Технологическая карта урока "Работа сердца"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Герус Екатерина Александровна

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний о работе сердца.

Задачи:

 Развивающие:

- содействовать развитию логического и творческого мышления;

- уметь выделять причинно-следственные связи явлений и процессов.

Воспитательные:

- создать условия для формирования у детей положительной – Я-концепции;

- развивать коммуникативные и общеучебные навыки, навыки ЗОЖ.

Образовательные:

- планируется, что к концу учебного занятия обучающиеся будут знать особенности функционирование сердца и влияние на него различных факторов;

- уметь и устанавливать факторы причины, негативно влияющие на работу сердца;

- понимать необходимость здорового образа жизни для сохранения здоровья и работоспособности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_gerus_e.a._1.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 40 Приморского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока

Биологии в 8 классе

по теме «Ритм жизни (влияние факторов на работу сердца)»

Выполнил:

Герус Екатерина Александровна,

учитель биологии, 1 категории

Санкт-Петербург, 2021

Ритм жизни (влияние факторов на работу сердца)

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний о работе сердца.

Задачи:

 Развивающие:

- содействовать развитию логического и творческого мышления;

- уметь выделять причинно-следственные связи явлений и процессов.

Воспитательные:

- создать условия для формирования у детей положительной – Я-концепции;

- развивать коммуникативные и общеучебные навыки, навыки ЗОЖ.

Образовательные:

- планируется, что к концу учебного занятия обучающиеся будут знать особенности функционирование сердца и влияние на него различных факторов;

- уметь и устанавливать факторы причины, негативно влияющие на работу сердца;

- понимать необходимость здорового образа жизни для сохранения здоровья и работоспособности.

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные: умение работать в группах; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной работы; формировать потребности в ведении ЗОЖ.

Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать свою точку зрения; учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах; учиться слушать и понимать.

Регулятивные: учиться осуществлять самоконтроль и самооценку; определять цели и задачи учебной деятельности; учиться формировать учебную проблему.

Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; находить и использовать нужную информацию, развивать креативное мышление.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся обобщают знания об особенностях строения и функционирования сердца человека; о понятиях: «миокард», «перикард», «эпикард», «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматия сердца», о факторах, влияющих на работу сердца.

Личностные: учащиеся развивают коммуникативные, информационные умения; навыки здоровьесбережения; у учащихся формируются осознание значение сердца в сохранении своего здоровья; потребности в ведении ЗОЖ.

Метапредметные: находить и использовать нужную информацию; учиться анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; учиться самостоятельно работать; выражать свои мысли; осуществлять самоконтроль, взаимопроверку и оценку.

Основные понятия, используемые на уроке: «пульс», «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «сердечные клапаны», «систола», «диастола».

Тип урока: урок обобщения знаний.

Технологии – технология сотрудничества, диалоговая технология, технология моделирования процесса технология авторских стихотворений.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, доп.оборудование в виду утяжелителей для «работы сердца» (бутылки с водой, чипсы, маски, фитнес резинки), раздаточный материал, рабочий лист.

Комментарий учителя: данное занятие помимо основного содержания урока, направленного на здоровьесбережение учащихся, включает в себя использование авторских здоровьесберегающих приёмов (биологическое моделирование процесса, расслабление по аналогии с Шавасаной йоги, двигательная активность, дыхательная гимнастика, использование музыки как средства борьбы со стрессом ,вызванного началом занятия с новым педагогом).

       

№п/п

Этапы урока, их цель

Время

Организация деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся*

Источники информации, ИКТ- ресурсы

Развиваемые когнитивные, метапредметные и личностные навыки

1

Организационный этап  (настроить обучающихся на учебную деятельность)

1мин

фронтальная

Создает условия для ассоциативного мышления.

Настраиваются на учебную деятельность

Целеполагание и мотивация    (подготовить обучающихся к восприятию информации)

3мин

фронтальная

Демонстрирует вводные слайды презентации, включает 3 музыкальных отрывка, задает учащимся открытые вопросы, позволяющие сформулировать тему и определить цели урока вопрос

Отвечают на вопросы учителя, просматривают презентацию.

Формулируют тему и цели урока, опираясь на прослушанные музыкальные отрывки и на свой жизненный опыт.

3 музыкальных отрывка разной ритмичности,презентация.

Познавательные (самост.  выделение и формулировка познават-й цели, выбор наиболее эффект.  способов решения познав-х задач в зависимости от конкретных условий)

Личностные (мотивация к обучению)

Регулятивные (целеполагание, планирование)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов)

Метапредметные *Интеграция музыки как элемента здоровьесбережения с образовательным процессом урока биологии.

Актуализация знаний /субъектного опыта учащихся

4 мин

Индивидуальная

Задает проблемный вопрос. Выводит на первый этап работы (измерение пульса в спокойном состоянии)

Выходят на предположительный ответ на проблемный вопрос и фиксируют первый (базовый) результат на миллиметровой бумаге.

Рабочий лист с миллиметровой бумагой, секундомер.

Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ объектов с целью выделения существенных признаков)

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Метапредметные

Умение работать с графиками, числами, измерительными принадлежностями, опытным путем анализировать работу своего организма. *Интеграция математики с уроками биологии.

Усвоение новых знаний и способов действий

(вызвать эмоциональное осознание влияния различных факторов на работу сердца)

9 мин

Групповая

Организует работу обучающихся, осуществляет фасилитацию за счет моделирования работы сердца через танец.

Примеряют негативные факторы, влияющие на работу сердца (за счет дополнительного оборудования), с утяжелителями моделируют работу сердца через танец. Измеряют и фиксируют изменения ЧСС.

Медицинские маски, пакеты с чипсами, бутылки, наполненные водой, фитнес-резинки, секундомер.

Познавательные (самост.  создание способов  решения проблем поискового хар-ра, работа над формируем понятийного аппарата темы, поиск и выделение необходимой информации)

Регулятивные (саморегуляция, коррекция и промежуточный контроль рез-в)

Коммуникативные  (развитие навыков учебной коммуникации, организация творческой деятельности, учебное сотрудничество)

Метапредметные умение работать с графиками, числами, измерительными принадлежностями, опытным путем анализировать работу своего организма.

*Интеграция ритмики через двигательную активность с уроками биологии.

Первичная проверка понимания и коррекция усвоения уч-ми нового материала

(выявить уровень понимания об-ся нового материала, предложить способы его коррекции, развитие навыка обобщения знаний)

5 мин

Фронтальная, индивидуальная

Осуществляет контроль за выполнением хода работы, помогает обучающимся провести коррекцию своей работы, осуществляет минуту релаксации (по аналогии с асаной Шавасана в йоге),использует для расслабления методику дыхания 4-7-8

Используя ранее полученные навыки по подсчету ЧСС определяют пульс после минуты расслабления и заканчивают график изменения показателей ЧСС, подписывают показатели, анализируют и корректируют (при необходимости) полученный результат.

Регулятивные  коррекция: внесение необходимых дополнений, корректив в содержание нового материала

Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учебное сотрудничество

Познавательные структурирование знаний

Метапредметные умение работать с графиками, числами, измерительными принадлежностями, опытным путем анализировать работу своего организма.

Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний

(создать условия обучающимся для закрепления знаний и способов действий, самопроверки знаний)

2 мин

Фронтальная, индивидуальная

Организует условия для осуществления само- и взаимооценки

Предъявляют результат своей работы (ритм своей жизни – «кардиограмму» на миллиметровке) одноклассникам. Составляют свои ритмы вместе на доске в единый «ритм жизни класса»

Оценивают результаты работы своих товарищей.

Готовые «кардиограммы», доска, магниты

Личностные (смыслообразова- ние, нравственно-этическая ориентация)

Познавательные (построение логической цепи рассуждений)

Регулятивные (саморегуляция)

Коммуникативные  (к, учебное сотрудничество)

Контроль и самоконтроль

(создать условия для осуществления контроля и самоконтроля)

2 мин

Организует условия для осуществления само- и взаимооценки

Оценивают результаты работы своих товарищей, делают вывод о влиянии факторов на работу сердца. Дают оценку «ритму жизни класса».

Личностные (ценностно-смысловое самоопределение)

Регулятивные (контроль и коррекция)

Рефлексия

(создать условия для рефлексивно-оценочной деятельности обучающихся в рамках учебного сотрудничества)

5 мин

Работа в парах

Организует рефлексию

Формулируют общий вывод урока. Осознают и формулируют связь темы урока со своим жизненным опытом. Делают вывод о возможном применении полученных знаний и эмоционального опыта в своей жизни. Формулируют собственный уровень успешности на занятии, самооценивают результат.

Форма: работа по созданию четверостиший с определенным ритмом (ямб) касаемо собственных ощущений от занятия из заготовок рифм.

Рабочий лист для записей

Регулятивные  (оценка: выделение и осознание того, что уже освоено)

Личностные (ценностно-смысловая ориентация)

Познавательные развитие стихотворенческих навыков, развитие креативного мышления

Коммуникативные сотворчество при создании рефлексивного продукта групповой деятельности

Метапредметные умение синтезировать из частного целое, интеграция литературы с уроком биологии.

Домашнее задание закрепительного характера

1 мин

Индивидуальная

Предлагает обучающимся творческое задание на выбор

Выбирают фактор, который положительно влияет на работу сердца, описывают его и придумывает как это можно отразить на танце сердца.

Регулятивные  (саморегуляция)

Коммуникативные (принятие решения и его реализация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...

Технологическая карта учебного занятия: "Работа сердца"

Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...

Технологическая карта к открытому занятию "Подарок от сердца"

Технологическая карта  поэтапного выполнения  белого голубя и открытки ко Дню Святого Валентина (раздаточный материал)...

технологическая карта урока Сердце человека

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Сердце человека » по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, ...

технологическая карта урока Сердце человека

Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Сердце человека » по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, ...

технологическая карта "Строение и работа сердца"

Цель урока: Изучить особенности строения и  работы сердца человека.      Задачи урока:      Образовательные:...

Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)

Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...