Конспект занятия "Животные-паразиты"
план-конспект занятия по биологии (7 класс)
Разработка открытого занятия в кружке "Занимательная биология" для обучающихся 13-14 лет. На занятии ребята закрепляют знания о приспособлениях животных к паразитическому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого занятия | 656.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Станция юных натуралистов г. Белорецк
«Животные-паразиты»
Подготовила и провела:
Насимова Ирина Вячеславна,
пдо МБУ ДО СЮН г. Белорецк
г. Белорецк
2021
Технологическая карта занятия
объединения «Занимательная биология»
Группа: 3 год обучения (13-14 лет); объединение «Занимательная биология»
УМК: - образовательная программа, календарно - учебный график, разработка занятия, раздаточный материал (дидактические карточки)
Программно технические средства: проектор, ноутбук, экран
Тема занятия: животные-паразиты
Цели занятия:
1.Деятельностная: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебой информации средствами технологии коллективного взаимообучения
2.Предметно-дидактическая: закрепить знания о приспособлениях животных к паразитическому образу жизни
Задачи:
Образовательные: углубить и расширить знания о животных-паразитах; научить применять полученные знания на практике.
Развивающие: развивать умения работать в парах, определять общие черты животных- паразитов с использованием дидактической карточки.
Воспитательные: формировать самостоятельность, воспитывать бережное отношение к собственному организму и окружающим людям; воспитывать чувство ответственности за здоровье.
Планируемые образовательные результаты занятия:
- Личностные: дать самооценку учебной деятельности, осознать границы собственного знания и «незнания», стремится к их преодолению.
- Метапредметные: уметь принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, педагогом; корректировать, то есть вносить необходимые дополнения в случае расхождения эталона.
- Предметные: уметь охарактеризовать признаки животных-паразитов
Тип занятия:
- По ведущей дидактической цели: формирование умений и навыков
- По способу организации: индивидуальная и групповая
- По ведущему методу обучения: практический
Методы обучения: по источникам знаний: наглядные, словесные, практические; по характеру познавательной деятельности обучающихся: проблемный.
Средства обучения: ИКТ - презентация, дидактические карточки.
Ход занятия:
Этапы занятия | Методы обучения | УПЗ урока | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Методы оценки, самооценки. | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.Организацион- ный момент. 2.Проверка знаний. 3.Постановка темы и цели занятия. 4.Формирование новых знаний. 5.Физминутка. 6.Закрепление материала. 7.Рефлексия. | Словесный Словесный Наглядный и словесный Словесный Словесный Словесный, наглядный Наглядный Словесный Словесный | - Здравствуйте, ребята. Сядьте удобно. -Вы любите преодолевать трудности? – Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. – Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. – Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас? – Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем занятии? - Сейчас я хотела с вами провести игру «Узнай меня». 1. Это единственная кошка, которая не рычит 2. 1998 год был годом этого животного. 3. Это животное вынашивало своих детенышей в специальной кожистой сумке, расположенной на брюхе. 4. Какую птицу издревле считали символом мудрости и познания? 5. Из кожи этого животного мужчинам шьют сапоги, а женщинам сумочки. Задание «Найди группы». Бурый медведь, вши, человеческая аскарида, лисица обыкновенная, амурский тигр, бычий цепень, печеночный сосальщик. - Ребята, в какие две группы можно объединить следующих животных по особенностям питания? -Молодцы ,ребята. Сегодня наше занятие мы посвящаем изучению животных-паразитов. Нам предстоит узнать об особенностях животных этой группы, пути заражения и меры борьбы с паразитами. Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и питается за счет него. Паразитизм – это способ питания. - На столе у каждой пары лежит карточка, по которой нужно выполнить задание. Каждой группе дается на изучение один паразит, которого нужно описать по следующему плану. План
и меры борьбы с ним. - После самостоятельного изучения группа защищает свою работу. -Человеческая аскарида Обитает в тонкой кишке человека. Имеет белое тело до 20 см., удерживается в кишечнике острыми концами своего тела. Обычно аскариды человеческие проникают в организм несколькими способами: употребление сырой, термически необработанной пищи и воды, несоблюдение правил личной гигиены. Отравляет организм ядовитыми выделениями, вызывая расстройства кишечники и головные боли. Основные меры борьбы заключается в соблюдении правил личной гигиены. Печеночный сосальщик живет в печени крс. Тело его длинной 3-4 см сплющено и имеет вид листовой пластинки. Есть органы прикрепления-присоски. Животное заражается через траву, а человек при употреблении мяса. Возникают кишечные расстройства и развивается малокровие. Основные меры борьбы заключается в соблюдении правил личной гигиены, тщательное приготовление пищи. Бы́чий це́пень поражает крупный рогатый скот и человека. Среда обитания бычьего цепня — тонкая кишка человека и животного. Взрослая особь бычьего цепня состоит из примерно от 2 до 5 тысяч члеников и достигает 4—10 метров в длину. Проникает в организм человека при употреблении плохо проваренного или прожаренного мяса. Вызывают ослабление иммунитета, слабость, головную боль, зуд и т.д. Основные меры борьбы заключаются В назначении противопаразитных лекарственные средств. Профилактика: -исключение из питание сырое и полусырое мясо -тщательный осмотр мясо. Клещи — это кровососущие паразиты. Местообитание-растительные зоны, поля, и леса, районы с повышенной влажностью и растениями, способные задерживать воду. Эти паукообразные имеют как не сегментированное, так и разделенное на брюшко и головную часть тело овальной или шаровидной формы. Оно покрыто жесткими хитиновыми пластинами. Клещи имеют 6 пар конечностей, первые 2 образуют своеобразный хоботок, остальные 4 служат для передвижения. Первая пара имеет клешневидную форму. Укус клеща может вызвать: эпилепсию, артрит; расстройство пищеварения; скачки артериального давления и аритмию; пневмонию или легочное кровотечение и т.д. Отправляясь в лес необходимо одевать светлую одежду с длинными рукавами, брюки, головной убор и обязательно средство от укусов клещей. Проверять домашних животных на наличие клещей, не заносить домой свежесобранные букеты цветов и тд. Извлекать клеща нужно очень осторожно, стараясь не раздавить насекомое. Для извлечения клеща можно воспользоваться медицинским пинцетом, специальным устройством, продающимся в аптеках, или же петлей, самостоятельно изготовленной из нитки. Насекомое необходимо постараться захватить ближе к голове, извлекать медленно, тянуть перпендикулярно коже, делая при этом покачивающие или слегка вращающие (вывинчивающие) движения. Извлеченного клеща необходимо поместить в небольшую стеклянную емкость с водой, снабженную плотно закрывающейся крышкой. После того как насекомое удалось вынуть полностью, ранку промывают водой с мылом, затем обрабатывают антисептиком. Обрабатывать спиртом, поджигать, маслом нельзя, так как клещ может выделить слюну, которая содержит вредных микроорганизмов, вызвав тем самым опасные заболевания. Блохи - это кровососущие насекомые, паразитирующие на теплокровных животных и человеке. Блохи вторично бескрылы. Блохи обладают узкоспециализированным ротовым аппаратом, предназначенным для прокалывания покровов хозяина и насасывания крови. Тело блох сжато с боков, узкое, гладкое, снабжено щетинками и шипами, помогающими передвигаться и удерживаться в густой шерсти и между перьями хозяев, в складках одежды, а также в субстрате их гнёзд и в норах. Длина тела у разных видов варьирует от 1 до 5 мм, но у самок некоторых видов может достигать 10 мм. Передача инфекции происходит либо посредством укуса, либо через экскременты насекомых. В момент укуса в кожу попадает слюна паразита, которая вызывает сильное раздражение, зуд, воспаление. Для борьбы с паразитами необходимо проводить дезинсекцию помещений, следить за чистотой и порядком в помещении. - Ребята, а теперь давайте подведем итог нашей темы. В чем же представляют опасность животные паразиты? - На что направлены основные меры профилактики и борьбы? - Молодцы, ребята. А теперь немного отдохнем и проведем физминутку для глаз. - Ребята, как вы думаете для чего нам необходимо знать о животных паразитах? -правильно. А также знания о животных нам помогут в освоении интересных профессий в области биологии. Паразитолог – это врач, который специализируется на диагностике и лечении заболеваний, вызванных паразитами. Ветеринар– это специалист, занимающийся лечением животных. Микробиолог — это высококвалифицированный научный сотрудник, который в лабораторных условиях изучает микроорганизмы и их особенности. Прием «Путаница» Предлагаю ложную запутанную информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Они ищут ошибку и отвечают 1.Человеческая аскарида относится к кровососущим паразитам. 2.У бычьего и печеночного сосальщика для прикрепления к стенке кишечника имеется кровососущий ротовой аппарат. 3. Для защиты от клеща необходимо мыть руки. 4. Блохи- это внутриклеточные паразиты. 5. Микробиолог – специалист, занимающийся изучением паразитов. «Плюс-минус-интересно» Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. - Подводим итоги рефлексии. -Ребята, сегодня на занятии мы изучили одну из групп животных - паразиты, их особенности внешнего строения, пути заражения, основные меры борьбы и профилактику заболеваний. Спасибо Вам ребята за активную работу на занятии. - На этом мы завершаем занятие. До свидания. | Приветствуют педагога и отвечают на его вопросы Отвечают на вопросы: -Ягуар - Тигр - Волк -Сова -Крокодил -бурый медведь, лисица обыкновенная, амурский тигр-хищники; блохи, человеческая аскарида, бычий цепень и печеночный сосальщик- паразиты. . Ребята, самостоятельно работают по карточкам, отвечают по плану. Каждая группа по плану защищает свою работу.
. Животные паразиты ,проникая в тело животных или человека могут вызвать опасные болезни. Основные меры профилактики и борьбы направлены на соблюдение правил личной гигиены, чистоты и порядка помещений. -Человеческая аскарида-внутриклеточный паразит. -У бычьего цепня и печеночного сосальщика имеются присоски. - Необходимо одевать соответствующую одежду, использовать средства для защиты. -Блохи-кровососущие насекомые. -Микробиолог изучает микроорганизмы. | Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и педагогом. Уметь отвечать на поставленные вопросы. Уметь корректировать и выделять группы животных. Уметь работать в микрогруппах, по плану. Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками Уметь вносить необходимые дополнения в случае расхождения эталона. Уметь проводить самооценку своей работы на занятие. | Похвала Опрос Самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...