Внеклассное мероприятие по биологии: «День птиц»
план-конспект по биологии

Внеклассное мероприятие по биологии:  «День птиц» может быть использовано при проведении предметных недель и на занятиях кружков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

Внеклассное мероприятие по биологии:  «День птиц»

Береснева Т.М.

учитель биологии

Велиж

2018


ЦЕЛИ: познакомить  учащихся  с  многообразием  пернатых;  научить  выделять  

признаки сходства  и  различия  у  птиц; формировать  понятия  о  происхождении  названий некоторых  птиц;  прививать  любовь  и  бережное  отношение  к  природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:   мультимедийный   проектор, презентация,  карточки  с  

заданиями,  кроссворд, запись  «Голоса  птиц».

                                                  ХОД   ЗАНЯТИЯ.

Учитель :  Ребята, давайте  отправимся  с  вами  за   чудесами!

                      Что  ни  шаг,  то  для  вас  новое  чудо!

                       Когда  ты  идешь  по  тропинке  лесной,

                      Вопросы  тебя  обгоняют  гурьбой.

                      Одно  «почему»  меж  деревьями  мчится,

                     Летит  по  пятам  за  неведомой  птицей.

                     Другое – пчелой  забралось  на  цветок,

                      А  третье – лягушкою  скок  в  ручеек.

                     Пойдем – ка , дружок, по  тропинке  вдвоем

                     Ответы  искать  под   зеленым  шатром.

- Тема  нашего  занятия  спрятана  в  загадке.

                          Снится  ночью  пауку

                          Чудо – юдо  на  суку:

                          Длинный  клюв  и два  крыла,

                         Прилетит – плохи  дела.

                         А  кого паук  боится?

                         Угадали?  Это… / птица/

1. Знакомство  с  многообразием  названий  птиц.

Учитель: Птицы  везде  - над  нами,  вокруг  вас,  вдали,  рядом.  Встретить  их  можно  и  в  лесу,  и  в  поле,   и  на  реке,  и  в  горах.  Птиц  в  природе  очень   много. Только  в  России  их  насчитывается  более  760  видов. Чтобы  посмотреть  на  всех  птиц,  целой  жизни  не  хватит. Но  тех,  которые  живут  в  лесу  или  в  парке  неподалеку  от  дома,   надо  знать.

  / Звучит  запись  « Голоса  птиц»/.

Шумят,  галдят,  кричат  с   утра  до вечера.  Разговаривают  пернатые  друг  с  другом  и   с  нами. Давайте  прислушаемся.  Разные  птицы  подают  голос  по  -разному.  Из  звуков,  которые  они  издают,  и  образовались   названия  многих  птиц.

-- Синь – синь ! – посвистывает  синица.

--Чи – чи!  Чи – чи! – вторит  ей  чиж.

--Гра – гра! – представляется  грач.

 --Сквор – сквор! – поют  скворцы.

-Ку – ку! ку – ку! – зовет  кукушка.

  Птицы  дороги  нам  как  часть  чудесной  природы  нашей  Родины .   Их  мелодичные,   веселые,  звонкие  песни, яркое  оперение  оживляют  природу.  Без  птиц  природа  мертва.

Помните, ребята,  Что  нельзя  разорять  гнезда  птиц,  стрелять  в  них  из  рогаток!  Птицы  охраняют  наши   леса,  сады,  огороды от вредных  насекомых,  мышей, съедающих  около  четверти  всего  урожая, обгрызающих  плодовые  деревья  в  саду.  Без  птиц  никогда  не было бы  хорошего  урожая.

Ученик:  Пусть  прилетят,  чтоб   торопливо

                    С  утра  до ночи  хлопотать,

                     Я двум  скворцам  приют  счастливый

                     Хочу  до  осени  создать.

                     Быть  может,  им  на  чужбине  снился

                     Мой  домик,  среди  ветвей   густых.

                     Пусть  доброе  гостеприимство

                     В  краю  знакомом  встретит  их.

Учитель:  Мы  рады, что  к  нам  летят  верные  пернатые  друзья!

/ Выходят  в   масках  ребята, изображающие  разных  птиц./

2. Представление  птиц.

Грач: Меня  вы  не  забыли?

              Переносье  с  белым  кругом,  

              Важно  я  хожу  за  плугом,

              Огороду,  полю – врач,

             Глянцевитый  черный  грач.

Весна  идет.  Пора  браться  за  дела:  заселять домики, устраивать гнезда, высиживать  птенцов.

Дятел : Мой клюв  как  долото, и  я  выдалбливаю себе  в дереве  отличное  жилье.

Мухоловка  - пеструшка : У  меня  нет  такого  крепкого  клюва  ,  как  у  дятла. Я  обязательно поселюсь  в  домике , и  обещаю  вам  каждый  день  ловить  по  300  мух  и  комаров. Я  хоть и  очень  маленькая  ,  но  аппетит  у  меня  большой.

Сова: Я  съедаю  за  ночь  7 – 8  мышей. Только  одна  моя  семья  уничтожает  за  год  10 тыс. мышей  и  таким  образом  спасает  20 т  зерна.

Синица: Я круглый  год  отыскиваю  на   деревьях  вредных  насекомых, их  яйца  и  личинки. Трудно  нам , синицам,  бывает  зимой,  когда  деревья  покрыты  снегом.  Не  можем  мы  в  это  время  найти  насекомых, и  если  бы  не  вы,  юннаты, то  умерли  бы  от  голода. Спасибо  вам,  ребята,  за  птичьи   «столовые».

Кукушка:  Я  съедаю  за  день 39   кузнечиков,  43  гусеницы  бабочки – капустницы, 5 личинок  майского  жука,  3  куколки  бабочки, 4 паука  и  много  муравьиных  яиц. Учитель:  большое  спасибо  нашим  птицам!

Ученик: Нам  в  хозяйстве  помогает  

                    И  охотно  заселяет

                   Деревянный  свой  дворец

                   Темно – бронзовый  скворец.

   Ученик: Кукушка,  ты  нам  дорога!  

                  Уничтожаешь  гусениц  мохнатых

                   И  охраняешь  леса  и  поля.

                                                       

 3.Игра « Наши  пернатые  друзья».

/Учащиеся  класса  делятся  на  три  команды, в  каждой  команде  выбирается  капитан./

1-й  конкурс:  « Приветствие».

/Каждая  команда  придумала  себе  название,  девиз,  нарисовала  эмблему./

                                         1 команда  «Дятел»

Девиз:  В  лесу  под  щебет, звон и  свист

                  Стучит   лесной  телеграфист:

                 « Здорово,  дрозд – приятель!»-

                 И  ставит  подпись:  Дятел.

                                             2 команда  « Сорока»

Девиз:  Непоседа  пестрая

                  Птица  длиннохвостая,

                   Птица  говорливая,

                   Самая  болтливая.

                                             3  команда «Голубь»

Девиз:   « Гуль – гуль – гуль», - мани  к  себе их.

                   Дай  зерна,  воды  налей.

                   Белых,  сизых  и  кофейных

                   Ты  увидишь… голубей.

                                                 2 – й  конкурс  « Разминка».

/ Учитель  задает  вопросы  командам  по  очереди. На  обдумывание  дается  5  секунд.  Если  одна  команда  не  смогла  ответить,  на  этот же  вопрос  отвечает  следующая  команда./

                                                       ВОПРОСЫ:

-Какие  птицы  прилетают  к  нам  с  юга  первыми? / грачи/

- Какие  птицы  выводят  птенцов  зимой? / Клесты/

- Какие  птицы  ночуют,  зарываясь  в  снег? / Тетерева, рябчики/

- Какая  из  птиц  наших  хвойных  лесов  самая  маленькая?/ Королек/

- У каких  птиц  самцы   красные  , а  самки  зеленые? / У  клестов/

- Какая  птица  к зиме  белеет?  / Белая куропатка/

- Какие  птицы  устраивают  гнезда  в  земляных  норах? / береговая  ласточка, зимородок/

- Какие птицы  не  садятся ни  на  землю,  ни  на  воду?/ Стрижи/

- Какая  птица  самая  большая  в  мире? / Африканский  страус/

- Какая  из наших птиц  быстрее  всех  летает? / Стриж/

- Какая  птица самая  маленькая  в  мире? / Колибри/

- Какая  птица  делает  гнездо  из  рыбьих  костей? / Зимородок/

                                     3 – й  конкурс : « Почтовый  ящик»

Учитель: Ребята,  в  наш  адрес  пришло  три  письма.  Угадайте кто их  написал.

             Описание  первое:

«У  меня  на  голове  черная  шапочка, спинка,  крылья  и  хвост  темные,  а грудка  желтая,  будто  в желтый  жилетик  нарядилась. Летом  я  питаюсь  жучками,  а зимой  в  бескормицу,  ем  все:  и  разные  зернышки,  и  крошки  хлеба,  и  вареные  овощи.  Но особенно  я  люблю  несоленое   сало.  Догадались  кто   я ?

              Ответ:   синица.

              Описание  второе:

«Меня  называют  «смотритель  леса». Я просыпаюсь  очень  рано  и  начинаю  свистеть,  как  будто  будить  всех  ото  сна. Живу  я  на дереве,  в  дупле.  Всю  жизнь  я  на  ногах,  бегаю  туда – сюда ,  вверх – вниз по  дереву,  мне  и  крылья – то  нужны  только  для  того, чтобы  перелетать  с  одного дерева  на  другое. Люблю  орехи,  липовые  орешки,  крылатки  клена. Осенью  прячу  корм  под  кору,  чтобы  зимой  не голодать. А  окраска  у  меня  не  очень  заметная.  Кто  же  я?»

              Ответ:  поползень.

             Описание  третье:

« Я  необыкновенно  нарядная  птица.  В  моей  окраске  присутствуют   цвета:  красный,  черный,  коричневый,  желтый,  белый.  Чаще  всего  меня  можно  увидеть  на  кустах  чертополоха  и  репейника,  где  я  кормлюсь. Я  изумительно  пою.  Мои  звонкие  трели  преображают  лес. Кто  же я ?»

            Ответ:  щегол.

                                    4 – й   конкурс:  «Птичьи  разговоры».

Команды  получают  карточки:

 Гуси                            крякают

Соловьи                     кричат

Журавли                     гогочут

Утки                             свистят

Вороны                       ухают

Ласточки                    воркуют

Голуби                        каркают

Синицы                      щебечут

Совы                            пищат

/Учащиеся  с  помощью  стрелок  показывают,  кто  как  разговаривает/.

Побеждает  команда,  которая  первой  даст  верные  ответы.

Ответы: гуси  гогочут,  соловьи  свистят,  журавли  кричат,  утки  крякают,  вороны  каркают,  ласточки  щебечут,  голуби  воркуют,  синицы  пищат,   совы  ухают.

                             

                                     Физкульт-минутка «Прилетели  птицы».

Учитель: Я  буду  называть  только  птиц,  но  если  вдруг  ошибусь  и  вы  услышите  что – то  другое,  то  нужно  хлопать.  Начинаем.

              Прилетели  птицы:

              Голуби, синицы,

              Мухи  и  стрижи /Дети  хлопают/.

Учитель: Что  неправильно,  почему?

Ученики:  Мухи – это  насекомые.

Учитель:  Продолжим.

                  Прилетели  птицы:

                  Голуби,  синицы,

                  Аисты,  вороны,

                 Галки,  макароны.  /Дети  хлопают/.

Учитель: Начинаем  снова.

                  Прилетели  птицы:

                  Голуби,  куницы. /Дети  хлопают/.

Учитель: Продолжим.

                  Прилетели  птицы:

                  Голуби,  синицы,

                  Чибисы, чижи,

                   Галки  и  стрижи,

                   Комары,  кукушки. /Дети  хлопают/.

Учитель: Прилетели  птицы:

                 Голуби,  синицы,

                 Галки  и  стрижи,

                 Чибисы, чижи,

                  Аисты,  кукушки,

                  Даже  совы – сплюшки ,

                  Лебеди,  скворцы…

                 Все  вы  молодцы!

                                 

                                  5 – й  конкурс:  « Птичьи  портреты».

Учитель: Вам  предстоит  узнать  птиц  «в лицо».  Итак,  кто  изображен  на  рисунке?

Ответ:  цапля, ворон,  выпь,    глухарь,  чомга,  селезень,  куропатка, венценосный     журавль, гриф,  домашний  петух,  пеликан.

                               

 Кроссворд «Берегите  птиц».

Вопросы  к  кроссворду:

1. Какая  птица  может  летать  хвостом  вперед? /колибри/.

2. Весь  день  рыбак  в  воде  стоял,

     Мешок  рыбешкой  набивал,

    Закончив  лов,  забрал  улов,

    Поднялся  ввысь  и  был  таков. /пеликан/

3. Окраска – сероватая ,

    Повадка -  вороватая .

     Крикунья  хрипловатая,

    Важная  персона –

     Это  я …  / ворона/.

4. Прилетел  к  нам  , наконец ,

    Лучший  наш  певец.

     Дни  и  ночи  напролет

    Он  поет,  поет,  поет.   / соловей /

5.  Сероспинный,  красногрудый,

     В  зимних  рощах   обитает,

     Не  боится  он  прорстуды,

     С  первым  снегом  прилетает.  / снегирь /

6. Спинка  зеленоватая,

    Животиком   желтоватая,

    Черненькая  шапочка

     И  полоска   галстучка. / синица /

7. Не  на  море  эта  птица-

    Возле  нас  с  тобой  живет.

    Дом  потише  выбирает

    И  гнездо  на крыше  вьет.  / аист /

8.Кто  там прыгает, шуршит,  

   Клювом  шишки  потрошит ?

   Голоском  речистый,

   «Кле! Кле! Кле!» - поет  со  свистом.  /клест/

9. В камышах  она  живет,

    Дом  у  ней  среди  болот,

    Там , где  водятся  лягушки.

    Цап! – и нет  одной  квакушки.   /цапля/

10. Кто  в  беретке  ярко – красной,

      В черной  курточке  атласной,

     На  меня  он  не  глядит,

     Все  стучит,  стучит,  стучит.   /дятел/

11.Эта  птица  не  простая:

      Днем  его  не  встретишь  ты,

      Из  дупла  он  вылетает

      С наступленьем  темноты.

      Днем  любой  его  обидит:

     Он  при  свете  плохо  видит,

     А  во  тьме  пугает  сам,

     Пролетая  по  лесам.  / филин/

12.Он  прилетает  каждый  год

      Туда,  где  домик  его  ждет.  

      Чужие  песни  петь  умеет,

А  все  же  голос  свой  имеет. / скворец /

Ключевые  слова: « Берегите  птиц».

/Жюри  подводит  итоги  конкурса.  Победители  получают  награды./

Ученик : Не трогай   ласточку!  Она

                 Издалека  летит  сюда,

                 У нас  растит  своих  птенцов.

                 Не  разоряйте  ее  гнезда.

                 Будь  другом  птиц!!

                 Пусть  под  окном  

                 Поет  весною   соловей,

                 И над  просторами  Земли

                 Летают  стаи  голубей!

 


Самоанализ внеклассного мероприятия  

«День птиц»

        Данное внеклассное мероприятие относится к серии занятий по экологическому воспитанию детей в средней школе.

Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-викторина».

Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

По мнению врачей и психологов, здоровый ребенок – это ребенок, у которого преобладает хорошее настроение, который хорошо говорит, спокойно общается и хорошо…играет. Игра является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него игра – это своеобразный способ общения с внешним миром.

           Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.

В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.

При подготовке к занятию нами были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к чтению, развитые на достаточном  уровне  общеучебные умения и навыки, достаточно высокая мотивация, которая  стимулировалась  нетрадиционной  формой урока.

Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания и осуществлять перенос в новые условия.

Задачи:

- создание условий для формирования читательских умений, для обобщения и систематизации знаний о сказках;

- развитие читательской памяти, внимания, творческого мышления;

- воспитание стремления к самостоятельному чтению через возможность проявить свои знания и сравнить их со знаниями других учащихся;

- способствовать объедению учащихся разных возрастных групп.

Выбранные  методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были  использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация презентации; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, групповая и парная. Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.  

Вначале была разминка. Затем задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность.  

На каждом этапе игры ученикам предлагалось оценить свою активность и творческие находки. В  школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка: мотивирования своих действий, критичности по отношению к себе и другим, рефлексии, самоответственности и т.д.  У детей возникает потребность в самооценке, как в основе формирования необходимости познать самого себя и своей внутренней позиции, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки (оценки учителя).  

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.

Вывод: мероприятие прошло на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. Игра дала возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии.День птиц.

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня птиц для учащися 6-7 классов....

Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"

В нашей школе традиционно проводится День птиц,посвященный прилету наших пернатых друзей....

Внеклассное мероприятие к празднику "День птиц" в фоме игры "Звездный час"

Игра - соревнование по теме "Птицы", команды получают задания, жюри выставляет баллы, определяется победитель....

Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"

В рамках экологического месячника в школе проводятся Внеклассные мероприятия экологической направленности в целях экологического воспитания школьников....

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии "День Земли "

Этот материал предназначен для учащихся 5-7 классов. Мероприятие может быть проведено в рамках учебной недели. Эта методическая помощь учителям биологии и экологии, чтоб удачно провести предметную нед...

Эколого-биологического массового внеклассного мероприятия, посвященному Международному Дню птиц. Тема «Помогите пернатым». Для учащихся7-8 классов.

Цель мероприятия: развитие у обучающихся творческой и практической деятельности по охране и защите птиц.Задачи: пропаганда идей охраны птиц; воспитание чувства любви и милосердия ко всему живому;вовле...

Презентация к внеклассному мероприятию по биологии "День птиц"

Презентация внеклассного мероприятия ко Дню птиц....