Конспект занятия "Животные-паразиты"
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

Насимова Ирина Вячеславна

Разработка открытого занятия в кружке "Занимательная биология" для обучающихся 13-14 лет. На занятии ребята закрепляют знания о приспособлениях животных к паразитическому образу жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект открытого занятия656.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

МКУ Управление образования муниципального района Белорецкий район РБ

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Станция юных натуралистов г. Белорецк

«Животные-паразиты»

Подготовила и провела:

                                                                        Насимова Ирина Вячеславна,

пдо МБУ ДО СЮН г. Белорецк

г. Белорецк

2021

Технологическая карта занятия

 объединения «Занимательная биология»

Группа: 3 год обучения (13-14 лет); объединение «Занимательная биология»

УМК: - образовательная программа, календарно - учебный график, разработка занятия, раздаточный материал (дидактические карточки)

Программно технические средства: проектор, ноутбук, экран

Тема занятия: животные-паразиты

Цели занятия:

      1.Деятельностная: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебой информации средствами технологии коллективного взаимообучения

      2.Предметно-дидактическая: закрепить знания о приспособлениях животных к паразитическому образу жизни

Задачи:

Образовательные: углубить и расширить знания о животных-паразитах; научить применять полученные знания на практике.

Развивающие: развивать умения работать в парах, определять общие черты животных- паразитов с использованием дидактической карточки.

Воспитательные: формировать самостоятельность, воспитывать бережное отношение к собственному организму и окружающим людям; воспитывать чувство ответственности за здоровье. 

Планируемые образовательные результаты занятия:

  1. Личностные: дать самооценку учебной деятельности, осознать границы собственного знания и «незнания», стремится к их преодолению.
  2. Метапредметные: уметь принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, педагогом; корректировать, то есть   вносить необходимые дополнения в случае расхождения эталона.
  3. Предметные: уметь охарактеризовать признаки животных-паразитов

Тип занятия: 

  1. По ведущей дидактической цели: формирование умений и навыков
  2. По способу организации: индивидуальная  и групповая
  3. По ведущему методу обучения: практический

Методы обучения: по источникам знаний: наглядные, словесные, практические; по характеру познавательной деятельности обучающихся: проблемный.

Средства обучения: ИКТ - презентация, дидактические карточки.

Ход занятия:

Этапы

занятия

Методы обучения

УПЗ урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы оценки, самооценки.

1

2

3

4

5

6

1.Организацион-

ный момент.

2.Проверка знаний.

3.Постановка

темы и цели

занятия.

4.Формирование новых знаний.

5.Физминутка.

6.Закрепление материала.

7.Рефлексия.

Словесный

Словесный

Наглядный

и словесный

Словесный

Словесный

Словесный, наглядный

Наглядный

Словесный

Словесный

- Здравствуйте, ребята. Сядьте удобно.

-Вы любите преодолевать трудности?

– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

– Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

– Давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем занятии?

- Сейчас я хотела с вами провести игру                                            «Узнай меня».  

1. Это единственная кошка, которая не рычит

2. 1998 год был годом этого животного.

3. Это животное вынашивало своих детенышей в специальной кожистой сумке, расположенной на брюхе.

4. Какую птицу издревле считали символом мудрости и познания?

5. Из кожи этого животного мужчинам шьют сапоги, а женщинам сумочки.

Задание «Найди группы». Бурый медведь, вши, человеческая аскарида, лисица обыкновенная, амурский тигр, бычий цепень, печеночный сосальщик.

- Ребята, в какие две группы можно объединить следующих животных по особенностям питания?

-Молодцы ,ребята. Сегодня наше занятие мы посвящаем изучению животных-паразитов. Нам предстоит узнать об особенностях животных этой группы, пути заражения и меры борьбы с паразитами.

Паразит (“пара” – от греческого слова около, “ситос” – пища) – это

живой организм, который обитает внутри тела хозяина или на теле и

питается за счет него.

Паразитизм – это способ питания.

- На столе у каждой пары лежит карточка, по которой нужно выполнить задание.

Каждой  группе  дается на изучение один паразит, которого нужно описать по следующему плану.

План

  1. Местообитание паразита.
  2. Общие черты внешнего  строения.
  3. Пути заражения.
  4. Вред, приносимый паразитом

и меры борьбы с ним.

- После самостоятельного  изучения группа защищает свою работу.

-Человеческая аскарида

Обитает в тонкой кишке человека. Имеет белое тело до 20 см., удерживается в кишечнике острыми концами своего тела. Обычно аскариды человеческие проникают в организм несколькими способами: употребление сырой, термически необработанной пищи и воды, несоблюдение правил личной гигиены.

Отравляет организм ядовитыми выделениями, вызывая расстройства кишечники и головные боли.

Основные меры борьбы заключается в соблюдении правил личной гигиены.

Печеночный сосальщик живет в печени крс. Тело его длинной 3-4 см сплющено и имеет вид листовой пластинки. Есть органы прикрепления-присоски.

Животное заражается через траву, а человек при употреблении мяса. Возникают кишечные расстройства и развивается малокровие. Основные меры борьбы заключается в соблюдении правил личной гигиены, тщательное приготовление пищи.

Бы́чий це́пень поражает крупный рогатый скот и человека. Среда обитания бычьего цепня — тонкая кишка человека и животного.

Взрослая особь бычьего цепня состоит из примерно от 2 до 5 тысяч члеников и достигает 4—10 метров в длину. Проникает в организм человека при употреблении плохо проваренного или прожаренного мяса. Вызывают ослабление иммунитета, слабость, головную боль, зуд и т.д. Основные меры борьбы заключаются

В назначении противопаразитных лекарственные средств. Профилактика: -исключение из питание сырое и полусырое мясо -тщательный осмотр мясо.

Клещи — это кровососущие паразиты. Местообитание-растительные зоны, поля, и леса, районы с повышенной влажностью и растениями, способные задерживать воду.

Эти паукообразные имеют как не сегментированное, так и разделенное на брюшко и головную часть тело овальной или шаровидной формы. Оно покрыто жесткими хитиновыми пластинами. Клещи имеют 6 пар конечностей, первые 2 образуют своеобразный хоботок, остальные 4 служат для передвижения. Первая пара имеет клешневидную форму. Укус клеща может вызвать: эпилепсию, артрит;

расстройство пищеварения;

скачки артериального давления и аритмию;

пневмонию или легочное кровотечение и т.д.

Отправляясь в лес необходимо одевать светлую одежду с длинными рукавами, брюки, головной убор и обязательно средство от укусов клещей. Проверять домашних животных на наличие клещей, не заносить домой свежесобранные букеты цветов и тд.

Извлекать клеща нужно очень осторожно, стараясь не раздавить насекомое. Для извлечения клеща можно воспользоваться медицинским пинцетом, специальным устройством, продающимся в аптеках, или же петлей, самостоятельно изготовленной из нитки. Насекомое необходимо постараться захватить ближе к голове, извлекать медленно, тянуть перпендикулярно коже, делая при этом покачивающие или слегка вращающие (вывинчивающие) движения. Извлеченного клеща необходимо поместить в небольшую стеклянную емкость с водой, снабженную плотно закрывающейся крышкой.

После того как насекомое удалось вынуть полностью, ранку промывают водой с мылом, затем обрабатывают антисептиком.

Обрабатывать спиртом, поджигать, маслом нельзя, так как клещ может выделить слюну, которая содержит вредных микроорганизмов, вызвав тем самым опасные заболевания.

Блохи - это кровососущие насекомые, паразитирующие на теплокровных животных и человеке. Блохи вторично бескрылы. Блохи обладают узкоспециализированным ротовым аппаратом, предназначенным для прокалывания покровов хозяина и насасывания крови. Тело блох сжато с боков, узкое, гладкое, снабжено щетинками и шипами, помогающими передвигаться и удерживаться в густой шерсти и между перьями хозяев, в складках одежды, а также в субстрате их гнёзд и в норах. Длина тела у разных видов варьирует от 1 до 5 мм, но у самок некоторых видов может достигать 10 мм.

  Передача инфекции происходит либо посредством укуса, либо через экскременты насекомых. В момент укуса в кожу попадает слюна паразита, которая вызывает сильное раздражение, зуд, воспаление.

Для борьбы с паразитами необходимо         проводить дезинсекцию помещений, следить за чистотой и порядком в помещении.

- Ребята, а теперь давайте подведем итог нашей темы.  В чем же представляют опасность животные паразиты?

- На что направлены основные меры профилактики и борьбы?

- Молодцы, ребята. А теперь немного отдохнем и проведем физминутку для глаз.

- Ребята, как вы думаете для чего нам необходимо знать о животных паразитах?

-правильно. А также знания о животных нам помогут в освоении интересных профессий в области биологии.

Паразитолог – это врач, который специализируется на диагностике и лечении заболеваний, вызванных паразитами.

Ветеринарэто специалист, занимающийся лечением животных.

Микробиолог — это высококвалифицированный научный сотрудник, который в лабораторных условиях изучает микроорганизмы и их особенности.

Прием «Путаница»

 Предлагаю ложную запутанную информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Они ищут ошибку и отвечают

1.Человеческая аскарида относится к кровососущим паразитам.

2.У бычьего и печеночного сосальщика для прикрепления к стенке кишечника имеется кровососущий ротовой аппарат.

3. Для защиты от клеща необходимо мыть руки.

4. Блохи- это внутриклеточные паразиты.

5. Микробиолог – специалист, занимающийся изучением паразитов.

 «Плюс-минус-интересно»

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на занятии, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на занятии, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

- Подводим итоги рефлексии.

-Ребята, сегодня на занятии мы изучили одну из групп животных - паразиты, их особенности внешнего строения, пути заражения, основные меры борьбы и профилактику заболеваний.  Спасибо Вам ребята за активную работу на занятии.

-  На этом мы завершаем занятие. До свидания.

Приветствуют педагога и отвечают на его вопросы

Отвечают на вопросы:

-Ягуар

- Тигр

- Волк

-Сова

-Крокодил

-бурый медведь, лисица обыкновенная, амурский тигр-хищники; блохи, человеческая аскарида, бычий цепень и печеночный сосальщик- паразиты.

.

Ребята, самостоятельно работают по карточкам, отвечают по плану.

Каждая группа по плану защищает свою работу.

 

.

Животные паразиты ,проникая в тело животных или человека могут вызвать опасные болезни. Основные меры профилактики и борьбы направлены на соблюдение правил личной гигиены, чистоты и порядка помещений.

-Человеческая аскарида-внутриклеточный паразит.

-У бычьего цепня и печеночного сосальщика имеются присоски.

- Необходимо одевать соответствующую одежду, использовать средства для защиты.

-Блохи-кровососущие насекомые.

-Микробиолог

изучает микроорганизмы.

Уметь  принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и педагогом.

Уметь отвечать

на поставленные вопросы.

Уметь               корректировать

и выделять группы животных.

Уметь работать

в микрогруппах, по плану.

Уметь принимать роль в учебном сотрудничестве

с одноклассниками

Уметь вносить необходимые дополнения в случае расхождения эталона.

Уметь проводить     самооценку своей работы на занятие.

Похвала

Опрос

Самооценка

КЛЕЩЕВОЙ  ВИРУСНЫЙ ЭНЦЕФАЛИТ и меры  его профилактики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...