Загадки живой клетки
рабочая программа по биологии (9 класс)
Курс внеурочной деятельности по биологии общеинтеллектуальной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_zhivoy_kletki.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по курсу «Загадки живой клетки» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования:
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 413 от 17 мая 2012 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», зарегистрированный Министерством России 07.06.2012, рег.№ 24480
- Примерные программы основного общего образования по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
- Учебный план МБОУ ТСОШ на 2021-2022 учебный год.
Программа внеурочной деятельности «Загадки живой клетки» разработана для обучающихся 9-х классов и является общеинтеллектуальной. Рабочая программа составлена на основе учебного пособия – автор Обухов Д.К. «Клетки и ткани»: учебное пособие / Д.К. Обухов, В.Н. Кириленкова. – М.: Дрофа, 2007.
Данная программа расширяет и углубляет знание цитологии и гистологии, поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение данного курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки проектов, докладов, сообщений по избранной теме, отрабатывают технику эксперимента.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных работ, проведение семинаров.
Цель курса: углубленное изучение строения и свойств клетки, необходимое для комплексного осмысления биологических фактов, явлений и процессов.
Задачи курса:
- формирование умения выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки при рассмотрении биологических процессов и явлений;
- закрепление навыков и умений, необходимых для проведения лабораторных работ;
- привлечение учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой;
- стимулирование познавательной деятельности учащихся, интересующихся цитологией и биохимией;
- формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии.
Основная концепция курса: использование комплексного подхода при изучении организмов на разных уровнях организации, формирование эволюционного мышления.
Формы и методы обучения:
1. Теоретические занятия;
2. Презентации;
3. Творческие задания;
4. Индивидуальная работа;
5. Подготовка и проведение мероприятий;
6. Проектная деятельность;
7. Экскурсии;
8. Игры.
Формы контроля усвоения материала:
Самостоятельные творческие работы;
Сообщения по интересующей их проблеме.
Формы проведения занятий.
Рассказ, беседа. Учащиеся активно участвуют в разговоре, задают вопросы.
Семинар – учащиеся самостоятельно готовят сообщения по теме занятий.
Работа с литературой.
Викторины, конкурсы, игры.
Подготовка и проведение экскурсий.
Данная программа направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения программы «Загадки живой клетки» являются:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
- знать устройство микроскопа и приемы работы с ним; формулировать положения клеточной теории; выявлять сходство и различия растительной и животной клеток; определять роль различных химических соединений в клетке; знать основные компоненты и органоиды клетки; называть особенности строения клеток прокариот и эукариот; нарушения обмена белков, углеводов; значение отдельных минеральных элементов. изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования; правильно оформлять лабораторные работы.
Содержание курса.
Тема I. Клетка: история изучения. Клеточная теория. (3 часа)
Введение в цитологию клетки. Задачи современной цитологии. Клетка - целостная система. История изучения клеток. Создание клеточной теории. Методы изучения клетки. Параллелизм в эволюции микроскопической техники и уровня цитологических исследований.
Лабораторная работа 1. Устройство микроскопа и техника микроскопирования.
Тема II. Химия клетки (8 час).
Химические элементы клетки. Особенности химического состава живого. Ионы в клетке и организме. Содержание химических соединений в клетке. Роль воды в живой системе.
Органические соединения. Химия белков. Белки - коллоиды, белки - амфотерные электролиты, белки - гидрофильные соединения.
Лабораторная работа №2. Доказательство биокаталитической функции белков - ферментов
Незаменимые аминокислоты. Патологические явления при отсутствии в пище белков и нарушениях белкового обмена.
При нарушении обмена нуклеопротеидов развивается падагра. Сущность этого заболевания состоит в том, что в организме откладывается большое количество солей мочевой кислоты в хрящах и других тканях. В крови повышено содержание мочевой кислоты в 2 - 3 раза и даже в 5 раз против нормы. Этот процесс сопровождается болезненностью и деформацией суставов. Отложение мочевой кислоты в почках характеризуется понижением выведения ее из организма, в результате уровень мочевой кислоты еще более повышается.
Лабораторная работа №3. Обнаружение белков в биологических объектах.
Углеводы - самые распространенные органические вещества на Земле. Связь строения углеводов с биологическими функциями. Патологии в связи с нарушением обмена углеводов в организме.
Уровень сахара в крови в норме отличается постоянством. В крови у плода составляет 35 - 115 мг%, у новорожденных - 20 - 30 мг%, у детей - 80 - 120 мг%, у взрослых - 70 - 100 мг%,у пожилых - 85 - 110 мг%. Изменение сахара в крови характеризуется определенные нарушения обмена углеводов.
Гипергликемия - состояние организма, которое характеризуется повышением уровня сахара в крови. Причинами гипергликемий могут быть физиологические (потребление больших количеств углеводов, различные эмоциональные состояния и т. д.), так и патологические факторы (сахарный диабет, хронические заболевания, опухоли мозга, психические заболевания). Формой нарушения углеводного обмена является сахарный диабет.
Лабораторная работа №4. Обнаружение углеводов в биологических объектах.
Липиды. Роль липидов в появлении определенной автономности такой биологической системы как клетка.
Лабораторная работа №5. Обнаружение липидов в биологических объектах.
Нуклеиновые кислоты: ДНК и РНК. Виды РНК. Модель Уотсона и Крика.
Лабораторная работа №6. Качественная реакция на ДНК.
Тема III. Общий план строения клетки (10 час.)
Мембрана. Современная модель строения клеточной мембраны. Клеточная стенка, гликокаликс. Цитоскелет - его компоненты и функции в разных типах клеток. Мембранный транспорт. Эндоцитоз и рецепторная функция мембраны. Мембранные органеллы клетки. Немембранные органеллы клетки. Прокариоты и эукариоты. Животная и растительная эукариотическая клетка.
Лабораторная работа №7. Особенности строения прокариот и эукариот.
Лабораторная работа №8. Физиологические свойства клеточной мембраны.
Семинар. Перспективы развития мембранологии.
Тема IV. Метаболизм. (6 часов).
Источники энергии клетки. Гетеротрофы и автотрофы. Митохондрии - энергетические станции. Схема синтеза АТФ. Механизм фотосинтеза и хемосинтез. Биосинтез белков. Структура гена. Транскрипция. Рибосомы. Типы и структуры рибосом прокариот и эукариот. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции.
Тема V. Ядерный аппарат и репродукция клеток (6 часов).
Понятие о хроматине. Ядро эукариотической клетки. Кариоплазма. Жизненный цикл клетки. Репродукция клеток. Понятие о "стволовых клетках". Старение и смерть клеток. Некроз и апоптоз. Рак. Деление клеток. Митоз. Мейоз.
Лабораторная работа №9. Митоз в клетках корешка лука.
Тема VI. Эволюция клетки. (1 час).
Теория эволюции прокариот и эукариот.
Количество часов – 34
Лабораторных работ – 9.
Литература
- Обухов Д.К. Клетки и ткани: учебное пособие/ Д.К. Обухов, В.Н. Кириленкова. – М,: Дрофа, 2007.
- Биология.9 класс: предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ сост. И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203с.
- Биология. 10-11 классы: элективные курсы / авт.-сост.И.П.Чередниченко. – Волгоград: Учитель, 2007 – 151 с.
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата | Тип урока | Лабораторные и практические работы | Домашнее задание |
Тема I. Клетка: история изучения. Клеточная теория. | 3 | |||||
1 | История клетки. Введение в цитологию. | 1 | Занятие открытия нового знания | Записи в тетради | ||
2 | Создание клеточной теории. Методы изучения клетки. | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Повторить положения клеточной теории | ||
3 | Лабораторная работа №1. Устройство микроскопа и техника микроскопирования. | 1 | Рефлексия | Лабораторная работа №1. Устройство микроскопа и техника микроскопирования. | Повторить правила работы с микроскопом | |
Тема II. Химия клетки | 8 | |||||
4 | Химические элементы клетки. Роль воды в живой системе. | 1 | Занятие открытия нового знания | Сообщения | ||
5 | Белки. Л.р. №2. Доказательство белков как биокатализаторов | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Лабораторная работа №2. Доказательство белков как биокатализаторов | Сообщения | |
6 | Незаменимые аминокислоты. Патологические явления при отсутствии в пище белков | 1 | Занятие открытия нового знания | Сообщения | ||
7 | Лабораторная работа №3. Обнаружение белков в биологических объектах | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Лабораторная работа №3. Обнаружение белков в биологических объектах | Повторить функции белков | |
8 | Углеводы - самые распространенные органические вещества на Земле. | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить функции углеводов | ||
9 | Лабораторная работа №4. Обнаружение углеводов в биологических объектах | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Лабораторная работа №4. Обнаружение углеводов в биологических объектах | Повторить классификацию углеводов | |
10 | Липиды. Лабораторная работа №5. Обнаружение липидов в биологических объектах. | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Лабораторная работа №5. Обнаружение липидов в биологических объектах. | Повторить функции липидов | |
11 | Нуклеиновые кислоты. Лабораторная работа №6. Качественная реакция на ДНК. | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Лабораторная работа №6. Качественная реакция на ДНК | Сравнительная характеристика ДНК и РНК | |
Тема III. Общий план строения клетки | 10 | |||||
12 | Строение клеточной мембраны. | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить строение мембраны | ||
13 | Цитоскелет - его компоненты и функции в разных типах клеток | 1 | Занятие открытия нового знания | Функции цитоскелета | ||
14 | Мембранный транспорт. | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить виды транспорта | ||
15 | Эндоцитоз и рецепторная функция мембраны | 1 | Занятие открытия нового знания | Функции мембраны | ||
16 | Мембранные органеллы клетки. | 1 | Занятие открытия нового знания | Заполнить таблицу | ||
17 | Мембранные органеллы клетки. | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить строение органоидов | ||
18 | Немембранные органеллы клетки. | 1 | Занятие открытия нового знания | Заполнить таблицу | ||
19 | Животная и растительная эукариотическая клетка. Лабораторная работа №7. Особенности строения прокариот и эукариот. | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Лабораторная работа №7. Особенности строения прокариот и эукариот. | Зарисовать животную и растительную клетки | |
20 | Лабораторная работа №8.. Физиологические свойства клеточной мембраны | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Лабораторная работа №8.. Физиологические свойства клеточной мембраны | Сообщения | |
21 | Семинар. Перспективы развития мембранологии | 1 | Занятие развивающего контроля | Не задано | ||
Тема IV. Метаболизм. | 6 | |||||
22 | Источники энергии клетки. Гетеротрофы и автотрофы. | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить способы питания | ||
23 | Митохондрии - энергетические станции. Синтез АТФ. | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить строение АТФ | ||
24 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | Занятие открытия нового знания | Выучить определения | ||
25 | Биосинтез белков. Структура гена. Транскрипция | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить свойства генетического кода | ||
26 | Рибосомы. Типы и структуры рибосом прокариот и эукариот | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить виды рибосом | ||
27 | Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции | 1 | Занятие открытия нового знания | Решение молекулярных задач | ||
Тема V. Ядерный аппарат и репродукция клеток | 6 | |||||
28 | Ядро клетки | 1 | Занятие открытия нового знания | Строение хромосомы | ||
29 | Жизненный цикл клетки | 1 | Занятие открытия нового знания | Сообщения | ||
30 | Понятие о "стволовых клетках". | 1 | Занятие открытия нового знания | Сообщения | ||
31 | Старение и смерть клеток. Некроз и апоптоз. Рак. | 1 | Занятие открытия нового знания | Не задано | ||
32 | Деление клеток. Митоз. Мейоз | 1 | Занятие открытия нового знания | Повторить типы деления клеток | ||
33 | Лабораторная работа №9. Митоз в клетках корешка лука. | 1 | Занятие общеметодологической направленности | Лабораторная работа №9. Митоз в клетках корешка лука | Сообщения | |
Тема VI. Эволюция клетки. | 1 | |||||
34 | Теория эволюции прокариот и эукариот | 1 | Занятие открытия нового знания | Не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Живые клетки"
Данную презентацию использую при изучении темы "Жизнь на Земле" в курсе природоведения, 5 класс...
Живые клетки
Презентация по природоведению по теме "Живые клетки", 5 класс. Учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин "Природоведение. 5 класс". Даны иллюстрации видов клеток, их строения....
Урок природоведения "Живые клетки" , 5 класс
Урок природоведения знакомит учащихся со строением и многообразием клеток;раскрывает значение органоидов клетки; раскрывает понятия о оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; знакомит с историей увел...
Урок природоведения 5 класс. Тема урока: Живые клетки.
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, с применением ИКТ. Цель урока:1. Изучить строение и многообразие клеток...
живые клетки. методы их изучения
дана презентация к уроку по новой теме с устройством и првилами работы с микроскопом, как подготовка к следующему (практическому )уроку...
Загадка в клетке.
Нетрадиционный метод развития фонематического слуха через рисунок....
Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки". 10 класс.
Цель курса. Формировать умение выявлять, раскрывать, использовать связь строения и функции клетки. Закрепить умения необходимые для проведения лабораторных работ. Привлечь учащихся к самостоятельной р...