Лабораторные работы 6 класс
картотека по биологии (6 класс)
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 32.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание растительного мира и развитие умений по уходу за ним.
Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1
по теме: "Строение семян фасоли"
Цель: познакомиться со строением семени двудольных растений
Оборудование: 1) проросшие семена фасоли;
2) микроскоп, лупа, препаровальная игла
3) микропрепарат "Зерновка пшеницы".
Ход работы:
- Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму и окраску;
- Найдите рубчик и семявход
- снимите семенную кожуру, найдите 2 семядоли, корешок, стебелек, почечку, пользуясь рисунком в учебнике.
Оформление результатов:
зарисуйте семя фасоли тетрадь, подпишите его части.
Сделайте вывод: почему фасоль относят – к двудольным растениям?
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2
по теме: "Строение корня."
Цель: познакомиться с внешним строением корня проростка,
научиться распознавать разные типы корневых систем и сравнивать их
Оборудование: 1) проросшие семена тыквы;
2) лупа;
3) гербарные материалы растений с разными типами корневых систем.
Ход работы:
- Рассмотрите корень проросшего семени с помощью лупы, измерьте длину, толщину, опишите окраску.
- Определите тип корневой системы. найдите разные виды корней.
- Рассмотрите под лупой главный корень
- Изучите строение кончика корня. Найдите чехлик и корневые волоски
- Зарисуйте корень и подпишите его части
2. Рассмотрите растения на гербарных листах, определите типы корневых систем у этих растений.
Оформление результатов:
1. Зарисуйте виды корней у проросшего семени и подпишите их.
2. Заполните таблицу:
Название растения | Тип корневой системы |
Сделайте вывод, в котором сравните два типа корневых систем и укажите преимущества каждой из них.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3
по теме: "Знакомство с расположением и строением почек"
Цель: познакомиться с расположением почек на стебле, их внешним и внутренним строением, научиться сравнивать их
Оборудование: 1) побег с почками;
2) лупа., препаровальная игла, пинцет, скальпель
Ход работы:
- Рассмотрите побег, найдите верхушечную и пазушные почки. отметьте внешний вид почек – форму, окраску, размеры.
- Отделите от побега почку, разрежьте ее вдоль.
- Пользуясь лупой и рисунком в учебнике найдите составные части почки. Определите какую почку вы изучаете. рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Опишите, чем они отличаются.
- Сделайте схематичный рисунок почек, подпишите части почек
Оформление результатов:
1. Зарисуйте и подпишите расположение почек на стебле.
2. Сделайте схематический рисунок почки, подпишите ее части.
Сделайте вывод, в котором сравните вегетативную и генеративную почку и обоснуйте, почему почку называют зачаточным побегом.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
по теме: "Строение корневища, клубня, луковицы"
Цель: изучить строение видоизмененных подземных побегов, научиться приводить аргументы и делать выводы, производя доказательство.
Оборудование: 1) гербарный лист с корневищным растением;
2) клубень картофеля;
3) луковица лука;
4) лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите на гербарии корневище, найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2. Рассмотрите клубень картофеля, найдите на нем глазки.
3. Рассмотрите разрезанную луковицу лука, найдите стебель и листья.
Оформление результатов:
зарисуйте корневище, клубень и луковицу в тетрадь и подпишите их части.
Сделайте вывод, в котором объясните назначение подземных побегов и докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизменённые побеги.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 (домашняя)
по теме: "Черенкование комнатных растений"
Цель: научиться черенковать комнатные растения и вести наблюдения за развитием черенков
Оборудование: комнатные растения (традесканция, колеус, сансевьера, сентполия и др.).
Ход работы:
1. Рассмотрите побеги традесканции, колеуса, разрежьте побег на черенки с 3-4 листьями на каждом, удалите нижний лист; поставьте черенки на 1/3 в воду.
2. Срежьте у сентполии или глоксинии лист и поставьте в неглубокую воду.
3. Разрежьте длинный лист сансевьеры на листовые черенки длиной по 5-6 см и поставьте в неглубокую воду (не спутайте верх и низ черенков!).
Пронаблюдайте за развитием корней у черенков (запишите даты появления первых корней, развития корней длиной 1,5 – 2 см) и сделайте вывод.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
по теме: "Строение моховидных растений"
Цель: познакомиться с внешним строением зеленого мха
Оборудование: 1) гербарные листы с растениями кукушкин лен и сфагнум;
2) лупа и микроскоп;
3) микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".
Ход работы:
- Изучите особенности строения кукушкиного льна на гербарном листе и под микроскопом – его стебель, листья, коробочку на ножке, определите женское или мужское растения.
- Изучите строение коробочки. Снимите колпачок. Рассмотрите споры под лупой.
2. Рассмотрите сфагнум.
Оформление результатов:
зарисуйте оба мха в тетрадь и подпишите их части
Сделайте вывод, сравнив строение кукушкиного льна и сфагнума. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвей.
Календарно-тематическое планирование
Биология, 6 класс
№ урока | Дата по плану | Дата фактич. | Тема урока | Лаб. раб | Кол-во часов | Примечание |
Наука о растениях - ботаника | - | 4 | ||||
1 | 1 неделя | Введение. Наука о растениях - ботаника | 1 | |||
2 | 2 неделя | Многообразие жизненных форм растений | 1 | |||
3 | 3 неделя | Клеточное строение растений | 1 | |||
4 | 4 неделя | Ткани растений | 1 | |||
Органы цветкового растения | 4 | 8 | ||||
5 | 5 неделя | Строение семени | 1 | 1 | ||
6 | 6 неделя | Условия прорастания семян. | 1 | |||
7 | 7 неделя | Корень – его строение и значение | 1 | 1 | ||
8 | 8 неделя | Побег, его строение и развитие | 1 | 1 | ||
9 | 9 неделя | Лист, его строение и значение | 1 | |||
10 | 10 неделя | Стебель, его строение и значение | 1 | 1 | ||
11 | 11 неделя | Цветок – его строение и значение | 1 | |||
12 | 12 неделя | Плоды. Разнообразие и значение плодов | 1 | |||
Основные процессы жизнедеятельности растений | 1 | 7 | ||||
13 | 13 неделя | Минеральное питание растений | 1 | |||
14 | 14 неделя | Воздушное питание растений. | 1 | |||
15 | 15 неделя | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | |||
16 | 16 неделя | Размножение и оплодотворение растений | 1 | |||
17 | 17 неделя | Вегетативное размножение растений | 1 | 1 | ||
18 | 18 неделя | Рост и развитие растений | 1 | |||
19 | 19 неделя | Подведем итоги: тема 1-3 | 1 | |||
Многообразие и развитие растительного мира | 1 | 11 | ||||
20 | 20 неделя | Понятие о систематики. | 1 | |||
21 | 21 неделя | Отдел водоросли | 1 | |||
22 | 22 неделя | Отдел Мхи | 1 | 1 | ||
23 | 23 неделя | Отдел Папоротникообразные | 1 | |||
24 | 24 неделя | Отдел Голосеменные | 1 | |||
25 | 25 неделя | Отдел Покрытосеменные | 1 | |||
26- 27 | 26-27 неделя | Основные семейств покрытосеменных | 2 | |||
28 | 28 неделя | Историческое развитие растительного мира | 1 | |||
29 | 29 неделя | Разнообразие и происхождение культурных растений | 1 | |||
30 | 30 неделя | Дары Нового и Старого света | 1 | |||
Природные сообщества | - | 3 | ||||
31 | 31неделя | Понятие о природном сообществе | 1 | |||
32 | 32 неделя | Совместная жизнь организмов в сообществе | 1 | |||
33 | 33 неделя | Смена природных сообществ | 1 | |||
Повторение | 1 | |||||
34 | 34недели | Жизнь растений | 1 | |||
Итого | 6 | 34 |
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (биологический язык);
- способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
- активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:
- усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;
- знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;
- овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;
- определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
- проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
- владение грамотной устной и письменной речью;
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.
Оценка предметных результатов:
Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.
Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.
Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.
Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
- стартовой диагностики;
- тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
- творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни по 5-бальной шкале оценки учебных достижений:
- низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
- пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
- базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
- повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
- высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).
Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.
10-балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
Уровни учебных достижений | Баллы | Критерии и показатели оценки |
0 | Отсутствие ответа или отказ от ответа по неуважительной причине. | |
1. Низкий (рецептивный) | 1 | Узнавание объекта изучения на биологических таблицах, рисунках, тексте. |
2 | Различение определенных биологических понятий, явлений и объектов. | |
2.Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный) | 3 | Неполное воспроизведение программного биологического учебного материала на уровне памяти без осмысления связей между его элементами; наличие устраняемых с помощью учителя ошибок; выполнение стереотипных практических заданий с ошибками и помощью учителя. |
4 | Освоение учебного биологического учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправляемых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении общеучебных и биологических умений; выполнение стереотипных заданий по образцу (описание, наблюдение за биологическими объектами, работа с определительными рисунками и карточками). | |
3. Средний (репродуктивно-продуктивный) | 5 | Осознанное последовательное воспроизведение основной части программного учебного биологического материала с несущественными ошибками и неточностями; наличие не существенных ошибок при решении биологических задач и выполнении лабораторных работ. |
6 | Полное воспроизведение программного биологического учебного материала; решение типовых биологических теоретических и экспериментальных задач с использованием алгоритма. | |
4. Достаточный (продуктивный) | 7 | Владение программным биологическим материалом разной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок при выполнении заданий на конструирование знаний, объяснение и поиск биологических закономерностей. |
8 | Владение программным биологическим материалом высокой степени сложности и оперирование им в знакомой ситуации; применение его для выполнения комбинированных заданий; установление причинно-следственных связей на основе сравнения и анализа; решение дополнительных (указанных учителем) задач лабораторного или природного исследования. | |
5. Высокий (продуктивный, творческий) | 9 | Свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; наличие несущественных ошибок, недочетов, некоторых затруднений в применении знаний, высокий уровень эрудиции и самостоятельности. |
10 | Свободное оперирование программным биологическим учебным материалом различной степени сложности на уровне теоретических понятий и обобщений; межпредметная осознанность материала, понимание его мировозренческого характера; умение осознанно и оперативно переносить и трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартной ситуации; выполнение творческих биологических заданий на проектирование, моделирование, исследование; владение приемами научного исследования с самостоятельным определением целей, средств и методов исследования (проблема - задача, гипотеза - отбор объекта и метода - проведение эксперимента - отбор, обработка и интерпретация данных - оформление и предъявление результатов); владение системным подходом к анализу биологических объектов и явлений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы 7 класс по УМК "Физика. Астрономия - 7 класс" А.А. Пинского, В.Г. Разумовский
В работе рассмотрены лабораторные работы для изучения физики на углубленном уровне, с использованием имеющего оборудованияв кабинете физики...
лабораторная работа №8 "Измерение мощности и работы электрического тока в лампе ". 8 класс
Основными задачами лабораторных занятий являются: освоение техники электротехнического эксперимента, обучение грамотному оформлению результатов измерений, практическая проверка теоретических знаний. Л...
Лабораторная работа № 7 "Измерение работы и мощности тока в электрической лампочке" (8 класс)
Данная лабораторная работа является одной из работ по исследованию характеристик электрического тока и его различных потребителей....
Методическое пособие по проведению лабораторных работ по штукатурно-малярным работам для 5-9 классов
Задания по лабораторным работам....
Использование проблемно-диалогической технологии на лабораторных работах.Лабораторная работа ,, Внутреннее строение рыбы"
Особенности проблемно - диалогического обучения и его использование на уроках биологии.Описание этапов внедрения технологии при проведении лабораторныхработ...
Лабораторная работа Особенности внешнего строения и передвижения рыб. Лабораторная работа для 7 класса, в соответствии с программой под руководством В.В. Пасечник
Для того чтобы выяснить как влияет водная среда, на внешнее строение рыб мы выполним лабораторную работу “Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”.Лабораторную работу вы будете выполнять в па...
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ГАЗООБМЕН, ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА CO2» НА СОВРЕМЕННОМ ЛАБОРАТОРНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ
Авторская разработка лабораторной работы...