Тематическая контрольная работа по главе «Дыхательная система» 8 класс
тест по биологии (8 класс)
Тематическая контрольная работа по главе «Дыхательная система» для учащихся 8 класс (по типу заданий ГИА в форме ОГЭ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkr_no_4_dyhatelnaya_sistema.docx | 74.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая контрольная работа по главе «Дыхательная система»
для учащихся 8 класса
(по типу заданий ГИА в форме ОГЭ)
Какой цифрой на рисунке обозначена трахея?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
Какой процесс изображён на рисунке?
1) превращение венозной крови в артериальную
2) газообмен в лёгких
3) превращение артериальной крови в венозную
4) всасывание питательных веществ
Верны ли суждения об обмене газов в лёгких у человека?
А. Сущность проникновения кислорода из альвеол в кровь, а углекислого газа из крови в альвеолы лёгких заключается в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их мало.
Б. Диффузия газов (О2 и СО2) продолжается до тех пор, пока их концентрация по обе стороны проницаемой оболочки не станет одинаковой.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Верны ли суждения о дыхательных движениях в организме человека?
А. В спокойном состоянии человека вдох осуществляется за счёт сокращения межрёберных мышц и мышц диафрагмы.
Б. При выдохе под действием собственной тяжести рёбра опускаются, мышцы диафрагмы расслабляются.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Вставьте в текст «Регуляция дыхательных движений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
РЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
В организме человека постоянно осуществляется дыхание, которое обеспечивает клетки кислородом. Дыхательные движения регулируются с помощью нервной системы и __________ (А). При повышении концентрации в крови __________ (Б) активизируется дыхательный центр, находящийся в __________ (В) мозге. Отсюда нервный импульс направляется к __________ (Г), осуществляющим дыхательные движения.
| ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ: 1) О2 2) СО2 3) мышца 4) промежуточный 5) продолговатый 6) гормональная регуляция 7) кровеносная 8) гуморальная регуляция |
Что необходимо сделать, чтобы освободить дыхательные пути пострадавшего от воды?
1) придать пострадавшему сидячее положение, а под голову положить валик
2) положить на грудь пострадавшего тёплую грелку и завернуть его в одеяло
3) положить пострадавшего на колено спасающего лицом вниз и надавить на спину
4) наложить на грудную клетку давящую повязку и приподнять ноги пострадавшего
При ранении лёгких в первую очередь необходимо
1) провести искусственное дыхание
2) плотно перевязать рану, зафиксировав грудную клетку на выдохе
3) провести непрямой массаж сердца
4) положить пострадавшего на ровную поверхность и согнуть ноги в коленях
Флюорографическое исследование грудной клетки человека позволяет врачу выявить | |||
|
Прочитайте текст и выполните задания.
Курение, как алкоголизм и наркомания - это поражение печени, желудочно-кишечного тракта, поражение мозга. Курение - это один из разновидностей наркомании. Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте. Окись углерода (угарный газ) вступает в соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови. А это очень тяжело переносит головной мозг подростка. Аммиак раздражает слизистую оболочку рта, гортани, трахеи, бронхов. От длительного курения происходит сужение голосовой цели, появляется осиплость голоса. Хлористый винил — синтетический материал, полимер (ПВХ), используемый для производства виниловой продукции. При кратковременном воздействии вызывает головокружение. Но длительное воздействие ведёт к раку печени. Цианистый водород (он же синильная кислота) — очень токсичная жидкость, добавляется в состав сигарет для запаха, который напоминает горечь миндаля. Негативно воздействует на дыхательную систему, парализуя её, вызывая головокружение и слабость.
Крайне опасно курение для беременных женщин. Из-за воздействия никотина на плацентарный кровоток, снижается количество крови, поступающее к плоду, в результате у него развивается кислородное голодание и дефицит питательных веществ, что может привести к замедлению роста плода и снижению проницаемости сосудов плаценты. Существует множество доказательств того, что из-за курения многократно увеличивается риск рождения ребенка с врожденными пороками или хроническими заболеваниями.
Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Дети, родившиеся от курящих матерей, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Заметно возросло количество аллергических заболеваний.
Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно-сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.
Установили, что люди начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те которые начали курить после 25 лет. Длительно- и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких. Нет такого органа, который бы не поражался табаком. Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память.
10.1. Используя текст, назовите вредные отравляющие вещества, содержащиеся в сигаретах и табачном дыму. Приведите пример воздействия на дыхательную систему одного из этих веществ.
10.2. Воздействует ли курение будущей мамы на развитие плода в ее утробе? Каким образом?
10.3. «Табак приносит вред телу, разрушает разум, оглупляет целые нации»
– О. Бальзак
Справедливы ли слова французского писателя О. де Бальзака о вреде курения? Используя текст, ответьте, почему у курящих людей наблюдается ухудшение памяти?
10.4. «Мысли о красоте спасают не только мир, но и женщину от курения».
Константин Мадей, современный писатель
Как вы понимаете афоризм К. Мадея о курении? Каким образом красота женщин зависит от курения?
10.5. Допускаете ли вы, чтобы ваш будущий супруг (супруга) или дети курили? Почему?
Правильные ответы и критерии оценивания заданий с развернутым ответом тематической контрольной работы по главе «Дыхательная система».
Выполнение каждого из заданий 1–10 оценивается в зависимости от полноты и правильности ответа в соответствии с критериями оценивания. Полный правильный ответ на задание 6 оцениваются 2 баллами; Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов; задание 10.4 оценивается 3 баллами; Максимальный балл за выполнение работы – 17.
Таблица для перевода первичных баллов
в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичные баллы | менее 9 | 9- 11 | 12-14 | 15-17 |
Таблица правильных ответов с критериями оценивания
Номер задания | Правильный ответ | Баллы |
1 | 2 | 1 |
2 | 1 | 1 |
3 | 3 | 1 |
4 | 3 | 1 |
5 | 3 | 1 |
6 | А -6, Б- 2, В -5, Г - 3 | 2 балла (1 ошибка- 1 балл) |
7 | 3 | 1 |
8 | 2 | 1 |
9 | 1 | 1 |
10.1 | Правильный ответ должен содержать следующие компоненты, например:
(может быть приведен другой правильный ответ). | 1 балл (по 0,5 балла за каждую часть ответа) |
10.2 | Из-за воздействия никотина на плацентарный кровоток, снижается количество крови, поступающее к плоду, в результате у него развивается кислородное голодание и дефицит питательных веществ, что может привести к замедлению роста плода и снижению проницаемости сосудов плаценты. Существует множество доказательств того, что из-за курения многократно увеличивается риск рождения ребенка с врожденными пороками или хроническими заболеваниями. | 1 балл |
10.3 | 1. Дан ответ на первый вопрос, высказано мнение о высказывании писателя О. Бальзака о вреде курения. 2. Сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются. Вот почему у курящих ребят слабеет память. | 1 балл |
10.4. | Как вы понимаете афоризм К. Мадея о курении? Каким образом красота женщин зависит от курения? Дан ответ на первый вопрос, высказано уместное объяснение афоризма. | |
Также у курильщиков наблюдается дефицит витаминов С и Е, которые помогают сохранять коллаген. При его недостатке кожа становится дряблой, появляются морщины. Возникновение морщин у людей, увлекающихся курением, обусловлено ещё и особенностями мимики, так как они вынуждены чаще щуриться и морщить губы и лоб из-за сигаретного дыма. Табачный дым является виновником появления комедонов и угрей, так как, оседая на лице, он закупоривает поры. Из-за постоянного кислородного голодания на месте угревой сыпи образуются рубцы из-за того, что кожа теряет способность к нормальной регенерации и становится грубее. Глазам курильщиков также достаются немалые испытания. Табачный дым, оседая на слизистой оболочке глаза, раздражает её и вызывает повышенное слезоотделение. Темные круги под глазами – это тоже заслуга никотина, из-за воздействия которого происходит нарушение деятельности сердечнососудистой системы. Постоянное сужение сосудов приводит также к тому, что кровь не может транспортировать в достаточном объеме витамины и минералы к волосяным луковицам и ногтевым платинам. Поэтому у курильщиков ногти слоящиеся и ломкие, а волосы сухие и тусклые. К тому же, оседающий на волосах дым придает им неприятный запах, от которого очень сложно избавится. Табачный дым является виновником пожелтения зубной эмали, скапливаясь на зубах и образуя налет. | 3 балла (перечислены основные отрицательные последствия курения для организма женщины) | |
10.5 | Допускаете ли вы, чтобы ваш будущий супруг (супруга) или дети курили? Почему? - Дан ответ на вопрос, высказано собственное мнение, приведено уместное объяснение. | 1 балл |
Кодификатор элементов содержания к уровню подготовки учащихся (распределение заданий по проверяемым предметным способам действия или обобщенный план варианта контрольной работы):
Проверяемые элементы содержания | Проверяемое умение и способы действия | Кол-во заданий | Номера заданий | Уровень сложности | Тип задания | Макс. балл за каждое задание |
Дыхательная система: строение и функции. | • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов; | 2 | 1-2 | Б | с кратким ответом | 1 |
Строение легких. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. | • выделять существенные признаки биологических объектов (органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; | |||||
Этапы дыхания. | • выделять существенные признаки биологических процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; | |||||
Регуляция дыхания. | • выделять существенные признаки биологических процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека; | 1 | Б | |||
Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. | • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, вредных привычек, инфекционных и простудных заболеваний; • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; | 1 | 10 | Б | С развернутым ответом | 7 |
Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. | • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики травматизма; • описывать и использовать приемы оказания первой помощи; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая контрольная работа по теме "Профессии" 2 класс
Тематическая контрольная работа по теме "Профессии" 2 класс...
Тематическая контрольная работа по теме "Спорт" 2 класс Верещагина
Тематическая контрольная работа по теме "Спорт" 2 класс Верещагина...
Контрольная работа "Кровеносная и дыхательная система" 8 класс
Контрольная работа в 8 классе по разделам "Кровеносная и дыхательная система" разработана по учебнику Колесов Д.В. и др. Биология. Человек. 8 кл. М: Дрофа, 2006...
Контрольная работа по главе 1 (9 класс) разработана по УМК Босовой Л.Л.
Контрольная работа по главе 1 (9 класс) разработана по УМК Босовой Л.Л., включает в себя также задания на уже пройденные темы, включаемые в ОГЭ по информатике....
Контрольная работа по главе 8, 7 класс, Кауфман
Данная контрольная работа поможет проверить качество усвоения учащимися материала по теме....
Контрольная работа по главе 1, 3 класс. 27.10.2016
Кр по немецкому языку 3 класс, УМК...
Контрольная работа по главе "Линии" 5 класс
Контрольная работа по главе "Линии" 5 класс...