Технологическая карта урока "Работа сердца"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний о работе сердца.
Задачи:
Развивающие:
- содействовать развитию логического и творческого мышления;
- уметь выделять причинно-следственные связи явлений и процессов.
Воспитательные:
- создать условия для формирования у детей положительной – Я-концепции;
- развивать коммуникативные и общеучебные навыки, навыки ЗОЖ.
Образовательные:
- планируется, что к концу учебного занятия обучающиеся будут знать особенности функционирование сердца и влияние на него различных факторов;
- уметь и устанавливать факторы причины, негативно влияющие на работу сердца;
- понимать необходимость здорового образа жизни для сохранения здоровья и работоспособности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_gerus_e.a._1.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Лицей № 40 Приморского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока
Биологии в 8 классе
по теме «Ритм жизни (влияние факторов на работу сердца)»
Выполнил:
Герус Екатерина Александровна,
учитель биологии, 1 категории
Санкт-Петербург, 2021
Ритм жизни (влияние факторов на работу сердца)
Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний о работе сердца.
Задачи:
Развивающие:
- содействовать развитию логического и творческого мышления;
- уметь выделять причинно-следственные связи явлений и процессов.
Воспитательные:
- создать условия для формирования у детей положительной – Я-концепции;
- развивать коммуникативные и общеучебные навыки, навыки ЗОЖ.
Образовательные:
- планируется, что к концу учебного занятия обучающиеся будут знать особенности функционирование сердца и влияние на него различных факторов;
- уметь и устанавливать факторы причины, негативно влияющие на работу сердца;
- понимать необходимость здорового образа жизни для сохранения здоровья и работоспособности.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: умение работать в группах; осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и рамках самостоятельной работы; формировать потребности в ведении ЗОЖ.
Коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию; умение отстаивать свою точку зрения; учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группах; учиться слушать и понимать.
Регулятивные: учиться осуществлять самоконтроль и самооценку; определять цели и задачи учебной деятельности; учиться формировать учебную проблему.
Познавательные: уметь анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; находить и использовать нужную информацию, развивать креативное мышление.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся обобщают знания об особенностях строения и функционирования сердца человека; о понятиях: «миокард», «перикард», «эпикард», «сердечный цикл», «систола», «диастола», «автоматия сердца», о факторах, влияющих на работу сердца.
Личностные: учащиеся развивают коммуникативные, информационные умения; навыки здоровьесбережения; у учащихся формируются осознание значение сердца в сохранении своего здоровья; потребности в ведении ЗОЖ.
Метапредметные: находить и использовать нужную информацию; учиться анализировать, сравнивать, обобщать; устанавливать причинно-следственные связи; учиться самостоятельно работать; выражать свои мысли; осуществлять самоконтроль, взаимопроверку и оценку.
Основные понятия, используемые на уроке: «пульс», «сердечный цикл», «автоматизм сердца», «сердечные клапаны», «систола», «диастола».
Тип урока: урок обобщения знаний.
Технологии – технология сотрудничества, диалоговая технология, технология моделирования процесса технология авторских стихотворений.
Оборудование: видеопроектор, компьютер, доп.оборудование в виду утяжелителей для «работы сердца» (бутылки с водой, чипсы, маски, фитнес резинки), раздаточный материал, рабочий лист.
Комментарий учителя: данное занятие помимо основного содержания урока, направленного на здоровьесбережение учащихся, включает в себя использование авторских здоровьесберегающих приёмов (биологическое моделирование процесса, расслабление по аналогии с Шавасаной йоги, двигательная активность, дыхательная гимнастика, использование музыки как средства борьбы со стрессом ,вызванного началом занятия с новым педагогом).
№п/п | Этапы урока, их цель | Время | Организация деятельности учащихся (фронтальная, групповая, индивидуальная) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся* | Источники информации, ИКТ- ресурсы | Развиваемые когнитивные, метапредметные и личностные навыки |
1 | Организационный этап (настроить обучающихся на учебную деятельность) | 1мин | фронтальная | Создает условия для ассоциативного мышления. | Настраиваются на учебную деятельность | ||
Целеполагание и мотивация (подготовить обучающихся к восприятию информации) | 3мин | фронтальная | Демонстрирует вводные слайды презентации, включает 3 музыкальных отрывка, задает учащимся открытые вопросы, позволяющие сформулировать тему и определить цели урока вопрос | Отвечают на вопросы учителя, просматривают презентацию. Формулируют тему и цели урока, опираясь на прослушанные музыкальные отрывки и на свой жизненный опыт. | 3 музыкальных отрывка разной ритмичности,презентация. | Познавательные (самост. выделение и формулировка познават-й цели, выбор наиболее эффект. способов решения познав-х задач в зависимости от конкретных условий) Личностные (мотивация к обучению) Регулятивные (целеполагание, планирование) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов) Метапредметные *Интеграция музыки как элемента здоровьесбережения с образовательным процессом урока биологии. | |
Актуализация знаний /субъектного опыта учащихся | 4 мин | Индивидуальная | Задает проблемный вопрос. Выводит на первый этап работы (измерение пульса в спокойном состоянии) | Выходят на предположительный ответ на проблемный вопрос и фиксируют первый (базовый) результат на миллиметровой бумаге. | Рабочий лист с миллиметровой бумагой, секундомер. | Познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ объектов с целью выделения существенных признаков) Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) Метапредметные Умение работать с графиками, числами, измерительными принадлежностями, опытным путем анализировать работу своего организма. *Интеграция математики с уроками биологии. | |
Усвоение новых знаний и способов действий (вызвать эмоциональное осознание влияния различных факторов на работу сердца) | 9 мин | Групповая | Организует работу обучающихся, осуществляет фасилитацию за счет моделирования работы сердца через танец. | Примеряют негативные факторы, влияющие на работу сердца (за счет дополнительного оборудования), с утяжелителями моделируют работу сердца через танец. Измеряют и фиксируют изменения ЧСС. | Медицинские маски, пакеты с чипсами, бутылки, наполненные водой, фитнес-резинки, секундомер. | Познавательные (самост. создание способов решения проблем поискового хар-ра, работа над формируем понятийного аппарата темы, поиск и выделение необходимой информации) Регулятивные (саморегуляция, коррекция и промежуточный контроль рез-в) Коммуникативные (развитие навыков учебной коммуникации, организация творческой деятельности, учебное сотрудничество) Метапредметные умение работать с графиками, числами, измерительными принадлежностями, опытным путем анализировать работу своего организма. *Интеграция ритмики через двигательную активность с уроками биологии. | |
Первичная проверка понимания и коррекция усвоения уч-ми нового материала (выявить уровень понимания об-ся нового материала, предложить способы его коррекции, развитие навыка обобщения знаний) | 5 мин | Фронтальная, индивидуальная | Осуществляет контроль за выполнением хода работы, помогает обучающимся провести коррекцию своей работы, осуществляет минуту релаксации (по аналогии с асаной Шавасана в йоге),использует для расслабления методику дыхания 4-7-8 | Используя ранее полученные навыки по подсчету ЧСС определяют пульс после минуты расслабления и заканчивают график изменения показателей ЧСС, подписывают показатели, анализируют и корректируют (при необходимости) полученный результат. | Регулятивные коррекция: внесение необходимых дополнений, корректив в содержание нового материала Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учебное сотрудничество Познавательные структурирование знаний Метапредметные умение работать с графиками, числами, измерительными принадлежностями, опытным путем анализировать работу своего организма. | ||
Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний (создать условия обучающимся для закрепления знаний и способов действий, самопроверки знаний) | 2 мин | Фронтальная, индивидуальная | Организует условия для осуществления само- и взаимооценки | Предъявляют результат своей работы (ритм своей жизни – «кардиограмму» на миллиметровке) одноклассникам. Составляют свои ритмы вместе на доске в единый «ритм жизни класса» Оценивают результаты работы своих товарищей. | Готовые «кардиограммы», доска, магниты | Личностные (смыслообразова- ние, нравственно-этическая ориентация) Познавательные (построение логической цепи рассуждений) Регулятивные (саморегуляция) Коммуникативные (к, учебное сотрудничество) | |
Контроль и самоконтроль (создать условия для осуществления контроля и самоконтроля) | 2 мин | Организует условия для осуществления само- и взаимооценки | Оценивают результаты работы своих товарищей, делают вывод о влиянии факторов на работу сердца. Дают оценку «ритму жизни класса». | Личностные (ценностно-смысловое самоопределение) Регулятивные (контроль и коррекция) | |||
Рефлексия (создать условия для рефлексивно-оценочной деятельности обучающихся в рамках учебного сотрудничества) | 5 мин | Работа в парах | Организует рефлексию | Формулируют общий вывод урока. Осознают и формулируют связь темы урока со своим жизненным опытом. Делают вывод о возможном применении полученных знаний и эмоционального опыта в своей жизни. Формулируют собственный уровень успешности на занятии, самооценивают результат. Форма: работа по созданию четверостиший с определенным ритмом (ямб) касаемо собственных ощущений от занятия из заготовок рифм. | Рабочий лист для записей | Регулятивные (оценка: выделение и осознание того, что уже освоено) Личностные (ценностно-смысловая ориентация) Познавательные развитие стихотворенческих навыков, развитие креативного мышления Коммуникативные сотворчество при создании рефлексивного продукта групповой деятельности Метапредметные умение синтезировать из частного целое, интеграция литературы с уроком биологии. | |
Домашнее задание закрепительного характера | 1 мин | Индивидуальная | Предлагает обучающимся творческое задание на выбор | Выбирают фактор, который положительно влияет на работу сердца, описывают его и придумывает как это можно отразить на танце сердца. | Регулятивные (саморегуляция) Коммуникативные (принятие решения и его реализация) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка технологической карты урока " Строение и работа сердца" 8 класс
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Строение и работа сердца» по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р...
Технологическая карта учебного занятия: "Работа сердца"
Материал содержит технологическую карту, дидактическую структуру учебного занятия и его психолого-педагогическое обоснование и сценарий проведения учебного занятия. В сценарии используются ссылки на Э...
Технологическая карта к открытому занятию "Подарок от сердца"
Технологическая карта поэтапного выполнения белого голубя и открытки ко Дню Святого Валентина (раздаточный материал)...
технологическая карта урока Сердце человека
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Сердце человека » по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, ...
технологическая карта урока Сердце человека
Данная методическая разработка является одним из вариантов проведения урока по теме «Сердце человека » по учебнику Биология. Человек 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, ...
технологическая карта "Строение и работа сердца"
Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека. Задачи урока: Образовательные:...
Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)
Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...