовки обучающихся:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
- формирование основ экологической грамотности; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природнвх местообитаний, видов растений и животных;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем;
- освоение приёмов выращивания и разведения домашних животных, уход за ними.
Содержание учебного предмета
- Общие сведения о мире животных (6 ч)
Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы.Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.
- Строение тела животных (2ч)
Клетка. Ткани. Органы и системы. (Использование оборудования «Точки роста»)
- Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)
Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.
Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки» (Использование оборудования «Точки роста»)
- Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)
Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.
Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей:
сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс
Многощетинковые. Класс Малощетинковые.
Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»
- Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)
Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс
Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.
Л.р. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»
- Тип Моллюски (4 ч)
- Тип Членистоногие (7 ч)
Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.
Л.Р.№ 4 «Внешнее строение насекомого»
- Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)
Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.
Л.р. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»
- Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)
Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.
- Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.
- Класс Птицы (9 ч)
Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.
Л.р.№ 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»
Л.р. № 7 "Строение скелета птицы"
- Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)
Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.
Л.р. № 8 " Строение скелета млекопитающих".
- Развитие животного мира на Земле (5 ч)
Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.
Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной".
№ п\п | Раздел, тема урока | Количество часов | В том числе на: | ||
лабораторные работы | контрольные работы | экскурсии | |||
1 | Общие сведения о мире животных. | 6 | |||
2 | Строение тела животных. | 2 | |||
3 | Подцарство Простейшие, или Одноклеточные | 4 | 1 | ||
4 | Подцарство Многоклеточные животные | 2 | |||
5 | Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви | 5 | 1 | ||
6 | Тип Моллюски | 4 | 1 | ||
7 | Тип Членистоногие | 7 | 1 | ||
8 | Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы. | 6 | 1 | ||
9 | Класс Земноводные, или Амфибии | 4 | |||
10 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии | 4 | |||
11 | Класс Птицы | 9 | 2 | ||
12 | Класс Млекопитающие, или Звери | 10 | 1 | ||
13 | Развитие животного мира на Земле | 5 | 1 | 1 | |
14 | Обобщающее повторение | 2 | |||
Итого: | 70 | 8 | 1 | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИНРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | |
План. | Факт. | |||
Тема 1.Общие сведения о мире животных.(6ч.) | ||||
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Зоология-наука о животных. | 1 | 5.09 | |
2 | Животные и окружающая среда. | 1 | 6.09 | |
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | 1 | 12.09 | |
4 | Влияние человека на животных. | 1 | 13.09 | |
5 | Краткая история развития зоологии. | 1 | 19.09 | |
6 | Контроль знаний по теме: «Разнообразие животных в природе» | 1 | 20.09 | |
Тема 2. Строение тела животных.(2ч.) | ||||
7 | Клетка | 1 | 26.09 | |
8 | Ткани, органы, системы органов. | 1 | 27.09 | |
Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные.(4ч.) | ||||
9 | Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые. | 1 | 3.10 | |
10 | Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | 1 | 4.10 | |
11 | Тип Инфузории. Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки". | 1 | 10.10 | |
12 | Многообразие и значение простейших. | 1 | 11.10 | |
Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. (2ч.) | ||||
13 | Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность. | 1 | 17.10 | |
14 | Разнообразие кишечнополостных. | 1 | 18.10 | |
Тема 5. Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5ч.) | ||||
15 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. | 1 | 24.10 | |
16 | Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики. | 1 | 25.10 | |
17 | Тип Круглые черви. Класс Нематоды. | 1 | 7.11 | |
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | 1 | 8.11 | |
19 | Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви. Лабораторная работа № 2 "Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость" | 1 | 14.11 | |
Тема 6. Тип Моллюски (4ч.) | ||||
20 | Общая характеристика типа Моллюски. | 1 | 15.11 | |
21 | Класс Брюхоногие моллюски. | 1 | 21.11 | |
22 | Класс Двустворчатые моллюски. Лабораторная работа № 3 " Внешнее строение раковин пресно-водных и морских моллюсков" | 1 | 22.11 | |
23 | Класс Головоногие моллюски. | 1 | 28.11 | |
Тема 7. Тип Членистоногие. (7ч.) | ||||
24 | Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 | 29.11 | |
25 | Класс Паукообразные. | 1 | 5.12 | |
26 | Класс Насекомые. Лабораторная работа № 4 " Внешнее строение насекомого" | 1 | 6.12 | |
27 | Типы развития и многообразие насекомых. | 1 | 12.12. | |
28 | Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. | 1 | 13.12 | |
29 | Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. | 1 | 19.12 | |
30 | Контроль знаний по теме «Беспозвоночные животные» | 1 | 20.12 | |
Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс. Рыбы.(6 ч.) | ||||
31 | Тип Хордовые. Примитивные формы. | 1 | 26.12 | |
32 | Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение. Лабораторная работа № 5 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб". | 1 | 9.01 | |
33 | Внутреннее строение рыб | 1 | 10.01 | |
34 | Особенности размножения рыб. | 1 | 16.01 | |
35 | Основные систематические группы рыб. | 1 | 17.01 | |
36 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. | 1 | 23.01 | |
Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч.) | ||||
37 | Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. | 1 | 24.01 | |
38 | Строение и деятельность внутренних органов земноводных. | 1 | 30.01 | |
39 | Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных. | 1 | 31.01 | |
40 | Разнообразие и значение земноводных. | 1 | 6.02 | |
Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4ч.) | ||||
41 | Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика. | 1 | 7.02 | |
42 | Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. | 1 | 13.02 | |
43 | Разнообразие пресмыкающихся. | 1 | 14.02 | |
44 | Значение пресмыкающихся, их происхождение. | 1 | 20.02 | |
Тема 11. Класс Птицы. (9 ч.) | ||||
45 | Общая характеристика класса Птицы. Лабораторная работа № 6 " Внешнее строение птицы. Строение перьев". | 1 | 21.02 | |
46 | Опорно-двигательная система птиц. Лабораторная работа № 7 "Строение скелета птицы" | 1 | 27.02 | |
47 | Внутреннее строение птиц. | 1 | 28.02 | |
48 | Размножение и развитие птиц. | 1 | 5.03 | |
49 | Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. | 1 | 6.03 | |
50 | Разнообразие птиц. | 1 | 12.03 | |
51 | Значение и охрана птиц. Происхождение птиц. | 1 | 13.03 | |
52 | Обобщающий урок по теме "Птицы " | 1 | 19.03 | |
53 | Контроль знаний по темам: " Класс Земноводные или Амфибии", "Класс Пресмыкающиеся или рептилии", "Класс Птицы". | 1 | 20.03 | |
Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч.) | ||||
54 | Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение. | 1 | 2.04 | |
55 | Внутреннее строение млекопитающих. Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих". | 1 | 3.04 | |
56 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. | 1 | 9.04 | |
57 | Происхождение и разнообразие млекопитающих. | 1 | 10.04 | |
58 | Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные. | 1 | 16.04 | |
59 | Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные. | 1 | 17.04 | |
60 | Высшие, или плацентарные, звери: приматы. | 1 | 23.04 | |
61 | Экологические группы млекопитающих. | 1 | 24.04 | |
62 | Значение млекопитающих для человека. | 1 | 30.04 | |
63 | Контроль знаний по теме: «Млекопитающие» | 1 | 7.05 | |
Тема 13. Развитие животного мира на Земле (5 ч.) | ||||
64 | Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. | 1 | 14.05 | |
65 | Развитие животного мира на Земле. | 1 | 15.05 | |
66 | Современный мир живых организмов. Биосфера. | 1 | 21.05 | |
67 | Итоговая контрольная работа по курсу биологии 8 класса | 1 | 22.05 | |
69-70 | Обобщающее повторение. | 2 | 28.05 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по новому ФГОС 2022 2023 английский язык SPOTLIGHT 5 с требованиями к оцениванию по английскому языку всех видов деятельности, поурочным, тематическим планированиями и файл для электронного журнала
ОглавлениеОглавление. 1ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 2ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛИЙСКИЙ) ЯЗЫК» 2ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ (АНГЛ...
Рабочие программы по географии на 2022-2023 учебный год.
Рабочие программы по географии на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа по технологии на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС нвого поколения...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ (11 класс 2022-2023)...
Рабочая программа "Математика 5 класс 2022-2023 г.г."
Рабочая программа по математике 5 класса по новым ФГОС СОО 2022-2023 г.г....
Рабочая программа воспитания классного коллектива 2022-2023 г.
Деятельность в 2021-2022 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ...
Рабочая программа математика 5 класса 2022-2023
Рабочая программа "Математика 5 класса 2022-2023" по новым ФГОС...