Тема: Растения.
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Галимова Минигуль Фанисовна

Урок биологии в 5 классе МБОУ ООШ с.Нигматуллино.

Учитель: Галимова М.Ф.

Тема: Растения.

Цель: сформировать представление о многообразии растений,  о делении царства на несколько  больших групп(водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Тип урока: урок исследование, комбинированный.

Планируемые результаты:

- научиться устанавливать отличительные особенности растений.

-определять место представителей царства  Растения среди  эукариот.

-называть группы растений, их отличительные признаки.

-давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_5_klass.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5 классе МБОУ ООШ с.Нигматуллино.

Учитель: Галимова М.Ф.

Тема: Растения.

Цель: сформировать представление о многообразии растений,  о делении царства на несколько  больших групп(водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, цветковые); выяснить значение растений в природе и жизни человека.

Тип урока: урок исследование, комбинированный.

Планируемые результаты:

- научиться устанавливать отличительные особенности растений.

-определять место представителей царства  Растения среди  эукариот.

-называть группы растений, их отличительные признаки.

-давать определение терминам: корень, побег, споры, цветковые и голосеменные.

Задачи:

Воспитывающие: стимулировать стремление к интеллектуальному развитию, прививать любовь к природе и интерес к ее изучению.

Развивающие:  развивать  произвольное внимание,  познавательные интересы.

Обучающие: раскрыть общие особенности организации растения ( многообразие видов, признаки, тип питания, роль в природе, отличие от других царств живой природы (бактерий).

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной  деятельности(формулировать тему)

Коммуникативные УУД:  формирование умения слушать и понимать речь других людей, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные УУД: осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  

Метапредметные УУД: определять важность знаний о царстве растений, использовать в учебной деятельности  различные источники знаний, оценивать свою работу.            

 

Ход урока.

1 урок. Орг.момент.

Здравствуйте ребята! Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроения. Это значит , что нас ждет совместная плодотворная работа. Проверим,  все ли необходимое есть для урока.

Мотивирование.

Перенесемся на минуту в картинную галерею, где остановимся и рассмотрим картину  Рембранта  Ван Рейна  Флора (1634г.)

На картине молодая женщина одета в богатый , весь расшитый костюм и блестящий атласный плащ. На голове пышный венок, в руках жезл увенчанный цветами. Так художник изобразил древнеримскую богиню цветов, расцвета весны и полевых плодов, покровительницу земледелия и растительности в целом.

-Что это за богиня? Как ее зовут?

-Флора.  Исторически сложившуюся совокупность всех растений называют Флорой.

-А какое царство органического мира можно назвать Флорой?

-Да царство  Растения.

Это и есть тема нашего урока. Запишите ее в тетради.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения.

-Ребята. А что вы знаете о растениях?

-А что бы вы хотели узнать?

Сегодня на уроке мы выявим общие признаки растений. Познакомимся с делением царства на несколько больших групп и их отличительными признаками.  Сравним строение клеток растений и  бактерий. А также поговорим о роли растений в природе и жизни человека.

Изучение нового.

В современном мире  насчитывается  более 350 тыс. видов растений. Они составляют 95%  биомассы планеты- массы всех населяющих ее организмов.

С древности накапливались и обобщались знания о растениях. Появилась особая наука ботаника.

-Какой ученый является основоположником этой науки?

Теофраст.

«Один сказочный персонаж лягушка-квакша   как-то  заявила о себе: Я растение - потому что  я зеленая.»

-Почему она не права?»

У всех растений  есть общие признаки.

1.Растут всю жизнь

2.В клетках есть хлоропласты

3.Способ питания- автотрофный.

4.относительно неподвижны.

Царство Растения делится на несколько групп.

Одной из групп  растений мы посвящаем этот вальс.

- Петр Ильич Чайковский «Вальс цветов» из балета Щелкунчик

-Цветковые растения.

Цветковые и голосеменные растения играют большую роль в жизни человека.

-А о каком растении идет речь в старинной загадке?

Дерево лапотное, да медовое

Всю Россию обувает.

-Или еще. У моей милашки  душистые кудряшки!

А вот (Эвелина Маслич ) знает и нам кое-что расскажет:

«На Руси почитали липу, относились к ней поэтически, но использовали и в хозяйстве. Лыко, лубки, лапти…. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как сейчас ходя в лес по грибы и ягоды. Древесина липы ценилась тоже очень высоко. Из липы строили бани. Пар в таких банях легкий, душистый. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у нее поет. А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью. А еще липа медоносное растение. Липовый мед первое средство при простуде.

Из хвойных деревьев хотелось бы рассказать о можжевельнике.

Петр Маслич расскажет, что удалось ей узнать об этом растении.

«Это растение называют Северный кипарис, бружевельник, еленец, кедровый вереск. Его ягоды издавна применялись в народной медицине, в кулинарии, в парфюмерии. С можжевельником парили кадки для огурцов, коптили на нем рыбу. Делали из него веники. Было в средние века поверье, что курение ветками можжевельника изгоняет из дома злых духов. А секрет простой: можжевельник прекрасное средство для дезинфекции. Все дело в летучих веществах –фитонцидах которые выделяет растение. Они убивают болезнетворные бактерии. Этим свойством обладают и некоторые хвойные растения.»

Физ.минутка:

Всех разморило от жары.

В саду сейчас прохлада.

Но так кусают комары,

Что хоть беги из сада!

_Следующая группа  растений- Мхи, папоротники, хвощи и плауны.

Много миллионов лет папоротники и хвощи были гигантскими растениями.

Рис.41,на стр.48.

В настоящее время древовидные представители встречаются только во влажных тропических лесах. А в нашей местности это травянистые растения.

- Каковы отличительные признаки этих растений?

СПОРЫ- мелкие клетки, предназначены для размножения у мхов, папоротников, хвощей и плаунов.

Наибольшее значение среди этих растений имеют мхи.

Расскажет нам о мхе сфагнуме Абдуразоков Мирзонаим :

«Мох сфагнум содержит бактерицидные вещества. Гигроскопичность и бактерицидность издревле  использовались для лечения ран. Велико экологическое значение мхов, закрепляют почву. Препятствуют ее эрозии. Служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных, без которых невозможно разложение  мертвой органики, следовательно, круговорота веществ».

Последняя группа растений  это водоросли.

-Среда обитания водорослей ?

-Отличительные особенности водорослей?

-Как называется тело водорослей?

Послушаем, что узнала Ревва Ангелина о хлорелле.

«Хлорелла –это одноклеточная водоросль, в переводе  означает зеленушка. Она живет не только в воде, на коре деревьев. Ее используют в качестве добавки к корму скоту. Так как содержит до 88% белка, 85% жира и до 37% углеводов. Именно хлорелла была отправлена  в космос вместе с другими растениями. В кабине второго космического корабля»

Изучив два царства живых организмов, хотелось бы сравнить их клетки.

Клетку растительную и животную. 

Ответьте на вопросы:

1.Какие из клеток крупнее и сложнее устроены?

2.В каких клетках есть хлоропласты?

3.У каких клеток есть оформленное ядро?

Закрепление.

Какие суждения верны?

  1. По способу питания растения-гетеротрофы.
  2. К Цветковым относятся растения, которые цветут хотя бы раз в жизни.
  3. Тело цветкового растения состоит из корня и побега.
  4. У голосеменных растений семена не защищены оболочками плода, то есть лежат как бы голо.
  5. Споры у папоротников  служат для защиты.
  6. .Тело водорослей не имеет корней и побегов – слоевище.

Правильные суждения: 2,3,4,6

Рефлексия .

Каждый ученик поднимает и показывает учителю геометрическую фигуру:

Квадрат - «Все понял»

Круг - «Понял, но не все»

Треугольник -«Не понял»

Домашние задание.

1.п.11,в.1-4.,термины выучить, оформить Лабораторную работу №3.

2.Творческое задание. «Рекорды растительного мира».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (КАПУСТНЫЕ)

Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства КРЕСТОЦВЕТНЫЕ или КАПУСТНЫЕ ...

Интерактивная игра по теме РАСТЕНИЯ СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ

Интерактивная игра для повторения и закрепления знаний о растениях семейства РОЗОЦВЕТНЫЕ ...

Презентация на тему РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ

Презентация посвещена растениям-хищникам. В ней много фотографий и интересное творческое задание. Презентация может быть использована на уроках природоведения, биологии, экологии....

Конспект урока развития речи в 1 классе по теме « Растения сада и огорода».

Цели урока. 1. Систематизировать и расширить знания детей об овощах и фруктах.2. Развитие мыслительных операций анализа, обобщения и сравнения, преодоление у слабослышащих  детей недостаточ...

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения".  Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...

Урок по теме: Растения. Лабораторная работа "Изучение внешнего строения растения»

Анатомия растений — это такой раздел ботаники, который занимается изучением внутреннего и внешнего строения растений. Главным объектом этой науки являются сосудистые растения, у к...