Мои статьи , публикации, творческие работы
статья по географии
В этом разделе представлены материалы о новых методах и технологиях в обучении школьников географии, выступления на педагогических советах, методических объединениях учителей естественно научного цикла, мастер-классы
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Воспитательный потенциал уроков географии в условиях школы пенитенциарной системы».
«И воспитание и образование нераздельны.
Нельзя воспитывать, не передавая знания;
всякое же знание действует воспитательно».
Л.Н. Толстой
В настоящее время целью всего образования, в том числе географического, является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить достойное место в условиях социально-экономической неопределенности, решать глобальные проблемы современности.
Перечисленные качества формируются в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения географии. Уникальность уроков географии заключается в том, что на уроках одновременно исследуем проблемы окружающей среды и общества; рассматриваем общество, природную среду во взаимосвязи. В процессе обучения географии есть предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, Родине, природе, труду, знаниям. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания является успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность.
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.»
Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.
«Любить свою Родину – значит знать её».
В.Г. Белинский.
Для осуществления данного воспитательного направления исхожу из следующих принципов:
1. Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающихся в эмоциональной подаче материала урока. Мало говорить правильные патриотические слова, нужно что бы они доходили до чувств учащихся. Учителю, необходимо овладеть мастерством проникновенного слова, использовать литературу, картины, музыку и другие средства эстетического воспитания, помогающие глубокому, чувственному восприятию изучаемого материала.
2. Принцип связи с жизнью. Связь обучения географии с жизнью имеет несколько аспектов:
а) краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории и географии;
б) политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках политических событий;
в) научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;
г) экологический, природоохранный, правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами, воспитывающий бережное отношение к природе;
д) практический , профориентационный, готовящий школьников для работы в хозяйстве страны.
В данный момент Россия активно включается в мировой сообщество. Роль и значение страны на мировом уровне растет. Появляется все больше примеров, вызывающих чувство гордости за свою Родину. Учащиеся желают знать, как можно больше о своей великой стране и своей малой Родине. Они с большим удовольствием знакомятся с необъятными просторами и природными богатствами, необыкновенной красотой России.
Начальный курс географии. Изучая тему «накопление географических знаний о Земле и о современных исследованиях», для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском. Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. О Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве учащиеся самостоятельно готовят сообщения. При изучении - исследователей Евразии, Северной Америки и Антарктиды - учащиеся с удовольствием находят географические объекты, которые носят имена наших соотечественников. Это задание- позволяет ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны
Изучая тему «План и карта», предлагаю - задания, имеющие познавательную направленность:
10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты – 69o ю.ш. и 91o з.д. (остров ПетраI). Прошу вспомнить кто возглавлял экспедицию и ее результат.
При изучении темы «Литосферы» рассказываю о большом вкладе в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем и немного по отношению даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9-этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий. Вот это масштабы. После 20 лет 5 февраля 2012года бурения российские ученые в Антарктиде на глубине 3,7 километра достигли поверхности реликтового озера Восток - самого загадочного озера на Земле. Этот пресный водоем, Слайд изолированный от внешнего мира последние 15 миллионов лет, может изменить представления о жизни на планете. Проникновение к этому реликтовому озеру ученые сравнивают с доставкой лунного грунта на Землю. Исследователи предвкушают открытие неизвестных форм жизни и надеются получить новые данные об изменении климата на планете за прошедшие миллионы лет.
Изучение землетрясений также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран. .
В теме «Равнины» знакомлю школьников с разнообразием и неповторимой красотой наших равнин. Равнина открывает в человеке чувство необычайной широты и свободы.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
Н.А. Некрасов.
Даю послушать кусочек раздольной, протяжной русской песни и соотнести с широтой и добротой русской души. Эта небольшая вставка позволяет шире взглянуть на содержание темы, ещё раз почувствовать разнообразие и красоту природы России. Творческое задание -нарисовать пейзаж, либо подобрать стихотворение о равнинах.
Урок о реках очень насыщен. Нужно раскрыть много понятий, связанных с речной системой, характером течения. Провести описание реки по картам, лучше всё это сделать на примере Оби , реки, которая находится на территории НСО . Работая с картой, обращаю внимание, что ни в одной стране нет такого огромного количества рек: величавых рек равнин и стремительных шумных горных рек.
При изучении темы «Круговорот воды в природе» учащиеся пишут сказки «Путешествие капельки», в которых показывают свое отношение к бережному использованию воды и ее охране и значимости для жизни на всей Земле. Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.
Всем известно, что именно к 8 классу престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материалом различных сайтов. Учащиеся с удовольствием создают презентации о природных зонах и природно- территориальных комплексах. Так в этом году Гетало Оксана приготовила презентацию о природно- территориальном комплексе гор Алтая, в которой большая часть фотографий была сделана самой во время летнего отдыха в горах. Слайд. Практикую проектную деятельность при изучении водных ресурсов России. Группы учащихся изучают водные ресурсы разных рек и конечно обязательно реки Оби.
Для создания зрительного образа территории создаю презентации. Теперь неоценимую помощь оказывают материалы коллег в Интернете Это выход из создавшейся ситуации, когда не достаточно наглядных пособий.
В курсе физической географии России большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», Слайд «Озёра России», «Природные зоны. Зона лесостепей и степей», любой природный район страны. Урок «Байкал – жемчужина Сибири» в виде пресс-конференции позволяет задействовать весь класс. Среди воспитательных целей урока ставлю: формирование чувства любви к родной природе; формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин; эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, проза, пейзажные фотографии), Сл посвящённые Байкалу; совершенствование навыков работы в группах. Завершая изучение физической географии своей страны, я провожу географический КВН «Дорогая моя страна».
В курсе «География России. Население. Хозяйство» также есть немало возможностей для патриотического воспитания подростков. С каждым годом всё больше внимания уделяем изучению темы населения. Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся находят удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны .
Изучая АПК России ,обязательно затрагиваю уровень развития сельского хозяйства в Новосибирской области, в Доволенском районе и в Согорном,в разные периоды. Слайд. В2011-12 учебном году учащийся 9 класса Шабля Михаил участвовал в научно-практической конференции по теме «Агрономические технологии на территории Согорнского сельского совета». Слайд. В своей работе учащийся исследовал влияние агрономических технологий на урожайность и экологию земельных ресурсов. Данные этой работы использую на уроках.
Изучая, природные ресурсы России, различные отрасли промышленности обязательно знакомлю учащихся с существующими проблемами. Это проблемы, которые предстоит решать именно поколению будущих выпускников школы.
В X –XI классах в курсе экономической и социальной географии мира при изучении отраслей мирового хозяйства включаю сведения о своей стране, полученные при изучении географии России, которые формируют представления учащихся о месте Российской Федерации в мировом разделении труда.
Заключение Слайд.
Проблема воспитания в процессе обучения – это, действительно, задача государственной важности. И я стремлюсь её решить на уроках географии, через формирование патриотизма, гражданской ответственности, правового и геоэкологического самосознания, духовности и культуры, толерантности, самостоятельности, коммуникативной компетентности.
Предварительный просмотр:
Яновская Г.В. учитель географии
МБОУ " вечерняя сменная " школа №3.
Использование художественной и научно – популярной литературы на уроке географии.
Еще совсем недавно Россия считалась самой читающей страной в мире. Так ли это сейчас?
По данным опроса фонда "Общественное мнение", 50% россиян признались, что за последний год не прочли ни одного художественного произведения, 52% россиян не покупают книги вообще, 37% их не читают. Библиотеками не пользуются 79%. (В опросе приняли участие 1,5 тысячи россиян в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России.)
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», сказал Д.Дидро. Что должен сделать учитель географии, чтобы его ученик испытал потребность в общении с книгой, стал умнее, духовно богаче? Ответ один – учитель должен познакомить его с книгой. Урок географии должен вызывать у школьников горячую потребность читать
Одной из главных задач современной географии является формирование образа изучаемого объекта. Для того чтобы каждый ребенок мог представить себе, понять, почувствовать то о чем говорит учитель на уроке, о чем сухо и лаконично написано в учебнике нужно систематически использовать художественную литературу на уроке. Здесь, я считаю целесообразным, рассказывая о каких либо природных объектах, обращаться к их художественному описанию.
Раскрывая тему «Природные комплексы Русской равнины», мы говорим: Полесье – обширная территория на границе Смоленской области России и Белоруссии, в учебнике можно прочитать: «После отступления ледника остались песчаные равнины. На бедных песчаных почвах не растут широколиственные леса. Здесь господствуют сосновые боры. Большие площади полесий заболочены. Среди болот преобладают низинные травяные, но встречаются и верховые сфагновые». Фактический материал ребенок услышал (или прочитал в учебнике), а запомнил ли? Представил ли себе? И здесь можно обратиться к повести И.С. Тургенева «Поездка в Полесье»:
«Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора, вид Полесья напоминает вид моря. И впечатления им возбуждаются те же; та же первобытная, нетронутая сила расстилается широко и державно перед лицом зрителя. Из недра вековых лесов, с бессмертного лона вод поднимается тот же голос: «Мне нет до тебя дела, — говорит природа человеку, — я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть». Но лес однообразнее и печальнее моря, особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный…
…Вот какие мысли приходили мне на ум несколько лет тому назад, когда, стоя на крыльце постоялого дворика, построенного на берегу болотистой речки Ресеты, увидал я впервые Полесье. Длинными сплошными уступами разбегались передо мною сияющие громады хвойного леса; кой - где лишь пестрели зелеными пятнами небольшие березовые рощи; весь кругозор был охвачен бором; нигде не белела церковь, не светлели поля — все деревья да деревья, все зубчатые верхушки — и тонкий тусклый туман, вечный туман Полесья висел вдали над ними. Не ленью, этой неподвижностью жизни, нет — отсутствием жизни, чем-то мертвенным, хотя и величавым, веяло мне со всех краев небосклона; помню, большие белые тучи плыли мимо, тихо и высоко, и жаркий летний день лежал неподвижно на безмолвной земле. Красноватая вода речки скользила без плеска между густыми тростниками; на дне ее смутно виднелись круглые бугры илистого мха, а берега то исчезали в болотистой тине, то резко белели рассыпчатым и мелким песком...»
После прочтения отрывка из произведения, можно задать ребятам вопрос: изменилась ли природа Полесья в настоящее время. Как?
Это всего лишь один пример. Не раз обращался к теме русской природы А.С.Пушкин. М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский в своих произведениях описали природу, быт людей самых различных районов России. В произведениях Жюль Верна, Майн Рида. Редьярда Киплинга, Джека Лондона можно встретить описание различных уголков Земли. Следует обратить внимание учащихся на дневники, путевые заметки, рассказы и повести известных путешественников: Х.Колумба, Д. Ливингстона, Н.Н. Миклухо-Маклая, П.П. Семенова. Н.М Пржевальского, В.К. Арсеньева, Е.А. Ферсмана, Т. Хейердал. Использование отрывков из этих произведений сделает урок насыщенным, ярким и запоминающимся.
Наряду с созданием «образа географического объекта» использование художественной литературы на уроке географии способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Большой интерес у ребят вызывают задания, в которых используются фрагменты художественных произведений:
На уроке “Географические координаты” (6 класс) читаю, строки из романа Ж.Верна “Дети капитана Гранта”. “27 июня 1862 года трехмачтовое судно “Британия”, из Глазго, потерпело крушение в тысяче пятистах лье от Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Табор… Там, постоянно терпя жестокие лишения, они бросили этот документ под сто пятьдесят третьим градусом долготы и тридцать седьмым градусом широты, окажите им помощь, или они погибнут”.
Ребята с интересом отыскивают остров в Тихом океане по названным координатам. А заинтересовал их призыв помочь героям романа в поисках капитана Гранта.
«Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарения и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым» укажите место, в котором оказались герои романа Л. Бусинара, если координаты его 25° в.д. и 17° ю.ш. ребята с удовольствием работают с картой и находят этот природный объект – водопад Виктория на реке Замбези.
При изучении атмосферы зачитываю шестиклассникам отрывок из сказки С.Лагерлеф “Чудесное приключение Нильса с дикими гусями”
«На самых высоких вершинах лежал снег. Снег был белый-белый, он блестел и искрился на солнце, а в ущельях, куда солнечные лучи не могли заглянуть, снег казался голубым, как небо.
Глядя на эти вершины, Нильс вспомнил сказку про одноглазого тролля. Вот какая была эта сказка.
Жил когда-то в лесу одноглазый тролль.
Задумал он построить себе дом - такой же, как у людей.
И построил. Дом вышел отличный. От стены до стены - верста, от пола до потолка - три версты. Одно только плохо - печки в доме нет. Верно, тролль не разглядел своим одним глазом, что люди у себя в домах складывают печи.
Зима по лесу гуляет. А тролль сидит в своем доме и дрожит от холода.
- Никуда этот дом не годится! - рассердился тролль, - Надо новый строить. Только теперь я буду умнее. Построю дом поближе к солнцу - пусть оно меня греет.
И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга.
Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
- Вот теперь, пожалуй, хватит! - сказал тролль. - Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну!
И тролль полез на гору.
Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится.
Добрался до вершины.
"Ну, - думает, - отсюда до солнца рукой подать!"
А у самого от холода зуб на зуб не попадает.
Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет - ничем не выбьешь.
Решил на горе построить дом - и построил.
Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает.
Так этот глупый тролль и замерз.
"И почему это? - думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. - Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?"
Как вы думаете, почему упрямый Тролль замерз?
- Глупый Тролль не знал, что воздух тропосферы, нагревается от земной поверхности и с высотой температура воздуха понижается
Умело подобранные отрывки из художественной литературы помогут учителю создать проблемную ситуацию на уроке, организовать дискуссию. Например, при изучении темы “Различия во времени на территории России”
“В известном романе Ж.Верна “Вокруг света в 80 дней” флегматичный Ф. Фогг совершил кругосветное путешествие. Будучи точным, он аккуратно отсчитывал дни своего путешествия и все же … ошибся. Оказалось, что Фогг был в отсутствии не 80, а 79 дней: «Но как же столь точный, столь аккуратный человек мог ошибиться на целые сутки? Как мог он думать, что прибыл в Лондон в субботу, 21 декабря, когда на самом деле он приехал в пятницу, 20 декабря,— всего лишь через семьдесят девять дней после своего отъезда?»
Ребята активно участвуют в обсуждении, высказывают свои версии и находят верный ответ. В подтверждение их слов можно зачитать:
«Вот причина этой ошибки. Она очень проста.
Филеас Фогг, сам того не подозревая, выиграл целые сутки по сравнению со своими записями, ибо, совершая свое путешествие вокруг света, он двигался на восток, и, напротив, он потерял бы целые сутки, если бы двигался в противоположном направлении, то есть на запад.
Действительно, продвигаясь на восток, Филеас Фогг шел навстречу солнцу, и, следовательно, дни для него столько раз уменьшались на четыре минуты, сколько градусов он проезжал в этом направлении. Так как окружность земного шара делится на триста шестьдесят градусов, то эти триста шестьдесят градусов, умноженные на четыре минуты, дают ровно двадцать четыре часа, то есть сутки, которые и выиграл Филеас Фогг. Иначе говоря, в то время как Филеас Фогг, двигаясь на восток видел восемьдесят раз прохождение солнца через меридиан, его коллеги, оставшиеся в Лондоне, видели только семьдесят девять таких прохождений.»
На мой взгляд, использование художественной литературы на уроке географии оказывает и большое эмоциональное значение, а ведь во многом настроение на уроке определяет и результат урока.
Так, например, при изучении темы «Вода на Земле» (6 класс), анализируя схему Мирового круговорота воды, вместо нудного и скучного рассказа я читаю стихотворение «Откуда берется вода?»
«Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река,
Река полноводно бежит на просторе,
Пока наконец не вливается в море.
Моря наполняют запас океана,
Сгущается влага над ним, как сметана,
Она поднимается выше... Пока
Не превращается в облака,
А облака, пролетая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Снега превратятся весной в ручейки,
Ручьи побегут до ближайшей реки.
Все это и зовут в народе
«Круговорот воды в природе».
Воду дают не одни родники,
Тают весною в горах ледники».
После прочтения стихотворения делаем вывод о том, что Мировым Круговоротом воды называют непрерывный процесс перемещение воды из Океана на сушу и с суши в Океан.
Использование художественной и научно – популярной литературы на уроке географии способствует формированию образа изучаемого объекта, активизирует мыслительную деятельность учащихся, заставляет думать, размышлять, создает благоприятную атмосферу на уроке. Хотелось бы надеяться, что, услышав на уроке рассказ учителя, отрывок из произведения, увидев книгу, полистав ее на перемене, посмотрев рисунки и фотографии в ней, школьник бы захотел ее прочитать.
Предварительный просмотр:
Системно -деятельностный подход в обучении географии.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках каждого учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Функции универсальных учебных действий включают:
— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания;
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
- Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин, в том числе и географии.
- Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача — задача, решая которую ученик выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
Учебное действие — действие по созданию образа.
Образ — слово, рисунок, схема, план и т.д.
Оценочное действие — я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка — Я считаю …. т.д.
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться .
Кризис нашего образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Значит, нам необходимо, не просто передавать информацию, а надо помочь детям из этой информации извлекать знания.
Основная цель системно – деятельностного подхода в обучении:
научить не знаниям, а работе.
Для этого нам, учителям необходимо ставить перед собой следующие вопросы:
- какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
- какие методы и средства обучения выбрать;
-как организовать собственную деятельность и деятельность учащихся;
-как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода.
Учитель Ученик
Создаёт проблемную ситуацию Принимает проблемную ситуацию
Выявляют проблему
Управляет поисковой Самостоятельный поиск
деятельностью
Обсуждают результаты
Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательно деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат. Дидактический аппарат учебников и атласов по географии содержит разнообразные материалы. Это позволяет использование разнообразных приёмов и методов работы на уроках. При подготовке к урокам просматриваем всю имеющуюся информацию по теме урока и выбираем необходимую, подбираем задания в соответствии с целями урока (схемы учебника, таблицы ,карты атласа т.д.)-стараемся в полной мере использовать имеющиеся возможности.
Их использование позволяет учить уч-ся извлекать нужную информацию с тем ,чтобы делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения и т.д.
Используем следующие технологии:
- Работа в малых группах;
- Технология проблемного обучения;
- Диалоговое обучение.
- Сравнительный метод.
- Метод проектов.
1.Работа в малых группах
Работа в малых группах позволяет всем учащимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.
С целью успешной работы в группах составляем четкую инструкцию и предоставляю достаточно времени на выполнение задания. Например, помощью учебника, карт атласа, статистических данных подготовить информацию в течение 7-10 минут. Совместная деятельность приносит пользу каждому, так как позволяет всем учащимся (в том числе стеснительным и слабым) участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения ( умения активно слушать, вырабатывать общую стратегию решения заданной проблемы, разрешать возникающие согласия). На некоторых уроках географии с целью активизации мыслительной деятельности каждая группа готовит «проблемное» задание другой группе ( в форме вопросов: « Почему?, « В чем причина?, «Чем объяснить? и т. д.). В этом случае работа направлена на приобретение новых географических знаний, на решение проблем, на выход из сложных, но посильных для решения ситуаций.
2.Технология проблемного обучения
Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения проблем, протекающего под общим руководством учителя.
Этапы проблемного обучения:
Постановка практического или теоретического задания;
Поиск неизвестного в этой проблемной ситуации путем самостоятельного исследования ученика.
Проблемные ситуации создаём на разных этапах урока. На практических работах в начале урока ставим проблему и предлагаем решить ее с помощью учебника, атласа и статистических данных.
Использование технологии проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой и творческой самостоятельной деятельности учащихся, что способствует развитию личностных компетенций школьника.
3.Диалоговое обучение
Диалоговое обучение – взаимодействие учителя и учащегося.
Использование этой технологии способствует формированию:
Умения определять и отстаивать свою позицию (кейс-метод);
Возможности критиковать и даже отвергать любое мнение;
Поиска группового соглашения в виде общего мнения или решения.
Взаимодействие учащихся в ходе дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений и т.д.
Эта технология сложно даётся, не всегда уч-ся вступают в диалог, тем не менее, стараюсь постоянно вести диалог на основе анализа источников географических знаний.
4.Сравнительный метод
На своих уроках применяю сравнительный метод, который позволяет провести подробный анализ предлагаемой темы и помогает выявить различия и сходства объектов, явлений.
Например, после изучения любого экономического района (9кл), предлагаю учащимся выявить черты сходства и различий:
1 вариант - географического положения и природных условий;
2 вариант – экономического развития и отраслей специализации и т.д.
Таким образом, одни учащиеся закрепляют свои знания; для других школьников необходимо еще раз найти данную информацию и проанализировать ее. Затем после сравнения учащиеся обязательно делают вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи (в форме таблицы , например, при изучении экономических районов).
5.Метод проектов.
Работаю над этой технологией. Делали проекты по теме «Глобальные проблемы человечества»-11 класс, « озеро Байкал- уникальный природный объект» -9класс( итог этих проектов-презентации компьютерные), проект « .
Стараемся использовать те технологии ,формы работы, методы и приёмы, которые способствуют учить учиться. Предмет география, источники географических знаний (которыми мы располагаем ) позволяет это делать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩЕГОСЯ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЕГО СПОСОБНЫМ РАЗВИВАТЬСЯ ДАЛЬШЕ БЕЗ ПОМОЩИ УЧИТЕЛЯ» Именно это идея становится ключевым ядром всей образовательной программы.
Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации , формирование интереса к исследовательской деятельности Задачи : Способствовать развитию самостоятельности и творчества в исследовательской деятельности, составлении проектов, определении целей и задач, при анализе и обобщении материала, формулировке выводов; Овладевать умениями видеть проблемы, выдвигать гипотезы, прогнозировать ситуацию или проблему; Обучить применению информационно-коммуникационных технологий для презентации собственных исследований; Формировать национальное самосознание через привитие патриотических чувств, любви к своему родному краю; Развивать критическое и творческое мышление; Вовлекать обучающихся в практическую деятельность по изучению природных и социально-экономических закономерностей и решению геоэкологических проблем
Исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов . На учебном занятии : применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, задания исследовательского характера. К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач. Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности. Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом: Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
Форма работы может быть индивидуальной, парной или групповой. Наиболее эффективными являются индивидуальные исследования учеников. Руководствуясь своими познавательными интересами и возможностями, а также советами-рекомендациями учителя, обучающиеся готовят творческие отчёты и доклады. Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: урок деловая игра, урок – путешествие, уроки-семинары, уроки-практикумы. Урок – деловая игра. «Если бы я был управляющим компании», «Если бы я был губернатором области». Обучающимся заранее дается задание. Индивидуальное или групповое. Самостоятельно они решают экономические, экологические, социальные проблемы. Пытаются найти выход и предлагают свои пути решения проблем. На таких занятиях ребята учатся диалогу, проявляют лидерские качества, учатся работать в коллективе, объективно оценивать вклад каждого из участников группы.
Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность обучающихся. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Этапы процесса исследования: 1. Наблюдение и изучение фактов и явлений. 2.Определение непонятных или противоречивых явлений (постановка проблемы). 3. Выдвижение гипотез. 4. Построение плана исследования. 5. Осуществление этого плана. 6. Формулирование решения, объяснение. 7. Проверка решения. 8.Практические выводы о возможности и необходимости применения полученных знаний.
Какими могут быть темы исследований ? Фантастические – относящиеся к несуществующим, фантастическим объектам и явлениям. Экспериментальные – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Теоретические – касающиеся изучения и обобщения сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Обязательно должны соблюдаться правила выбора темы исследования . Тема должна быть выполнима , решение её должно принести участникам исследования реальную пользу. Тема должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Тема должна быть оригинальной , в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена качественно, но относительно быстро . Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым. Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем .
Продолжительность исследовательской работы По продолжительности я выделяю несколько видов исследовательских работ: Мини-работы, рассчитанные на один урок. Краткосрочные – на изучение одной темы в течение нескольких уроков. Недельные. Среднесрочные – продолжительностью в одну четверть. Долгосрочные - выполняются в течение всего учебного года. Исследовательская деятельность во внеурочное время. Написание исследовательской работы, участие в олимпиадах, конкурсах, учебные проекты.
Результативность опыта
1.Конференция «Здоровый образ жизни» Учредители конференции: Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3 Методическое объединение естественно - научных дисциплин Ответственные исполнители: Гаврилова Елена Ревмировна Яновская Галина Вячеславовна Протасова Татьяна Васильевна Цель конференции: Развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности в области здоровьесбережения Задачи конференции: Формирование мировоззрения здоровьесбережения школьников Выявление учащихся, способных к исследовательской работе Развитие творческих способностей учащихся Формирование навыков проведения и презентации работ Развитие навыков ведения научной дискуссии Направление деятельности (секции): I .« Вредные привычки» 1«Спирты и здоровье» Петров Алексей 12а, н.р. Протасова Т.В. 2 «Курение» Беспалов Михаил 9а, н.р. Яновская Г.В. 3 « Наркомания и здоровый образ жизни несовместимы» Салисов Р. 12а, н.р. Стаценко О.П. 4 «Вредные привычки» Бабуев Александр, н.р. Лаврина Р.Н. II . «Здоровый образ жизни» 1«Компьютерная зависимость» Цыденжапов В. 12а, н.р. Болдырев А.А. 2 «Здоровье сберегающие технологии» Горенков В. 10б, н.р. Цыбикова Т.И. 3 «НТП и его влияние на здоровье» Мальцев С. 10б, н.р. Митыпов Л.С. 4 «Здоровый образ жизни» Цейзер А. 12а, н.р. Гаврилова Е.Р.
«ПО СЛЕДАМ КАПИТАНА ГРАНТА» Базолей Георгий., ученик 10 "а"класса Объект исследования: маршрут кругосветного путешествия героев романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» Предмет исследования: роман Жюль Верна «Дети капитана Гранта» Методы: анализ литературного источника, систематизация знаний, сравнение, исследование, обобщение, картографический. Цель: изучить маршрут кругосветного путешествия героев романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» и сравнить его с современной действительностью. В процессе исследования в соответствии с его целью применялись теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, системный подход. Эмпирические методы: изучение и обобщение практики. Экспериментальные методы (констатирующий, диагностический). Статистический метод (обработка результатов). В процессе работы над проектом Георгием были приобретены богатые сведения по географии материков и островов мира, флоре и фауне разных континентов. Он еще раз убедился, насколько необъятна и неповторима наша планета, сколько интересных и таинственных уголков природы скрыто от людского взгляда.
«Огни Святого Эльма-реальная тайна или таинственная реальность» ученик 11 б класса Данченко Роман Цели и задачи представленной работы. 1). Ближе познакомиться с загадочным, но реальным природным явлением – огнями святого Эльма , рассказать об истории знакомства с ним людей Земли. 2). Показать необычность данного явления, его красоту. 3). Привести примеры очевидцев, описавших свои эмоции при встрече с «таинственными» огнями и доказательства неопасности встреч с этим природным явлением. 4). Рассмотреть физическую природу феномена и представить разные версии, его объясняющие. 5). Рассказать о встречах А. В. Пастухова и В.Б. Корзуна – известных исследователей Кавказа, с огнями святого Эльма в Приэльбрусье . 6). Представить высказывания альпинистов, встречавшихся с этим удивительным явлением природы чаще всех. 7). Объяснить какое отношение к огням святого Эльма имеют молнии – шаровые и линейные и почему город Кисловодск называют «гнездом молний». 8). Рассказать о том, где на Кавказе и на КМВ встречается столь необычная природная тайна и почему. 9). Пояснить людям, встречающимся с огнями святого Эльма , правила поведения и восприятия данного природного явления. 10). Представить результаты своих исследований в виде этой работы.
Исследовательская работа на тему «Оценка загрязнённости пищевых продуктов спорами грибов» Выполнение работы: образцы хлебобулочных продуктов подвергали поверхностной стерилизации в течении 5 секунд в пламени горелки. Чашки Петри и фильтровальную бумагу предварительно стерилизовали. В ходе проведённого нами исследования, я убедился, что плесень может расти на различных субстратах, а её споры могут быстро распространятся, и долго сохраняться в пищевых продуктах, ожидая благоприятных условий, для того чтобы прорасти. Выяснил также, что продукты могут быть загрязнены спорами плесени в разной степени.
Исследовательский проект на тему : Влияние дефицита йода на умственную работоспособность и школьную успеваемость Задачи: 1. Познакомиться с биологической ролью йода в организме человека. 2. Выяснить влияет ли недостаток йода в организме на успеваемость учащихся. 3. Провести пробы на содержание йода в организме у учеников школы. 4. Выяснить проводят ли ученики профилактику йододефицита . 5. Выявить причины йододефицита у школьников, последствия нехватки йода. 6. Помочь ребятам улучшить умственную работоспособность, память и внимание. 7. Разработать рекомендации по профилактике йододефицита . 8. Создать информационный буклет, о мерах профилактики нехватки йода.
Результаты исследования содержания йода в организме учащихся. Йодная сетка исчезла через 1 час. 19% 14% Йодная сетка исчезла через 2 часа. 38% 31% Йодная сетка исчезла через 3 часа. 25% 32% Йодная сетка не исчезла в течении дня. 18% 23% НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТА КОНЕЦ ЭКСПЕРИМЕНТА
Проблема йододефицита существует и является актуальной для нашего региона. 2. Недостаток йода в организме приводит к снижению памяти, внимания, развитию слабости, быстрой утомляемости, частым простудным заболеваниям, а также существенно снижает умственные способности учащихся. 3.Выявлена зависимость между невысокой успеваемостью учащихся и недостаточным содержанием йода в их организме. 4. Если регулярно принимать препараты йода, можно повысить умственные способности и школьную успеваемость у учащихся.
Дорога Чингисхана
Я хочу, чтобы все жители Республики Бурятии, сохранили этот маленький тихий уголок природы. Ведь соприкосновение с природой делает человека богаче и душевнее. Познав и Увидев эту красоту, человек не когда не будет вести себя небрежно с окружающей его природой, наносить ей непоправимый вред. Наш долг перед потомками – сберечь прекрасную природу нашей уникальной долины от гибели и уничтожения. Дорога Чингисхана Поэтому обращаюсь ко всем людям, чтобы берегли природу не засоряли ее. Природа – это красота, здоровье
«Путь в тысячу миль начинается с первого шага…» Приобретение знаний человечеством – это шаги креативного мышления отдельных личностей.
Спасибо за внимание География – уникальная наука, способствующая формированию мировоззрения и мироощущения человека.
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»
Выступление на педагогическом совете по теме
«Проблемное обучение
на уроках географии»
Яновская Галина Вячеславовна
учитель географии
Проблемное обучение на уроках географии.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне сделать, и я пойму.
Китайская мудрость.
1. Причины обращения к данной теме.
В своей работе любому педагогу важно выработать такие подходы к обучению, которые являются результативными и одновременно интересными для обучаемых. Пирамида познания показывает, что чем больше степень участия обучаемых в процессе познания, тем больше информации и навыков усваивается ими.
Умение добывать знания и использовать их на практике, всегда было жизненной потребностью человека. Познавательная деятельности характеризуется рядом взаимосвязанных процессов, среди которых особенная роль отводиться мышлению. Развитие мышления учащихся зависит как от характера знаний, которые приобретаются, так и от способов их усвоения.
Перед школой стоит задача воспитать творческую личность, научить мыслить (т.е. учить дело пусть небольшие, но свои открытия). География имеет неограниченные возможности для формирования творческой личности.
Всё выше сказанное обусловило выбор темы моей работы: «Проблемное обучение на уроках географии».
2. Исторический экскурс.
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.).
В XX столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей Джона Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) американский психолог и педагог отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.
Существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Джерома Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.
В отечественной педагогической литературе идеи проблемного обучения актуализируются начиная со второй половины 50-х гг. XX в. Так, виднейшие дидакты М.А. Данилов и В.П. Есипов формулируют правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
• вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
• эпизодически знакомить учащихся с методами науки;
• развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
С начала 60-х гг. в литературе настойчиво развивается мысль о необходимости усиления роли исследовательского метода в обучении естественно научным и гуманитарным дисциплинам.
2. Основные функции и признаки проблемного обучения
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Основная идея проблемного обучения — построение учебной деятельности школьников через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, например, недостаточные условия для получения ответа.
Основные функции и отличительные признаки проблемного обучения были сформулированы Мирзой Исмаиловичем Махмутовым.Он разделяет их на общие и специальные.
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
- развитие интеллекта учащихся, т. е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
- формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
- воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
- воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
- формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
- формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
3. Виды и уровни проблемного обучения
Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений обучаемых, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность обучаемого может быть либо очень высокой, либо почти полностью отсутствовать.
В связи с этим вполне понятны попытки выделить виды и уровни проблемного обучения. М.И. Махмутов считает, что виды проблемного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества. В соответствии с выделенным основанием он классифицирует три вида проблемного обучения:
научное творчество — теоретическое исследование, т. е. поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем;
практическое творчество — поиск практического решения, т.е. способа применения известного знания и новой ситуации, конструирование, изобретение; в основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение практических учебных проблем;
художественное творчество — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т. п.
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности обучаемых, наличием поиска и решения проблемы.
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
- увеличение объема знаний, умений, навыков у учащихся;
- углубление и упрочение знаний, новый уровень обученности;
- новый уровень познавательных потребностей учения;
- новый уровень сформированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.
4. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения
Организация проблемного обучения на уроке происходит на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций.
Проблемная ситуация — состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств.
Различают следующие типы проблемных ситуаций:
1) учащиеся не знают способа решения задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, то есть не имеют необходимых знаний;
2) учащиеся поставлены в новые условия решения задачи и располагают лишь старыми знаниями;
3)у учеников возникает противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью;
4) у учеников возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний.
Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
Методические приёмы создания проблемных ситуаций:
-столкнуть противоречия в практической деятельности;
- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;
- предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций;
- побуждать школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
- ставить конкретные вопросы, направленные на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
- предложить проблемные теоретические и практические задания;
- поставить проблемные задачи, например, с недостаточными, избыточными или заведомо ошибочными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с ограниченным временем решения.
При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.
5. Из моего опыта работы.
1. Метод проблемизации.
Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность "растормозить” механизм его мышления. Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по ее решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:
факт –> гипотеза –> теория –>знание (истина).
Задача учителя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.
2.Самостоятельное выдвижение гипотез по решению проблемы.
На этапе выдвижения гипотез необходимо, чтобы учащиеся научились предлагать свои варианты решений, первоначально анализировать их, отбирать наиболее адекватные, учиться видеть пути их доказательства. Активизация механизма мышления на этом этапе происходит при применении приема размышление вслух, при использовании активизирующих вопросов.
Создание ситуации, в которой ученик как бы идет на один, два шага впереди учителя. Учитель, подготовив логикой своего доказательства какой-либо вывод, отдает права его "открытия” классу.
3. Метод уяснения готового знания из печатного источника.
Учащимся предлагаются тексты из газет, журналов, книг, словарей и т.д. по определенной теме и вопросы к ним. По этим материалам организуется работа по группам, парам или индивидуальная, а затем проходит коллективное обсуждение вопросов.
4. Методы проблемного обсуждения.
Эти методы предполагают сочетание устного изложения материала учителем и постановку проблемных вопросов, выявляющих личностное отношение учеников к поставленному вопросу, его жизненный опыт, знания, полученные вне школы
Формы учебных занятий, где можно использовать проблемный метод:
1. На основе дискуссионной деятельности:
– семинары (индивидуальная работа);
– структурированные дискуссии (групповая работа);
– проблемно-практические дискуссии (коллективная работа)
2. На основе исследовательской деятельности:
– практические занятия (коллективная работа);
– исследовательские уроки (индивидуальная работа)
3. Традиционные уроки с новыми аспектами:
- урок-лекция;
- урок-семинар;
- урок- практическая работа;
- урок-конференция;
- урок-экскурсия;
- урок-консультация;
- урок-зачет и т.д.
4. Нестандартные уроки:
- урок-аукцион;
- рок-пресс-конференция;
- урок-защита диссертации;
- урок-суд;
- урок-посвящение;
Цель проблемного типа обучения не только усвоение научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной активности ученика и развития его творческих способностей.
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.
Так изучение геологического строения. Рельефа и полезных ископаемых России можно целенаправить на решение проблемы: «Установить какие причины обусловили разнообразие и особенности расположения крупных форм рельефа на территории России», а уроки, посвященные изучению пояса гор Южной Сибири, объединить проблемой «Можно ли все эти горные системы, разнообразные по орографии и возрасту, рассматривать как один природно-территориальный комплекс?»
В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание , воля, творческое воображение.
Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Совершенно очевидно, что ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Проблемное обучение- будущее нашего образования!
Основой моей работы на уроке является стимулирование учащихся к творчеству и познавательной деятельности, а также поддержка инициативы учащихся. В ходе работы на уроке учащихся сами делают «открытия». Так, правила могут быть созданы, «открыты» учениками.
Подобный метод конструирования правил можно применять и при изучении других тем. Особенностью данного метода является то, что его применение приводит к созданию образовательной продукции, то есть творческому результату. Однако первичной целью данного метода является познание объекта, поэтому его специфика связана больше с когнитивными процессами, чем с креативными. Необходимо отбирать содержание учебного материала согласно критериям проблемности. Для творческого подхода к процессу обучения характерны следующие обращения: «сравни», «докажи», «выдели главное», «сделай выбор и аргументируй его», «предложи свой вариант», «объясни и сделай вывод». При таком стиле обучения деятельность учащихся носит частично-поисковый, поисковый, проблемный и даже исследовательский характер.
На своих уроках я:
1) ставлю учебно-познавательные проблемы так, чтобы вызвать интерес к размышлению, анализу и сравнению известных факторов, событий и явлений;
2) стимулирую учащихся к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
3) поддерживаю ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям.
Большую роль играют вопросы и задания, которые обеспечивают комплексное развитие памяти, внимания, речи, развивают интуицию, нестандартное творческое мышление. Это очень важно, так как память, внимание, мышление - это психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды. Мышление раздвигает границы человеческого познания. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную деятельность человека. Таким образом, такие задания повышают интерес не только к конечным результатам, но и - что особенно важно - к самому процессу познания. Такие задания лучше использовать в 6-7 классах. Учащиеся воспринимают такие задания как игру, разминку.
Примером таких заданий могут быть: Четвёртый лишний; где необходимо выявить географические объекты, найти лишнего представителя флоры и фауны, подбор ассоциаций и т.д.
Так при изучении темы «Гидросфера» ребятам предлагалось найти лишнее слово в ряду:
«Байкал, Лена, Онежское, Каспийское»;
«Нил, Амазонка, Анхель, Волга» и т.д.
Работа в группах. Группам раздают карточки, на которых они в течение пяти минут пишут свое мнение.
Небольшой самолет потерпел аварию и упал в центральной части Сахары, в 150 км. От ближнего жилья. Температура земли днем +50градусов. Летчики погибли. Остались целыми пассажиры и некоторые предметы. На пассажирах майка, шорты и легкая обувь. Напротив каждого предмета поставьте порядковый номер. Под цифрой 1-самый значимый предмет в данной ситуации;
11 - возможно не имеющий значения.
Предметы
1. Крылья самолета Я У (-) МЫ У (-)
2. 2 кг. Соли
3. Спички
4. Зеркальце
5. Фонарик
6. Парашют
7. Фотоснимок данной местности
8. Книга о съедобных животных в пустыни
9. Пистолет и 10 патронов
10. Пальто на каждого
11. 1 литр воды на каждого
В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера. В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения.
Во вторых колонках ставятся номера зачитанные учителем.
В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания.
Подводится итог вместе с учителем.
1. Данные выводы можно оформить в виде стенда…
Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,…
Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо, необходимо повторить…
Сумма = 0. Молодец, оценка "5".
Провожу «Мозговой штурм»
Задания-парадоксы например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья – имеют два паводка в год – весной и летом.
Характерные особенности познавательно-развивающих вопросов можно свести к следующему:
- каждый вопрос – это маленькая страничка живой истории со своими действующими лицами, сюжетом, интригой;
- формулировка вопроса должна быть предельно лаконичной и понятной учащимся;
- обязательное наличие в вопросе «ниточки» (ключевое слово, ссылка на известное), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;
- конечный результат должен способствовать укреплению связи между учителем и учениками и желанию дальнейшего совместного творчества.
Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается, прежде всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей.
Предварительный просмотр:
Система работы с использованием проблемных вопросов и заданий по географии Бурятии
Разработала: Яновская Галина Вячеславовна
учитель географии
высшей квалификационной категории
МБОУ ВСОШ №3
В курсе географии Бурятии изучаются основные особенности природы и населения региона. Теоретическую основу курса составляют обще землеведческие знания, которые в этом курсе получают дальнейшее развитие.
Теоретические знания позволяют организовать изучение особенностей природы Бурятии на качественно более высоком уровне; при этом основное внимание уделяется установлению причинно-следственных связей между различными компонентами природных комплексов, выявление степени ПК в результате хозяйственной деятельности человека. В связи с этим учащиеся знакомятся с экологическими проблемами и возможными путями их решения.
Содержание курса предоставляют учителю широкие возможности для разработки исследовательского метода и проблемного обучения. Особое внимание при этом следует уделить специальному формированию у ребят умений осмысливать проблемную ситуацию, выдвигать и проверять гипотезу, работать с текстами проблемного содержания, воспринимать проблемное изложение учителя.
Реализация проблемного подхода в обучении позволяет поставить ученика в центр учебного процесса, что можно рассматривать как один из важнейших элементов педагогического подхода, нового взгляда на урок и весь учебный процесс в целом.
При составлении заданий по курсу географии Бурятии, я учитывала следующие идеи, теории и методы исследования, характерные для этого курса:
- Взаимосвязь и взаимодействие географических объектов, явлений;
- Целостность и неоднородность географической оболочки;
- Постоянное развитие географических объектов и явлений;
- Взаимосвязь и взаимодействие природы и человека;
На основе этих идей возможно создание типологии проблемных заданий, которая включает:
- Задания, охватывающие физико-географическое содержание курса и раскрывающие диалектическую сущность теории ПК и связи между географическими объектами и явлениями;
- Задания, раскрывающие характер взаимодействия человека и природы, пути рационального природопользования, меры по охране, восполнению и возобновлению природных богатств.
Выполнение этих задании предполагает овладение учащимися такими характеристиками для географической науки методами исследования, как картографический, сравнительный, исторический, статистический.
Проблемные вопросы и задания | Место их постановки в учебном процессе | Деятельность учащихся |
1.Как вы думаете, влияет ли ФГП Бурятии на экономическое развитие республики? | Перед изложением учителем нового материала по теме «ФГП Бурятии и его влияние на природные особенности». | Анализируют физическую карту Бурятии, используя план дают характеристику ФГП, осознают поставленную задачу при помощи вопросов учителя: как вы объясните влияние особенностей ФГП. 1.Удаленность от центра; 2.Горный рельеф; 3. Соседское окружение; |
2.Чем вы объясните разницу во времени между Улан-Удэ и Москвой? | При постановке познавательной задачи в процесс изучения новой темы «Бурятия на карте часовых поясов». | Осознают поставленную задачу, участвуют в пояске ответа на вопрос с помощью учителя. |
3.Какие особенности рельефа Бурятии вы можете выявить на основе работы с картами? Пытайтесь их объяснить. | Перед изложением нового материла по теме «Рельеф Бурятии» | Анализируют физическую, карту Бурятии в ходе ответа на вопрос учителя: 1 .Какие формы рельефа горы или равнины преобладают в Бурятии? 2.Какие типы гор преобладают в республике? З. Определите тип гор Бурятии и их абсолютные высоты. |
4. Сравните рельеф Бурятии и Уральского региона или Западно-Сибирской равнины | При закреплении материла | Работа с картами атласа, в процессе самостоятельной работы составляют характеристику рельефа отдельных регионов, проводят сравнения, объясняют принцип различия. |
5. Почему континентальность климата усиливается в пределах межгорных котловин? | При закреплении материала по теме «климат Бурятии» | Выполняют самостоятельно все этапы решения проблемы 1.Осознание проблемы
|
6. Как по климатической карте и климатической диаграмме установить особенности работы реки Селенги? | В процессе изучения систем «реки Бурятии» | Выполняют конкретные задачи учителя по составлению характеристики реки Селенги, на основе климатической карты и климатической диаграммы, устанавливают особенности режима реки |
7. Сравните климат Байкальской впадины и климат Бурятии в целом. | В процессе изучения тем: «Климат Бурятии и комплексная характеристика озера Байкал» | Работают с климатической картой и физической в процессе самостоятельной работы составляют характеристику климата отдельных регионов, проводят сравнение, объясняют принцип различия. |
8. Сравните почвенные разрезы степей и тайги. В каких условиях образуется точвы этих зон? Сделайте зывод о мощности и плодородии этих почв. | В процессе изучения нового материала по теме «Основные типы почв в Бурятии» | Сравнивают почвенные разрезы, самостоятельно отвечают на вопросы, делают вывод об условиях образования почв, их мощности и плодородия. |
9. Объясните процесс пищевой цепочки Байкальской экосистемы и обоснуйте её наименьшую гибель при современных типах загрязнения озера Байкал. | Перед изложением учителем нового материала по теме «Растительный и животный мир Байкала» | Высказывают свои точки зрения, пытаются их обосновать, готовятся к целенаправленному восприятию нового материала. |
10.Объясните, как изменяются природные зоны Бурятии при движении с юга на север? | При повторном изучении материала по теме «Природные комплексы Бурятии» | В процессе усвоения знаний отвечают на вопрос учителя. |
11. Чем вы можете объяснить в Байкале кольчатой нерпы? | В процессе изучения новой темы «Живой мир Байкала» | Усваивают проблемное изложение материала, знакомятся с различными точками мнения учёных |
12. Как вы объясните значительную чистоту населения в Муйской долине, которая занимает крайнее с-в положение в наименьше заселенной части республики? | В процессе изучения темы «Численность населения республики» | Выполняют все этапы решения проблемы:
3 .Доказательство гипотез; 4.0бщий вывод; |
13. Какие принципы повлияли за то, что в Бурятии на развитие ТЭК? | В процессе обобщения темы «Хозяйственная деятельность в Бурятии» | Самостоятельно сообщить изученный материал, выделяют причины и объясняют их. |
14. Объясните специализацию животноводства Бурятии? | Перед изучением новой темы «АПК республики» | 1 .Анализируют карты атласа, выявляют специализацию животноводства республики 2. Характеризуют агроклиматические условия региона 3.Общий вывод |
15. Какой проект спасения Байкала вы могли предложить правительству республики? | В процессе обобщения темы | Самостоятельно обобщают изученный материал, предлагают проекты и объясняют их. |
Предварительный просмотр:
Яновская Г.В.
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа №3.
Руководствуясь в своей жизни принципом «Немедленно отправляйся в путь туда, где тебя обещали научить чему-либо полезному». Я стараюсь передать этот жизненный принцип ученикам нашей пенитенциарной школы.
Известно, что для обучения важны мысли, а для воспитания - чувства. Что же объединяет мысли и чувства? Конечно же образ! Образ потому, что он мысленный, и чувственный одновременно.
В рамках работы школьного кружка «География родного края» прошло общешкольное мероприятие по воспитательной работе «Байкальская Регата».
Цели:
Образовательные:
- Углубление знаний о физико-географических закономерностях на примере Байкала; изучение особенностей Байкала и его окрестностей;
- Чтение и анализ карт Байкала.
Воспитательные:
- формирование любви к родной природе;
- формирование экологического сознания учащихся на примере экологических проблем Байкала и их причин;
- совершенствование навыков общения.
Развивающие:
- Развитие навыков работы со справочными и публицистическими материалами;
- Формирование критического мышления.
Участники: учащиеся школы.
Форма работы: групповая (3 групп).
Оборудование: настенные карты, атласы, справочная художественная литература, посвящённая Байкалу.
Оформление класса: на доске – слова А.Твардовского-
«Байкал – бесценный дар природы-
Да будет вечен на земле».
Рисунки ребят на тему: «Сохраним Байкал для будущих поколений».
Вдоль доски размещена литература (книги, журналы).
Учеником школы Беспаловым Михаилом под руководством учителя географии Яновской Галины Вячеславовны был подготовлен проек «География Байкала». Целью проекта было настроить ребят на восприятие и понимание материала.
Михаил успешно его защитил, об этом горят результаты, которые ребята показали во время игры.
Когда ребята переходили от станции к станции, на которых в роли экспертов выступали педагоги школы, то было заметно, как поблёскивают их глаза любопытством. Было видно, что в каждый момент времени они вместе с тобой в той точке карты, на том участке поверхности Байкала, о котором сейчас идёт речь.
Каждый участник команды получил соответствующий приз и прекрасное настроение.
В выражениях лиц, в движениях уже читается то, как завтра это будет вплетено в ткань их повседневной жизни, как будет подано своим товарищам. Что мир гораздо интересней, чем нам кажется.
Основную задачу школы я вижу не только в том, чтобы каждый ученик, окончил её, имел целостную картину мира и получил набор конкретных знаний и умений. Важно привить ученику вкус к самостоятельному добыванию знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Из опыта работы: организация и проведение коллективного творческого дела"
Мною накоплен большой опыт работы по вовлечению учащихся в коллективное творческое дело – КТД, который имеет неизменно высокий эффект. В течение года практически все учащиеся принимают участие в общеш...
Статья из опыта работы "Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио"
для педагогов ДШИ...
Статья "Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой киностудии». Из опыта работы", 2016
Из опыта работы объединения "Творческая киностудия" (МБУ ДО "РЦТДиМ "Спектр") - основы мультипликации Статья «Развитие творческой активности в дополнительном образовании средствами «Творческой ки...
Образец СВИДЕТЕЛЬСТВА о публикации творческой работы обучающегося на мини-сайте учителя ОБЖ.
Это примерный и бесценный образец свидетельсва о публикации творческой работы ученика на мини-сайте учителя. Такой документ может выдать ребёнку образовательная организация....
Публикация статьи "Роль внеклассной работы при изучении нмецкого языка"
Публикация статьи: " Роль внеклассной работы при изучении немецкого языка"...
Скриншоты сборников и публикаций проектов, исследовательских и творческих работ учащихся
В течение многих лет под моим руководством было подготовлено проектно-исследовательских работы учащихся, творческие работы и проекты. С данными работами мы выступаем на ежегодной научно-практиче...
Публикация в Сборнике научно-исследовательских и творческих работ "ОЗАРЕНИЕ" за 2020-21 учебный год
laquo;Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» (Б. Шоу). При таком подходе к обучению учителю необходимо создавать условия, при которых у ученика возникало бы желание...