Среда обитания. Экологические факторы.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Анисимова Наталья Николаевна

Урок биологии 5 класс учебник В.И. Сивоглазов, А.А. Плешаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_biologiya.docx151.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Среда обитания. Экологические факторы.

Тип урока: повторение ранее изученного материала (в 4 классе), изучение нового.

Цель урока: познакомить учащихся с различными средами обитания организмов..

Задачи:

Образовательная: углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы, формировать экологическое мышление.

Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся..

Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 1)

Здравствуйте! Присаживайтесь.

2. Актуализация опорных знаний.

Прежде чем мы с вами перейдем к изучению новой темы, я попрошу вас внимательно послушать стихотворение:

Благодарность.
Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.

И как благодарность, на месте стоянки...
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!

(А. Сметанин)

Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Благодарность»?

Благодарны ли мы планете Земля?

Мозговой штурм

Учитель: Давайте вспомним, какие условия есть для жизни на Земле?

(Учащиеся: вода, температура, свет, воздух, наличие озонового экрана, и т.д.)

Учитель: Что такое фотосинтез? Какие условия нужны растениям для осуществления фотосинтеза?

(Учащиеся: Дают определения фотосинтезу, называют необходимые условия для данного процесса: вода, углекислый газ, солнечный свет)

III. Изучение нового материала (проблемное изложение).

1. Проблемный вопрос, целеполагание. (слайд 2)

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Назовите живые организмы, изображённые на данном слайде. Скажите, в природе могут ли эти организмы «встретиться» вместе? Почему?(Учащиеся предполагают: Нет, данные организмы в природе вместе не встречаются, так как приспособлены к жизни в разных средах обитания)

Учащиеся называют, где обитают предложенные на рисунке организмы.

Итак, что же является темой нашего урока? (учащиеся предполагают) Формулируется тема и цель урока.

Откройте тетради и запишите тему урока «Среда обитания организмов. Факторы среды». (слайд 3)

Мы живем не в вакууме. Нам каждый раз приходится взаимодействовать с окружающей средой. Мы взаимодействуем с атмосферой, температурой, влажностью, другими людьми, животными. И все это не может на нас не влиять. Когда слишком жарко, можно получить тепловой удар, если рядом стоящий человек болен гриппом, то для нас тоже высока вероятность заразиться. Также и жизнь, внешний вид растений и животных напрямую зависят от окружающей среды. О том, как именно, мы узнаем на этом уроке.

Итак, сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое среда обитания, познакомиться с факторами среды обитания и их разнообразием.

Вы уже знаете, что разнообразие живого на нашей планете очень велико: от одноклеточных организмов до высокоорганизованных многоклеточных животных, например таких, как мы с вами.

Также удивительно разнообразны и условия обитания живых организмов, одни из них, например некоторые мелкие клещики или насекомые, всю жизнь проводят внутри листа растения, который для них – целый мир, другие осваивают огромные и разнообразные пространства, как, например, северные олени, киты в океане, перелетные птицы и это будет та среда, где живет организм или среда обитания организма.

2. Введение определения среда обитания.

Учитель: Итак, вы сами перечислили среды обитания. А как дать определение этому понятию? Что такое среда обитания? (Учащиеся предлагают варианты).

Учитель: Найдите в учебнике определение среды обитания. А теперь запишите определение.

(слайд 4)

Среда обитания - часть природы, в которой обитают живые организмы и взаимодействуют с ней.

В зависимости от того, где  живут представители разных видов, в какой среде обитания на них действуют разные комплексы условий природы. На нашей планете можно выделить несколько основных сред обитания, сильно различающихся по условиям существования. Давайте их вспомним! (ответы детей). Все верно, это водная, почвенная, наземно-воздушная среда, а также вы помните, что средой обитания может служить и другой живой организм. (слайд 5)

Существует сравнительно молодая наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и окружающей средой, условия различных сред обитания. Некогда эта наука являлась частью биологии, а в 1861г. английский учёный Эрнст Геккель, определив цели, задачи и методы исследования выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь? (ответы детей).

Верно, это экология. Эрнст Геккель так говорил об этой науке: «Это наука, изучающая животных у себя дома». Как вы думаете, верно, ли это определение, не нуждается ли оно в дополнении? Почему?

Экология – (от греч. «ойкос» - дом, «логос» - учение) – наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Как вы думаете, необходимо ли живым организмам, обитающим в своей среде обитания как то к ней приспосабливаться? Можем ли мы без последствий для жизни живого организма перемещать его из одной среды обитания в другую?      Почему нет?

Верно, в каждой среде обитания присутствуют свои условия природы, и соответственно каждый организм должен к ним приспосабливаться. Каждая из 4х сред обитания имеет свои особенности и специфические условия жизни. Эти особенности или условия среды называют экологическими факторами, это факторы, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на существование и географическое распространение живых существ.

Что такое экологические факторы, и какие экологические факторы выделяют, я попрошу вас найти в учебнике, прочитав текст параграфа. Что такое экологические факторы? (вопрос к ученикам первого варианта)

Экологический фактор – компонент среды обитания, который оказывает воздействие на организм.

Ребята, давайте рассмотрим, какие факторы влияют на живой организм?

На доске схематически учитель рисует цветок (или другой живой организм). Учащиеся предлагают варианты ответов - факторы, влияющие на данный организм; (слайд 6)

Учитель: Итак, мы с вами сейчас назвали различные экологические факторы.

Учитель предлагает оформить таблицу (или схему) в рабочей тетради. (слайд 7)

Экологические факторы

неживой природы

(абиотические)

живой природы

(биотические)

деятельность человека

(антропогенные)

 

4. Физкультминутка. (слайд 8)

Ох, как долго мы писали,
Глазоньки у нас устали. (Моргаем глазами)
Посмотрите-ка в окно, (Смотрим влево – вправо)
Ух, как солнце высоко! (Смотрим вверх)
Глазки мы сейчас закроем, (Закрываем глаза ладошками)
В классе радугу построим!
И по радуге пройдем, (Смотрим по дуге вверх-вправо, вверх-влево)
Вправо, влево повернем.

А потом мы вниз сойдём, (Смотрим вниз)
Жмурься сильно, не держись! (сильно зажмуриться, открыть глаза, затем поморгать)

5. Изучение типов экологических факторов (элемент учебно-поисковой деятельности). (приложение 1)

После заполнения типов, учитель предлагает учащимся примеры экологических факторов, зачитывает в произвольном порядке, для занесения в таблицу; учащиеся сами определяют принадлежность к тому или иному типу; учитель корректирует работу учащихся. (слайд 9)

Учитель: Примеры экологических факторов: насекомые опылители, распашка степей, рельеф, влажность, свет, вырубка лесов, отношения хищник-жертва, осадки, сожительство гриба и дерева, охота, температура, слив в реку бытовых отходов, тип почвы.

Экологические факторы

неживой природы

(абиотические)

живой природы

(биотические)

деятельность человека

(антропогенные)

рельеф

тип почвы

влажность

свет

осадки

температура

насекомые-опылители

хищник-жертва

гриб-дерево

вырубка лесов

охота

распашка степей

слив в реку бытовых отходов

IV. Закрепление знаний, первичный контроль и коррекция знаний.

Задание 1. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор (слайд 10).

А) ветер, снег, насекомые, свет, дождь;

Б) испарение, вырубка, распашка, рыболовля;

В) волк и заяц, божья коровка и тля, кот и мышь, охота человека на медведя;

Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.

Ответы: А) насекомые - относится к факторам живой природы, остальные - к неживой природе;

Б) испарение - физический процесс, остальное - антропогенные факторы; В) охота человека на медведя - антропогенный фактор, остальное - факторы биотические; Г) ветреная - может быть погода, остальное - среды обитания.

Задание 2. (приложение 2) Определить тип экологических факторов. Записать в три колонки: абиотические, биотические, антропогенные. Учитель зачитывает примеры, учащиеся записывают номера, распределяя в три колонки. Затем взаимопроверка задания.

Примеры факторов: 1- вирусы, 2- комары, 3- туман, 4- дождь, 5- глинистая почва, 6- осушение болота, 7 - вырубка лесов, 8- хищные птицы, 9 - выхлопные газы, 10 - паразитические черви.

(слайды 11-12)

Ответы:

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

3, 4, 5

1, 2, 8, 10

6, 7, 9

V. Домашнее задание, итоги урока. Учитель объявляет домашнее задание: п. 5 учебника, стр. 19 - вопросы; выучить новые биологические термины. (слайд 13)

VI. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся продолжить одно из предложений на выбор (слайд 14):

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Больше всего мне запомнилось …

Я узнал(а), что …

Учитель: ребята, нарисуйте  в рабочей тетради на полях смайлики ☺ напротив той информации, которая вам больше всего запомнилась, или понравилась.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке. Выставляет оценки, отмечает работу класса.


Приложение 1

насекомые опылители, распашка степей, рельеф, влажность, свет, вырубка лесов, отношения хищник-жертва, осадки, сожительство гриба и дерева, охота, температура, слив в реку бытовых отходов, тип почвы.

насекомые опылители, распашка степей, рельеф, влажность, свет, вырубка лесов, отношения хищник-жертва, осадки, сожительство гриба и дерева, охота, температура, слив в реку бытовых отходов, тип почвы.

Приложение 2

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

план урока по биологии в 5 классе по теме : Среда обитания.Экологические факторы к учебнику Сухоруковой Л.Н.

технологическая карта урока по биологии в 5 классе(ФГОС) по теме Среда обитания.Экологические факторы....

Тема урока: Среда обитания. Экологические факторы.

Метод, который преобладал на уроке, частично-поисковый, он был  реализован через приемы работы с информационными текстами в режиме ТРКМ. Все группы изучали текст учебника, первая группа дополните...

Среда обитания.Экологические факторы.

Презенация создана для урока по биологии в 6 классе.Позволяет проверить имеющие ранее по курсу знания,связанные с новой темой.Также позволяет получить новые знания,с опорой на учебник и рабочую тетрад...

Урок биологии в 5 классе Тема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»

Урок биологии в 5 классеТема урока: «Среда обитания. Экологические факторы»Цели урока: Образовательная: формировать экологическое мышление, сформировать понятие о среде обитания,...

Карточка для самостоятельной работы «Среда обитания. Экологические факторы»

Карточка для самостоятельной работы «Среда обитания. Экологические факторы».Урок самостоятельного открытия знаний в 5 классеК учебнику Л.Н.Сухоруковой 5-6 кл...