Организационный момент. (1-2 мин.)
| Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс И для меня уже награда внимание ваших умных глаз Я знаю: Каждый в классе гений, но без труда талант не в прок Скрестите шпаги ваших мнений И вместе сочиним урок. | Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.
| Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. |
Этап. Актуализация знаний (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Учитель задает вопросы. - Какие условия среды необходимы для нормального роста и развития растений, животных, грибов, микроорганизмов? - Можно ли по особенностям внешнего вида растений определить, в каких местах, засушливых или увлажненных оно произрастает? - По каким особенностям строения и жизнедеятельности животных это можно определить? Демонстрирует учащимся изображения животных и растений разных экологических групп и предлагает назвать места обитания по внешнему виду (кактус, верблюд, крот, рыба)
| Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, вспоминая нужную информацию, изученный ранее материал (среда обитания, условия среды, которая связана с формулированием проблемы) | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, знакомятся с изображениями животных и растений разных экологических групп. Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.
|
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию. Читает стихотворение. -Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы. Задает вопрос: - Могут ли живые организмы жить обособленно, без окружающей среды? - Как вы думаете: что мы будем изучать? -Что относится к экологическим факторам? -Да, ребята, это экологические факторы природы. Их много, но мы остановимся на таких факторах среды: солнце, ветер, горы, воздух, гром, туманы и роса. - Может, кто из вас знает, как называются эти факторы природы? - А называются они — абиотические факторы.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы Определяют и называют тему
Перечисляют факторы природы из прослушанного стихотворения.
| Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.
Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.
|
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Итак, тема нашего урока: Экологические факторы природы. - Какова цель нашего урока? Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. | Выдвигают цели (сформировать представление об экологических факторах среды, дать понятие «абиотические факторы», рассмотреть их влияние на организм)
| Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - определять цель учебной деятельности |
Этап Планирование.(5-6 мин.)
|
-Для достижения цели нам необходим план действий, какой? Фиксирует план на доске. План урока 1.Что такое экологические факторы? 2.Основные группы экологических факторов. 3.Влияние абиотических факторов среды на живые организмы.
Организует подводящий диалог: В конце урока вы сможете: называть понятия: абиотические, биотические, антропогенные фактор; сформулируете представление о наличии приспособленностей организмов к действию экологических факторов; продолжите развивать умения: работать с текстом, рисунками, выполнять задания в группах, выделять главное и анализировать; проводить самооценку. |
Обсуждают с учителем план урока, определяют содержание и последовательности действий для решения поставленных задач
| Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли
|
Этап. «Открытие» нового знания (7-8 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. Наш урок посвящен экологическим факторам, под воздействием которых находятся организмы, заселяющие ту или иную среду обитания. Посмотрите, на какие группы можно разделить экологические факторы среды. Фрагмент интерактивного учебного пособия «факторы среды» Предлагает выполнить задание в Р.Т. -Так что же такое экологические факторы? -На какие группы их можно разделить? -Да, различают три группы экологических факторов: абиотические - факторы неживой природы, биотические — факторы живой природы и антропогенные -это влияние деятельности человека на природу. Но сегодня на уроке мы будем говорить только об абиотических факторах природы. Давайте с ними познакомимся поближе. Организует работу с учебником. Прочитайте текст параграфа 5 и перечислите все факторы природы, относящиеся к абиотическим факторам, заполните схему. -Ребята, по отношению к каждому из названных экологических факторов у растений и животных выделяются экологические группы. Давайте определим эти экологические группы растений и животных по отношению к абиотическим факторам окружающей среды, поработав в группах. Фрагмент интерактивного пособия «Солнечный свет и энергия солнца», «Вода» Организует работу в группах 1 группа «Экологические группы растений и животных по отношению к абиотическим факторам окружающей среды». 2 группа «Как животные и растения используют солнечный свет, солнечную энергию и длину светового дня». Задаёт вопросы -На какие экологические группы по отношению к свету делят растения? -Какие наиболее распространенные растения нашей местности относятся к теневыносливым растениям? Какие — к светолюбивым растениям? Есть ли среди этих растений редкие? Если да, то какие именно? Что необходимо делать по их сохранению. -Чем животные, ведущие ночной образ жизни, отличаются от дневных организмов? -Приведите примеры известных вам животных нашей местности, относящихся к разным группам. -Почему воду называют колыбелью жизни? (называют особенности водной среды обитания, подчёркивают необходимость воды для всех процессов жизнедеятельности организма) -О каких абиотических факторах мы вели речь? -О каком абиотическом факторе мы не говорили? Показывает фрагмент интерактивного пособия «Температура» Задает вопросы. -Что определяет температура? -Какая температура является оптимальной для большинства живых организмов? -При каких экстремальных температурах возможно существование живых организмов? Каких именно? -Как животные реагируют на изменение температуры? -Итак, какие абиотические факторы оказывают наибольшее воздействие на живой организм?
Организует и проводит физкультминутку: Поздороваемся с солнцем. С левой стороной, с правой стороной. (поднимают руки вверх и опускают, поворачиваясь в стороны) Поздороваемся с землей. (наклоняются вниз) За столы садимся дружно Нам теперь учиться нужно.
| Слушают учителя, смотрят презентацию
Находят информацию, записывают определение и заполняют схему.
Отвечают на вопросы, обобщают.Читают текст, самостоятельно заполняют схему, отвечают на вопросы, оценивают свою работу. Смотрят презентацию, работают в группах, заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника, выделяя необходимую информацию. Абиотический фактор | Экологические группы растений | Экологические группы животных | Солнечный свет |
|
| Температура |
|
| Вода |
|
|
1 группа. 2группа Солнечный свет | Зелёные растения...
| Солнечная энергия | Холоднокровные животные...
| В определенное время суток
уменьшение длины светового дня | Цветы... растения... птицы... животные… насекомые… |
Проводят презентацию результатов работы группы, фиксируют итоги работы других групп, оценивают правильность своих выводов. Осуществляют самопроверку, самооценку. Отвечают на вопросы учителя, слушают ответы одноклассников.(свет, солнечная энергия вода),(о температуре)Отвечают на вопросы учителя, делаю выводы, обобщение Выполняют упражнения.
| Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. Организует работу в парах, с выполнением задания в Р.Т. -Назовите светолюбивые растения. -Назовите теневыносливые растения. Корректирует ответы учащихся: выполнив задание1 ( с проверкой по эталону),2 ,3. | Выполняют задания в Р.Т. Отвечают на вопросы.
Проверяют тест по эталону, оценивают себя. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |
Этап. Рефлексия.(2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог. Задает вопросы -Какую проблему мы ставили в начале урока? -Удалось ли решить поставленную проблему? -Всё ли запланированное удалось выполнить? Предлагает назвать тему и цели урока. -Оцените свою работу. На доске рисунок яблони. У вас на партах лежат «яблоки» двух цветов — красные и зелёные. Если вы считаете, что сделали всё на отлично и хорошо, у вас хорошее настроение прикрепляете зелёное яблоко, если вы считаете, что не справились с заданием и у вас грустное настроение прикрепляете красное яблоко. | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы одноклассников, участников групп. Оценивают свою работу на уроке Приём рефлексии «Яблоня» | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. |