Рабочая программа по биологии 10 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (10 класс)

Михин Александр Алексеевич

Рабочая программа по биологии для 10 класса на основе примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень)  (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10_klass_fgos.docx67.9 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе по биологии 10 класс.

Рабочая программа составлена в соответствии с:

1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 2. Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 418 (далее - ФГОС среднего общего образования – ФГОС СОО);

3. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” (с изменениями);

4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

5. Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

6. Примерной программой по предмету «Биология», автор И. Н. Пономарева, рекомендованная Министерством образования РФ.

7.Учебным планом МКОУ Козловская СОШ на 2021-2022 уч. Год.

8. Положением о рабочей программе учебного предмета МКОУ Козловская СОШ;

9. Перечнем учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2021-2022 уч. год;

2.Учебник: Д. К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 кл.». «Просвещение», АО «Московские  

                 учебники», Москва, 2019.

3. Цели и задачи: Изучение биологии в 10  классе направлено на достижение следующих целей:

Программа по биологии для учащихся 10 классе построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10 классе ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

.

 Задачи курса «Общая биология»

•Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на решение следующих задач:

•освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

•овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

•воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

•использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

4. Место учебного предмета «Биология» в учебном плане:

В соответствии с учебным планом МКОУ Козловская СОШ на изучение биологии в 10 классе отводится 35 часов. (1 ч в неделю).

5. Периодичность и формы контроля и промежуточной аттестации.

Используемые виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Контроль осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля, успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МКОУ Козловская СОШ.

Пояснительная записка

Планируемые личностные результаты освоения

Личностные результаты: -Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы

-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

 Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.

Предметные результаты

Выпускник научится

- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

- понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

- использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

- формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

- сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

–обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

–приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

–распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

–распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

–описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

–объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

–классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

–выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

–приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

–оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник получит возможность научиться:

– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, и-РНК (мРНК) по участку ДНК;

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Содержание курса

10 класс (35 часов)

Ведение. (1ч)

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии

Раздел I. КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО (15ч)

Тема 1. Химический состав клетки. (5ч)

Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Тема 2. Структура и функции клетки. (4 ч)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Строение и функции хромосом. Прокариоты и эукариоты.

Тема 3. Энергетическое обеспечение клетки. (3ч)

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счёт окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке. (3 ч.)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Вирусы. Профилактика СПИД.

II. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.  (5 ч.)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое.

III. ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ (9  ч.)

Тема 1. Основные закономерности явлений наследственности.(6 ч.)

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом.

Тема 2. Основные закономерности изменчивости.(3 ч.)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологичных рядов наследственной изменчивости Н.В. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

IV. ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ. (5 ч.)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

Тематическое планирование

Класс: 10

Учитель:  Михин Александр Алексеевич

Количество часов по учебному плану:  35 ч,  1 час в неделю.

 Рабочая программа составлена в соответствии с:

  • - Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  • - Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (от 05.03.2004 года № 1089);
  • - примерной программой по биологии основного, общего образования;
  • - примерной программой по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных

учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2012,

  • - основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Козловская СОШ;
  • - учебным планом МКОУ Козловская СОШ на 2021-2022 уч. год;
  • - положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
  • - перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2021-2022 уч. год;
  • - требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

На изучение курса биологии в 10 классе выделено 35 час (1 час в неделю).

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник: Д. К. Беляев и др. «Общая биология 10-11 кл.». «Просвещение», АО «Московские  

                 учебники», Москва, 2019.

Литература для учителя:

  1. Кулев А.В. «Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. СПб, «Паритет», 2005
  2. Кузнецова В.Н. и др. Сборник тестовых заданий. Биология. Старшая школа. М.: Интеллект-Центр,  2007
  3. Биология. 11 класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева и др. 1ч/ авт. –сост. А.Ю. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Лернер Г.И. «Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс» М: «Аквариум», 2007

Литература для учащихся:

  1. Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.
  2. Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.
  3. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.
  4. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
  5. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа.

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные

Метапредметные УУД

Дата

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ. (1 час)

1

Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства живого).

1

Объект изучения биологии.

Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

Методы познания живой природы.

Роль биологических теорий, гипотез, идей в формировании современной естественнонаучной картины мира.

определять проблему, то есть устанавливать несоответствие между желаемым и действительным, известным и неизвестным;

определять для решения проблемы новую функцию объекта, то есть устанавливать новое значение, роль, обязанность, сферу деятельности

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

Тема 1. КЛЕТКА-ЕДИНИЦА ЖИВОГО. (5 ч.)

2

Химический состав клетки. Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

Перечислять:химические элементы, входящие в состав клетки, роль неорганических веществ в клетке и организме человека. Диполь. Буферность.

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять само-взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами);

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

3

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

1

Перечислять:основные классы органических соединений. Биополимеры. Глюкоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза. Гликоген. Хитин. Триглицериды. Фосфолипиды. Стероиды. Воски.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены;

осуществлять коррекцию –  вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в  способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

4

Органические вещества клетки. Белки, их строение и функции. Л.р. № 1.«Каталитическая активность ферментов».

1

Перечислять: основные классы органических соединений. Биополимеры. Глюкоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза. Гликоген. Хитин. Триглицериды. Фосфолипиды. Стероиды. Воски.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

осуществлять коррекцию –  вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в  способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

5

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ и другие органические вещества в клетке.

1

Объяснять:строение и способы образования белков из аминокислот. Структура белков. Денатурация, ренатурация.

выполнять полное комплексное сравнение, то есть одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам;

выполнять сравнение по аналогии, то есть из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать;

6

Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК. АТФ и другие органические вещества в клетке.

1

Называть:функции белков.

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять само, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами);

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

Тем 2. Структура и функции клетки. (4 ч.)

7

Клетка - элементарная единица живого.

1

Знать:что такое нуклеотид, комплементарность: А-Т, Г-Ц, репликация ДНК; Т-РНК, и-РНК, р-РНК. и их функции.

применение логических приемов: анализ, синтез;

обобщение и систематизация изучаемого содержания;

владеть различными средствами самоконтроля, уметь соотносить способ действия и его результат с установленными нормами, обнаруживать отклонения и отличия от установленных норм;

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

8

Цитоплазма.

1

Знать:особенности строения и функции АТФ и других органических веществ.

9

Мембранные  органоиды клетки.

1

Знать:

 Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М. Шлейден и Т.Шванн)

Клеточная теория (положения)

 Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

10

Ядро. Прокариоты и эукариоты. Л.р. № 3. «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток».

1

Называть:строение и основные функции плазматической мембраны.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом

осуществлять коррекцию –  вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в  способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

Тема 3. Обеспечение клеток энергией. (5 ч.)

11

Обмен веществ.

1

Называть:Основные  части и органоиды клетки, их функции:

строение и функции ЭПС

строение и функции Комплекса Гольджи

строение и функции лизосом

строение и функции митохондрии

строение и функции хлоропластов

строение и функции рибосом

строение и функции клеточного центра и включений

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены;

осуществлять коррекцию –  вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в  способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

12

Фотосинтез: преобразование энергии света в энергию химических связей.

1

Наблюдаать:клетки растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах.

Сравнение строение клеток бактерий, растений и животных.

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

13

Обеспечение клеток энергией за счёт окисления химических веществ без участия кислорода.

1

Уметь различать:доядерные и ядерные клетки, особенности строения клеток.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены;

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

14

Биологическое окисление при участии кислорода.

1

Характеризовать: процессы ассимиляции, диссимиляции. автотрофов, гетеротрофов, миксотрофов, фотосинтез

хемосинтез

темновую фазу, световую фазу.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены;

осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами);

уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать;

15

Итоговый урок по теме "Обеспечение клеток энергией".

1

Описывать:Гликолиз. Дыхание. Брожение.

выполнять полное комплексное сравнение, то есть одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам;

выполнять сравнение по аналогии, то есть из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.

прогнозировать: предполагать результат и уровень его достижения на основе  уровневых характеристик;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

Тема 4. Наследственная информация и реализация её в клетке. (7 ч.)

16

Генетическая информация. Удвоение ДНК.

1

Знать:Строение и функции хромосом.

Значение ДНК, как носитель наследственной информации.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Ген.  Генетический код, свойства генетического кода.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены;

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

17

Синтез РНК по матрице ДНК. Генетический код.

1

Характеризовать:Репликация ДНК, комплементарность.

Триплет, кодон, полисома, свойства генетического кода. Экспрессиягена, транскрипция, трансляция

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять коррекцию –  вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в  способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать;

18

Биосинтез белка.

1

Характеризовать: Биотехнология, ее основные направления.

Достижения биотехнологии

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

19

Регуляция биосинтеза белка у бактерий и эукариотов.

1

20

Вирусы.

1

Описывать: виды деления.

Деление надвое, почкование, спорообразование, фрагментация, вегетативное размножение, клонирование.

Половые железы, гаметы, сперматозоид, яйцеклетка.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены;

осуществлять коррекцию –  вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в  способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать;

21

Генная и клеточная инженерия.

1

Характеризовать: Деление клетки как основа роста, развития и размножения.

Биологический смысл митоза

Сущность интерфазы

Фазы митоза и процессы, протекающие в каждый период митоза

осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:

Определение цели наблюдения.

Выбор способов достижения цели наблюдения.

Выбор способа регистрации полученной информации.

Обработка и интерпретация полученной информации.

организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

22

Итоговый урок по теме "Наследственная информация и реализация её в клетке".

1

Объяснять: Диплоидный, гаплоидный набор хромосом. Интерфаза, фазы митоза: профаза, анафаза, телофаза. Хроматиды.

Фазы мейоза, конъюгация, кроссинговер. Гаплоидный набор хромосом. Сперматогенез, оогенез, их стадии. Этапы оплодотворения. Гаметы, зигота, семя, плод

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами);

уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать;

Тема 5. Размножение и развитие организмов. (3 ч.)

23

Бесполое и половое размножение.

1

Объяснять: Онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, органогенез. Постэмбриогенез, прямое и непрямое развитие, развитие с полным и неполным превращением.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта, то есть устанавливать, какими компонентами данный компонент порожден или изменен и какие компоненты данным компонентом порождены или изменены;

осуществлять коррекцию –  вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в  способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать;

24

Деление клетки. Митоз.

1

Характеризовать Влияние факторов окружающей среды на развитие организма

Значение гомеостаза

О последствиях влияния алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека

осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:

Определение цели наблюдения.

Выбор способов достижения цели наблюдения.

Выбор способа регистрации полученной информации.

Обработка и интерпретация полученной информации.

организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

25

Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.

1

Характеризовать: Генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, генофонд, хромосома, локус, аллельные гены, фен, фенотип, рецессивный, доминантный, гомозигота, гетерозигота, чистая линия.

Моногибридное скрещивание. Гибридное скрещивание, гибридизация, гибридное поколение, гибрид.

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами);

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов. (2 ч.)

26

Зародышевое развитие. Постэмбриональное развитие.

1

Объяснять: Аутосомы и половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом: гемофилия, дальтонизм.

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

27

Дифференцировка клеток. Развитие взрослого организма.

1

Тема 7. Основные закономерности наследственности. (4 ч.)

28.

Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.

1

Называть и характеризовать  роль среды на формирование признака; виды взаимодействия генов.

составлять на основе устного текста таблицы, схемы, графики;

составлять тезисы устного текста;

осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

определять причинно-следственные отношения компонентов объекта,

осуществлять само-, взаимо- и внешнее оценивание учебно-познавательной деятельности и ее результатов (посредством сравнения с установленными нормами);

уметь с достаточной полнотой, точностью, обоснованием выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать свое собственное мнение и позицию, аргументировано ее представлять и защищать;

29

Генотип и фенотип. Решение генетических задач.

1

Характеризовать: Фенотипическая (ненаследственная, групповая, определенная) изменчивость, модификации, норма реакции.

выполнять полное комплексное сравнение, то есть одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам;

выполнять сравнение по аналогии, то есть из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

30

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

1

Характеризовать: Мутации геномные, хромосомные и генные, мутагены

выполнять полное комплексное сравнение, то есть одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам;

выполнять сравнение по аналогии, то есть из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

31

Сцепленное наследование генов. Отношения «ген – признак». Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.

1

Характеризовать:Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Источники мутагенов в окружающей среде

выполнять полное комплексное сравнение, то есть одновременно устанавливать сходство и различие объектов по нескольким аспектам;

выполнять сравнение по аналогии, то есть из сходства объектов в некоторых признаках делать предположение об их сходстве в других признаках.

осуществлять целеполагание: определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности; определять общие и частные цели самообразовательной деятельности;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

Тема 8. Основные закономерности изменчивости. (2 ч.)

32

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1

Объяснять:

Селекция, порода, сорт, штамм, центры одомашнивания животных, окультуривания растений.

осуществлять информационный поиск, в том числе с помощью компьютерных средств;

работать с разными источниками информации;

выделять и извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;

осуществлять коррекцию –  вносить необходимые дополнения и коррективы в содержание, объем учебной задачи, в последовательность и время ее выполнения; в  способ действия в случае расхождения установленных норм, реального действия, его результата

уметь взаимодействовать в различных организационных формах диалога и полилога: обсуждение процесса и результатов деятельности, интервью, дискуссии и полемики;

33

Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека.

1

Тема 9. Генетика и селекция. (2 ч)

34

Одомашнивание как начальный этап селекции.

1

Объяснять: Значение генетики для селекции

Биотехнология, ее достижения

Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

осуществлять наблюдение в соответствии со следующим алгоритмом:

Определение цели наблюдения.

Выбор способов достижения цели наблюдения.

Выбор способа регистрации полученной информации.

организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач, по достижению прогнозируемого результата;

продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;

35

Методы селекции. Успехи селекции. Заключение.

1

применение логических приемов: анализ, синтез;

обобщение и систематизация изучаемого содержания;

Итого

35 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...