Презентация, сценарий урока по теме "Вирусы" 10 класс
презентация к уроку по биологии (10 класс)

Татьяна Дмитриевна Котельникова

Презентация по теме "Вирусы" поможет познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей. В сценарии урока представлена деятельность учащихся и учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация Вирусы1.54 МБ
Файл Сценарий урока Вирусы15.79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Извечной и зловещей мечтой вирусов является абсолютное мировое господство, и, как ни ужасны методы, коими они в настоящее время пользуются, им нельзя отказать в настойчивости, изобретательности и способности к самопожертвованию во имя великой цели. А. и Б. Стругацкие Урок биологии 10 класс Вирусы

Слайд 2

АВТОР Котельникова Татьяна Дмитриевна Учитель географии, биологии МБОУ Ширыштыкская СОШ

Слайд 3

познакомить с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов; сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа. Цели и задачи

Слайд 4

История открытия вирусов Вирусы (лат. «яд») – облигатные внутриклеточные паразиты. Они поражают все группы живых организмов, живут в клетках растений, животных, человека и даже бактерий ( бактериофаги ). Открыты в 1892 году русским ботаником Дмитрием Ивановским, однако долгое время оставались неисследованными из-за того, что имели мельчайшие размеры (от 20 до 300 нм). Только появление электронного микроскопа позволило изучить эти существа. Наука, изучающая вирусы, называется вирусологией .

Слайд 5

Химический состав Вирусы имеют настолько простое строение, что их нередко вообще не считают живыми. Каждая вирусная частица состоит из небольшого количества генетического материала (ДНК или РНК), заключённого в белковую оболочку ( капсид ). У вироидов (мельчайших вирусоподобных частиц, вызывающих инфекционные болезни растений) капсид отсутствует. В составе ряда вирусов присутствуют углеводы и жиры. Некоторые вирусы (например, вирус герпеса) имеют дополнительную оболочку, образующуюся из плазматической мембраны клетки-хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом . Слева: вирус табачной мозаики (фотография сделана электронным микроскопом с увеличением в сто тысяч раз). Справа: схема строения вируса; красную нить РНК окружают молекулы белка.

Слайд 6

Капсид представляет собой, как правило, либо правильный многогранник (додекаэдр или икосаэдр), либо оболочку спиральной формы. Строение вирусов

Слайд 7

Сравнительные размеры вирусов Величина вирусов варьирует от 20 до 300 нм (1 нм = 10 · (-9) м). Практически все вирусы по своим размерам мельче, чем бактерии Однако наиболее крупные вирусы, например вирус коровьей оспы, имеют такие же размеры, как и наиболее мелкие бактерии

Слайд 8

Размножение вирусов Размножение вирусов принципиально отличается от размножения остальных организмов. Вирусы воспроизводятся только внутри живой клетки, используя её для синтеза своей нуклеиновой кислоты и своих белков. Попав внутрь клетки, вирус теряет свою белковую оболочку, его нуклеиновая кислота освобождается и становится матрицей для синтеза белка оболочки вируса из клеток хозяина; при этом ДНК хозяина инактивируется. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных существ.

Слайд 9

Размножение бактериофага

Слайд 10

Роль вирусов в природе и жизни людей Более десяти групп вирусов патогенны для человека. Среди них имеются как ДНК-вирусы (вирус оспы, группа герпеса, аденовирусы (заболевания дыхательных путей и глаз), паповавирусы (бородавки), гепаднавирусы (гепатит B)), так и РНК-вирусы (пикорнавирусы (гепатит A, полиомиелит, ОРЗ), миксовирусы (грипп, корь, свинка), арбовирусы (энцефалит, желтая лихорадка)). К вирусным заболеваниям относится и обнаруженный в 1981 году вирус иммунодефицита человека, вызывающий СПИД. Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений. Они передаются при непосредственном физическом контакте, воздушно-капельным, половым путём и другими способами. Вирусы могут также переноситься другими организмами (переносчиками): так, вирус бешенства переносится собакой или летучей мышью.

Слайд 11

Из-за высокой мутабельности вирусов лечение вирусных заболеваний довольно сложно. Гораздо успешнее применять вакцинацию, заключающуюся во введении аттенуированных (то есть ослабленных) микроорганизмов или умеренных (близкородственных, но не патогенных) штаммов. В 1796 году Эдуард Дженнер изобрел оспопрививание (сейчас вирус оспы остался только в нескольких научных лабораториях), а в 1885 году Луи Пастер сделал первую прививку от бешенства. Также практикуют пассивную иммунизацию, то есть введение уже готовых антител из крови животных. Попытки использовать вирусы на пользу человечеству довольно немногочисленны. Так, в середине XX века вирус кроличьего миксоматоза использовали в Австралии, чтобы уменьшить поголовье этих чрезвычайно расплодившихся животных. Благодаря успехам генетики в будущем, возможно, искусственные вирусы смогут уничтожать больные клетки, не затрагивая при этом здоровые, или излечивать их, добавляя необходимый ген. Вирусы очень устойчивы, они переносят высушивание и низкие температуры.

Слайд 12

Происхождение вирусов Наиболее правдоподобной является гипотеза о том, что вирусы возникли в результате автономизации отдельных генетических элементов клетки (нуклеиновой кислоты), которые приобрели способность реплицироваться независимо от той клетки, в которой возникли. Таким образом, вирусы, скорее всего, произошли от клеточных форм организмов.

Слайд 13

Классификация вирусов Тип нуклеиновой кислоты РНК Симметрия капсидов кубическая спиральная Наличие оболочки без оболочки с оболочкой без оболочки с оболочкой Примеры вирус полиомиелита, некоторые бактериофаги реовирусы, группа вирусов, инфицирующих позвоночных, насекомых и высшие растения вирусы, переносимые членистоногими (например, вирус клещевого энцефалита или желтой лихорадки) палочковидные вирусы растений (например, вирус табачной мозаики) вирусы гриппа, кори, бешенства

Слайд 14

Классификация вирусов Тип нуклеиновой кислоты ДНК Симметрия капсидов кубическая спиральная Наличие оболочки без оболочки с оболочкой без оболочки с оболочкой Примеры аденовирусы, вызывающие заболевания верхних дыхательных путей, некоторые бактериофаги, вирус герпеса некоторые бактериофаги бактериофаги Т-группы (хвостатые)

Слайд 15

СПИД СПИД – состояние глубочайшего иммунодефицита, развивающегося в результате действия на иммунную систему вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Впервые это заболевание зарегистрировано и описано в 1981 году в США. Под наблюдением оказалась группы молодых мужчин - гомосексуалистов, у которых на фоне развивающегося иммунодефицита возникали пневмония, грибковые поражения кожи, слизистых оболочек, истощение, диарея. Указанные болезни не поддавались лечению и заканчивались смертью больных В 1983 году группа ученых в Париже обнаружила у больных новый, ранее неизвестный вирус.



Предварительный просмотр:

Тема Вирусы (10 класс)

Задачи: познакомить учащихся с вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни человека, раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой, воспитание ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих в связи с опасностью заражения ВИЧ, распространением СПИДа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Актуализация знаний учащихся.

Что вам известно о вирусах?

Высказывают свое мнение

II. Изучение нового материала.

Тема: Вирусы (1 слайд презентации)

Объявление целей урока. (3 слайд)

Записывают в тетрадь тему урока.

Далее урок ведут учащиеся-дублеры, получившие опережающие задания, учитель осуществляет техническую поддержку урока.

1. Общая характеристика вирусов, история открытия некоторых вирусов, возникновение вирусологии. (Рассказ об истории открытия вирусов и развитии вирусологии. 4 слайд.)

2. Химический состав и строение вирусов, сравнительные размеры. (Сообщение об особенностях строения и жизнедеятельности вирусов. 5-7 слайды.)

3. Механизм взаимодействия вирусов с клеткой, размножение вирусов. (8 слайд). Размножение вирусов на примере бактериофага (9 слайд, демонстрация модели “Бактериофаги” - учебный диск “Открытая биология”)

4. Роль вирусов в природе и жизни человека. (10,11 слайды, переход по ссылке на 15 слайд)

5. СПИД – опасность заражения. (Рассказ 2 ученика-дублера,15 слайд)

6. (Дополнительный материал). Происхождение вирусов (12 слайд), классификация вирусов (13 слайд)

Рассказ 1 ученика - дублер.

Остальные делают краткие записи по ходу объяснения.

Рассказ 2 ученика - дублера

Работа в парах сменного состава с диском “Открытая биология”, модель “Бактериофаги”. 1 группа изучает лизогенный цикл с 1 “дублером”, 2 группа – литический цикл со 2 “дублером”, затем группы меняются

Рассказ 1 ученика-дублера, остальные делают краткие записи по ходу объяснения в тетради.

Рассказ 2 ученика-дублера

Дополнительный материал дается дублерами в зависимости от времени и уровня подготовленности класса

III. Закрепление:

Класс делится на 2 команды под руководством дублеров, обмен вопросами по теме “Вирусы”

Каждая команда придумывает вопрос, задает его другой команде, вопросы задаются по очереди.

IV. Подведение итогов урока.

Подведение итогов. Выставление оценок

V. Домашнее задание. Составить памятку “Как не заразиться ВИЧ и уберечься от СПИДа”

Запись д/з в дневниках.

Литература

1. Вилляреал Л. Вирус: существо или вещество? Журнал “В мире науки”. Биотехнологии № 3/2005.

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Сонин Н.И. Общая биология. Ч.1, 2. “Дрофа”. 2006.

3. CD “Открытая биология”. Физикон. 2002.

Материал размещен на сайте - https://urok.1sept.ru/articles/618470


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока для 7 класса

Сценарий ролевой  игры -  заседание координационного совета по теме " Видовое многообразие рыб Пермского края и проблемы его сохранения с учетом существующей  экологической обстановки."...

Сценарий урока в 5 классе по теме: "Счет лет в истории"

Урок по теме: "Счет лет в истории" занимает особое место в учебном плане.На этом уроке дети знакомятся с историческим временем,"лентой времени" с периодами "до нашей эры" и "наша эра", римские цифры....

сценарий урока в 11 классе

урок в 11 классе"Клетки живого организма"...

Сценарий урока для 3 класса с презентацией к УМК М.З.Биболетовой по теме "Рождество"

Данный материал помогает учащимся познакомиться с традициями и обычаями страны изучаемого языка...

Сценарий урока в 5 классе "Умножение десятичных дробей"

Предлагается сценарий урока и презентация на тему "Умножение десятичных дробей"....

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...