Конспект урока "Эволюционная теория Чарльза Дарвина"
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Эволюционную теорию Чарльза Дарвина можно изложить следующим образом...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsionnaya_teoriya_ch._darvina.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Эволюционная теория Ч.Дарвина».
Эволюционную теорию Чарльза Дарвина можно изложить следующим образом:
В популяции живых организмов существует большой запас наследственной изменчивости.
Признаки индивидуальной наследственной изменчивости:
1. Морфологические;
2. Физиологические;
3. Поведенческие и любые другие признаки.
Логическая схема эволюционной теории Чарльза Дарвина:
1. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии.
Чарльз Дарвин проиллюстрировал это предложение следующим примером: пара слонов за весь период размножения (почти 50 лет) дает не более 6 детенышей, но за 750 лет общая численность ее потомства (если все потомки будут выживать и оставлять по 6 детенышей) достигла бы 19 миллионов особей.
2. Жизненные ресурсы для живых организмов ограничены.
В понятие «ресурс» входит количество пищи и воды, площадь освещённых или затемненных участков, места для отдыха и охоты.
Из-за того, что «всего на всех не хватает», между отдельными особями возникает борьба за существование (за то, чтобы выжить и оставить потомство).
Это может быть и борьба между представителями одного вида и между особями разных видов, а также это борьба особей с условиями среды (Рис. 1). Дарвин включил в понятие борьбы за существование не только борьбу за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.
3. Внутри каждого вида существует большой запас изменчивости (то есть множество разных особей).
В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения в рамках изменчивости, которые случайно оказались адаптивными к данному условию среды.
Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина: отклонения возникают не направленно, в ответ на действие среды, а случайно. Лишь немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях.
4. Борьба за существование.
Потомки выжившей особи унаследуют полезные отклонения, которые позволили выжить их предку и окажутся более приспособленными к благоприятной среде, чем другие представители популяции.
Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Чарльз Дарвин назвалестественным отбором.
Естественный отбор разных форм живых организмов в разных условиях существования со временем ведет к дивергенции (расхождению признаков) и, в конечном итоге, к видообразованию.
Таким образом, предпосылками эволюции по Чарльзу Дарвину являются:
1. Размножение особей в геометрической прогрессии
2. Ограниченность ресурсов среды.
К основным движущим силам эволюции относятся:
1. Наследственная изменчивость;
2. Естественный отбор.
С современных позиций, факторами эволюции являются все природные факторы, вызывающие отклонение от закона Харди-Вайнберга (p+q=1, p2+2pq+q2=1 это закон популяционной генетики, где p и q – частота встречаемости аллели, а p2, 2pq и q2 – частота встречаемости генотипа в популяции), то есть, изменяющие частоту встречаемости аллелей в популяции.
Факторы эволюции:
1. Мутации
2. Изоляция (невозможность скрещиваться)
3. Борьба за существование и размножение
4. Условия среды
Центральным моментом в теории Дарвина является учение о естественном отборе.
Книга Дарвина «Происхождения видов путем естественного отбора…» вышла в1859 году, и ее успех у читателей превзошел все самые смелые ожидания. Идеи, изложенные в книге, встретили как поддержку, так и ожесточённое неприятие научного и ненаучного сообщества.
Труды Дарвина сразу после выхода переводились на иностранные языки энтузиастами и профессионалами. Примечательно, что русский перевод книги Дарвина «Изменения животных и растений при одомашнивании» (см. Рис. 2) был опубликован раньше, чем вышел ее оригинальный текст на английском языке.
Выдающийся русский палеонтолог В.О. Ковалевский (см. Рис. 3) перевёл эту книгу с издательских гранок, предоставленных ему лично Дарвином, и, опередив британцев, опубликовал ее двумя отдельными выпусками.
Эволюционная теория Чарльза Дарвина имела важное мировоззренческое значение, так как дала ясно понять, что сложное может возникать и развиваться из простого.
Методология дарвинизма распространилась на все биологические дисциплины: ботанику, зоологию, эмбриологию.
Исследователи стали смотреть на объекты изучения с точки зрения эволюционного учения.
Теория Дарвина имела недостатки, свойственные естествознанию того времени. Так, отсутствие генетической теории (и ложные представления о природе наследственности) в 19 веке привело Дарвина к существенным заблуждениям. Он писал, что проявления признаков у потомства – это среднее арифметическое этого признака их родителей.
Такие выводы, приводили к ряду логических ошибок, но в результате способствовали развитию теории Дарвина в дальнейшем.
Кроме того, Чарльз Дарвин вынужден был допустить наследование приобретенных в течение жизни признаков. Он (как и его современники) считал, что в крови животных существуют особые частицы «гемулы». Гемулы должны были, по их мнению, собирать информацию о текущем состоянии органов и переносить её к половым клеткам. Таким образом, в половых клетках постоянно обновлялась бы информация о состоянии организма.
Открытие законов Менделя, хромосомной теории, теории мутагенеза позволило преодолеть накопившиеся противоречия и дало новый толчок к развитию дарвинизма.
Домашнее задание
1. Что такое научная теория? Какие примеры научных теорий вам известны?
2. Каково современное состояние эволюционизма?
3. Что нового сказал Ч. Дарвин в науке?
4. Как соотносятся идеи Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ламарка?
5. Повлияло ли неверное представление Ч. Дарвина о гемулах на правильность теории эволюции в целом?
6. Наследуются ли признаки, приобретенные организмами в течение жизни? Почему?
Список литературы
1. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Общая биология 10-11 класс Дрофа, 2005.
2. Беляев Д. К. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 11-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2012. – 304 с.
3. Биология 11 класс. Общая биология. Профильный уровень / В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин и др. – 5-е изд., стереотип. – Дрофа, 2010. – 388 с.
4. Агафонова И. Б., Захарова Е. Т., Сивоглазов В. И. Биология 10-11 класс. Общая биология. Базовый уровень. – 6-е изд., доп. – Дрофа, 2010. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чарльз Дарвин и его теория эволюции
Чарльз Дарвин и его теория эволюции...
Эволюционная теория Чарльза Дарвина
Презентация "Эволюционная теория Чарльза Дарвина" рассматривает данную тему в разделе"Эволюционное учение" в 9 и 11 классах. Знакомит с движущими силами эволюции, характеризует виды борьбы за су...
Чарльз Дарвин және оның пайда болу теориялары
Краткосрочное планирование по биологии...
Биография Чарльза Дарвина (к уроку биологии в 9 классе из раздела "Учение об эволюции")
Презентация "Биография Чарльза Дарвина" для урока биологии в 9 классе при изучении раздела "Учение об эволюции"...
В след за Чарльзом Дарвином(некоторые этапы экспедиции Дарвина)
В презентации показаны некоторые этапы кругосветной экспедиции совершенной Ч.Дарвином на корабле "Бигль". Приведены факты и доказательства эволюции. В начале и в конце презентации для учащихся с...
План конспект урока "Чарльз Дарвин и происхождение видов" 7 класс
План конспект урока "Чарльз Дарвин и происхождение видов". Биология 7 класс к учебнику Сонин Н.И., Захаров В.Б. "Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения", линейный курс....
Задания к уроку «Чарльз Дарвин и происхождение видов»
Задания к уроку «Чарльз Дарвин и происхождение видов»Два задания - вставить в текст термины и выделить правильные утверждения....