Элективный курс 9-11 классы
элективный курс по биологии (9, 10, 11 класс)
Рабочая программа элективного курса для 9-11 классов "Надорганизменные системы и человек".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_nadorganizmennye_sistemy_i_chelovek.docx | 48.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа № 1
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественнонаучного цикла протокол № 1 от «26» августа 2019 г. | Принята педагогическим советом протокол № 1 от «29» августа 2019 г. | Утверждаю ____________ Директор МКОУ Семилукской СОШ №1 С.И.Тычинин от « 02 » сентября 2019 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Надорганизменные системы и человек»
в 9«В», 9«Г» классах
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель биологии
Сухоруких Валентина Ивановна
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Надорганизменные системы и человек» для 9 классов разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Семилукской СОШ №1.
В рабочей программе учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на уровне основного общего образования, межпредметные связи.
Рабочая программа элективного курса «Надорганизменные системы и человек» для 9 классов ориентирована на работу по учебному пособию: С.В.Дендебер, О.В.Ключникова, Н.Ф.Бодрова, Л.В.Дорогань «Элективные курсы».-Воронеж: ВОИПК и ПРО; 2006.-156 с., рассчитана в 9 классах на 34 часа (1 час в неделю).
Программа элективного курса направлена на изучение необходимых учащимся основных разделов биологии и развитии устойчивого познавательного интереса к предмету.
Целью элективного курса является формирование у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения и основ природосообразного поведения. Содержание занятий позволяет развивать представления о человеке как части природы, понимании единства и самоценности всего живого, необходимости сохранения биосферы и грамотном восприятии явлений, связанных с жизнью человека в природной среде.
В процессе изучения курса учащиеся приобретут умение осознанно и правильно относиться к своему здоровью, получат знания о химическом составе пищи принципах здорового питания, научатся ориентироваться в мире разнообразных продуктов питания, овладеют техникой проведения химического и биологического эксперимента.
Для достижения поставленной цели при изучении ставятся и решаются следующие задачи:
- ознакомить школьников с теоретическими основами экологии на основе расширения и углубления экологических знаний, полученных ими в процессе изучения биологии;
- способствовать формированию у учащихся понимания причин глобальных экологических проблем современности и возможных путей их решения;
- развивать устойчивый познавательный интерес к изучению живой природы;
- расширять кругозор школьников, повышать их научный и культурный уровень;
- способствовать процессу социализации учащихся на основе формирования общеучебных умений и навыков, развития их коммуникативных способностей.
Элективный курс «Надорганизменные системы и человек» для 9 классов является частью предметной области «Биология» и входит в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
освоения программы
Личностные результаты освоения программы
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения программы
Метапредметные результаты освоения программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения программы
Учащийся должны уметь:
- находить, использовать и презентовать биологическую информацию;
- объяснять роль биологии в практической деятельности людей; место и роль человека в природе; роль различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
- выявлять приспособление организмов к среде обитания;
- создавать основу для формирования интереса и дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени основного общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Учащиеся должны знать:
- структуру и закономерности надорганизменных систем от популяционно-видового до биосферного уровня;
- глобальные проблемы окружающей среды;
- подходы к моделированию и оценке состояния экосистем;
- экологические факторы и их влияние на организм человека;
- экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы.
Содержание элективного курса
Тематическое планирование
Взаимоотношения организма и среды – 4 часа
Популяция – 4 часов
Биологическое разнообразие как основа стабильности природных систем – 3 часа
Экосистема и её структура – 6 часов
Экологические закономерности стабильности экосистем – 1 час
Глобальная экосистема - биосфера – 1 час
Экологические проблемы биосферы – 4 часа
Здоровье человека и окружающая среда – 4 часа
Основы рационального природопользования – 4 часа
Охрана окружающей среды – 3 часа
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия | Тип урока | Основные виды учебной деятельности |
Тема 1: Взаимоотношения организма и среды. (4 часа) | ||||
1. | Структурно-функциональная организация природы. | Изучения нового материала | Рассмотреть основные понятия и законы экологии применительно к надорганизменным системам возрастающей сложности. | |
2. | Взаимоотношения организма и среды. | Изучения нового материала | Жизнь любого организма зависит от определенного состояния окружающих его веществ и процессов. С экологической позиции все тела и явления, с которыми организм вступает в прямые или косвенные отношения составляют среду его обитания. | |
3. | Окружающая среда и среда обитания. | Изучения нового материала | Учащиеся должны выделять несколько сред жизни. Каждая среда в свою очередь неоднородна. | |
4. | Практическая работа № 1 «Окружающая среда. Экологические факторы». | Практическое занятие | Все элементы среды, воздействующие на живые организмы, называются экологическими факторами: абиотические, биотические, антропогенные. Учащиеся должны определять воздействие их на организмы. | |
Тема 2: Популяция (4 часа) | ||||
5. | Понятие о популяции и её структуре. | Изучения нового материала | Выяснить, что такое популяция Популяцией называют совокупность особей одного вида, в течение большого числа поколений населяющих определенное пространство, внутри которого осуществляют свободное скрещивание. | |
6. | Пространственная структура популяции. | Изучения нового материала | Выяснить, что популяция элементарная единица эволюции и является формой существования вида. Она занимает определенное положение в пространстве и пространственно структурирована. | |
7. | Практическая работа №2 «Факторы регулирующие численность популяции». | Практическое занятие | Уметь определять факторы, регулирующие численность популяции совокупность факторов, которые способствуют увеличению численности вида, называют биотическим потенциалом. Противоположное ему действие на экосистему оказывают лимитирующие факторы, сочетание которых называют сопротивлением среды. Регулирующие факторы: абиотические, биотические. Факторы, связанные с плотностью популяции. Факторы, не зависящие от плотности. | |
8. | Репродуктивный потенциал и рост популяции. Практическая работа №3 «Демографическая структура популяции». | Практическое занятие | Выяснить, что изменения в размерах, структуре и распределении популяций, которые составляют основу экосистем, реагируют на изменения окружающей среды не только изменением численности, но и структурными показателями. Изменения уровня смертности и рождаемости являются основной реакцией видов на изменения окружающей среды. | |
Тема 3: Биологическое разнообразие как основа стабильности природных систем. (3 часа) | ||||
9. | Антропогенные воздействия на леса. | Изучения нового материала | Выяснить, что человек оказывает на леса, как положительное воздействие, так и отрицательное. Охрана лесов. | |
10. | Функции животных в биосфере. Изменение многообразия видов живых организмов. | Изучения нового материала | Выяснить, что животные в биосфере выполняют определенную функцию. Число рождающихся на свет организмов каждого вида больше числа, которое может найти пропитание и выжить, но, тем не менее, численность каждого вида в естественных условиях постоянна. | |
11. | Биологическое разнообразие. Причины утраты и пути сохранения Практическая работа №4 «Результат действия экологических факторов». | Изучения нового материала | Узнать, что для сохранения видов необходимо целостность мест обитания. Загрязнение среды, рост лесоразработок, освоение целинных земель ограничивают биоразнообразие. | |
Тема 4. Экосистема и её структура. (6 часов) | ||||
12. | Экосистема – как структурно-функциональная единица природы. Классификация экосистем. | Изучения нового материала | Выяснить, что экосистема представляет собой необходимую форму существования жизни. Любой организм способен развиваться только в экосистеме, они изолированы. Особи одного вида образуют популяции. Популяция разных видов, занимающие определенный участок, образуют сообщества, которые в совокупности с неживыми компонентами среды, с которыми оно взаимодействует, составляет экосистему. Экосистемы бывают: водные, наземные. | |
13. | Структура экосистем. Компоненты экосистем. | Изучения нового материала | Узнать, что под понятием «экосистема» подразумевают любое сообщество живых организмов и их среду обитания, объединенных в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными компонентами. Компоненты экосистем – продуценты или производители или автотрофы. Консументы или потребители. Консументы делятся на первичные (растительноядные), вторичные (плотоядные). Редуценты или деструкторы – живые организмы, которые разрушают сложные соединения мертвого организма, поглощают некоторые продукты разложения, освобождают неорганические вещества, пригодные для продуцентов. | |
14. | Экосистемы как хронологические единицы биосферы, как глобальной экосистемы. | Изучения нового материала | Узнать, что любая экосистема связана с другими. Относительно простые входят в состав более сложных и крупных, которые в свою очередь объединяются в глобальную экосистему – биосферу. | |
15. | Биогеоценоз – частный случай экосистемы. | Изучения нового материала | Выяснить, что понятие «экосистема», которое ввел английский ботаник А.Тенсли, иногда трактуется как синоним биогеоценоза (ввел понятие советский ученый В.Сукачев), однако первое из них является более общим по сравнению со вторым. Экосистема слагается из организмов, обитающих в данной местности, зависящих друг от друга и от окружающей эти организмы физической и химической среды. | |
16. | Биоценоз как биологическая система. | Изучения нового материала | Выяснить, что биоценоз представляет собой эволюционно сложившуюся форму организации живого населения биосферы, многовидовую биологическую (экологическую) систему. Популяции различных видов живых организмов, занимающие общие места обитания, неизбежно вступают в определенные взаимоотношения в области питания, использования пространства. Длительное совместное существование лежит в основе формирования многовидовых сообществ – биоценозов, в которых подбор видов не случаен, а определяется возможностью непрерывного поддержания круговорота веществ; только на этой основе в принципе оказывается возможным устойчивое существование любой формы жизни. | |
17. | Практическая работа №5 «Биотические связи в природе». | Практическое занятие | Выяснить классификацию биотических связей в природе: симбиоз, мутуализм, комменсализм (квартиранство, сотрапезничество, нахлебничество), нейтрализм, антибиоз (хищничество, аменсализм, конкуренция, паразитизм). Уметь решать задачи на типы взаимоотношений между организмами. | |
Тема 5. Экологические закономерности стабильности экосистем. (1 час) | ||||
18. | Устойчивость и саморегуляция экосистем. Экологическая пирамида. Сукцессии. | Изучения нового материала | Выяснить какие экологические законы действуют в экосистеме. Закон десяти процентов или закон пирамиды. Закон одного процента. Закон однонаправленности потока энергии. Закон внутреннего динамического равновесия. Закон необходимого разнообразия. Процессы последовательной смены биоценозов, протекающие под влиянием внешних и внутренних факторов, называются сукцессиями. | |
Тема 6: Глобальная экосистема - биосфера (1 час) | ||||
19. | Биосфера и её структуры. Живое вещество биосферы и её функции. Практическая работа №6 «Ресурсы биосферы». | Практическое занятие | Узнать, что биосфера включает верхнюю часть литосферы, всю гидросферу и нижнюю часть атмосферы. ЕЕ называют «сферой жизни» или живой оболочкой Земли. Термин «биосфера» ввел в 1975 г. Эдуард Зюсс. А учение о биосфере создал в 1926 г. В.И.Вернадский. Всю совокупность живых организмов В.И.Вернадский обозначил термином «живое вещество» В круговороте веществ живое вещество выполняет следующие функции: газовую (осуществляется в процессе фотосинтеза и хемосинтеза), концентрационную (накопление биогенных веществ и микроэлементов), окислительно-восстановительную (окисление веществ с помощью организмов в почвах и гидросфере с образованием солей оксидов), биохимическую (проявляется в основных процессах жизнедеятельности и т.д.). Верхняя граница биосферы определяется высотой озонового слоя (20-25 км) и нижняя (2-5 км) – высокой температурой земных недр. Выяснить, что природные ресурсы делятся на исчерпаемые (невозобновимые и возобновимые) и неисчерпаемые (космические, климатические, водные). | |
Тема 7: Экологические проблемы биосферы. (4 часа) | ||||
20. | Роль человека в биосфере. Ноосфера. | Изучения нового материала | В последнее время произошло резкое изменение во взаимоотношениях общества и природы. Этот период характеризуется не только значительным увеличением численности человечества, но и качественными изменениями антропогенной нагрузки, связанной с развитием науки и техники. | |
21. | Глобальные экологические проблемы: энергетический кризис и его проявления: «парниковый эффект», кислотные дожди, истощение озонового слоя. | Изучения нового материала | Узнать, что выделяют 5 основных видов вмешательств человека в экологические процессы: 1. упрощение экосистемы и разрыв биологических циклов; 2. концентрация рассеянной энергии в виде теплового загрязнения; 3. рост числа ядовитых отходов от химических производств; 4. введение в экосистему новых видов; 5. появление генетических изменений в организмах растений и животных. | |
22. | Экологические проблемы атмосферы, гидросферы, литосферы. Почва – как фактор биологической эволюции и незаменимый природный ресурс. | Изучения нового материала | Узнать опасности повышенного содержания углекислого газа и причины его накопления: А) сокращение площади лесов, Б) нарушение деятельности почвенных микроорганизмов, В) выбросы промышленности и автотранспорта. «Вода создает всю жизнь», но происходит химическое загрязнение воды, нефтяные, механические, физические загрязнения воды. Уменьшение пресной воды. Антропогенное воздействие на атмосферу - это техногенное изменение почв горных пород и недр. Воздействие человека на почву: ветровая и водная эрозия. Загрязнение, вторичное засоление и заболачивание, опустынивание, отчуждение земель для промышленного и коммунального строительства. | |
23. | Практическая работа №7 «Человек и его среда обитания». | Практическое занятие | Узнать, что человек обитает в среде, из которой получает все необходимые средства существования, и с которой находится в сложных взаимосвязях и эти связи породили глобальную проблему. На человека воздействуют опасные вещества, содержащие тяжелые металлы, летучие органические соединения, формальдегиды, продукты сгорания, пыль радиоактивные вещества. | |
Тема 8: Здоровье человека и окружающая среда (4 часа) | ||||
24. | Место человека как биологического вида в природе, его экологическая ниша. | Изучения нового материала | Выяснить, что среда обитания человека характеризуется совокупностью физических, химических и биологических факторов, способных при определенных условиях оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на здоровье человека. | |
25. | Популяционные характеристики человечества: проблемы демографии, ресурсы биосферы, развитие технологической цивилизации. | Изучения нового материала | Выяснить популяционные характеристики человечества: проблемы демографии, ресурсы биосферы, развитие технологической цивилизации. Неблагоприятное влияние на жизнедеятельность человека оказывают физические факторы – шум, вибрация, инфразвук и различные излучения. | |
26. | Характерные черты здоровья в мире. Человек в урбанизированной среде. | Изучения нового материала | В связи с урбанизацией происходит ухудшение здоровья человека, т.к.уменьшается количество растений, которые выделяют биологически активные вещества – фитонциды, замедляющие рост и размножение микроорганизмов. В больших городах в кубометре воздуха содержится около 36 тысяч бактерий, а в лесу их около 500. 1 гектар хвойного леса выделяет 5 кг фитонцидов, а лиственный лес 2 кг фитонцидов. | |
27. | Факторы, вызывающие нарушения здоровья человека. Адаптация человека. | Изучения нового материала | Выяснить, что большое влияние на здоровье оказывает питьевая вода. Потребление воды бедной йодом является причиной возникновения эндомией зоба, недостаток фтора приводит к кариесу зубов, избыток фтора к склерозу костей. Организм человека зависит от климатических воздействий, температуры, относительной влажности воздуха, атмосферного давления, режима ветра, атмосферных осадков. Всё это влияет на здоровье человека и человеку нужно адаптироваться к перемене климата. | |
Тема 9: Основы рационального природопользования (4 часа) | ||||
28. | Эволюция взглядов на будущее планеты. | Изучения нового материала | В двадцатом столетии изменилось экологическое мировоззрение человечества. Появилось мировоззрение экологического оптимизма: человечество сможет выжить, если станет экологически разумным и построит новое общество. | |
29. | Классификация природных ресурсов. Принципы рационального природопользования. | Изучения нового материала | Природопользование понимают как: -извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление или воспроизводство; -использование и охрану природных условий среды жизни; -сохранение и воспроизводство, рациональное изменение экологического равновесия природных систем биосферы. Выделяют два типа природопользования: рациональное и нерациональное. Рациональное природопользование предусматривает изучение различных типов ресурсов окружающей среды на основе их учёта и оценки, прогноза развития, разработки системы управления и использования. | |
30. | Методы контроля качества окружающей среды. Система экологического мониторинга в России. | Изучения нового материала | Выяснить, что огромное значение в организации рационального природопользования имеет изучение проблем природопользования на глобальном, региональном и локальном уровнях, а также оценка качества окружающей среды конкретных территорий, в экосистемах различного ранга. Система наблюдений, оценки и прогноза, позволяющая выявить изменения состояния окружающей среды, получила название «мониторинг». Главным принципом мониторинга является непрерывность. Цель мониторинга – наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем её загрязнения. В настоящее время выделяют три вида мониторинга: глобальный (биосферный, фоновый), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) и локальный (биоэкологический, санитарно-экологический). | |
31. | Перспективы взаимоотношений человечества и биосферы. | Изучения нового материала | Основными формами воздействия на живые организмы является их непосредственное и косвенное уничтожение. Стабильность окружающей природной среды невозможна без обеспечения благоприятной среды обитания для всех биотических сообществ во всем их многообразии. В случае утраты биоразнообразия под угрозой не только благополучие человека, но и само его существование. | |
Тема 10. Охрана окружающей среды (3 часа) | ||||
32. | Всемирная стратегия охраны природы на ближайшие годы. | Изучения нового материала | Узнать, что в 1948 году Всемирной организацией здравоохранения принято определение здоровья: «Здоровье – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений. Здоровье человека тесно связано с внешней средой и социально-экономическими условиями. | |
33. | Международное сотрудничество в деле охраны окружающей среды. | Изучения нового материала | Узнать, что задачей глобального мониторинга является обеспечение наблюдения, контроля и прогноза возможных изменений в биосфере в целом. Особое внимание при выполнении работ по программе глобального мониторинга уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из космоса. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО). В России с 1995 года введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Задачи по программированию изменений в окружающей среде и принятию управляющих решений решаются в системе мониторинга с помощью математического моделирования на ЭВМ. | |
34. | Заповедники и охраняемые территории. Итоговое тестирование. | Итоговое занятие | Выяснить, что реальным шагом на пути ноосферного развития стала Концепция устойчивого развития. Конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 году приняла «Повестку дня на XXI век». Многие участники конференции оценили её как первую попытку разработать основной закон планеты Земля для будущего столетия. Создание заповедников направлено на обеспечение охраны флоры, фауны и экосистем. У каждого заповедника есть свои особенности и объекты охраны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)
Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"
Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Элективный курс, для 11 классов "Вводный курс делового письма"
Данная программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Согласно государственному стандарту общего образования, преподавание иностранного языка представлено на двух уровнях:...