: «…открытия, связанные с ролью хромосом в наследовании»
методическая разработка по биологии (10, 11 класс)
Задания по генетике для старшей школы, составленные с учётом функциональной грамотности. Присутствует ключ с элементами ответа для самопроверки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
genetika_pisa.docx | 124.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Задача: «…открытия, связанные с ролью хромосом в наследовании»
Составитель: Рамзина Марина Сергеевна, МБОУ СОШ 4, г.Реутов
Общая характеристика задачи:
Предмет: биология
Класс: 10-11
Цель задачи: Задача построена на материале, который изучается сначала в 9 классе, потом углубляется в 10, для изучения и закрепления закономерностей наследования пола.
Действия учащихся: данная задача может быть использована как обучающая для самостоятельного получения знаний по теме «Наследование пола», или как контрольная задача для проверки знаний по данной теме, что предполагает обобщение и применение ранее полученных знаний учащимися.
Задача ориентирована на преодоление дефицитов, таких как:
• находить точную информацию в тексте;
• переводить один вид текста в другой (от схемы к словесному описанию);
• работать с генетическими задачами (сопоставлять, сравнивать, делать заключение);
• при решении задачи неоднократно возвращаться к ее условию;
• привлекать личный опыт, известные знания для решения поставленной задачи;
Использованные источники:
https://foxford.ru/wiki/biologiya/nasledovanie-priznakov-stseplennyh-s-polom - текст задачи
Т.В.Мазяркина, С.В.Первак – Биология «ЕГЭ 2021» - Экзамен, М., 2021
Н.А.Богданов – «Биология ЕГЭ 100 баллов» - Экзамен, М., 2021
Текст задачи
Большинство животных представлено особями двух полов – женского и мужского. Расщепление по половой принадлежности происходит в соотношении 1:1. Иными словами, у всех видов численность самцов и самок приблизительно одинакова.
Еще Г. Мендель обратил внимание на то, что такое расщепление в потомстве по какому-либо признаку наблюдается в тех случаях, когда одна из родительских особей была гетерозиготой (Аа) по этому признаку, а вторая — рецессивной гомозиготой (аа). Такое же расщепление в потомстве — 1:1 — наблюдается в результате анализирующего скрещивания (Аа х аа). Было сделано предположение, что один из полов (тогда было неясно, какой именно) гетерозиготен, а второй гомозиготен по гену, который определяет пол организма.
Современная теория наследования пола была разработана Томасом Морганом и его сотрудниками в начале XX века. Им удалось установить, что самцы и самки различаются по набору хромосом. У мужских и женских организмов все пары хромосом, кроме одной, одинаковы и называются аутосомами, а одна пара хромосом, называемых половыми, у самцов и самок различается. Например, и у самцов, и у самок дрозофил в каждой клетке по три пары аутосом, а вот половые хромосомы различаются: у самок — по две Х-хромосомы, а у самцов X и Y.
Пол будущей особи определяется во время оплодотворения. Если сперматозоид содержит Х-хромосому, то из оплодотворённой яйцеклетки разовьётся самка (XX), а если в сперматозоиде содержалась половая Y-хромосома — то самец (ХY). Соотношение полов при таком скрещивании теоретически всегда будет 1:1. Так как у самок дрозофил образуются яйцеклетки, содержащие только Х-хромосомы, то женский пол у дрозофил называют гомогаметным. У самцов дрозофил образуются в равном соотношении сперматозоиды либо с Х-, либо Y-половыми хромосомами. Поэтому мужской пол у дрозофил называется гетерогаметным.
У многих видов живых существ, например у ракообразных, земноводных, рыб, большинства млекопитающих (в том числе и человека), женский пол гомогаметный (XX), а мужской — гетерогаметный (ХY).
У некоторых видов живых существ хромосомное определение пола совсем другое. Например, у птиц — гомогаметны самцы (ZZ), а самки — гетерогаметны (ZW). У некоторых насекомых, например у прямокрылых, у самцов в хромосомном наборе лишь одна половая хромосома (ХО), а самки — гомогаметны (XX).
1) Напишите определения гомогаметного и гетерогаметного пола, указав сколько типов гамет образует каждый.
2) Переведите схему в текст с указанием названия клеток, участвующих в данном процессе
3) У дрозофилы гетерогаметный пол – мужской. При скрещивании самки дрозофилы с коричневыми глазами и вильчатыми крыльями с самцом, имеющим красные глаза и нормальные крылья, все самцы из потомства имели красные глаза и вильчатые крылья, а все самки имели красные глаза и нормальные крылья. При скрещивании самки дрозофилы с красными глазами и нормальными крыльями и самцов с корич-невыми глазами и вильчатыми крыльями всё потомство было единообразным по окраске глаз и форме крыльев. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы, фенотипы и пол всех родителей и потомков. Поясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
4) Соотнесите тексты с портретами учёных
А) австрийский ботаник, который открыл основополагающие принципы наследственности и заложил основы современной генетики. Его теория является одной из базовых систем биологии.
Б) американский учёный-генетик, достиг при изучении хромосом и генов, что поставило молекулярную биологию на принципиально новый уровень и дало возможность прибегать к экспериментальным методам исследований в генетике.
В) английский биолог, являвшийся одним из основателей генетики. Предложил её название (в 1907 г.). Отстаивал идею о невозможности наследования приобрётенных признаков, прерывистую изменчивость организмов, учение о чистоте гамет.
5) Ученик 10А класса В. поспорил со своим другом А., что признаки могут находится исключительно в аутосомах, а единственный признак, который могут определять хромосомы X и Y, соответственно, пол организма. Помогите доказать А. свою точку зрения и приведите пример заболевания, которое может переносить Х хромосома.
Лист ответов
1) Гомогаметный пол – пол, который образует один тип гамет - Х (женский у человека, мужской у птиц)
Гетерогаметный – пол, который образует два типа гамет – X и Y (женский у птиц, мужской у человека)
Критерии оценивания:
Описаны оба определения и указаны количество гамет, который образует каждый пол – 2 балла
Описано одно определение и указано количество гамет ИЛИ описаны оба определения, но не указаны количество гамет – 1 балл
Ответ неверный – 0 баллов
2) В результате процесса оплодотворения сперматозоид оплодотворяет яйцеклетку и получается зигота. Яйцеклетка всегда несёт в себе Х хромосому, а сперматозоид может нести и Х хромосому, и тогда организм, который развивается из зиготы, будет гомогаметным, и Y хромосому, в таком случае – развивающийся организм будет иметь гетерогаметный пол.
Критерии оценивания:
Описаны все элементы схемы, получился связный текст, биологические ошибки отсутствуют – 3 балла.
Описаны не все элементы схемы или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст – 2 балла.
Описаны не все элементы схемы и не получился связный текст или описаны все элементы схемы, но не получился связный текст и есть биологические ошибки – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
3)
Р. ♀aaXbXb | × | ♂AAXBY |
коричневые глаза, вильчатые крылья | красные глаза, нормальные крылья резус | |
aXb | AXB; АY |
АаXBXb — самка с красными глазами и нормальными крыльями,
AaXbY — самец с красными глазами и вильчатыми крыльями;
Р. ♀AAXBXB | × | ♂aaXbY |
красные глаза, нормальные крылья | коричневые глаза, вильчатые крылья | |
AXB | aXb; aY |
AaXBXb — самка с красными глазами и нормальными крыльями,
AaXBY — самец с красными глазами и нормальными крыльями;
3. В первом скрещивании получилось расщепление по форме крыльев из-за сцепления гена формы крыльев с Х-хромосомой (гетерогаметный пол наследует этот аллель только от матери, а гомогаметный — от обоих родителей).
Критерии оценивания:
Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 балла |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но отсутствуют пояснения | 2 балла |
Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения | 1 балл |
Ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, ИЛИ ответ неправильный | 0 баллов |
4) 1 – Г.Мендель, 2 – Т.Морган, 3 – У.Бэтсон
Критерии оценивания:
Верно указаны характеристики к трём учёным – 3 балла
Верно указаны характеристики к двум учёным – 2 балла
Верно указаны характеристики к одному учёныму –1 балл
Ответ неверный – 0 баллов
5) Аутосомы — это хромосомы, одинаковые у женских и мужских организмов. Половые хромосомы — хромосомы, которыми различаются хромосомные наборы женских и мужских организмов. В половых клетках человека (с гаплоидным набором хромосом) находится 23 хромосомы, из них только одна половая (в яйцеклетках женщин — X, в сперматозоидах мужчин — либо X (50% сперматозоидов), либо Y (50% сперматозоидов)), а остальные 22 являются аутосомами (неполовыми хромосомами).
Половые хромосомы, также как и аутосомы, могут передавать признаки. Примером заболевания, которое может переносить Х хромосома, можно указать гемофилию.
Критерии оценивания:
Дан утвердительный ответ и приведено обоснование – 2 балла.
Дан утвердительный ответ, но не приведено обоснование – 1 балл.
Ответ неверный – 0 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для самостоятельной работы по теме: «Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом”.
Этот материал разработан для самостоятельной работы для студентов при изучении темы "Строение ядра. Кариотип. Хромосомы человека". Здесь есть задания, схемы и рисунки по которым студенты б...
Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.
В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...
Открытый урок "ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ë, Ю, Я"
Избранная тема открытого урока служит цели ознакомления учащихся с тремя случаями, когда эти буквы дают по 2 звука; умение находить их в словах и формирования умения проводить транскрипцию слов по ука...
Мутации хромосом
Мультимедиа сопровождение урока на тему: "Мутации хромосом"...
Родительское собрание на тему "Роль родителей в организации деятельности, связанной с выведением обучающихся из предметного кризиса
Дано определение понятия предметный кризис. Рассматриваются пути выхода из него.Нормы оценивания обучающихся.Роль педагогов и родителей в организации деятельности, связанной с выведением из предметног...
Открытый урок " Социальный роли и статусы"
Цели урока:Образовательная - учащиеся узнают, что такое социальные роли и социальные статусы, санкции и их вид. Научатся выделять главный социальный статус.Развивающая - развивать умение анализировать...