Решение задач на митоз и мейоз
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Практическая работа №4 «Решение задач на митоз и мейоз»
Педагогическая цель урока: создать условия для систематизации и осмысления изученного материала по теме «Деление клетки».
Цель урока: закрепить умения решать задачи на митоз и мейоз, объяснять полученные результаты.
Задачи урока:
Образовательные:
Углубление знаний о сущности жизненного цикла любой клетки, механизмах клеточного деления (митозе и мейозе), их биологической роли, возможность использовать полученные знания в жизни, закрепление знаний особенностей данных процессов у разных групп живых организмов, включая человека.
Развиваюшие:
Формирование умений систематизировать информацию, выделять главное; развитие умения анализировать, сравнивать, делать обобщение и выводы.
Воспитательные:
Совершенствование навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, тематические карточки – схемы митоза и мейоза, карточки с заданиями.
Ход урока:
- Организационный этап
Взаимное приветствие учителя и учащихся, организация начала урока
- Мотивационно – целевой этап
Предполагается, что Человек разумный появился на Земле около 2-х млн. лет назад. У него не было ни острых когтей, ни сильных челюстей. Он не умел быстро бегать. Был абсолютно голым и беспомощным с точки зрения природы.
- Как же он смог выжить, да еще и завоевать всю планету?
- Чем обладает Человек? (отвечают – развитым мозгом).
Подвожу к понятию «знания». Знания Человек передавал из поколения в поколение.
- Только ли знания ему помогли?
Знания - это мертвый груз, который оживает только во время …. применения на практике.
- Так в какой форме мы проведем сегодня урок? – Практической работы
Предлагаю открыть тетради и записать число и тему «Практическая работа. …..
- Так как вы уже изучили способы деления клеток, то тема – «Решение задач на митоз и мейоз»
Предлагаю определить цель урока – закрепить умения решать задачи на митоз и мейоз, объяснять полученные результаты
- Проверка знаний ранее изученного материала
Элементарной единицей жизни на Земле является клетка. Клетки бывают …. соматические и половые. В основе образования соматических клеток … митоз,
половых … мейоз.
Блиц-опрос (фронтально)
- Митоз – это …
- Мейоз – это …
- В результате митоза из одной клетки образуются …
- В результате мейоза образуются ….
- Перечислите фазы митоза, назовите основные признаки…
- Какое деление состоит из двух следующих друг за другом делений ….
- Что такое интерфаза …
- В каком периоде интерфазы происходит репликация ДНК…
Молодцы!
- Применение знаний и умений (практическая работа)
Перейдем к практическим заданиям
Начало 1879 года. Немецкий гистолог Вальтер Флемминг изучает клетки разных тканей саламандры и ее личинок и делает зарисовки. В итоге он пишет «…… это циклический процесс, кульминационным моментом которого является расщепление каждой хромосомы на две дочерние хромосомы и их распределение по двум вновь образующимся клеткам».
- О каком процессе шла речь?
Именно Вальтер Флемминг ввел термин «митоз»
Задание 1. Фазы митоза (индивидуальная)
У вас на партах – карточка 1. Подпишите и выполните задание
Определить фазы митоза в клетках эпителия саламандры, рассчитать количество хромосом и ДНК в каждой фазе, если диплоидный набор хромосом равен 34.
Номер микроснимка | Название фазы | Число ХР (n) | Число ДНК (с) |
- Осуществляем проверку – за каждый верный ответ в столбце ставим «плюс»
- Суммируем – выставляем общий балл на подписанной карточке
Задание 2. Немного истории
В 1883 г. Эдвард ван Бенеден обнаружил по 4 хромосомы почти во всех клетках аскариды, за исключением половых.
В 1887 г. Август Вейсман выдвигает гипотезу: «либо все хромосомы делятся пополам, и одна половина уходит в одну сторону, а другая – в другую, либо все еще более сложно: хромосомы могут объединиться попарно и потом вместо отделения друг от друга, делятся еще раз».
- О каком процессе шла речь? – Мейозе
Митоз и мейоз – два типа деления клеток. Перед вами схемы обоих делений. Чем похожи и в чем различия процессов? (совместно) - перечисляют
Эдвард ван Бенеден считал хромосомы. Это было давно. Сегодня кто-нибудь считает хромосомы, или только ученики с учителями на уроках биологии?
- Для чего считают хромосомы, кто этим занимается? (цитогенетики – в перинатальных центрах, центрах планирования семьи. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР в Уфе)
Когда возникает необходимость подсчитать хромосомы?
Любая семья может столкнуться с проблемами планирования и рождения ребенка.
Давайте разберем вот такую ситуацию: синдром Дауна. Рождение ребенка с этим синдромом не связано с образом жизни, регионом проживания и этнической принадлежностью родителей. Единственный достоверно установленный фактор, который повышает вероятность появление такого ребенка - это возраст матери.
В зоне риска не только женщины и мужчины после 40 лет, но и родители, которым не исполнилось 18-ти. Возраст женщины играет ключевую роль.
- Как узнать о наличии либо отсутствии синдрома у плода?
- На УЗИ тоже можно, но не на 100 процентов.
- Скрининг амниотической жидкости (околоплодных вод).
- Что обнаруживают при подсчете хромосом – лишнюю хромосому в 21 паре.
- В чем причина?
Еще одна ситуация – Семейная пара долго ожидает рождения ребенка, но женщине никак не удается забеременеть. Причем оба физически здоровы, успешны в жизни, но … с ребенком не получается. Обратились за консультацией к врачу-генетику в перинатальный центр. Цитологические анализы показали, что у женщины 44 аутосомы и XX хромосомы, а у мужчины – 44 аутосомы и XXY хромосомы.
- Вы, как ученики, какой вердикт вынесите по этому факту? – бесплодие у мужчины.
- Врач поставил диагноз - Синдром Клайнфельтера. Большинство случаев болезни обнаруживается постнатально и диагностируется при определении причин бесплодия.
- Как вы думает, почему не могут образоваться полноценные гаметы?
- На каком этапе мейоза возникает проблема? (профаза 1, во время коньюгации хромосома не может найти свою пару, отсюда – нет продолжения процесса, гаметогенез дальше не идет)
- В какой фазе митоза врач смог подсчитать количество хромосом? (метафаза, так как в хромосомы выстраиваются по экватору)
Задача 2. (задание в парах)
Рассмотрите кариотип человека. Ответьте на вопросы:
1. Какого пола этот человек?
2. Какие отклонения имеет кариотип этого человека?
3. Определите чему будет равна масса всех молекул ДНК в данном кариотипе, если в норме масса всех ДНК в 46 хромосомах равна 6*10-9мг.
- Предлагаю обсудить
- За каждый верный ответ в ставим «плюс»
- Суммируем – выставляем общий балл на подписанной карточке
Задание 3. Чередование поколений
Митоз и мейоз – это два наиважнейших процесса, обеспечивающие не только непрерывность, но и стабильность жизни на Земле. В основном у всех животных эти два процесса протекают одновременно и независимо друг от друга.
Но у растений эти процессы лежат в основе самостоятельных стадий жизненного цикла.
- Что такое чередование поколений у растений? (когда бесполое поколение сменяет половое)
- У каких растений чередование бесполого и полового поколений проявляются наиболее четко?
(мхи, хвощи, плауны, папоротники….)
Чередование поколений мы повторим на примере мха кукушкина льна (на слайде - беседа)
На партах схема жизненного цикла мха Кукушкин лен – заполняем, ученик у доски - консультант
Задача 3. (индивидуально)
Рассмотрите жизненный цикл кукушкина льна. Над выделенными стрелками подпишите названия процессов деления (митоз, мейоз)
- Сравниваем ответы с решением у доски. Ставим плюсы на карточках.
Думаю, что все обратили внимание, что растения не такие, как мы, как животные.
- В чем разница? (половые клетки образуются митозом)
Но все-таки чем мы похожи? (мужские половые клетки подвижны, женские - нет)
- Все мы родственники в большей или меньшей степени.
- Домашнее задание
На следующем уроке вы будете говорить о гаметогенезе и оплодотворении. Повторите типы оплодотворения у растений и животных.
- Подведение итогов урока. Рефлексия.
В начале урока мы поставили цель закрепить умения решать задачи на митоз и мейоз, объяснять полученные результаты.
Достигли мы этой цели?
Подведем итоги урока (баллы и оценки на слайде). Комментируем оценки.
Продолжите предложения (любые по желанию)
- Вопросы, рассмотренные сегодня на уроке для меня ….
- Я считаю полезным….
- Теперь я могу ….
Ребята, сегодня на уроке вы все отлично поработали.
Мое мнение о работе на уроке…….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проверочный материал 9 класс по теме "митоз и мейоз" 2 варианта
контроль знаний по теме "Митоз и мейоз" 2 варианта 9 класс...
Презентация к уроку на тему "Деление клетки.Митоз и мейоз" 9 класс
Почему у нас растут ногти и волосы,а у ящерицы отрастает новый хвост?...
Митоз и мейоз
презентационный материал к уроку...
Практическая работа. Сравнение процессов митоза и мейоза.
Работа требует составления уч-ся сранительной таблицы , используя для этого материал учебника....
Практическая работа. Сравнение процессов митоза и мейоза.
Работа требует составления уч-ся сранительной таблицы , используя для этого материал учебника....
Презентация по теме: "Митоз и мейоз"
Презентация по теме: "Митоз и мейоз"...
Решение задач по биологии по теме: "Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз" ЕГЭ ФИПИ 2020 задание № 27
В работе представлено решение 15 задач по сборнику ЕГЭ Биология ФИПИ 2020 под редакцией В.С. Рохлова...