Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (8 класс)
Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 8 класс | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ
«Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
__________Л.В.Седова
Приказ №117 от 31.08.2020г.
Рабочая программа
по биологии
8 «а» класс
(базовый уровень)
Учитель: Щемерова Татьяна Николаевна,
стаж работы –28 лет,
первая квалификационная категория
Срок реализации программы, учебный год: 1год, 2020 – 2021уч.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2. 2821-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. № 189) с изменениями от 24.11.2015.года, зарегистрированными в министерстве юстиции Российской Федерации от 18 декабря 2015 года;
- Учебного плана МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»;
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом для каждого класса, включающими учебники и методические рекомендации для учителя.
- Рабочей программы по биологии 8 кл. авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника;
- Учебник: Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: ООО «Дрофа», 2016 г;
Программа по биологии относится к образовательной области «Естественно – научного цикла».
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану - 2
Учебных недель - 34
Общее количество часов - 68
Класс | Кол-во работ | Виды работ | четверти | всего | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
8 а | 21 | тест | 1 | 1 | 1 | 3 | |
Контрольная работа | 2 | - | - | 1 | 3 | ||
Лабораторная работа | 4 | 4 | 4 | 2 | 14 | ||
проект | - | - | - | 1 | 1 |
Планируемые результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
регулятивные:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
познавательные:
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
коммуникативные :
● самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
● отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
● в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
● учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.
● уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми с иной позицией
Предметными результатами обучения биологии в 8 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- выделение существенных признаков биологических объектов;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными,
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных животных;; опасных для человека животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- бережное отношение к себе и обществу;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, продуктами;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате реализации программы биологии обучающийся должен:
- обосновывать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно-тематический план
№ п/п п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
контрольные работы | лабораторные работы | |||
1. | Введение | 1 | ||
2. | Раздел 1. Происхождение человека | 3 | ||
3. | Раздел 2. Строение и функции организма | 57 | ||
Тема 2.1. Общий обзор организма | 1 | №1 | ||
Тема2.2.Клеточное строение организма. Ткани. Тема 2.3.Рефлекторная регуляция. | 4 1 | 2 | ||
Тема 2.4. Опорно – двигательная система | 7 | №2– | 1 | |
Тема 2.5. Внутренняя среда организма | 3 | 1 | ||
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы | 6 | 2 | ||
Тема 2.7. Дыхательная система | 4 | №3 | 1 | |
Тема 2.8. Пищеварительная система | 6 | 1 | ||
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии | 3 | 2 | ||
Тема2.10.Покровные органы. Терморегуляция. Тема 2.11Выделительная система | 3 1 | |||
Тема 2.12. Нервная система человека | 5 | 2 | ||
Тема 2.13. Анализаторы | 5 | №4 | 1 | |
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение, психика | 5 | 1 | ||
Тема 2.15. Эндокринная система | 2 | |||
4. | Раздел 3. Индивидуальное развитие организма | 5 | ||
Резерв | 2 | |||
Итого | 68ч | 4 | 14 |
Содержание программы
Биология. Человек.
Введение (1 час)
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1
Происхождение человека (3 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.
РАЗДЕЛ 2
Строение и функции организма (57 часов)
Тема 2.1.
Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2.2.
Клеточное строение организма. Ткани (4 часа)
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиоло-гического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.
Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.
• Лабораторная работа
Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2.3.
Рефлекторная регуляция органов
и систем организма (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс и др.
Тема 2.4.
Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
• Лабораторные работы
Микроскопическое строение кости.
Утомление при статической и динамической работе.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).
Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдение работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.
Тема 2.5.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
• Лабораторная работа
Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6.
Кровеносная и лимфатическая системы
организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
• Лабораторные работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7.
Дыхательная система (4 часа)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
• Лабораторные работы
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания, на вдохе и выдохе.
Тема 2.8.
Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы.
Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
Демонстрация торса человека.
• Лабораторная работа
Действие ферментов слюны на крахмал.
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Тема 2.9.
Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
• Лабораторные работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10.
Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11.
Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки, рельефной таблицы «Органы выделения».
Тема 2.12.
Нервная система человека (5 часов)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека.
• Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13.
Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
Демонстрация моделей глаза и уха; опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
• Лабораторная работа
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.
Высшая нервная деятельность. Поведение.
Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов, И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей неявной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;
двойственных изображений, иллюзий установки;
выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
• Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15.
Железы внутренней секреции
(эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие организма
(5 ч)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.
Календарно – тематическое планирование
по биологии 8 «А» класс – 68ч
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Кол – во час | Дата по плану | Дата по факту |
Введение – 1ч | 1 ч | |||
1 | Инструктаж по ТБ:ИТБ -№10. Науки об организме человека. Становление наук о человеке. | 1 | 02.09 | |
2 | Входная контрольная работа. | 1 | 07.09 | |
3 | Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. | 1 | 09.09 | |
4 | ВПР. Расы человека. Среда обитания. | 1 | 14.09 | |
5 | К/р.№1 «Науки, изучающие организм человека. Происхождение человека» | 1 | 16.09 | |
| 57 ч | |||
1.1 Общий обзор строения организма - 1ч | 1 ч | |||
6 | Общий обзор организма человека. Органы и системы органов. | 1 | 21.09 | |
1.2 Клеточное строение организма. Ткани. - 2ч | 2 ч | |||
7 | Клеточное строение организма. Строение и функции клеток. | 1 | 23.09 | |
8 | Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная Л/р.№1«Изучение микроскопического строения тканей организма человека» | 1 | 28.09 | |
1.3 Рефлекторная регуляция органов - 2ч | 2 ч | |||
9 | Нервная ткань. Рефлекторная регуляция Л/ р.№2. «Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения» Л/р. №3. «Коленный рефлекс» | 1 | 30.09 | |
10 | Контрольно-обобщающий урок «Общий обзор организма человека». | 1 | 05.10 | |
1.4 Опорно-двигательная система - 8 ч
| 8 ч | |||
11/1 | Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей Л/р. №4. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости» | 1 | 07.10 | |
12/2 | Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. | 1 | 12.10 | |
13/3 | Добавочный скелет. Типы соединения костей. | 1 | 14.10 | |
14/4 | Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. | 1 | 19.10 | |
15/5 | Работа скелетных мышц и их регуляция | 1 | 21.10 | |
16/6 | Осанка. Нарушения опорно-двигательной системы Л/р. №5«Выявление нарушений осанки» | 1 | 09.11 | |
17/7 | Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов | 1 | 11.11 | |
18/8 | Обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система». | 1 | 16.11 | |
1.5 Внутренняя среда организма - 3ч | 3 ч | |||
19/1 | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. Л/р №6«Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | 1 | 18.11 | |
20/2 | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | 1 | 23.11 | |
21/3 | Иммунология на службе здоровья | 1 | 25.11 | |
1.6 Кровеносная и лимфатическая система организма - 6ч | 6 ч | |||
22/1 | Транспортные системы организма | 1 | 30.11 | |
23/2 | Круги кровообращения | 1 | 02.12 | |
24/3 | Строение и работа сердца | 1 | 07.12 | |
25/4 | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. Л/ р №7 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | 1 | 09.12 | |
26/5 | Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов Л. /р. №8 «Функциональная проба: Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.» | 1 | 14.12 | |
27/6 | Первая помощь при кровотечениях | 1 | 16.12 | |
1.7 Дыхательная система - 4ч | 4 ч | |||
28/1 | Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, их заболевания, голосообразование. | 1 | 21.12 | |
29/2 | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | 1 | 23.12 | |
30/3 | Инструктаж по ТБ: ИТБ -№10. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | 1 | 11.01 | |
31/4 | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Л/ р. №9«Определение частоты дыхания.ЖЕЛ» | 1 | 13.01 | |
32/5 | Контрольно-обобщающий урок по кровеносной и дыхательной системе. Тест. | 1 | 18.01 | |
1.8 Пищеварение - 6ч | 6 ч | |||
33 | Питание и пищеварение | 1 | 20.01 | |
34 | Пищеварение в ротовой полости Л/ р. №10«Изучение действия ферментов слюны на крахмал.» | 1 | 25.01 | |
35 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. | 1 | 27.01 | |
36 | Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника | 1 | 01.02 | |
37 | Регуляция пищеварения | 1 | 03.02 | |
38 | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций | 1 | 08.02 | |
1.9 Обмен веществ и энергии - 4 ч | 4 ч | |||
39 | Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. | 1 | 10.02 | |
40 | Витамины | 1 | 15.02 | |
41 | Энергозатраты человека и пищевой рацион Л/р.№11«Составление пищевых рационов» | 1 | 17.02 | |
42 | Обобщающий урок по темам «Пищеварительная система. Обмен веществ». Тест. | 1 | 22.02 | |
1.10 Покровные органы. Терморегуляция. Выделительная система – 4ч | 4 ч | |||
43 | Покровы тела. Кожа – наружный покровный орган | 1 | 24.02 | |
44 | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | 1 | 01.03 | |
45 | Терморегуляция организма. Закаливание | 1 | 03.03 | |
46 | Выделение | 1 | 10.03 | |
1.11 Нервная система – 5 ч | 5 ч | |||
47 | Значение нервной системы. Строение нервной системы. | 1 | 15.03 | |
48 | Строение и функции спинного мозга. | 1 | 17.03 | |
49 | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Л/р №12«Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функциями мозжечка и среднего мозга». | 1 | 29.03 | |
50 | Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. | 1 | 31.03 | |
51 | Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Л/р №13 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга» | 1 | 05.04 | |
1.12 Анализаторы. Органы чувств - 5ч | 5 ч | |||
52 | Анализаторы | 1 | 07.04 | |
53 | Зрительный анализатор Л/р№14 «Изучение строения и работы органа зрения» | 1 | 12.04 | |
54 | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | 1 | 14.04 | |
55 | Слуховой анализатор | 1 | 19.04 | |
56 | Органы равновесия, кожно-мышечное чувство, обоняние и вкус | 1 | 21.04 | |
1.13 Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. - 5 ч | 5 ч | |||
57 | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | 1 | 26.04 | |
58 | Врожденные и приобретенные программы поведения. | 1 | 28.04 | |
59 | Сон и сновидения | 1 | 05.05 | |
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы. | 1 | 05.05 | |
61 | Воля. Эмоции. Внимание | 1 | 12.05 | |
1.14 Эндокринная система - 1 ч | 1ч | |||
62 | Роль эндокринной регуляции. Свойства гормонов. Функции желез внутренней секреции | 17.05 | ||
1.15 Индивидуальное развитие организма - 5 ч | 6 ч | |||
63 | Жизненные циклы. Размножение. Половая система. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | 1 | 19.05 | |
64 | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | 1 | 19.05 | |
65 | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности | 1 | 24.05 | |
66, 67 | Гигиена систем органов. Основные заболевания, меры предупреждение болезней. Здоровый образ жизни. Защита проекта | 1 | 24.05 | |
68 | Итоговая контрольная работа | 1 | 26.05 |
Материально- техническое обеспечение
Класс | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя |
8 «А» | «Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: ООО «Дрофа», 2014. Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию. | Учебник: Д.В. Колесов и др. Биология. Человек. 8 кл. - Москва: ООО«Дрофа», 2014 г. | Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Человек. 8 класс. Издательство ООО«Дрофа», 2014 г. |
Список литературы для учителя:
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2017.
- Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
- Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 2017.
- Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина,2016
- Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 2015
- Журнал «Биология в школе»
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2018.
- А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2016.
- А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 2016.
- Г. И. Лернер Биология. Человек. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 2018.
Список дополнительной литературы для учащихся:
- Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 2006
- Журнал «Биология для школьников».
- Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 2012, 2015 гг. "Просвещение"
- Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 2006 г. "Просвещение"
интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися:
- www.bio.1september.ru
- www.bio.nature.ru
- www.edios.ru
- www.km.ru/educftion
информационно-коммуникационные средства обучения ( медиаресурсы): DVD Диск «ООО Линия СФЕРЫ» , Биология. Человек. 8 класс.
Электронные издания:
- Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.
- 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 2016–2018 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
- Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2015 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,2016–2017 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
- Единый государственный экзамен 2018. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.-. Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан» -2018.
Лист корректировки рабочей программы
класс | Название раздела. темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующее мероприятие | Дата проведения по факту |
8а | |||||
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей Заместитель директора по УВР
естественно – научного цикла __________ Ю.Е.Шахова
Протокол №1 от 30.08.2020г 31.08.2020 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...