Сценарий занятия «Наноразмеры или «эффект лотоса» в рамках реализации проекта «Научный новый год» в «Науколаб»
план-конспект занятия по биологии (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия «Наноразмеры или «эффект лотоса»
в рамках реализации проекта «Научный новый год» в «Науколаб»
29 декабря 2021 г.
Место проведения: МАОУ СОШ № 92 города Тюмени
Участники: учащиеся 5 класса.
Учитель: Газизова А.Х., учитель биологии
Цель занятия: провести учебное исследование на основе материалов прикладных научных исследований. Знакомство с прикладными разработками, оценка качества и эффективности материалов нового поколения.
Ресурсное обеспечение: проектор, экран, покровные стекла (из расчета – одно стекло на двух учащихся), пипетки (из расчета – «одна пипетка на пару учащихся» или «одна пипетка на группу»), маркер по стеклу, увеличительные стекла (лупы) (из расчета «одна лупа на пару учащихся»), жидкость, создающая защитное водоотталкивающее нанопокрытие (варианты: салфетки «антидождь» для автомобилей; средства от запотевания стекол автомобилей; нано-пропитки для обуви).
Этапы и время | Действия организатора (педагога) | Действия участников (школьников) |
Формирование общего смыслового пространства; игровое моделирование первого шага исследовательской деятельности – «формулировка вопросов». (7 минут) | Шаг 1. «Давайте посмотрим два коротких видеоролика. На них будет представлен лист лотоса. Посмотрите и скажите, на что вы обратили внимание». Шаг 2. Какие вопросы можно сформулировать к тем эффектам, на которые вы обратили внимание? Шаг 3. На этих видео-зарисовках не видно еще одного удивительного свойства листьев и цветков лотоса. Дело в том, что листья и цветки лотоса не покрываются грязью даже в мутной воде с тиной. И выглядят всегда как «новые». Это всегда удивляло и радовало людей, а вот объяснить природу этого свойства удалось сравнительно недавно – несколько десятков лет назад. Способность оставаться постоянно сухим и чистым назвали «эффектом лотоса». | Просмотр видеороликов (видеоролики «видео. эффект лотоса 1» и «видео. эффект лотоса 2»; обсуждение впечатлений в группе. Формулировка впечатлений от увиденного и вопросов к увиденному. |
Организация работы в формате «исследовательского задания» (10 минут) | Шаг 1. У вас есть два предметных стекла, обозначенные буквами «А» и «В». Одно из этих стекол было покрыто жидкостью, действие которой приблизительно воспроизводит «эффект лотоса». Чтобы не ухудшить результаты опытов, стекла нужно держать за боковые стороны и не прикасаться пальцами к поверхности стекол. Особенно тех, что не покрыты специальной жидкостью. Чтобы капли воды были лучше видны, имеет смысл их подкрасить, например перманганатом калия. Капните на каждое стекло одну-две капли подкрашенной воды. Расскажите, на что вы обратили внимание, что вы смогли увидеть. | Выполнение работы, внимательное рассматривание капель воды, сравнение, формулировка-впечатлений-выводов. Запись формулировок в тетрадях. |
Выделение существенных характеристик капель; оценка капель воды с точки зрения заданной классификации (5 минут) | Шаг 1. «Кто-то из вас (большинство, практически все) обратили внимание на разную форму капель воды на этих стеклах. В науке такие капли обозначатся через термины «гидрофильность и гидрофобность». Прочитайте небольшую информацию об этом и скажите, что можно сказать о каплях на стеклах «А» и «В»?» Шаг 2. Что на основе проведенных опытов можно сказать о листьях лотоса? | Шаг 1. Читают короткий текст «Гидрофобность и гидрофильность» Шаг 2. Приблизительно оценивают капли (краевой угол смачивания). Шаг 3. Блиц-высказывания об особенностях листа лотоса. |
Проведение исследования (10 минут) | 1. Исследование гидрофобности некоторых растений Задача: исследовать гидрофобность растений на примере кактуса, герани. Необходимые материалы: листья капусты, салата, стакан с водой, пипетка, линейка, транспортир. Капнуть на лист капусты каплю воды, измерить диаметр с помощью линейки. Повторить п.1 для листьев салата, 2. Исследование гидрофобности и гидрофильности некоторых поверхностей Цель исследования: исследование поверхностей различных материалов на эффект смачивания и несмачивания. Задачи исследования: 1. Исследовать различные поверхности и сравнить их взаимодействие с водой с листом лотоса. 2. Найти материалы, обладающие гидрофобными и гидрофильными свойствами. Перечень материалов и оборудования: наждачная бумага, металлическая пластинка, дерево, пенопласт, мел, вода. Выводы. | Выполнение работы, сравнение, формулировка-впечатлений-выводов. |
Моделирование очередного шага исследовательской деятельности – «формулировка предположений гипотетического характера» (5 минут) | Теперь вернемся к листьям лотоса. Свойство гидрофобности листа лотоса объясняется тем, что листья и цветки лотоса покрыты воскоподобным веществом – кутином. Но вот как объяснить второй эффект – то, что листья и цветки всегда остаются чистыми, даже в грязной воде? Предложите свои версии причин чистоты листьев и лепестков лотоса, зная, что ответить на этот вопрос ученые смогли только с помощью электронного микроскопа. | Работа в группах, обсуждение и формулировка предположений гипотетического характера. |
Знакомство с объяснением «научного характера» свойств листьев лотоса (5 минут). | Шаг 1. Теперь познакомимся с научным объяснением «эффекта лотоса». Прочитайте материалы, сравните свои варианты предположений с тем, что обнаружили ученые. Отметься, в чем ваши интуитивные предположения совпали с исследовательскими данными, а чем – возникло расхождение. Шаг 2. Организация обмена впечатлениями, вопросы. | Чтение текста (файл «Текст, эффект лотоса»). Обмен впечатлениями. |
Знакомство с прикладным значением «эффекта лотоса» (5 минут) | В завершении сегодняшнего занятия познакомьтесь с прикладным значением открытого «эффекта лотоса». Смотрим итоговый видеоролик об «эффекте лотоса» (2 минуты) | Чтение текста «Прикладное значение открытия» Обмен впечатлениями по теме погружения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД по иностранному языку в рамках реализации задач Стандартов нового поколения
Цель: ознакомить учителей с понятием и характеристиками УУД в рамках требований Стандарта нового поколения по предмету «иностранный язык»Задачи:познакомить с понятием, функцией, видами, характеристика...
Статья"Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения"
Выступление на методическом совете колледжа....
Сценарий первого Межрегионального фестиваля детского ёхора в рамках реализации проекта «Фестиваль детского ёхора в Угнасае как форма сохранения бурятской культуры».
Сценарий первого Межрегионального фестиваля детского ёхора в рамках реализации проекта «Фестиваль детского ёхора в Угнасае как форма сохранения бурятской культуры»....
Сценарий концертной программы, посвященной 75-летию Дню Победы в Великой Отечественной войне в рамках реализации проекта «Твори добро».
Сценарий концертной программы, посвященной 75-летию Дню Победы в Великой Отечественной войне в рамках реализации проекта «Твори добро»....
Дизайн – проект учащихся учебного объединения «Ростки талантов» - победитель конкурса на лучший дизайн-проект, проведенный в рамках реализации проекта «Экологический альпинарий»
В процессе создания красивой и благоухающей клумбы на территории нет ничего сложного. Это дело времени, правильной высадки (необходимо прочитать инструкцию на пакете с купленными семенами и строго ей ...
Реализация проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста»
Рассматривается опыт работы по реализации проектной деятельности на уроках информатики в рамках реализации проекта «Точка Роста» на базе МКОУ "Бураацовская СОШ"...
"Туристская работа, как способ развития географического образования среди обучающихся, в рамках реализации естественно-научной направленности"
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы изучения географии, вопросы и методы изучения географии и географического образования, понимания роли и места географии в современном обществе и ее сознани...