Программа элективного курса по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс)

Яковлева Надежда Ивановна

Программа элективного курса по биологии "Основы цитологии" для 10 коасса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elekt_.tsitologiya.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое   общеобразовательная учреждение «Скороднянская средняя общеобразовательная школа»

Программа элективного курса по биологии  - 10 класс.

             «Общая цитология (биология клетки)»

                                              Составила Яковлева Н.И.

                                               учитель биологии

Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на 17 часов.(0,5 часа в неделю.) 

   Основной цель курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса  и применения новых педагогических технологий.

   Задачи курса:  формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, в помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы, удовлетворение интересов увлекающихся цитологией и гистологией.

   Основная концепция курса заключается в:

- комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно – клеточного до  системно – органного). Важно показать, что ткани и органы всего  живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности;

- сравнительно-эволюционной направленности   курса. При рассматривании вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уделяется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех её проявлениях;

- использование самых современных молекулярно – биологических данных  о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это подразумевает хорошее владение ученикам основами общей биологии , генетики , теории эволюции, других биологических наук а также физики и химии;

 - историко - патриотическом акценте при изучении биологии. Необходимо не только подчёркивать интернациональный характер науки( особенно на современном этапе её развития), но и пропагандировать достижения отечественных биологов, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех биологах, которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной истории в 30-50 годы прошлого века. Многие из них поплатились жизнью за свои взгляды. Несомненны  достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки, тканей животных и растений;

 - экологической направленности курса. Важно сформировать твёрдое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак, стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон) серьёзно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные – молекулярно - генетические – основы деятельности клеток -  и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно;

 - большом объёме практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также изучении микроскопических препаратов тканей. Необходимо широко использовать возможности компьютерных классов, на занятиях работать с многочисленными сайтами по биологии клетки, анатомии и физиологии.

  Контроль знаний не считается главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы – это познавательный интерес. Знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ, в том числе и компьютера. При изучении отдельных тем учащиеся составляют обобщающие схемы, таблицы, Итогами лабораторных работ являются отчёты с выводами, рисунками. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической и практической подготовке к исследованию, способность правильно оформить и эффективно представить её результаты.

 В качестве основного  образовательного результата выступает сформированная система базовых ценностей:

 - жизнь, здоровье, человек, знание, труд, терпение, успех;

 - умение оперировать знаниями;

 - эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и отношение к нему как значимому условию своего собственного благополучия и успеха.

 Основной акцент направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала ученик – ученик, ученик – учитель.

Учащиеся должны знать:

-принципиальное устройство светового и электронного микроскопа;

- положения клеточной теории;

- особенности прокариотической и эукариотической клетки;

- сходство и различие животной и растительной клетки;

- основные компоненты и органоиды клеток: мембрану и надмембранный комплекс, цитоплазму и органоиды, митохондрии, хлоропласты и рибосомы;

- основные этапы синтеза белка в эукариотической клетки – транскрипцию и трансляцию;

- особенности ядерного аппарата и репродукцию клеток;

- строение вирусов и их типы, жизненный цикл вирусов, современное состояние проблемы борьбы с вирусными инфекциями;

- реакцию клеток на воздействие вредных факторов среды;

- иметь представление о молекулярно-биологических основах ряда важнейших процессов в клетках и тканях нашего организма.  

Учащиеся должны уметь:

- работать со световым микроскопом и микроскопическими препаратами;

- «читать» электронно-микроскопические фотографии и схемы клетки и её органоидов;

- изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования;

- выявлять причинно-следственные связи между биологическими процессами, происходящими на разных уровнях организации живых организмов (от молекулярно-биологического до организменного);

- иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур;

- работать с современной биологической  и медицинской литературой и Интернетом;

-составлять краткие рефераты и доклады по интересующим темам, представлять их на школьных конференциях и олимпиадах;

- применять знания физических и химических законов для объяснения биологических процессов;

- использовать знания о клетке и тканях для ведения здорового образа жизни.

Межпредметные связи.

Неорганическая химия. Строение вещества. Окислительно-востановительные реакции.

Органическая химия. Принцип организации органических веществ.

Углеводы ,жиры, белки, нуклеиновые кислоты.

Физика. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики.

Изучение основ биологической науки  предполагает использование большого числа демонстраций, формирующих образные представления о живых объектах и пробуждающих познавательный интерес к изучению живой природы.

 Основные психолого-педагогические условия решения образовательных задач:

  • Примерные учебные программы по биологии.
  • Методические разработки и рекомендации.
  • Индивидуальные проблемные задания.
  • Занимательные задачи,  викторины по биологии.

Для осуществления образовательного процесса элективного курса используются следующие педагогические технологии:

  • Традиционное обучение.
  •  Развивающее обучение.
  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Дифференцированное обучение.
  • Дидактические игры.
  • Проблемное обучение.
  • Педагогики сотрудничества

В основу педагогического процесса элективного курса биологии заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок.
  • Урок-демонстрация.
  • Урок-практикум.
  • Урок-игра.
  • Урок-консультация.
  • Развивающее обучение.
  • Личностно-ориентированное обучение.
  • Дифференцированное обучение.
  • Дидактические игры.
  • Проблемное обучение.
  •   Педагогики сотрудничества.

В основу педагогического процесса  элективного курса биологии  заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок.
  • Урок-демонстрация.
  • -Урок-практикум.
  • -Урок-игра.
  • -Урок-консультация.

Основная форма деятельности - это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность обучающихся в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы.

В последовательном раскрытии учебного содержания  ведущая роль отведена фундаментальным идеям, важнейшим  теориям, законам и понятиям теоретической и прикладной  биологии, современным проблемам общества, в решении которых необходима биологическая компетенция. Помимо основ наук, в содержание учебного предмета включен также  ряд сведений занимательного, исторического, культурологического, экологического и практического характера, содействующих мотивации учения, формированию познавательных  интересов и решению других задач развития личности..

     

Таким образом, изучение элективного курса биологии призвано обеспечить:

  • развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы,   аналитического мышления;
  • ознакомление с основами биологии как системы фундаментальных биологических теорий, умение применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов;
  • формирование научного мышления и мировоззрения, понимание возможностей научного познания природы и ознакомление с его методами;
  • развитие творческих способностей обучающихся;
  • формирование и поддержание познавательного интереса к биологии, раскрытие роли биологии в современной цивилизации;
  • помощь выпускникам школы в определении их дальнейшей профессиональной деятельности.

Содержание курса

Основы цитологии (17ч).

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация:              1. микропрепаратов клеток растений и животных;

  1. модели клетки;
  2. опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза;
  3. моделей РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц;
  4. схемы путей метаболизма в клетке;
  5. модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы

1. Строение эукариотических (растительной, животной, грибной) и прокариотических (бактериальных) клеток.

2. Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука.

3. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Всего часов

Введение в биологию клетки

1 час

Общий план строения клеток живых организмов

3часа

Основные компоненты и органоиды клеток.

3 часа

Метаболизм – преобразование веществ и энергии

3 часа

Ядерный аппарат и репродукция клеток

3 часа

Вирусы как неклеточные формы жизни

1 часа

Эволюция клетки

2 часа

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

1

Цитология – наука о клетке

2

История открытия и изучения клеток.

3

Клеточная теория.

4

Вещества клетки.

5

Основные компоненты и органоиды клеток. Немембранные органоиды клетки.

6

Основные компоненты и органоиды клеток.  Одномембранные органоиды клеток.

7

Основные компоненты и органоиды клеток. Двумембранные органоиды клеток.

8

Метаболизм – преобразование веществ и энергии

9

Пластический обмен в клетке.

10

Энергетический обмен в клетке.

11

Размножение клеток. Клеточный цикл.

12

Митоз. Амитоз.

13

Мейоз.

14

Вирусы – неклеточная форма жизни.

15

Эволюция клетки.

16

Обобщение. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

17

Итоговый урок.

        

Рекомендуемая литература.

  1. Вельш У., Шторх В Введение в цитологию и гистологию животных. Пер.с.нем.0М.:Мир,1992.

      2.Теремов А.В., Петросова Р.А. Биология. Биологические проссецы. М.Мнемозина, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....

Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»

Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»

Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...

Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"

Программа элективного курса по биологии для 9 класса....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Предлагаемый курс направлен на закрепление, расширение и углубление знаний изученного материала по курсу 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общ...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"

Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....