ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ РАЗНЫМИ ПРИЁМАМИ
статья по биологии
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. В любом учебном исследовании обучающиеся разрешают проблемы, уже решённые обществом или наукой, и новые только для них самих [1]. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1123.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ РАЗЛИЧНЫМИ ПРИЁМАМИ
Ермаков Владислав
МБОУ «СОШ» Им.В.Д.Волошиной №12
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. В любом учебном исследовании обучающиеся разрешают проблемы, уже решённые обществом или наукой, и новые только для них самих [1]. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.
Развитие личностных УУД на уроках биологии возможно через содержание предмета, организацию самостоятельной работы и использование различных организационных форм. Для формирования УУД можно предложить следующие приёмы, которые могут использоваться на различных этапах урока.
1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.
2. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.
3. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации.
Примеры типовых задач по формированию личностных УУД
Задание 1. Приём новизны
Тема «Развитие насекомых» (7 класс)
При изучении темы «Развитие насекомых» учащимся предлагается послушать притчу о бабочке (текст читается с остановкой, учащимся задаются вопросы, а затем дочитывается до конца).
Притча о бабочке
Один человек нашёл кокон с бабочкой. И однажды, когда в этом коконе появилась небольшое отверстие, человек стал наблюдать за тем, как бабочка с трудом пытается высвободить своё тело через это небольшое отверстие.
Вдруг показалось, что бабочка остановилась и что дальше движения уже не будет. И человек решил помочь бабочке.
Он взял ножницы и разрезал кокон. (Остановка)
Как вы думаете, что произошло дальше? (Учащиеся высказывают свои предположения).
Бабочка оказалась на свободе. Но происходило странное. У бабочки было припухшее тело и сморщенные крылья.
Человек продолжал наблюдать за бабочкой, ожидая, что крылья раскроются и смогут поддерживать её тело, которое со временем обретёт правильную форму.
Но этого не произошло. Бабочка провела остаток своей жизни, ползая с распухшим телом и деформированными крыльями. Она так и не смогла взлететь. (Остановка)
Как вы думаете, почему бабочка не смогла летать?
В чём философский смысл этой притчи?
Человек в своем поспешном стремлении помочь не понял, что преодоление препятствия в виде кокона, и усилия, которые прикладывала бабочка, продираясь через отверстие в коконе было необходимо ей для того, чтобы укрепить её крылья и тело, чтоб она была готова к полёту, как только освободится от кокона.
Иной раз преодоление трудностей это именно то, что нам необходимо в определённые жизненные моменты.
Не будь в нашей жизни препятствий – мы были бы слабыми и не имели бы той силы, которую всегда хотели иметь. И никогда бы не смогли летать.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнить творческую работу (сочинение - размышление и др.) – сравнить развитие человека с развитием бабочки.
Задание 2. Прием динамичности
Тема «Бактерии» (5 класс)
1.Учитель демонстрирует натуральные объекты яблоки (одно свежее, другое испорченное гнилью).
2.Задаёт вопросы:
- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?
- Какие изменения произошли с испорченным яблоком?
- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.
3. Учитель счищает со свежего яблока кожуру.
- Избавили ли мы яблоко от бактерий?
- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?
- Где найти эти знания?
- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?
Учащиеся предполагают, что испорченное яблоко – результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий - разрушителей.
В качестве домашнего задания учащиеся готовят сообщения о полезных и вредных бактериях.
Задание 3. Прием создания проблемной ситуации
Тема «Отдел Папоротниковидные» (7 класс)
В ночь на праздник Ивана Купалы, по народным преданиям, совершаются самые невероятные чудеса. Расцветает цветок папоротника и тому, кто это увидит, подвластны все тайны и чары, придёт счастье. Такова легенда. Можно ли в природе наблюдать цветение папоротника? Почему? Как можно объяснить, что каждый год многие люди отмечают этот праздник? Как ты относишься к этой традиции? Чему учит нас эта легенда?
Тема « Деление клетки» (6 класс)
Известно, что в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, могут родиться дети с различными отклонениями в развитии. С нарушением, каких процессов это связано? Выскажи свое отношение к этой проблеме, продолжив предложение: «Я ...» («Мне ...»).
Формированию личностных УУД способствуют также выполнение творческих заданий, которые помогают выразить своё отношение к жизни как ценности, осознать собственное «Я» и место человека в обществе, раскрыть личные качества учащихся, развить творческие способности.
Примеры креативных заданий:
1.Придумай рекламу белкам, жирам, углеводам и нуклеиновым кислотам (исходи из того, какую роль они играют в клетке).
2.Сравни системы органов животных с явлениями, объектами нашего города. Что бы ты посоветовал мэру и жителям нашего города? Какие выводы сделаешь для себя?
3.Сочини сказку о дружбе корней, листьев и стебля растения.
4.Напиши благодарственное письмо от имени цветка (например, шиповника) пчеле.
Само содержание, ориентированное на знание, для учащихся нейтрально. Задача учителя состоит в том, чтобы содержание с уровня знаний перевести на уровень личностных смыслов, чтобы оно воспринималось учащимися как какая-либо ценность (социальная, нравственная, эстетическая и т. д.). Для этого необходимо, чтобы процесс овладения знаниями осуществлялся в атмосфере интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновений различных взглядов и мнений, поиска истины и возможных путей решения задачи или проблемы, творчества учителя и учащихся.
Список использованной литературы
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Педагогика, 2009. – №4 – С.18-22.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., – М.: Просвещение, – 2008. –152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 3 классе "Путешествие в Японию". Урок насыщен интересными игровыми приёмами, которые можно применять и на других урок в разных вариантах.
Урок в 3 классеТема: Между музыкой народов мира нет непереходимых границНазвание: Путешествие в ЯпониюМузыкальный материал: Музыка Японии – «гагаку»; вариации на тему «Вишня» Д.Б. Кабалевского; укр. н...
Открытый урок по английскому языку на тему: «Разные страны – разные политические системы – разные характеры»
Цели урока:· Обобщить лингвострановедческий материал, проконтролировать и расширить знания по указанной теме.·...
Приёмы работы на разных этапах урока
Приёмы работы...
Конструктор урока. Этапы приёмов на разных этапах урока.
Использование разных игр и приёмов на разных этапах урока английского языка...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ РАЗНЫМИ ПРИЁМАМИ
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. В любом учебном исследовании об...
Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.
Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....
Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Данное методическое пособие является продолжением работы, которая проводилась в 4 классе на уроках ОРКСЭ по использованию приема фишбоун на разных этапах урока. С данной работой можно ознакомиться по ...