Тема: Растения.
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Урок биологии в 5 классе МБОУ ООШ с.Нигматуллино.
Учитель: Галимова М.Ф.
Тема: Растения.
Цель: сформировать представление о многообразии растений, о делении царства на несколько больших групп(водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.
Тип урока: урок исследование, комбинированный.
Планируемые результаты:
- научиться устанавливать отличительные особенности растений.
-определять место представителей царства Растения среди эукариот.
-называть группы растений, их отличительные признаки.
-давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_5_klass.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе МБОУ ООШ с.Нигматуллино.
Учитель: Галимова М.Ф.
Тема: Растения.
Цель: сформировать представление о многообразии растений, о делении царства на несколько больших групп(водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.
Тип урока: урок исследование, комбинированный.
Планируемые результаты:
- научиться устанавливать отличительные особенности растений.
-определять место представителей царства Растения среди эукариот.
-называть группы растений, их отличительные признаки.
-давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.
Задачи:
Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.
Развивающие: развивать произвольное внимание, познавательные интересы.
Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).
Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности(формулировать тему)
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Метапредметные УУД: определять важность знаний о царстве растений, использовать в учебной деятельности различные источники знаний, оценивать свою работу.
Ход урока.
1 урок. Орг.момент.
Здравствуйте ребята! Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроения. Это значит , что нас ждет совместная плодотворная работа. Проверим, все ли необходимое есть для урока.
Мотивирование.
Перенесемся на минуту в картинную галерею, где остановимся и рассмотрим картину Рембранта Ван Рейна Флора (1634г.)
На картине молодая женщина одета в богатый , весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове пышный венок, в руках жезл увенчанный цветами. Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом.
-Что это за богиня? Как ее зовут?
-Флора. Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой.
-А какое царство органического мира можно назвать Флорой?
-Да царство Растения.
Это и есть тема нашего урока. Запишите ее в тетради.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
-Ребята. А что вы знаете о растениях?
-А что бы вы хотели узнать?
Сегодня на уроке мы выявим общие признаки растений. Познакомимся с делением царства на несколько больших групп и их отличительными признаками. Сравним строение клеток растений и бактерий. А также поговорим о роли растений в природе и жизни человека.
Изучение нового.
В современном мире насчитывается более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95% биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов.
С древности накапливались и обобщались знания о растениях. Появилась особая наука ботаника.
-Какой ученый является основоположником этой науки?
Теофраст.
«Один сказочный персонаж лягушка-квакша как-то заявила о себе: Я растение - потому что я зеленая.»
-Почему она не права?»
У всех растений есть общие признаки.
1.Растут всю жизнь
2.В клетках есть хлоропласты
3.Способ питания- автотрофный.
4.относительно неподвижны.
Царство Растения делится на несколько групп.
Одной из групп растений мы посвящаем этот вальс.
- Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов» из балета Щелкунчик
-Цветковые растения.
Цветковые и голосеменные растения играют большую роль в жизни человека.
-А о каком растении идет речь в старинной загадке?
Дерево лапотное, да медовое
Всю Россию обувает.
-Или еще. У моей милашки душистые кудряшки!
А вот (Эвелина Маслич ) знает и нам кое-что расскажет:
«На Руси почитали липу, относились к ней поэтически, но использовали и в хозяйстве. Лыко, лубки, лапти…. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как сейчас ходя в лес по грибы и ягоды. Древесина липы ценилась тоже очень высоко. Из липы строили бани. Пар в таких банях легкий, душистый. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у нее поет. А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью. А еще липа медоносное растение. Липовый мед первое средство при простуде.
Из хвойных деревьев хотелось бы рассказать о можжевельнике.
Петр Маслич расскажет, что удалось ей узнать об этом растении.
«Это растение называют Северный кипарис, бружевельник, еленец, кедровый вереск. Его ягоды издавна применялись в народной медицине, в кулинарии, в парфюмерии. С можжевельником парили кадки для огурцов, коптили на нем рыбу. Делали из него веники. Было в средние века поверье, что курение ветками можжевельника изгоняет из дома злых духов. А секрет простой: можжевельник прекрасное средство для дезинфекции. Все дело в летучих веществах –фитонцидах которые выделяет растение. Они убивают болезнетворные бактерии. Этим свойством обладают и некоторые хвойные растения.»
Физ.минутка:
Всех разморило от жары.
В саду сейчас прохлада.
Но так кусают комары,
Что хоть беги из сада!
_Следующая группа растений- Мхи, папоротники, хвощи и плауны.
Много миллионов лет папоротники и хвощи были гигантскими растениями.
Рис.41,на стр.48.
В настоящее время древовидные представители встречаются только во влажных тропических лесах. А в нашей местности это травянистые растения.
- Каковы отличительные признаки этих растений?
СПОРЫ- мелкие клетки, предназначены для размножения у мхов, папоротников, хвощей и плаунов.
Наибольшее значение среди этих растений имеют мхи.
Расскажет нам о мхе сфагнуме Абдуразоков Мирзонаим :
«Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность издревле использовались для лечения ран. Велико экологическое значение мхов, закрепляют почву. Препятствуют ее эрозии. Служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных, без которых невозможно разложение мертвой органики, следовательно, круговорота веществ».
Последняя группа растений это водоросли.
-Среда обитания водорослей ?
-Отличительные особенности водорослей?
-Как называется тело водорослей?
Послушаем, что узнала Ревва Ангелина о хлорелле.
«Хлорелла –это одноклеточная водоросль, в переводе означает зеленушка. Она живет не только в воде, на коре деревьев. Ее используют в качестве добавки к корму скоту. Так как содержит до 88% белка, 85% жира и до 37% углеводов. Именно хлорелла была отправлена в космос вместе с другими растениями. В кабине второго космического корабля»
Изучив два царства живых организмов, хотелось бы сравнить их клетки.
Клетку растительную и животную.
Ответьте на вопросы:
1.Какие из клеток крупнее и сложнее устроены?
2.В каких клетках есть хлоропласты?
3.У каких клеток есть оформленное ядро?
Закрепление.
Какие суждения верны?
- По способу питания растения-гетеротрофы.
- К Цветковым относятся растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
- Тело цветкового растения состоит из корня и побега.
- У голосеменных растений семена не защищены оболочками плода, то есть лежат как бы голо.
- Споры у папоротников служат для защиты.
- .Тело водорослей не имеет корней и побегов – слоевище.
Правильные суждения: 2,3,4,6
Рефлексия .
Каждый ученик поднимает и показывает учителю геометрическую фигуру:
Квадрат - «Все понял»
Круг - «Понял, но не все»
Треугольник -«Не понял»
Домашние задание.
1.п.11,в.1-4.,термины выучить, оформить Лабораторную работу №3.
2.Творческое задание. «Рекорды растительного мира».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (КАПУСТНЫЕ)
Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ или КАПУСТНЫЕ ...
Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ
Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства РОЗОЦВЕТНЫЕ ...
Презентация на тему РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ
Презентация посвещена растениям-хищникам. В ней много фотографий и интересное творческое задание. Презентация может быть использована на уроках природоведения, биологии, экологии....
Конспект урока развития речи в 1 классе по теме « Растения сада и огорода».
Цели урока. 1. Систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах.2. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения и сравнения, преодоление у слабослышащих детей недостаточ...
Тест 11 по теме "Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений".
Тест предназначен для подготовки к ЕГЭ....
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"
Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения". Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...
Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»
Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...