Контрольная работа 9 класс "Организменный уровень жизни"
тест по биологии (9 класс)

Требунских Мария Валерьевна

УМК Пономаревой И.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizmennyy_uroven_kontrolnaya_9_klass.doc310.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Закономерности жизни на организменном уровне жизни»

1 вариант

Часть 1. Выберите один вариант ответа

1. Растения отличаются от грибов наличием в клетке

1) ядра         2) хлоропластов         3) митохондрий         4) оболочки

2. Прокариоты – это организмы,

1) которые не имеют клеточного строения

2) состоящие из одинаковых клеток, не образующих тканей

3) состоящие из разных клеток, содержащих одно или несколько ядер

4) клетки которых не имеют оформленного ядра

3. Какой биологический объект изображён на рисунке?

1) клетка бактерии         2) спора гриба         3) вирус ВИЧ           4) семя растения

4. Способность организмов передавать наследственную информацию объясняется таким их свойством, как:                 1) изменчивость        2) самовоспроизведение        3) рост                4) развитие

5. В состав клеточной оболочки грибов, в отличие от оболочки растений, входит

1) клейковина        2) крахмал                3) хитин                4) хлорид натрия

6. К неклеточным формам жизни относят

1) вирус герпеса        2) туберкулёзную палочку        3) холерный вибрион        4) дизентерийную амёбу

7. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Явление

Пример

Бесполое размножение

Стеблевой черенок

Половое размножение

    Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) отпрыск        2) поросль        3) почка        4) гамета

8. Признаки бывают наследуемые или приобретённые. Какой из следующих признаков является приобретённым?

1)         число позвонков                2) цвет глаз                3) группа крови                4) шрам на теле

9. При половом размножении у большинства организмов происходит

           1)         образование организма из любой группы клеток одного из родителей

           2)         образование особых клеток – гамет, слияние которых даёт начало новому организму

           3)         точное копирование наследственной информации одного из родителей

           4)         быстрое увеличение количества потомков

10.Наследственность у организмов – это свойство, заключающееся в

           1)         приобретении организмом новых признаков и свойств

           2)         поступлении в организм питательных веществ и энергии

           3)         передаче организму всей совокупности признаков и свойств от родителей

           4)         изменении организма в процессе реализации наследственной информации

11. В селекции растений при вегетативном размножении в потомстве

           1)         усиливается генотипическая изменчивость                2) наблюдается гетерозис

           3)         сохраняются признаки родителя                        4) проявляются новые мутации

12. Поверхностный слой гаструлы образован клетками

           1)         эктодермы                2) энтодермы                3) мезодермы                4) эпителия

13. Стадии развития с неполным превращением:

1) яйцо – куколка – взрослая особь                3) яйцо – личинка – взрослая особь

2) яйцо – взрослая особь                                4) яйцо – личинка – куколка – взрослая особь

14. Путем мейоза не образуются:        

1) гаметы                 2) яйцеклетки                   3) клетки кожи                 4) сперматозоиды

15.  Благодаря мейозу и оплодотворению число хромосом в клетках из поколения в поколение

           1) уменьшается        2) сохраняется постоянным              3) закономерно изменяется        4) увеличивается

Часть 2.

1. Какие явления служат примерами бесполого размножения? Выберите три верных ответа из шести

а) развитие вороны из яйца                         г) размножение тюльпана луковицами

б) почкование гидры                                 д) размножение сосны семенами

в) деление амёбы                                        е) развитие тли из неоплодотворённой яйцеклетки

2. Чем животные отличаются от растений? Выберите три верных ответа из шести

а) активно передвигаются                        

б) растут в течение всей жизни

в) создают на свету органические вещества из неорганических

г) не имеют плотных клеточных стенок из клетчатки

д) потребляют готовые органические вещества    

е) являются производителями органических веществ

3. Установите соответствие между характеристикой и способом размножения: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                         СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

а) происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток                      1) бесполое

б) осуществляется при участии гамет                                                  2) половое

в) новые организмы сохраняют большое сходство с материнским

г) используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков

д) новые организмы развиваются из зиготы

е) потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов

4. Установите соответствие между признаком и царством организмов, для которого этот признак характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК                                                                 ЦАРСТВО

а)         регулируют свою деятельность рефлекторно                        1) Растения

б)         образуют кислород на свету                                        2) Животные

в)         поглощают углекислый газ и воду в процессе питания

г)         питаются готовыми органическими веществами

д)         активно передвигаются в поисках пищи

е)         образуют углеводы на свету

5. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.          

ПРИЗНАК                                                                 ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

а)         возникает под прямым влиянием   внешней среды                1) наследственная

б)         изменяется генотип                                                2) ненаследственная

в)         возникает у отдельной особи

г)         изменяется фенотип при неизменённом генотипе

д)         имеет случайный характер

6. Вставьте в текст «Характеристика полового размножения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ

Половое размножение в природе происходит при участии половых клеток – __________(А), имеющих __________(Б) набор хромосом.  В результате слияния сперматозоида и яйцеклетки образуется __________(В), имеющая __________(Г) набор хромосом.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1. Спора              2. Гаплоидный                3. Гаструла                4. Зигота    

5. Триплоид          6. Бластула                7. Гамета                8. Диплоидный

7. Прочитайте текст

ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.

Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.

Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами.

Используя содержание текста "Грибы и лишайники", ответьте на следующие вопросы.

1) Какие организмы образуют лишайник?

2) Какие особенности строения растений можно наблюдать и у грибов?

3) Какую роль в жизнедеятельности лишайника играет входящий в его состав гриб?


Контрольная работа по теме «Закономерности жизни на организменном уровне жизни»

2 вариант

Часть 1.

1. Животные, в отличие от растений,

1) поглощают кислород, а выделяют углекислый газ                 2) состоят из клеток

3) обладают способностью к росту и развитию

4) питаются готовыми органическими веществами

2. Представитель какой группы организмов изображён на рисунке?

1) простейших                                2) одноклеточных водорослей

3) одноклеточных грибов                4) вирусов

3. Грибы, в отличие от растений,

1) растут в течение всей жизни                2) содержат хитин в оболочках клеток

3) дышат углекислым газом                4) в клетках имеют ядра

4. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь

Объект

Процесс

Бесполое размножение

Яйцеклетка

Половое размножение

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) эмбриональный период                2) спора                3) оплодотворение                4) деление

5. Гены находятся в

1) хромосомах                2) аппарате Гольджи                3) лизосомах                4) рибосомах

6. Хитин входит в состав

1) клеточной стенки чумной бациллы                2) капсида вируса СПИДа

3) оболочки дрожжевой клетки                        4) клеточной стенки хлореллы

7. Какой из приведённых способов размножения не относят к бесполому?

1) размножение луковицами-детками у тюльпана        2) почкование у коралла

3) деление эвглены зелёной                                4) размножение семенами

8. Наследственность у организмов – это свойство, заключающееся в

1) приобретении организмом новых признаков и свойств

2) поступлении в организм питательных веществ и энергии

3) передаче организму всей совокупности признаков и свойств от родителей

4) изменении организма в процессе реализации наследственной информации

9. Какой орган у растений называют генеративным?

1) цветок                    2) стебель                3) лист                4) корень

10. Способность организма сохранять относительное постоянство своей внутренней среды – это

1) обмен веществ         2) воспроизведение         3) раздражимость        4) гомеостаз

11. Размножение растений при помощи специализированных гаплоидных клеток называют

1) вегетативным         2) почкованием        3) дроблением        4) споровым

12.  Модификационная изменчивость – это:

1) генотипическая стабильность особей;                2) изменение генотипа под влиянием среды;

3) изменение фенотипа под влиянием среды;        4) норма реакции.

13. В селекции для получения новых полиплоидных сортов растений:

1) кратно увеличивают набор хромосом в клетках;          2) скрещивают чистые линии;

3) скрещивают родителей и потомков;                            4) кратно уменьшают набор хромосом в клетках.

14. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:

1) происходит слияние мужской и женских гамет                2) не образуется зигота

3) образуется гаплоидная клетка                                 4) развиваются гаметы

15. Совокупность внешних и внутренних признаков организма называется:

1) генофондом        2) фенотипом                3) наследственностью        4) генотипом.

Часть 2

1.  У кого из приведённых ниже животных есть кровеносная система?

а) домовая муха;                      б) пресноводная гидра;                       в) травяная лягушка;

г) человеческая аскарида;            д) печёночный сосальщик;                     е) речной окунь.

2.  В процессе эмбрионального развития хордовых животных из эктодермы образуются:

а) пищеварительные железы;                             б) кровь;                              в) нервная система;

г) эпителий кожи;                                д) органы чувств;                    е) кости и хрящи.

3. Установите соответствие между характеристикой и царством организмов: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                             ЦАРСТВО ОРГАНИЗМОВ

а) клетки организмов покрыты оболочкой из хитина                                     1) Растения

б) клетки организмов содержат разнообразные пластиды                                        2) Грибы

в) в клетках организмов из воды и углекислого газа синтезируется глюкоза

г) в клетках организмов накапливается гликоген

д) в клетках содержится вакуоли с клеточным соком

е) по способу питания – гетеротрофы

4. Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕР                                                         ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

а) почкование дрожжей                                                1) бесполое

б) образование спор у папоротника                                        2) половое

в) выращивание традесканции из черенков

г) образование деток у лука

д) образование плодов и семян у вишни

е) появление отпрысков у сливы

5. Установите соответствие между примером и типом изменчивости, который этот пример иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.                

ПРИМЕР                                                                 ТИП ИЗМЕНЧИВОСТИ

а) потемнение кожи под воздействием солнечных лучей                        1) наследственная

б) различия окраса между телятами одного приплода                        2) ненаследственная

в) увеличение массы тела при избыточном питании

г) появление одного гигантского растения среди растений обычного размера того же вида

д) появление уродливых форм растений и животных в районе Чернобыля

6. Вставьте в текст «Характеристика полового размножения» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ

Половое размножение в природе происходит при участии половых клеток  __________ (А), имеющих __________ (Б) набор хромосом. В результате слияния сперматозоида и яйцеклетки образуется __________ (В), имеющая __________ (Г) набор хромосом.

                   

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) спора

2) гаплоидный

3) гаструла

4) зигота

5) триплоид

6) бластула

7) гамета

8)диплоидный

7.  Прочитайте текст 

ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два типа развития организмов: прямое и непрямое (метаморфоз). Прямое развитие происходит без превращений.

В этом случае вновь появившийся на свет организм отличается от взрослой особи только размерами, пропорциями и недоразвитием некоторых органов. Такое развитие наблюдается у ряда насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Так, из вороньего яйца вылупляется на свет беспомощный, слепой и голый птенец, а человек рождает маленького ребёнка, не умеющего ходить, говорить и т.д.

У насекомых, таких как кузнечики, саранча, тля, из яйца выходит личинка, похожая на взрослую особь, которая растёт, линяет и превращается во взрослое насекомое или имаго.

При развитии с превращением из яйца появляется личинка, не похожая на взрослый организм. Такое развитие называется непрямым, или развитием с метаморфозом, т.е. постепенным превращением организма во взрослую особь. Личинки растут, питаются, однако в большинстве случаев они не способны к размножению. Развитие с неполным превращением характерно для ряда насекомых и земноводных. У насекомых при развитии с полным превращением особь проходит несколько последовательных стадий, отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Например, у майского жука из яйца выходит гусеница, которая имеет червеобразную форму тела. Затем гусеница после нескольких линек превращается в куколку (неподвижная стадия). Куколка не питается, а развивается через некоторое время во взрослое насекомое. Способы добывания пищи у гусеницы и взрослого жука различны. Гусеница питается подземными частями растений, а жук – листьями. У некоторых видов взрослые особи вообще не питаются, а сразу приступают к размножению.

Среди позвоночных животных развитие с метаморфозом происходит у земноводных.

Используя содержание текста «Прямое и непрямое развитие организмов», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие стадии развития проходят насекомые с полным превращением?

2) Каковы различия во внешнем и внутреннем строении головастика и лягушки? Приведите два примера.

3) В чём заключается преимущество развития с метаморфозом?


Контрольная работа по теме «Закономерности жизни на организменном уровне жизни»

3 вариант

Часть 1.

1. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных?

1) наличием клеточной стенки         2) наличием цитоплазмы

3) отсутствием рибосом                 4) отсутствием оформленного ядра

2. В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках

1) печени собаки          2) листьев элодеи        3) клубня картофеля                4) бактерий туберкулёза

3. Возбудителями гриппа являются

1) паразитические простейшие           2) болезнетворные бактерии        3) паразитические грибы        4) вирусы

4.  Изменения организмов, возникающие у всех особей вида под воздействием условий среды, называют:

1) методическими            2) стихийными          3) модификационными         4) генотипическими.

5. Автотрофными организмами являются

1) почвенные бактерии                2) грибы                3) растения                4) животные

6. При бесполом размножении не происходит

1) увеличения числа особей                        2) обмена наследственной информацией

3) расселения потомства                                4) роста и развития организма

7. В отличие от растений, животные не способны к процессу

1) дыхания        2) выделения                3) испарения воды                4) фотосинтеза

8. Какой из приведённых признаков меньше всего обладает изменчивостью?

1) удойность коровы        2) цвет кожи человека        3) строение глаза синицы        4) масса тела слона

9. Свойство организмов сохранять и передавать потомству особенности своего вида называют

1) эволюцией        2) раздражимостью        3) наследственностью        4) изменчивостью

10. Передача мутаций от одного поколения другому связана с

     1) наследственностью        2) индивидуальным развитием        3) раздражимостью          4) обменом веществ

11. Верны ли следующие суждения о размножении организмов?

А.        Размножение – способность организмов воспроизводить себе подобных, благодаря которой осуществляется смена и преемственность поколений.

Б.        Размножение – увеличение числа особей данного вида за счёт миграции их с другой территории.

     1) верно только А        2) верно только Б        3) верны оба суждения        4) оба суждения неверны

12. Благодаря мейозу и оплодотворению число хромосом в клетках из поколения в поколение

1) уменьшается        2) сохраняется постоянным                3) закономерно изменяется                4) увеличивается

13. Явление гибридной мощи называется:

1) полиплоидия        2) гетерозис                3) гибридизация                4) модификация.

14. Комбинативная изменчивость может быть обусловлена

     1) увеличением числа генов                        2) уменьшением числа хромосом

     3) новой комбинацией генов в генотипе                4) изменением наборов хромосом

15. Бластомеры образуются в процессе

1) оплодотворения        2) гаметогенеза        3) дробления        4) органогенеза

Часть 2.

1. Какие положения характеризуют половое размножение животных? Выберите три верных ответа из шести

а) в размножении, как правило, участвуют особи разных полов

б) гаметы содержат гаплоидный набор хромосом

в) гаметы образуются путём обычного деления надвое

г) генотип потомка является копией генотипа одного из родителей

д) при размножении появляются особи, идентичные материнскому организму

е) генотип потомка объединяет генетическую информацию обоих родителей

2. Какие организмы относят к автотрофам? Выберите три верных ответа из шести

  а) мхи                        б) бактерии гниения                        в) зелёные водоросли

  г) цветковые растения        д) хордовые животные                е) одноклеточные животные

3. Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца         

ПРИЗНАК                                                                 ЦАРСТВО

А) растут в течение всей жизни                                                  1) Растения

Б) активно перемещаются в пространстве                                        2) Животные

В) питаются готовыми органическими веществами

Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

Д) имеют органы чувств

Е) являются основным поставщиком кислорода на Земле

4. Установите соответствие между признаком растений и видом изменчивости, к которому его относят.

ПРИЗНАК                                                                        ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) возникает под прямым влиянием внешней среды                                 1) наследственная

Б) изменяется генотип                                                                 2) ненаследственная

В) возникает у отдельной особи

Г) изменяется фенотип при неизменённом генотипе

Д) имеет случайный характер

Е) проявляется у всех особей вида

5. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

               ЖИВОТНОЕ                                                         ТИП РАЗВИТИЯ                                        

A) исполинский кенгуру                                                1) прямое

Б) травяная лягушка                                                    2) непрямое

В) гребенчатый тритон        

Г) прыткая ящерица        

Д) средиземноморская черепаха        

           

6. Вставьте в текст  пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

Грибы совмещают в себе признаки и растений, и животных. Как растения грибы неподвижны и постоянно растут. Снаружи их клетки, как и растительные, покрыты __________ (А). Внутри клетки у них отсутствуют зелёные __________ (Б). С животными грибы сходны тем, что у них
в клетках не запасается __________ (В) и они питаются готовыми органическими веществами. В состав клеточной стенки у грибов входит __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) плазматическая мембрана        2) клеточная стенка                3) пластид        4)комплекс Гольджи

5) митохондрия                        6) крахмал                        7) гликоген        8) хитин

7. Прочитайте текст

ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ

Царство Грибы объединяет одноклеточные и многоклеточные организмы, обладающие одновременно признаками растений и животных. Например, как и растения, грибы относительно неподвижны, обладают неограниченным ростом, способны к синтезу витаминов и имеют клеточные стенки. На животных грибы похожи тем, что питаются готовыми органическими веществами, т.е. гетеротрофно, запасают в качестве питательного вещества гликоген, синтезируют мочевину, а в состав их клеточных стенок входит хитин.

Тело многоклеточных грибов представлено грибницей, состоящей из отдельных нитей – гифов. Размножаются грибы вегетативно, с помощью грибницы, спорами, образующимися в плодовых телах, или посредством половых клеток, формирующихся на концах гифов. Грибы могут вступать в симбиотические отношения с высшими растениями (микориза), снабжая их при этом минеральными солями, водой и получая взамен от растений необходимые органические вещества.

Особый отдел составляют лишайники – комплексные организмы, образованные грибницей гриба, клетками одноклеточных зелёных водорослей, а иногда ещё и клетками азотфиксирующих цианобактерий. Гриб в лишайнике поглощает из окружающей среды воду и минеральные вещества, клетки водорослей снабжают лишайник органическими веществами, образованными в результате фотосинтеза, а цианобактерии фиксируют атмосферный азот. Размножаются лишайники как целостные организмы – кусочками слоевища или группами клеток, оплетенных гифами.

Используя содержание текста "Грибы и лишайники", ответьте на следующие вопросы.

1) Почему лишайники называют комплексными организмами?

2) Какие особенности жизнедеятельности животных можно наблюдать и у грибов?

3) Какое значение для лишайника имеют его водоросли и цианобактерии?


Контрольная работа по теме «Закономерности жизни на организменном уровне жизни»

4 вариант

Часть 1.

1. Какой признак сходен у грибов и животных?

1) способ питания        2) размножение спорами        3) строение клеточной стенки            4) наличие пластид в клетках

2. И растительная клетка, и клетка грибов имеют

1) хлоропласты        2) центриоли                  3) клеточную стенку                4) центральную вакуоль

3. Что из перечисленного изображено на рисунке?

1) клетка дрожжей          2) клетка кишечной палочки            3) бактериофаг        4)холерный вибрион

4. Гены находятся в

1) хромосомах                2) аппарате Гольджи           3) лизосомах                4) рибосомах

5. Способность организмов передавать наследственную информацию объясняется таким их свойством, как:                 

     1) изменчивость        2) самовоспроизведение        3) рост                4) развитие

6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект

Процесс

Стеблевой черенок

Бесполое размножение

Половое размножение

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) яйцеклетка                2) клубень        3) личинка        4) спора

7. Половое размножение более прогрессивно потому, что оно

1) обеспечивает большую численность потомства по сравнению с бесполым

2) сохраняет генетическую стабильность вида

3) обеспечивает большее генетическое разнообразие потомства

4) сдерживает чрезмерную плодовитость вида

8. При половом размножении у большинства организмов происходит

1) образование организма из любой группы клеток одного из родителей

2) образование особых клеток – гамет, слияние которых даёт начало новому организму

3) точное копирование наследственной информации одного из родителей

4) быстрое увеличение количества потомков

9. Какой из приведённых признаков меньше всего обладает изменчивостью?

1) удойность коровы         2) цвет кожи человека                3) строение глаза синицы        4) масса тела слона

10. Наследственность у организмов – это свойство, заключающееся в

1) приобретении организмом новых признаков и свойств

2) поступлении в организм питательных веществ и энергии

3) передаче организму всей совокупности признаков и свойств от родителей

4) изменении организма в процессе реализации наследственной информации

11. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

1) превращаются в зиготу                                2) находятся вне клетки

3) вступают в симбиоз с растениями                4) паразитируют внутри кишечной палочки

12. Развитие признаков у потомков зависит от

1) набора хромосом, полученного от родителей                2) скорости дробления зиготы

3) последовательности стадий эмбриогенеза                4) уровня обмена веществ

13. Развитие организма животного, включающее зиготу, бластулу, гаструлу, нейрулу, органогенез, называют

1) эмбриональным            2) постэмбриональным    3) с полным превращением   4) с неполным превращением

14. Благодаря селекции появляются новые:

1) виды                2) классы        3) сорта        4) царства

15. Основоположник генетики это:

1) Т.Морган        2) Г.Мендель                 3) В. Вавилов                4) И. Павлов

Часть 2

1. Какие организмы относят к доядерным (прокариотам)? Выберите три верных ответа из шести.

а) цианобактерии                        б) инфузория туфелька                в) эвглена зелёная

г) клубеньковые бактерии                д) амёба обыкновенная                е) сенная палочка

2. В процессе эмбрионального развития хордовых животных из эктодермы образуются:

а) пищеварительные железы;                   б) кровь;                             в) нервная система;

г) эпителий кожи;                                 д) органы чувств;            е) кости и хрящи.

3. Установите соответствие между признаком и царством, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

ПРИЗНАК                                                         ЦАРСТВО

        А) растут в течение всей жизни                                        1) Животные

        Б)         активно перемещаются в пространстве                        2) Растения

        В) питаются готовыми органическими веществами

        Г)         образуют органические вещества в процессе фотосинтеза

        Д) являются основным источником кислорода на Земле

4. Установите соответствие между характеристикой процесса и способом деления: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССОВ                                                 СПОСОБ ДЕЛЕНИЯ

А) обеспечивает развитие организма                                                1) митоз

Б) в результате деления образуются соматические клетки                        2) мейоз

В) в процессе деления происходит кроссинговер

Г) лежит в основе комбинативной изменчивости

Д) лежит в основе вегетативного размножения

Е) поддерживает постоянство числа хромосом в клетках особей одного вида при половом размножении        

5. Установите соответствие между особенностями размножения и видом: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

ОСОБЕННОСТИ РАЗМНОЖЕНИЯ                                                        ВИДЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) У потомства один родитель                                                        1) Бесполое размножение

Б) Потомство генетически уникально                                                        2) Половое размножение

В) Репродуктивные клетки образуются в результате мейоза

Г) Потомство развивается из соматических клеток

Д) Потомство может развиваться из неоплодотворенных гамет

6.  Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гусеница                        2) личинка                        3) куколка                        4) яйцо

5) неполное превращение        6) полное превращение        7) взрослое насекомое                8) чешуекрылое

7. Прочитайте текст.

ГЕНЫ И ХРОМОСОМЫ

Клетки живых организмов содержат генетический материал в виде гигантских молекул, которые называются нуклеиновыми кислотами. С их помощью генетическая информация передаётся из поколения в поколение. Кроме того, они регулируют большинство клеточных процессов, управляя синтезом белков.

Существует два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Они состоят из нуклеотидов, чередование которых позволяет кодировать наследственную информацию о самых различных признаках организмов разных видов. ДНК «упакована» в хромосомы. Она несёт информацию о структуре всех белков, которые функционируют в клетке. РНК управляет процессами, которые переводят генетический код ДНК, представляющий собой определённую последовательность нуклеотидов, в белки.

Ген – это участок молекулы ДНК, которая кодирует один определённый белок. Наследственные изменения генов, выражающиеся в замене, выпадении или перестановке нуклеотидов, называются генными мутациями. В результате мутаций могут возникнуть как полезные, так и вредные изменения признаков организма.

Хромосомы – нитевидные структуры, находящиеся в ядрах всех клеток. Они состоят из молекулы ДНК и белка. У каждого вида организмов своё определённое число и своя форма хромосом. Набор хромосом, характерный для конкретного вида, называют кариотипом.

Исследования кариотипов различных организмов показали, что в их клетках может содержаться двойной и одинарный наборы хромосом. Двойной набор хромосом состоит всегда из парных хромосом, одинаковых по величине, форме и характеру наследственной информации. Парные хромосомы называют гомологичными. Так, все неполовые клетки человека содержат 23 пары хромосом, т.е. 46 хромосом представлены в виде 23 пар.

В некоторых клетках может быть одинарный набор хромосом. Например, в половых клетках животных парные хромосомы отсутствуют, гомологичных хромосом нет, а есть негомологичные.

Каждая хромосома содержит тысячи генов, в ней хранится определённая часть наследственной информации.

Используя содержание текста «Гены и хромосомы» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) Какие функции выполняет хромосома?

2) Что представляет собой ген?

3) В кариотипе дрозофилы насчитывают 8 хромосом. Сколько хромосом находится у насекомого в половых и сколько – в неполовых клетках?


Контрольная работа по теме «Закономерности жизни на организменном уровне жизни»

5 вариант

Часть 1.

1. Автотрофными организмами являются

1) почвенные бактерии                2) грибы                3) растения                4) животные

2. В отличие от животных, растения выделяют во внешнюю среду

1) углекислый газ                2) воду                3) мочевину                4) кислород

3. Хитин входит в состав

1) клеточной стенки чумной бациллы                2) капсида вируса СПИДа

3) оболочки дрожжевой клетки                        4) клеточной стенки хлореллы

4. У представителей какого из царств живой природы в составе организма есть соединительная ткань?

1) Животные                2) Растения        3) Бактерии                4) Грибы

5. Сосна относится к растениям отдела Голосеменные, так как:

1) это крупное многолетнее дерево                2) это светолюбивое, не требовательное к влажности растение

3) семена расположены открыто на чешуях шишки                4) семена находятся внутри плода.

6. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь

Объект

Процесс

Бесполое размножение

Яйцеклетка

Половое размножение

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

   1) эмбриональный период            2) спора        3) оплодотворение                4) деление

7. Половое размножение более прогрессивно потому, что оно

1) обеспечивает большую численность потомства по сравнению с бесполым

2) сохраняет генетическую стабильность вида

3) обеспечивает большее генетическое разнообразие потомства

4) сдерживает чрезмерную плодовитость вида

8. Свойство организмов приобретать различия между особями в пределах вида – это

1) наследственность                2) преемственность                3) раздражимость        4) изменчивость

9. Гены находятся в

1) хромосомах                2) аппарате Гольджи                3) лизосомах                4) рибосомах

10. В результате селекции человек создаёт новые

1) породы животных                2) виды растений        3) семейства растений                4) отряды животных

11. Лишайники являются:

1) растением        2) грибом       в) животным        г) симбиотическим организмом.

12. Однослойный шарообразный зародыш животных с полостью внутри называется:

а) бластулой;            в) нейрулой;                б) гаструлой;              г) бластомером.

13. Период развития хордовых животных после рождения называют:

1) эволюционным,                     2) постэмбриональным         

 3) зародышевым                 4) физиологическим

14. Конъюгация и кроссинговер в клетках животных происходит:

1) в процессе митоза        2) при партеногенезе        

3) при почковании                4) при мейозе

15. К какому царству относится организм, схема строения клетки которого изображена на рисунке?

1) Бактерии        2) Растения        3) Грибы        4) Животные 

Часть 2 .

1. Признаки растений. Выберите три верных ответа из шести

а) все растения способны активно передвигаться;                б) большинство растений способны к фотосинтезу;

в) размножаются спорами, семенами и вегетативными частями;     г) способны обогащать воздух кислородом;

д) не имеют прочных клеточных стенок;                е) все растения по способу питания являются гетеротрофами.

2. Какие организмы относятся к  высшим споровым растениям? Выберите три верных ответа из шести

а) водоросли;      б)  мхи;       в)  папоротники;     г)  голосеменные;         д) покрытосеменные;              е) хвощи.

3. Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, для которого она свойственна: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛЕТКИ                                                 ЦАРСТВО

А) ядерное вещество не отделено от цитоплазмы                                1) Бактерии

Б) имеются хлоропласты                                                        2) Растения

В) ядро имеет оболочку

Г) клеточная оболочка образована клетчаткой

Д) при неблагоприятных условиях образуют споры

Е) рибосомам свойственны самые мелкие размеры

4. Установите соответствие между признаком и видом изменчивости, для которого он характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.        

ПРИЗНАК                                                                 ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) возникает под прямым влиянием внешней среды                1) наследственная изменчивость

Б) изменяется генотип                                                 2) ненаследственная изменчивость

В) индивидуальна

Г) может проявляться у всех особей вида одновременно

Д) возникает внезапно                   

5. Установите соответствие между примером и типом размножения, который он иллюстрирует: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.        

ПРИМЕР                                                                       ТИП РАЗМНОЖЕНИЯ

A) почкование дрожжей                                                             1) бесполое

Б) образование спор у папоротника                                        2) половое

В) выращивание традесканции из черенков            

Г) образование деток у лука        

Д) образование плодов и семян у вишни           

Е) появление отпрысков у сливы           

6. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

В природе существует два способа размножения: __________ (А) и __________ (Б). Первый способ связан с __________ (В), происходящим в результате слияния мужских и женских гамет. Биологическим смыслом второго является сохранение наследственной информации материнского организма у потомков. В основе этого способа лежит деление клеточных ядер, которое называется __________ (Г).

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вегетативное                   2) митоз                 3) половое                4) дробление                5) бесполое

6) оплодотворение                7) партеногенез        8) мейоз

7. Прочитайте текст

РАЗМНОЖЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКОМ МИРЕ

Любой группе особей для поддержания своей численности необходимо заботиться о её увеличении. Даже вирусы, пусть и не самостоятельно, но тоже размножаются.

В ходе эволюции возникло несколько основных способов размножения. Бесполый способ характерен для многих одноклеточных организмов и некоторых водорослей. При бесполом способе клетки организмов делятся пополам. Так как для такого размножения достаточно одного организма, то этот способ и назван бесполым. Многие многоклеточные организмы также размножаются бесполым путём. Земляника размножается усами, тополь – черенками, картофель – глазками. Это примеры вегетативного размножения. Во всех случаях родителем является один организм. Все потомки этого родителя сохраняют наследственные признаки своего родителя и являются его точной копией.

В половом размножении участвуют, как правило, два организма, каждый из которых образует специальные половые клетки – гаметы. Сливаясь друг с другом, они создают новую клетку – зиготу. Из неё и развивается новый организм. В этом случае увеличение численности организмов происходит не всегда. У двух родителей может быть один потомок.

При бесполом размножении продолжение рода происходит без затрат энергии на поиски партнёра противоположного пола. Но это преимущество относительное, так как рождающиеся особи абсолютно одинаковы, им сложнее приспособиться к разнообразным условиям среды. При половом размножении потомок каждой пары сочетает в себе признаки двух родителей, а значит, увеличивается степень разнообразия потомства. Организмы, размножающиеся только бесполым путём, достаточно редки.

Используя содержание текста «Размножение в органическом мире», ответьте на следующие вопросы.

1) Какие способы бесполого размножения приведены в тексте?

2) Почему половое размножение более прогрессивно, чем бесполое?

3) Где размножаются вирусы?


Контрольная работа по теме «Закономерности жизни на организменном уровне жизни»

6 вариант

Часть 1.

1. Растения, в отличие от других организмов,

           1)         питаются готовыми органическими веществами                2) создают на свету органические вещества

           3)         размножаются спорами                                        4) используют для дыхания кислород

2. У представителей какого из царств живой природы в составе организма есть соединительная ткань?

1)         Животные                2) Растения                3) Бактерии                4) Грибы

3. Что входит в состав клеточной оболочки многоклеточных грибов?

           1) целлюлоза        2) крахмал        3) хитин        4) воск

4. В системе органического мира грибы составляют систематическую категорию

           1) царство                2) класс        3) тип                4) подцарство

5. Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Объект

Процесс

Бесполое размножение

Яйцеклетка

Половое размножение

1) Эмбриональный период                           3) оплодотворение

2) деление                                                      4) спора

6. У вирусов процесс размножения происходит в том случае, если они

           1) превращаются в зиготу                                2) находятся вне клетки

           3) вступают в симбиоз с растениями                4) паразитируют внутри кишечной палочки

7. К какому царству относится организм, схема строения клетки которого изображена на рисунке?

1) Бактерии 

2) Растения

3) Грибы

4) Животные

8. Как называют размножение, при котором дочерний организм получает признаки обоих родителей?

           1) половое                2) простое деление        3) спорами                4) вегетативное

9. Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,

           1) возникает как прямой результат воздействия окружающей среды        3) связана с изменением генов и хромосом

           2) появляется одновременно у большого числа особей                 4) характеризуется определённой нормой реакции

10. Мейоз происходит в клетках

           1) крови лягушки                 2) камбия тополя        3) половых желёз крысы        4) эпителия человека

11. В результате селекции человек создаёт новые

           1) породы животных        2) виды растений        3) семейства растений                4) отряды животных

12. Двойным оплодотворением у растений называют слияние:

1) спермиев сначала между собой, а потом с яйцеклеткой;

2) яйцеклетки с одним, а потом с другим спермием;

3) яйцеклетки с одним спермием, а центральной клетки с другим спермием;

4) одного сперматозоида с яйцеклеткой, а другого сперматозоида с центральной диплоидной клеткой.

13. С помощью отбора мутаций в популяции плесневых грибов получают новые

1) сорта                 2) породы                 3) штаммы                 4) подвиды

14. Стадию двухслойного зародыша называют

1) зиготой                 2) бластулой                 3) нейрулой                 4) гаструлой

15. При гетерозисе первое поколение:

1) имеет небольшую плодовитость                2) имеет гибридную силу

3) мелкие размеры                                        4) передает потомкам свои гибридные признаки

Часть 2.

1. Для каких из перечисленных организмов характерен гетеротрофный тип питания? Выберите три верных ответа из шести

           1) хламидомонада            2) мухомор            3) кукушкин лён        4) кукушка        5) дождевой червь        6) лук репчатый

2. Выберите стадии постэмбрионального периода в онтогенезе насекомых.

1) личинка                 2) взрослая особь                 3) бластула                 

4) нейрула                5) гаструла                         6) куколка

3. Установите соответствие между признаком организма и его принадлежностью к царству: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА                                                         ЦАРСТВО

А) по способу питания – автотрофы и гетеротрофы                         1) Грибы

Б)         по способу питания – только гетеротрофы                                2) Бактерии

В) клетка имеет оформленное ядро

Г)         тело образовано гифами

Д) ядерное вещество расположено в цитоплазме

4. Установите соответствие между формой характеристики и изменчивости: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.        

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                         ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) способствует одновременному приспособлению большинства        1) наследственная

организмов к конкретным условиям среды                                2) ненаследственная

Б) возникшие изменения передаются потомкам

В) возникшие изменения не передаются потомкам

Г) не вызывает изменения генотипа

Д) является материалом для естественного отбора

Е) возникает стихийно и вызывает изменения в генотипе

5. Установите соответствие между типами изменчивости и их характерными особенностями.

    ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ                                          ТИПЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) Передаётся особям следующего поколения.                        1. Мутационная изменчивость

Б) Не наследуется.                                                        2. Модификационная изменчивость

В) Обратима.

Г) Может быть вызвана изменением количества хромосом.

Д) Носит приспособительный характер.

Е) Необратима.

6. Вставьте в текст «Размножение организмов» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения

РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ

 

В природе существует два способа размножения: __________(А) и __________(Б). Первый способ связан с __________(В), происходящим в результате слияния мужских и женских _________(Г). Биологическим значением второго способа является сохранение всей наследственной информации материнского организма у потомков.

 

ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ:

1) клонирование                2) митоз                3) половое                4) почкование

5) бесполое                        6) оплодотворение        7) спора                8) гамета

7. Прочитайте текст.

РАЗМНОЖЕНИЕ

Размножение − это воспроизведение генетически сходных особей данного вида, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Бесполое размножение осуществляется следующими способами: непрямым делением ядер материнской и каждой из последующих клеток надвое; вегетативно − отдельными органами или частями тела (растения, кишечнополостные); почкованием (например, дрожжи и гидра); спорообразованием.

В результате бесполого размножения возникает генетически однородное потомство. Только в тех случаях, когда споры образуются в результате мейоза, потомство, выросшее из этих спор, будет генетически разным.

При половом размножении объединяется генетическая информация от двух особей. Особи растений или животных разного пола образуют гаметы − яйцеклетки и сперматозоиды (или спермии), содержащие по одинарному (гаплоидному) набору хромосом. При слиянии гамет происходит оплодотворение и образование диплоидной зиготы. Зигота развивается в новую особь, все соматические клетки которой содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. Всё вышеперечисленное справедливо только для эукариотических клеток. Таким образом, при половом размножении происходит смешивание геномов двух разных особей одного вида. Существуют организмы-гермафродиты, у которых развитие женских и мужских половых клеток происходит в теле одной особи.

 

Используя содержание текста «Размножение», ответьте на следующие вопросы.

1) О каких двух способах размножения организмов идёт речь в тексте?

2) Что происходит в процессе полового размножения?

3) Какой недостаток характерен для полового размножения? Свой ответ аргументируйте.

           

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Клеточный уровень" (2 варианта) для 9 класса

Контрольная работа "Клеточный уровень" (2 варианта). Часть 1 - выбор одного ответа из четырех вариантов. Часть 2 - выбор трех верных ответов из шести, задания на установление соответствия....

Контрольная работа "Молекулярный уровень" 9 класс

Контрольная работа разработана по курсу "Введение в общую биологию"....

Контрольная работа по теме: "Жизнь в современном городе" 7 класс

Контрольная работа содержит лексические и грамматические задания...

Контрольная работа по теме "Жизнь первобытных людей"

5 класс. История Древнего мира. Учебник Ф. Михайловского. параграфы 1-6. 2 варианта...

Контрольная работа по теме «Жизнь и открытия первобытных людей" 5 класс, 1 четверть

Контрольная работа за 1 четверть на 20 минут для 5 класса по теме «Жизнь и открытия первобытных людей", по учебнику Михайловского....

Контрольная работа на уровень знаний 7 класс по алгебре

Данный иатериал позволяет проверить знания учащихся за курс 6 класса...