итоговая контрольная работа 10 класс
тест по биологии (10 класс)
административная годовая контрольная работа для 10 класса (базовый уровень) по учебнику Пономарева И.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovaya_baza_10_b.docx | 43.05 КБ |
Предварительный просмотр:
10 КЛАСС (базовый уровень)
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО БИОЛОГИИ.
Вариант 1
Часть 1 .Задания с одним вариантом ответа.
1. Какая наука изучает процессы жизнедеятельности организмов?
1) генетика 2) эмбриология 3) анатомия 4) физиология
2. С помощью какого метода в биологии изучают весенние явления в природе?
1) эксперимент 2) наблюдение 3) микроскопирование 4) моделирование
3. Руководствуясь только генетическим критерием, нельзя определить вид, так:
1) ареалы разных видов совпадают 2) набор хромосом у разных видов может совпадать
3) разные виды обитают в сходных условиях 4) особи разных видов сходны внешне
4. Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает :
1) мутационная изменчивость 2) географическая изоляция
3) борьба за существование 4) искусственный отбор
5. К каким доказательствам эволюции относят сходство стадий индивидуального развития животных:
1) эмбриологическим 2) палеонтологическим
3) сравнительно-анатомическим 4) молекулярно-генетическим
6. К ароморфным изменениям относят:
1) возникновение покровительственной окраски 2)схожести неядовитого вида с ядовитым 3) длинных корней у пустынных растений 4) четырехкамерного сердца у птиц
7. Как называются факторы, определяющие пределы выживаемости вида?
1) абиотические 2) антропогенные 3) оптимальные 4) ограничивающие
8. Сходство искусственной и естественной экосистем состоит в том, что они:
1) содержат одинаковое число звеньев в цепях питания 2) имеют одинаковую продуктивность биомассы растений 3) не могут существовать без участия человека
4) содержат одинаковые функциональные группы организмов
9. Непрерывный поток химических элементов из неживой природы в живую природу и обратно, осуществляемый в результате жизнедеятельности организмов, называют :
1) цепями питания 2) пищевыми связями
3) биогенной миграцией атомов 4) правилом экологической пирамид
10. Дрейф генов – это :
1) случайное изменение частот встречаемости их аллелей в популяции
2) перемещение особей из одной популяции в другую
3) направленное скрещивание особей в популяции 4) результат естественного отбора
11. Какой из факторов эволюции человека имеет социальную природу?
1) членораздельная речь 2) изменчивость 3) естественный отбор 4) наследственность
12. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?
1) хищник – жертва 2) паразит – хозяин 3) конкуренция 4) взаимопомощь
13. В биогеоценозе заливного луга к редуцентам относят:
1) злаки, осоки 2) бактерии и грибы
3) мышевидных грызунов 4) растительноядных насекомых
14. К глобальным изменениям в биосфере может привести:
1) увеличение численности отдельных видов 2) опустынивание территорий
3) выпадение обильных осадков 4) смена одного сообщества другим
15. Биосфера – открытая система, так как она :
1) постоянно развивается 2) пригодна для жизни организмов
3) получает энергию извне 4) состоит из экосистем
16. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:
1)схождение признаков у неродственных видов 2) расхождение признаков у родственных видов 3)приобретение узкой специализации 4) образование гомологичных органов
17. К движущим силам эволюции относят:
1)многообразие видов 2)борьбу за существование
3)видообразование 4)приспособленность
18.Какой организм относится к продуцентам:
1)ламинария 2) планария 3) гиена 4)дятел
19. У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть:
1) диафрагма 2) S-образный изгиб позвоночника
3)борозды и извилины в переднем мозге 4)стереоскопическое цветное зрение
20. Приспособленность растений одного яруса к лучшему улавливанию света проявляется в: 1)обострении конкуренции между видами 2) видоизменении корневых систем
3)листовой мозаике 4) ярусном расположении
21.В процессе эволюции растений возникновение дифференцированных тканей связано с:
1)возникновением фотосинтеза 2)возникновением многоклеточности
3)выходом растений на сушу 4)переходом к семенному размножению
22. Бурого медведя и очкового медведя ученые считают разными видами потому, что:
1)они отличаются внешним видом 2)они живут на разных территориях
3)между ними существует репродуктивная изоляция 4)они питаются разной пищей
23. Популяцию составляют все :
1) серые вороны страны 2) ученики одной школы
3) лещи одного озера 4) клетки одной колонии вольвокса
24. Появление устойчивости к ядам у тараканов – это следствие :
1) несовершенства ядов 2) стабилизирующей формы отбора
3) направленной наследственной изменчивости 4) движущей формы отбора
Часть 2. В заданиях 25–27 выберите три верных ответа из шести.
25. Какие признаки характеризуют движущий отбор?
1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака
6) способствует появлению мутаций в популяции
26. К факторам эволюции относят :
1) кроссинговер 2) мутационный процесс
3) модификационную изменчивость 4) изоляцию
5) многообразие видов 6) естественный отбор
27. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса путём ароморфоза:
1) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
2) образование корней у папоротникообразных
3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях
4) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
5) защита семян в плодах
6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате.
При выполнении заданий 28–31 установите соответствие
28. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой:
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ А) являются первым звеном в цепи питания Б) синтезируют органические вещества из неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы Е) разлагают органические вещества до минеральных | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА 1) продуценты 2) редуценты |
29.Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом:
ВИД А) происходит в природе постоянно Б) сохраняет особей с признаками , интересными человеку В) сохраняет особи с полезными для них признаками Г) обеспечивает образование приспособлений Д) приводит к образованию новых видов Е)способствует созданию новых пород животных | ХАРАКТЕРИСТИКА ОТБОРА 1) естественный 2) искусственный |
30. Установите соответствие между примером экологического фактора и его видом:
ПРИМЕР ФАКТОРА А) химический состав почвы Б) насаждение лесополосы В) кроты в лесу Г) ураганы Д) строительство дорог Е) хищные птицы | ВИД ФАКТОРА 1) биотический 2) абиотический 3) антропогенный |
31. Установите соответствие между геологическими эрами и важными событиями, характеризующими эволюцию живой природы.
СОБЫТИЯ А) появление полового процесса Б)появление первых эукариот В) выход растений на сушу Г)расцвет пресмыкающихся Д)появление многоклеточности Е)распространение голосеменных | ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭРЫ 1)архей 2)мезозой |
32.Установите предположительную последовательность возникновения следующих групп животных:
A) Летающие насекомые Б) Пресмыкающиеся B) Приматы Г) Кольчатые черви Д) Плоские черви Е) Кишечнополостные
Часть 3.На задания 33 дайте свободный ответ.
33. Какие приспособления к жизни в водной среде сформировались у разных классов животных в процессе эволюции? Назовите не менее трех примеров.
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО БИОЛОГИИ.
Вариант 2
Часть 1 .Задания с одним вариантом ответа.
1. Предметом изучения общей биологии является:
а) строение и функции организма; б) природные явления;
в) закономерности развития и функционирования живых систем;
г) строение и функции растений и животных.
2. Какой из уровней является высшим уровнем организации жизни?
а) биосферный; б) биогеоценотический; в) популяционно-видовой; г) организменный.
3. Какой из научных методов исследования был основным в самый ранний период развития биологии? а) экспериментальный; б) микроскопия;
в) сравнительно-исторический; г) метод наблюдения и описания объектов.
4. Живые системы считаются открытыми, потому что:
а) они построены из тех же химических элементов, что и неживые;
б) они обмениваются веществом, энергией и информацией со средой;
в) они обладают способностью к адаптации;
г) они способны размножаться.
5. Какая наука изучает многообразие организмов и объединяет их в группы на основе родства?
а) морфология; б) систематика; в) экология; г) физиология.
6. Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи:
а) рост; б) движение; в) раздражимость; г) ритмичность.
7. К биотическим факторам относится:
а) газовый состав атмосферы; б) температура;
в) соленость почвы; г) ни один из перечисленных.
8. Экологический фактор, выходящий за пределы выносливости, называется:
а) стимулирующим; б) ограничивающим; в) абиотическим; г) антропогенным;
9. Взаимодействие актинии и рака-отшельника называется:
а) симбиозом; б) паразитизмом; в) комменсализмом; г) конкуренцией.
10. Конкуренция – это отношения между:
а) хищниками и жертвами; б) видами со сходными потребностями;
в) паразитами и хозяевами; г) живыми организмами и абиотическими факторами.
11. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:
а) не приносит вреда хозяину; б) приносит хозяину пользу;
в) приносит вред, но обычно не приводит к гибели хозяина; г) приводит к гибели хозяина.
12. В биогеоценоз входят:
а) только растения и окружающая среда; б) только среда, в которой существуют организмы;
в) организмы и окружающая среда; г) нет верного ответа.
13. Кто из перечисленных организмов является консументом в лесной экосистеме?
а) зайцы; б) грибы; в) бактерии; г) растения.
14. Основная роль в минерализации органических остатков принадлежит:
а) редуцентам; б) консументам; в) продуцентам; г) все ответы верны.
15. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:
а) бактерии; б) сосны; в) белки; г) насекомые.
16. Термин «биосфера» впервые употребил:
а) К. Линней; б) Э. Зюсс; в) Ж.Б. Ламарк; г) Ч. Дарвин.
17. Как называется оболочка Земли, населенная живыми организмами?
а) биосфера; б) гидросфера; в) атмосфера; г) литосфера.
18 . Учение о биосфере было создано:
а) Ч. Дарвином; б) Т. Морганом; в) А.И. Опариным; г) В.И. Вернадским.
19. Что является структурной, элементарной и функциональной единицей биосферы?
а) биогеоценоз; б) популяция; в) вид; г) экотоп.
20. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «оптимум»: а) 1 б) 2 в) 3 г) 4
21. Теория биогеохимических циклов В.И. Вернадского описывает уровень жизни:
а) биогеоценотический б)биосферный в)популяционнно-видовой г)организменный
22. Дегенерация: а)всегда приводит к вымиранию вида б)никогда не приводит к биологическому прогрессу в)может приводить к биологическому прогрессу г)ведет к усложнению общей организации
23. Какой критерий вида обусловливает различие в форме кроны и высоты сосны обыкновенной, выросшей в лесу и на поле?
а)морфологический б)генетический в)географический г)экологический
24. К какому семейству относится Человек разумный?
1) приматы 2) гоминиды 3) понгиды 4)антропоиды
Часть 2.
В заданиях 25–27 выберите три верных ответа из шести.
25. Какие изменения в процессе эволюции повысили общий уровень организации растений:
1) появление проводящих тканей 2)видоизменения листьев
3)возникновение мочковатой корневой системы 4)появление семенного размножения
5)появление цветка 6)возникновение очередного листорасположения
26. Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой?
1) в нем нет пищевых цепей. 2) в нем короткие пищевые цепи.
3) в нем отсутствуют редуценты. 3) в нем отсутствуют консументы.
4) в нем преобладают продуценты одного вида. 5) в нем небольшое число видов.
27. Какие из перечисленных факторов эволюции человека относятся к социальным:
1) наследственная изменчивость 2) общественный характер труда
3)естественный отбор 4)борьба за существование
5)высокоразвитое сознание 6) отвлеченное мышление
При выполнении заданий 28–31 установите соответствие
28. Установите соответствие между приспособлением и направлением органической эволюции:
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЕ А) роющие лапы крота Б) редукция пальцев на ногах копытных В) возникновение полового размножения Г) появление шерсти у млекопитающих Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне Е) мимикрия у насекомых | ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ 1) ароморфоз 2)идиоадаптация |
29. Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой:
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ А) являются первым звеном в цепи питания Б) синтезируют органические вещества из неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) гетеротрофы Е) используют энергию органических соединений | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА 1) продуценты 2) консументы |
30.Какому естествоиспытателю соответствуют предложенные взгляды:
ВЗГЛЯДЫ А)главная движущая сила эволюции- стремление организма к прогрессу Б)упражнения органов наследственно закрепляются В)естественный отбор –творческая сила ,направляющая эволюцию Г)борьба за существование – фактор эволюции Д)дивергенция-следствие борьбы за существование и естественного отбора Е)врождённое стремление к самосовершенствованию | ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ 1)Ж.Б.Ламарк 2) Ч.Дарвин |
31.Установите, к какому типу биоценотических связей относятся примеры связей:
ПРИМЕРЫ А) бурундук-сосна сибирская Б) бабочка адмирал – мята В) скарабей – слон Г) пчела –вишня Д) белый медведь – песец Е) рыба-клоун и щупальца актинии | ТИПЫ СВЯЗЕЙ 1)мутуализм 2)комменсализм |
32.Установите хронологическую последовательность событий в эволюции биосферы:
А)возникновение коацерватов Б)возникновение прокариот В)появление членистоногих Г)начало заселения суши высшими растениями Д)возникновение эукариот Е)появление активного полета
Часть 3. На задания 33 дайте свободный ответ.
33.Приведите не менее трёх прогрессивных признаков человека связанные с трудовой деятельностью и пряможождением, которые он приобрёл в процессе длительной эволюции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно - измерительные материалы (Итоговая контрольная работа по географии 5-9 класс )
В своей педагогической деятельности я использую тесты для проверки знаний учащихся....
Контрольно-измерительный материал по русскому языку «Итоговая контрольная работа по русскому языку за курс 5-го класса»
Тестовые задания включают в себя 35 вопросов с вариантами ответов, где нужно выбрать один верный и записать в соответствующий столбец....
Итоговый мониторинг для 5 класса. Можно использовать как итоговую контрольную работу.
Разработка предназначена для итогового контроля знаний в 5 классе....
Методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс. Контрольное тестирование по теме «Русь в 9– 13 веках».
Данная методическая разработка по проведению итоговой контрольной работы по истории отечества 6 класс, может быть использована в качестве котрольного тестирования по теме " Русь в 9-13 веках"....
Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа
Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа...
Дидактический материал. "Царство Грибы (итоговая контрольная работа). Биология. 5 класс. Итоговый тест"
Итоговая контрольная работа...