diologi7rabprogramma
рабочая программа по биологии (7 класс)
рабочая программа по биологии по учебникуВ.В.Пасечника "Биология 7" (Линия Жизни)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7biologiya.doc | 629 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- Формирование основ экологической грамотности:способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание учебного предмета
Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 ч.)
Систематика - наука о многообразии и классификации организмов. Вид— исходная единица систематики. Классификация живых организмов. Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Глава 1. Одноклеточные животные. (4ч)
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Глава 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (12 ч.)
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие - возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Глава 3. Позвоночные животные (12 ч.)
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Домашние млекопитающие. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
Изучение многообразия одноклеточных животных.
Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение внешнего строения рыб.
Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова.
Экскурсии:
Знакомство с птицами леса (парка). Составление списка птиц местной фауны.
Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
Глава 4. Экосистемы (4 ч.)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Планируемые образовательные результаты | Всего часов | Из них | Дата | |||||
Личностные | Метапредметные УУД | Предметные | л/р | к/р | с/р | план | факт | |||
Введение. Общие сведения о животном мире | 2 | |||||||||
1/1 | Особенности, многообразие и классификация животных | Знание многообразия животного мира своей страны и др. стран; Законы по охране животного мира. | Регулятивные: составление таблиц, определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы. Познавательные поиск и отбор информации, Речевое развитие | Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником. | 1 | |||||
2/2 | Среды обитания и сезонные изменения в жизни животных | Знание многообразия животного мира, среды обитания. | Познавательные поиск и отбор информации, Речевое развитие Регулятивные: Составление таблиц, определение последовательности действий при работе с учебником. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы. | Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека. | 1 | |||||
Одноклеточные животные | 4 | |||||||||
3/1 | Простейшие. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования. | Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: Работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками | Научиться объяснять значение понятий: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности простейших; различать простейших с автотрофным и гетеротрофным типами питания; выдвигать систематические группы простейших и различать их; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; соблюдать правила работы с микроскопом и оборудованием. | ||||||
4/2 | Стартовая к/р | 1 | 1 | |||||||
5/3 | Простейшие. Жгутиконосцы Инфузории. Лабораторная работа № 1: «Знакомство с многообразием водных простейших» | Формирование экологического мышления: развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | Познавательные работать с различными источниками информации: преобразовывать информацию из одной формы в другую: сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения: планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение | Научиться объяснять значения понятий: инфузории, колония, жгутиконосцы; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности жгутиконосцев и инфузорий как наиболее сложно организованных простейших: различать представителей жгутиконосцев и инфузорий на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов; объяснять преимущества колониальных форм простейших над самостоятельно живущими одноклеточными: сравнивать особенности строения представителей разных систематических групп простейших | 1 | 1 | ||||
6/4 | Паразитические простейшие. Значение простейших | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению био логии, научного мировоз зрения; умение прим енять получен ные знания в практической деятельности; понимание истин ных при чин успехов и неудач в учебной деятельности | Познавательные работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; передавать содержимое в жатом виде. Регулятивные: определять цель урока; представлять результаты работы, делать выводы. Коммуникативные: Строить речевые высказывания в устной форме, аргументировать свою точку зрения. | Научиться объяснять значение понятий: паразитические простейшие; характеризовать особенности их жизнедеятельности, оценивать их значение в природе и жизни человека | 1 | |||||
Многоклеточные животные. беспозвоночные | 12 | |||||||||
7/1 | Организм моногоклеточного животного | Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения и делать выводы | Познавательные работать с различными источниками информации: преобразовывать информацию из одной формы в другую: сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения: планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение | Знание видов тканей органов многоклеточных животных, о многообразии, особенностях строения и жизнедеятельности беспозвоночных | 1 | |||||
8/2-9/3 | Тип Кишечнополостные. Многообразие кишечнополостных | Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных выполняемым функциям | Познавательные работать с различными источниками информации: преобразовывать информацию из одной формы в другую: сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения: планировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение | Развивать умения распознавать и описывать строение кишечнополостных. Выделять сходства между Губками и кишечнополостными Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными | 2 | |||||
10/4 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. | Формирование интеллектуальных умений строить рассуждения, делать выводы о соответствии строения клеток Кишечнополостных выполняемым функциям | Познавательные умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, работать с различными источниками информации Регулятивные: Развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя Коммуникативные умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Развивать умения распознавать и описывать строение кишечнополостных. Выделять сходства между Губками и кишечнополостными Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными | 1 | |||||
11/5 | Тип Круглые черви Лабораторная работа №2: «Знакомство с многообразием круглых червей» | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; осознание возможности проведения самостоятельного научного исследования только при условии соблюдения определенных правил | Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения постатейных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Научиться объяснять значения понятий: пищеварительная, выделительная и половая системы, мускулатура, анальное отверстие, разнополость: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности круглых червей как многоклеточных трехслойных животных с двусторонней симметрией тела: различать представителей круглых червей на рисунках, фотографиях и среди натуральных объектов: описывать образ жизни круглых черней разных классов: объяснять значение приспособлений кольчатых червей, ведущих паразитический образ жизни: оценивать роль круглых червей в природе и в жизни человека: знать правила, позволяющие избежать заражения паразитическими круглыми червями; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с микроскопом, лабораторным оборудованием | 1 | 1 | ||||
12/6 | Тип Кольчатые черви, | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности | Познавательные работать с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать свою деятельность; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: участвуя в совместной работе, высказывать свое мнение | Научиться объяснять значения понятий: параномия, замкнутая кровеносная система, полихеты, щетинки, окологлоточное кольцо, брюшная нервная цепочка, забота о потомстве: характеризовать особенности строения кольчатых червей; сравнивать особенности строения кольчатых, круглых и плоских червей: выделять прогрессивные черты в строении кольчатых червей: классифицировать кольчатых описывать особенности строения и образ жизни многощетинковых кольчатых червей: описывать роль многощетинковых кольчатых червей в природе и в жизни человека | 1 | |||||
13/7 | Полугодовая к/р | 1 | 1 | |||||||
14/8 | Тип Моллюски Класс Брюхоногие, Класс Двустворчатые Лабораторная работа №4: «Особенности строения и образ жизни моллюсков» | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, научного мировоззрения: умение применять полученные знания в практической деятельности: осознание возможности самостоятельного научного исследования | Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками | Научиться объяснять значения понятий: моллюски, раковина, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, терка, пищеварительные и слюнные железы, глаза, почки; характеризовать особенности строения моллюсков: классифицировать моллюсков: выделять прогрессивные черты по сравнению с червями; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы. | 1 | 1 | ||||
15/9 | Класс Головоногие моллюски | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности | Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты по различным критериям: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в составе творческих групп, строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения | Научиться объяснять знаечения понятий: брюхоногие, двустворчатые, головоногие, реактивное движение, перламутр, чернильный мешок, жемчуг: сравнивать представителей классов типа Моллюски: различать представителей разных классов моллюсков, выделять существенные признаки представителей каждого класса: описывать приспособлении моллюсков к условиям среды своего обитания: оценивать роль моллюсков в природе и в жизни человека | 1 | |||||
16/10 | Тип ЧленистоногиеКлассы: Ракообразные. Лабораторная работа №5: «Знакомство с ракообразныи» | Формирование личностного мировоззрения на основе изучения строения и роли плодов. Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно: предвидеть конечные результаты работы: выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Научиться объяснять значения понятий: хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, развитие без превращения, паутинные бородавки, паутина — ловчая сеть, легочные мешки и трахеи, партеногенез: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных: классифицировать членистоногих; выделять существенные признаки представителей класса Ракообразные и Паукообразные: различать представителей ракообразных, объяснять причины широкого распространения членистоногих; оценивать роль ракообразных и паукообразных в природе и в жизни человека; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием: соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием | 1 | 1 | ||||
17/11 | Класс Паукообразные. | 1 | ||||||||
18/12 | Класс Насекомые. Многообразие насекомых Лабораторная работа №6: «Изучение представителей отрядов насекомых» | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание возможности применения полученных знаний в практической деятельности | Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия и исправлять ошибки самостоятельно; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Научиться объяснять значение понятия: насекомые, характеризовать особенности строения и жизнедеятельности насекомых как представителей членистоногих: различать ротовые аппараты и усики насекомых на рисунках и натуральных объектах; устанавливать соответствие между строением ротового аппарата насекомого и характером его питания: классифицировать представителей класса Насекомые: оценивать роль насекомых в природе и в жизни человека: наблюдать за живыми объектами; применять подученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием. | 1 | 1 | ||||
Позвоночные животные | 12 | |||||||||
19/1 | Тип Хордовые. | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии; умение применять полученные знания в практической деятельности: понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности; осознание необходимости повторения для закрепления знаний | Познавательные воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме: работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: формулировать цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты: осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; выделять существенные признаки представителей различных типов, классов и отрядов беспозвоночных животных; распознавать представителей разных систематических групп беспозвоночных на рисунках и натуральных объектах; объяснять характер приспособлений беспозвоночных животных к среде своего обитания; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности | 1 | |||||
20/2 | Общая характеристика рыб Лабораторная работа №7: ««Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | Формирование научного мировоззрения: эстетическое восприятие животных: умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | Познавательные проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач: предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками | Научиться объяснять значения понятий: хрящевые и костные рыбы, чешуя, плавательный пузырь, боковая линия', характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения рыб как обитателей волной среды: приводить доказательства более высокого уровня организации рыб по сравнению с ранее изученными группами животных; объяснять значение разных плавников для движения рыбы: проводить наблюдения за поведением и передвижением рыб: оценивать значение рыб в природе и в жизни человека; применять полученные знания при выполнении лабораторной работы: демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием | 1 | 1 | ||||
21/3 | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб | Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Познавательные сравнивать объекты по различным критериям: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; работая в составе творческих групп, строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения | Научиться характеризовать приспособления рыб к условиям обитания, оценивать роль хрящевых рыб в природе и в жизни человека | 1 | |||||
22/4 | Класс Земноводные, | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры: эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты по различным критериям: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: работая в составе творческих групп, строить речевые высказывания, аргументировать свою точку зрения | Научиться объяснять значения понятий: безногие, хвостатые и бесхвостые земноводные, головастики, характеризовать особенности внешнего и внутреннею строении амфибий как животных, ведущих полуводный образ жизни; классифицировать земноводных; выделять существенные признаки представителей каждого отряда земноводных; приводить доказательства необходимости охраны амфибий; оценивать значение амфибий в природе и в жизни человека | 1 | |||||
23/5 | Класс Пресмыкающиеся | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности, важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | Познавательные работал, с различными источниками информации и преобразовывать информацию из одной формы в другую; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнений. Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения: планировать свою деятельность: самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: участвуй в совместной работе, высказывать свое мнение | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся как типичных наземных животных; классифицировать пресмыкающихся; объясняю причины, позволившие пресмыкающимся расселиться на суше; приводить доказательства необходимости охраны пресмыкающихся | 1 | |||||
24/6 | Класс Птицы. Лабораторная работа № 8: «Изучение внешнего строения птиц» | Формирование научного мировоззрения; эстетическое восприятие животных; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности. | Познавательны: проводить наблюдения, эксперименты и объяснять полученные результаты: устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: работать но плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; предвидеть конечные результаты работы. Коммуникативные: работа в группе, эффективно взаимодействовать со сверстниками | Научиться объяснять значения понятий: гнездовые и выводковые птицы, инкубация: характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения как высокоорганизованных теплокровных животных; объяснять, как птицы приспособлены к полету и почему они широко расселились на планете: различать виды перьев; классифицировать птиц; приводить доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся: применять полученные знания при выполнении лабораторной работы; демонстрировать навыки работы с лабораторным оборудованием; соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием | 1 | 1 | ||||
25/7 | Многообразие птиц и их значение. птицеводство | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биолог ии, элементов экологической культуры; эстети ческое восприятие объек тов природы: понимание важ ности взаимопо нимания при выполнении совместной работы | Познавательны выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Регулятивные: формулировать цель урока и задачи, необходимые для се достижении; организовывать выполнение заданий по готовому плану: анализировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Научиться характеризовать приспособления птиц к условиям среды их обитания; выделять существенные признаки представителей отрядов Страусообразные, Нандуобразные. Казуарообразные; различение представителей данных отрядов на рисунках и фотографиях: оценивать роль птиц данных отрядов в природе и в жизни человека | 1 | |||||
26/8 | Класс Млекопитающие | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биоло гии, элементов экологической культуры; эстети ческое восприятие объек тов природы; осознание возмо жности личного участия в охране природы; поним ание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | Познавательные воспринимать информацию на слух, выделять в ней главное; определяю критерии для сравнения объектов и эффективно использовать их. Регулятивные: определять цель урока и задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оцениваю свою деятельность. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Научиться объяснять значения понятий: первозвери, или яйцекладущие, настоящие звери: характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих; классифицировать млекопитающих: выделять существенные признаки млекопитаю щих, принадлежащих к отрядам: Сумчатые, Насекомоядные, Рукокр ылые: различать представителей данных отрядов; оценивать роль млекопитающих данных отрядов в природе и в жизни человека | 1 | |||||
27/9 | Многообразие млекопитающих: | Формирование и развитие позна вательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объе ктов природы; осознание возмо жности личного участия в охране природы; поним ание важности взаимопонима ния при вы полнении совместной работы | Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать мысли в устной и письменной форме; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставлен ных задач, предвидеть конеч ные результаты работы, выби ратьсредствадостиженияцели Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем; стро ить продуктивное взаимодей ствие со сверстниками и взрослыми | Научиться характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих отрядов Грызуны и Зайцеобразные: различать представителен данных отрядов, описывать их приспособления к условиям среды их обитания; оценивать роль грызунов и зайцеобразных в природе и в жизни человека | 1 | |||||
28/10 | Домашние млекопитающие | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы; осознание возможности личного участия в охране природы; понимание важности взаимопонимания при выполнении совместной работы | Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать мысли в устной и письменной форме; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Научиться объяснять значения понятий: миграции, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы: характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих отрядов: Китообразные, Ластоногие. Хоботные и Хищные; описывать их приспособления к условиям среды их обитания: оценивать роль представителей данных отрядов в природе и в жизни человека | 1 | |||||
29/11 | Происхождение животных. Основные этапы эволю ции животного мира | Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии, элементов экологической культуры; эстетическое восприятие объектов природы | Познавательные преобразовывать информацию из одной формы в другую; формулировать мысли в устной и письменной форме; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Регулятивные: самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции | Научиться объяснять значения понятий: происхождение животных, характеризовать основные этапы эволю ции животного мира | 1 | |||||
30-12 | Обобщение и систематизация материала по разделу «Многообразие животных» | Умение самостоятельно избирать для решения предметных учебных задач необходимые знания; формирование экологического мышления; развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы: умение применять полученные знания | Познавательные воспроизводить информацию по памяти; работать с различной информацией и преобразовывать из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями, которые они выполняют. Регулятивные: организовывать выполнение заданий по плану, осуществлять рефлексию и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп | 1 | 1 | ||||
Экосистемы | 4 | |||||||||
31/1 | Экосистема. | признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза. | уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп | 1 | |||||
32/2 | Среда обитания организмов. Экологические факторы. | признаки экологических групп животных; признаки естественного и искусственного биоценоза. | уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп | 1 | |||||
33/3 | Итоговая к/р | 1 | 1 | |||||||
34/4 | Биотические и антропогенные факторы | Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах | уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп | 1 | |||||
35 | Искусственные экосистемы | Признаки природных и искусственных экосистем | уметь: сравнивать и сопоставлять естественные и искусственные биоценозы; устанавливать причинно-следственные связи при объяснении устойчивости биоценозов | Научиться самостоятельно применять знания, полученные при изучении темы, при выполнении лабораторных работ: обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы: классифицировать многоклеточных животных: выделять существенные признаки и особенности жизнедеятельности животных разных систематических групп | 1 |