Голосеменные
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Класс: 6 «Б»
Учитель: Мандрусова Людмила Григорьевна.
МБОУ Гимназия № 1 г.о. Краснознаменск.
Тема: «РАЗМНОЖЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ»
Цель: слайд 1
Создание условий для формирования у учащихся знаний о сущности размножения голосеменных растений, преимущества семян над спорами.
Задачи:
Предметные:
-повторение и формирование понятий «размножение», «виды размножения растений», «голосеменные растения», «пыльцевой мешок», «пыльцевая трубка», «пыльца»;
-способствовать усвоению учащимися сущности образования семени и развития голосеменных растений;
-выявить черты сходства и различия различных представителей споровых и семенных растений;
-выявление особенностей полового размножения у голосеменных, на примере цикла размножения сосны;
Развивающие:
-продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, таблицами, натуральными объектами;
-способствовать развитию умения работать в группах, отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;
-развивать умение анализировать и делать выводы;
-способствовать развитию наглядно – образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов;
-устанавливать причинно – следственные связи.
Личностно-ориентированные (воспитательные):
-способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы;
-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;
-содействовать воспитанию бережного отношения к природе;
-способствовать выбору будущей профессии /фитодизайнер/;
-продолжить формирование здоровьесберегающих компетенций у учащихся: позитивно относиться к своему здоровью, здоровью других людей.
Формы организации:
-эвристическая беседа, работа в группах, работа с таблицей, учебником, кроссвордом, , интерактивной доской, ПК.
Основные понятия: «размножение», «виды размножения растений», «голосеменные растения», «пыльцевой мешок», «пыльцевая трубка», «пыльца».
Средства обучения: интерактивная доска, ПК, учебник, тетради, шишки ели и сосны, таблицы, CD диск биология 6 класс 1С образование.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент. Настрой на урок.
/Приветствие. Подготовка аудитории к работе, определение учащихся по группам. Наличие обучающихся./
Нас ожидает интересный, насыщенный урок. Настраиваемся на плодотворную и активную работу.
II.Активизация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся /фронтальный опрос, беседа, заполнение таблицы, решение кроссвордов/. слайд 2
А.Проверка знаний учащихся о значении процесса размножения растений, способах размножения; низших и высших споровых растениях; особенностях строения и полового размножения водорослей, мхов, папоротников /учащиеся отвечают на вопросы. Класс сравнивает, анализирует ответы, дополняет, исправляет ошибки и неточности ответов/.
Б.Проверка выполнения домашнего задания – заполнение таблицы «сравнительная характеристика отделов растений». /выявление сложностей при работе/
слайд 3
отделы растений | строение | среда обитания | участие воды в размнож | размножение | ||||
однокле точное | многокле точное | водная | Водно-наземная | наземная | бесполое | половое | ||
водоросли | + | + | + | + | + | + | + | + |
мхи | - | + | + | + | + | + | + | + |
папоротники | - | + | + | + | + | + | + | + |
В.Внимание ученикам, выполнившим дома задание по составлению кроссвордов по терминам и вопросам темы. /Вопросы задают ученики, которые составили дома кроссворды, отвечают остальные /. Один из вариантов кроссвордов/. слайд 4
|
|
|
|
|
| з |
| ррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр По вертикали: 1.Форма размножения, в результате новая особь наследует все признаки материнского организма. 2.Самые древние живые ископаемые растения 3.Для этой водоросли характерно только бесполое размножение. 4.Низшие споровые растения 5.Форма размножения, в результате образуется новый организм путем слияния гамет. 6.Растения, группы папоротникообразных, имеют два вида побегов - летний и зимний. 7.Он образуется из зиготы. 8.Половые клетки По горизонтали 1.По способу размножения эти растения относятся к ….
|
|
|
| в |
|
| а |
| |
|
|
| о | п |
| р | г | |
б | п | х | д | о |
| о | а | |
е | а | л | о | л | х | д | м | |
С | П | О | Р | О | В | Ы | Е | |
п | о | р | о | в | о | ш | т | |
о | р | е | с | о | щ |
| ы | |
л | о | л | л | е | и |
|
| |
о | т | л | и |
|
|
|
| |
е | н | а |
|
|
|
|
| |
| и |
|
|
|
|
|
| |
| к |
|
|
|
|
|
| |
| и |
|
|
|
|
|
|
III.Изучение нового материала
1. Эвристическая беседа об особенностях голосеменных растений. слайд 5
Итак, мы уже выяснили особенности строения и размножения споровых растений. Сегодня нам предстоит разобраться с принципиальным отличием растений новой группы - отделом голосеменных. Все ранее изученные группы размножались посредством спор. Способ размножения представителей отдела голосеменные – принципиально иной. Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения? /Дети отвечают. Эти растения размножаются посредством семян. Эти растения имеют семена, но они отличаются от другой группы семенных растений тем, что семена лежат открыто в шишках. Семена у покрытосеменных находятся в плодах /пример яблоко, слива/. слайд 6
-А теперь вопрос: Каким образом происходит размножение голосеменных? Шишки – это что? Плоды или что-то другое?
Перед вами шишки разных голосеменных растений: сосны, ели, можжевельника, лиственницы. Рассмотрите их, и где же семена? Зачем нужны эти шишки растениям? Почему они такие разные? /Учащиеся отвечают на вопросы/. Шишки - это не плоды. слайд 7
Шишка — видоизменённый побег, развивающийся на концах веток хвойных растений в виде маленьких образований, покрытых чешуйками. Это место где образуются семена. После созревания семени раскрываются чешуйки, и семена остаются лежать открыто, незащищенными, то есть «голыми». За счет семян растения размножаются и распространяются. В отличие от спор, семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий и даже имеет приспособление - крылышко для распространения. слайд 8
2.Самостоятельная работа учащихся в группах, с учебниками и другой литературой на столах. Ученикам необходимо найти ответы на вопросы, заполнить таблицу «сравнительная характеристика представителей голосеменных сосны и ели». Два задания на 1 группу. Отвечает один из группы (остальные дополняют, делают записи в тетрадях). слайд 9
слайд 10
Основные признаки | Сосна обыкновенная | Ель обыкновенная |
Характер хвои | Хвоинки длинные, 3-5 см. в длину, расположены попарно на сильно укороченных побегах. | Хвоинки короткие 1.5-2 см. расположены одиночно, густо покрывают побеги. |
Расположение веток | Ветки собраны в мутовке, по которым можно примерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не имеет веток. | Ветки распределены от верхушки до основания. |
Шишки | Относительно округлые. | Более вытянутые, с гладкими чешуйками. |
Характер корневой системы | Пластичная корневая система. Зависит от условий произрастания дерева. | Главный корень обычно развит плохо. |
Требования к освещению | Светолюбивая порода. Образует светлые леса (боры). | Тенелюбивая порода. Образует темнохвойные леса. |
Требования к почве | Неприхотлива по отношению к почвам. | Требовательна к составу почвы и минеральному питанию. |
Потребность во влаге | Не требовательна. | Влаголюбива. |
Опыление и распространение семян | Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ветром и животными, птицами. | Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ветром и животными, птицами |
3.Цикл развития сосны. /рассказ с использованием таблицы, рисунка №146 §42 учебника.
Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны. Весной на ее молодых ветвях видны маленькие шишки дух видов: зеленовато - желтые собранные тесными группами у оснований молодых побегов, красноватые сидят по - одиночке на их вершинах. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй. слайд 11
На чешуях зеленоватых (мужских шишек) развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца, имеющая два воздушных пузырька. Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния. Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях. На каждой чешуе развивается по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки ). слайд 12
Созревшая пыльца высыпается, ее подхватывает ветер. И если она попадет на женские шишки, то произойдет опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и древеснеют. Сначала они зеленые, затем коричневые. слайд 13
Семена сосны созревают через 1,5 года после опыления, а высыпаются из шишек почти через 2 года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш. В результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Сходный процесс происходит и у других голосеменных растений. Вегетативное размножение встречается очень редко.
4.Просмотр видеофрагмента «Размножение голосеменных растений» из CD диска 1С Образование «6 класс - Биология».
5.Работа ученика у интерактивной доски с заполнением схемы размножения голосеменных растений. слайд 14,15
IV.Закрепление полученных знаний /учащиеся отвечают на вопросы учителя/
1.Какие растения называют голосеменными?
2.В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от споровых? слайд 16
3.Где развиваются семена голосеменных?
4.В чем отличие семян голосеменных от семян покрытосеменных?
5.Каково строение женской и мужской шишек сосны? В чем их отличие?
6.Каков биологический смысл расположения мужских шишек выше, чем женских?
7.Для чего нужны два небольших пузырька, заполненных воздухом у пылинок? слайд 17
8.Сколько времени необходимо растению (сосне) для прохождения полного цикла развития?
9.Мы знаем, что запрещено рубить деревья, портить зеленые насаждения. Но у нас есть праздник, когда почти в каждой семье появляются сосна или ель. Так откуда же они появляются ?
10.Ваши рекомендации и предложения по сохранению этих растений. слайд 18
/Учащиеся рассказывают о специальных питомниках для выращивания сосен, елей. Необходимости более жестко наказывать за незаконную рубку деревьев. Введение рекламы и доступных цен на искусственные, многоразовые елки и сосны для праздника, позволят сохранить леса. Предложение использовать хвою деревьев после праздника для изготовления пищевых добавок, витаминных средств, настоев, отваров для человека и животных/. слайд 19
V.Рефлексия слайд 20
/на экране проектируются фото различных растений из отдела голосеменные –сосна, ель, пихта, кедр и т.д/ слайд 21-26
Какие красивые растения мы увидели сейчас? А какое значение они имеют в природе? /ученики приводят примеры и делают выводы. Это пища для животных и птиц, насекомых, место обитания, связь с другими растениями, живущими рядом в лесу. И самое главное - выделяют кислород, очищают воздух. Мы должны об этом помнить и не забывать, что лес – это легкие планеты! слайд 27
В завершении нашего урока, давайте ответим на вопросы:
•Что нового вы узнали на уроке?
•Все ли вам было понятно?
•Какие возникали трудности?
VI. Подведение итога урока.
Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с учетом мнения учащихся.
VI.Задание на дом. слайд 28
Изучить §23, ответить на вопросы §, знать основные термины, продолжить заполнение таблицы, по желанию: нарисовать графическую схему, отражающую цикл развития сосны, составить кроссворд по вопросам темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Голосеменные | 209.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Класс: 6 «Б»
Учитель: Мандрусова Людмила Григорьевна.
МБОУ Гимназия № 1 г.о. Краснознаменск.
Тема: «РАЗМНОЖЕНИЕ ГОЛОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ»
Цель: слайд 1
Создание условий для формирования у учащихся знаний о сущности размножения голосеменных растений, преимущества семян над спорами.
Задачи:
Предметные:
-повторение и формирование понятий «размножение», «виды размножения растений», «голосеменные растения», «пыльцевой мешок», «пыльцевая трубка», «пыльца»;
-способствовать усвоению учащимися сущности образования семени и развития голосеменных растений;
-выявить черты сходства и различия различных представителей споровых и семенных растений;
-выявление особенностей полового размножения у голосеменных, на примере цикла размножения сосны;
Развивающие:
-продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, таблицами, натуральными объектами;
-способствовать развитию умения работать в группах, отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;
-развивать умение анализировать и делать выводы;
-способствовать развитию наглядно – образного мышления при демонстрации презентации, наглядных материалов;
-устанавливать причинно – следственные связи.
Личностно-ориентированные (воспитательные):
-способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы;
-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;
-содействовать воспитанию бережного отношения к природе;
-способствовать выбору будущей профессии /фитодизайнер/;
-продолжить формирование здоровьесберегающих компетенций у учащихся: позитивно относиться к своему здоровью, здоровью других людей.
Формы организации:
-эвристическая беседа, работа в группах, работа с таблицей, учебником, кроссвордом, , интерактивной доской, ПК.
Основные понятия: «размножение», «виды размножения растений», «голосеменные растения», «пыльцевой мешок», «пыльцевая трубка», «пыльца».
Средства обучения: интерактивная доска, ПК, учебник, тетради, шишки ели и сосны, таблицы, CD диск биология 6 класс 1С образование.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент. Настрой на урок.
/Приветствие. Подготовка аудитории к работе, определение учащихся по группам. Наличие обучающихся./
Нас ожидает интересный, насыщенный урок. Настраиваемся на плодотворную и активную работу.
II.Активизация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся /фронтальный опрос, беседа, заполнение таблицы, решение кроссвордов/. слайд 2
А.Проверка знаний учащихся о значении процесса размножения растений, способах размножения; низших и высших споровых растениях; особенностях строения и полового размножения водорослей, мхов, папоротников /учащиеся отвечают на вопросы. Класс сравнивает, анализирует ответы, дополняет, исправляет ошибки и неточности ответов/.
Б.Проверка выполнения домашнего задания – заполнение таблицы «сравнительная характеристика отделов растений». /выявление сложностей при работе/
слайд 3
отделы растений | строение | среда обитания | участие воды в размнож | размножение | ||||
однокле точное | многокле точное | водная | Водно-наземная | наземная | бесполое | половое | ||
водоросли | + | + | + | + | + | + | + | + |
мхи | - | + | + | + | + | + | + | + |
папоротники | - | + | + | + | + | + | + | + |
В.Внимание ученикам, выполнившим дома задание по составлению кроссвордов по терминам и вопросам темы. /Вопросы задают ученики, которые составили дома кроссворды, отвечают остальные /. Один из вариантов кроссвордов/. слайд 4
з | ррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр По вертикали: 1.Форма размножения, в результате новая особь наследует все признаки материнского организма. 2.Самые древние живые ископаемые растения 3.Для этой водоросли характерно только бесполое размножение. 4.Низшие споровые растения 5.Форма размножения, в результате образуется новый организм путем слияния гамет. 6.Растения, группы папоротникообразных, имеют два вида побегов - летний и зимний. 7.Он образуется из зиготы. 8.Половые клетки По горизонтали 1.По способу размножения эти растения относятся к …. | |||||||
в | а | |||||||
о | п | р | г | |||||
б | п | х | д | о | о | а | ||
е | а | л | о | л | х | д | м | |
С | П | О | Р | О | В | Ы | Е | |
п | о | р | о | в | о | ш | т | |
о | р | е | с | о | щ | ы | ||
л | о | л | л | е | и | |||
о | т | л | и | |||||
е | н | а | ||||||
и | ||||||||
к | ||||||||
и |
III.Изучение нового материала
1. Эвристическая беседа об особенностях голосеменных растений. слайд 5
Итак, мы уже выяснили особенности строения и размножения споровых растений. Сегодня нам предстоит разобраться с принципиальным отличием растений новой группы - отделом голосеменных. Все ранее изученные группы размножались посредством спор. Способ размножения представителей отдела голосеменные – принципиально иной. Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения? /Дети отвечают. Эти растения размножаются посредством семян. Эти растения имеют семена, но они отличаются от другой группы семенных растений тем, что семена лежат открыто в шишках. Семена у покрытосеменных находятся в плодах /пример яблоко, слива/. слайд 6
-А теперь вопрос: Каким образом происходит размножение голосеменных? Шишки – это что? Плоды или что-то другое?
Перед вами шишки разных голосеменных растений: сосны, ели, можжевельника, лиственницы. Рассмотрите их, и где же семена? Зачем нужны эти шишки растениям? Почему они такие разные? /Учащиеся отвечают на вопросы/. Шишки - это не плоды. слайд 7
Шишка — видоизменённый побег, развивающийся на концах веток хвойных растений в виде маленьких образований, покрытых чешуйками. Это место где образуются семена. После созревания семени раскрываются чешуйки, и семена остаются лежать открыто, незащищенными, то есть «голыми». За счет семян растения размножаются и распространяются. В отличие от спор, семена имеют запас питательных веществ, а зародыш будущего растения, находящийся внутри семени, хорошо защищен от неблагоприятных условий и даже имеет приспособление - крылышко для распространения. слайд 8
2.Самостоятельная работа учащихся в группах, с учебниками и другой литературой на столах. Ученикам необходимо найти ответы на вопросы, заполнить таблицу «сравнительная характеристика представителей голосеменных сосны и ели». Два задания на 1 группу. Отвечает один из группы (остальные дополняют, делают записи в тетрадях). слайд 9
слайд 10
Основные признаки | Сосна обыкновенная | Ель обыкновенная |
Характер хвои | Хвоинки длинные, 3-5 см. в длину, расположены попарно на сильно укороченных побегах. | Хвоинки короткие 1.5-2 см. расположены одиночно, густо покрывают побеги. |
Расположение веток | Ветки собраны в мутовке, по которым можно примерно определить возраст дерева. Нижняя часть ствола не имеет веток. | Ветки распределены от верхушки до основания. |
Шишки | Относительно округлые. | Более вытянутые, с гладкими чешуйками. |
Характер корневой системы | Пластичная корневая система. Зависит от условий произрастания дерева. | Главный корень обычно развит плохо. |
Требования к освещению | Светолюбивая порода. Образует светлые леса (боры). | Тенелюбивая порода. Образует темнохвойные леса. |
Требования к почве | Неприхотлива по отношению к почвам. | Требовательна к составу почвы и минеральному питанию. |
Потребность во влаге | Не требовательна. | Влаголюбива. |
Опыление и распространение семян | Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ветром и животными, птицами. | Ветроопыляемое растение. Семена распространяются ветром и животными, птицами |
3.Цикл развития сосны. /рассказ с использованием таблицы, рисунка №146 §42 учебника.
Рассмотрим размножение голосеменных на примере сосны. Весной на ее молодых ветвях видны маленькие шишки дух видов: зеленовато - желтые собранные тесными группами у оснований молодых побегов, красноватые сидят по - одиночке на их вершинах. Каждая шишка состоит из оси и сидящих на ней чешуй. слайд 11
На чешуях зеленоватых (мужских шишек) развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца, имеющая два воздушных пузырька. Такие пылинки ветер может переносить на большие расстояния. Красноватые шишки сосны расположены на тех же деревьях. На каждой чешуе развивается по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки ). слайд 12
Созревшая пыльца высыпается, ее подхватывает ветер. И если она попадет на женские шишки, то произойдет опыление. После этого чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. На женских шишках пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские гаметы – спермии. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш, из всего семязачатка – семя, а шишки растут и древеснеют. Сначала они зеленые, затем коричневые. слайд 13
Семена сосны созревают через 1,5 года после опыления, а высыпаются из шишек почти через 2 года. В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ. Это эндосперм, окружающий зародыш. В результате полового размножения у голосеменных образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Сходный процесс происходит и у других голосеменных растений. Вегетативное размножение встречается очень редко.
4.Просмотр видеофрагмента «Размножение голосеменных растений» из CD диска 1С Образование «6 класс - Биология».
5.Работа ученика у интерактивной доски с заполнением схемы размножения голосеменных растений. слайд 14,15
IV.Закрепление полученных знаний /учащиеся отвечают на вопросы учителя/
1.Какие растения называют голосеменными?
2.В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от споровых? слайд 16
3.Где развиваются семена голосеменных?
4.В чем отличие семян голосеменных от семян покрытосеменных?
5.Каково строение женской и мужской шишек сосны? В чем их отличие?
6.Каков биологический смысл расположения мужских шишек выше, чем женских?
7.Для чего нужны два небольших пузырька, заполненных воздухом у пылинок? слайд 17
8.Сколько времени необходимо растению (сосне) для прохождения полного цикла развития?
9.Мы знаем, что запрещено рубить деревья, портить зеленые насаждения. Но у нас есть праздник, когда почти в каждой семье появляются сосна или ель. Так откуда же они появляются ?
10.Ваши рекомендации и предложения по сохранению этих растений. слайд 18
/Учащиеся рассказывают о специальных питомниках для выращивания сосен, елей. Необходимости более жестко наказывать за незаконную рубку деревьев. Введение рекламы и доступных цен на искусственные, многоразовые елки и сосны для праздника, позволят сохранить леса. Предложение использовать хвою деревьев после праздника для изготовления пищевых добавок, витаминных средств, настоев, отваров для человека и животных/. слайд 19
V.Рефлексия слайд 20
/на экране проектируются фото различных растений из отдела голосеменные –сосна, ель, пихта, кедр и т.д/ слайд 21-26
Какие красивые растения мы увидели сейчас? А какое значение они имеют в природе? /ученики приводят примеры и делают выводы. Это пища для животных и птиц, насекомых, место обитания, связь с другими растениями, живущими рядом в лесу. И самое главное - выделяют кислород, очищают воздух. Мы должны об этом помнить и не забывать, что лес – это легкие планеты! слайд 27
В завершении нашего урока, давайте ответим на вопросы:
•Что нового вы узнали на уроке?
•Все ли вам было понятно?
•Какие возникали трудности?
VI. Подведение итога урока.
Выставляются оценки ученикам принявшим участие в ходе урока. Активность определяется с учетом мнения учащихся.
VI.Задание на дом. слайд 28
Изучить §23, ответить на вопросы §, знать основные термины, продолжить заполнение таблицы, по желанию: нарисовать графическую схему, отражающую цикл развития сосны, составить кроссворд по вопросам темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 6 классе. Тема урока: голосеменные.
Конспект открытого урока. 6 класс. Тема урока: голосеменные. ...
"Размножение голосеменных растений"
урок по биологии 6и класса....
Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"
Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...
презентация "Отдел Голосеменные растения"
В презентации ведется речь о строении и происхождении отдела Голосеменные растения, слайды сопровождаются рисунками и фотографиями различных видов Голосеменных....
Отдел Голосеменные. Классификация. Многообразие. Значение
Две презентации, в которых рассматривается классификация отдела, особое внимание уделяется хвойным растениям....
Урок-исследование деятельностного подхода "Голосеменные растения"
Урок исследования...
План урока "Голосеменные растения".
Урок биологии 6 класс по программе Пасечник В.В. с использованием ИКТ и проектной технологий....