Рабочая программа по биологии 8 класс ФГОС ООО
рабочая программа по биологии (8 класс)
Программа разработана в соответствии с ФГОС и образовательной программы для основного общего образования. На изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 398 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»
(МАОУ «СОШ №65 г. Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»)
______________________________________________________________________________________
670010, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 26 «а»; тел./факс:8(3012) 49-82-16; 49-82-15;
e-mail: school65uu@yandex.ru; сайт: http://maou-65.buryatschool.ru;
ИНН/КПП 0323015653/032601001;ОГРН 1020300985968
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
8 класс
биология
образовательная область
2 часа в неделю, 70 часов в год
Пестерева Татьяна Николаевна, высшая квалификационная категория
Рассмотрена на заседании методического объединения
Протокол № 1 от «28» августа 2019г.
2019- 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по биологии для 8-го класса составлена в соответствии с положениями Фундаментального ядра содержания общего образования /Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения на основе Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011., Образовательной программы МАОУ «Средней общеобразовательной школы №65» на 2019-2020 учебный год., авторской Программы по биологии к учебно-методическому комплексу И.Н. Пономарёвой и др. М.: Вентана-Граф, 2013, Регионального содержания образования в контексте ФГОС основного общего образования: биология:
Программа ориентирована на изучение биологии в 8 классе на базовом уровне по УМК Пономаревой И.Н.; в объёме 2 ч. в неделю, 70 ч. в год в соответствии с учебным планом МАОУ «СОШ № 65 г. Улан-Удэ имени Г.С Асеева».
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
- 7. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2018 год.
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Автор/Авторский коллектив | Название учебника | Класс | Издатель учебника | Нормативный документ |
1.2.4.2.6.4 | Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. | «Биология. Человек» | 8 | «Вентана-Граф», 2019 год. | Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 №345 с изменениями от 08.05.2019 приказом №233 |
Место учебного предмета в учебном плане.
Программа разработана в соответствии с ФГОС и образовательной программы для основного общего образования. На изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Результаты освоения курса биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 8 классе даёт возможность достичь следующих УУД:
Личностные:
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
• Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
• Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
• Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
• Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
• Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
• Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать:
– риск взаимоотношений человека и природы;
– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
• Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
• Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
• Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
• Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
• Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
• В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
• Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
• Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Познавательные УУД:
• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала.
• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
• Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
• Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
• Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
• Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Коммуникативные УУД:
• Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
• В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
• Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
• Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Предметные:
характеризовать элементарные сведения об эмбриональном и постэмбриональном развитии человека.
– объяснять некоторые наблюдаемые процессы, проходящие в собственном организме;
– объяснять, почему физический труд и спорт благотворно влияют на организм;
– использовать в быту элементарные знания основ психологии, чтобы уметь эффективно общаться (о человеческих темпераментах, эмоциях, их биологическом источнике и социальном смысле).
– выделять основные функции организма (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение) и объяснять их роль в его жизнедеятельности;
– характеризовать особенности строения и жизнедеятельности клетки;
– объяснять биологический смысл разделения органов и функций;
– характеризовать, как кровеносная, нервная и эндокринная системы органов выполняют координирующую функцию в организме;
– объяснять, какова роль опорно-двигательной системы в обеспечении функций передвижения и поддержания функций других систем органов;
– характеризовать, как покровы поддерживают постоянство внутренней среды организма;
– объяснять, какова роль основных функций организма (питание, дыхание, выделение) в обеспечении нормальной жизнедеятельности;
– характеризовать внутреннюю среду организма и способы поддержания ее постоянства (гомеостаза);
– объяснять, как человек узнает о том, что происходит в окружающем мире, и какую роль в этом играет высшая нервная деятельность и органы чувств;
– характеризовать особенности строения и функции репродуктивной системы;
– объяснять биологический смысл размножения и причины естественной смерти;
– объяснять важнейшие психические функции человека, чтобы понимать себя и окружающих (соотношение физиологических и психологических основ в природе человека и т.п.);
– характеризовать биологические корни различий в поведении и в социальных функциях женщин и мужчин (максимум).
– называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;
– понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма (нарушение обмена веществ, координации функций);
– выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
– оказывать первую помощь при травмах;
– применять свои знания для составления режима дня, труда и отдыха, правил рационального питания, поведения, гигиены;
– называть симптомы некоторых распространенных болезней;
– объяснять вред курения и употребления алкоголя, наркотиков.
В результате изучения курса биологии за 8 класс
Учащийся научится
Учащийся получит возможность научиться
•характеризовать особенности строения и процессов
жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;
•применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
•использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
•ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
•использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
•выделять эстетические достоинства человеческого тела;
•реализовывать установки здорового образа жизни;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
•находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её
в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
•анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению
к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Планируемые результаты
Личностные:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интелектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения человека;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки и своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства, общности происхождения и эволюции растений и животных;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание
(70 часов; 2 часа в неделю)
Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч)
Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. Искусственная (социальная) и природная среда. Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарно-эпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида
Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Части клетки. Органоиды в животной клетке. Процессы, происходящие в клетке: обмен веществ, рост, развитие, размножение. Возбудимость.
Ткани организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани.
Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Система покровных органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга.
Лабораторные работы:
1. Действие каталазы на пероксид водорода.
2. Клетки и ткани под микроскопом.
Практическая работа
1. Изучение мигательного рефлекса и его торможения.
Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч+1ч из резерва)
Строение, состав и типы соединения костей. Скелет конечностей. Скелет головы: отделы черепа, кости, образующие череп. Скелет туловища: отделы позвоночника, строение позвонка, строение грудной клетки.
Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. Виды травм, затрагивающих скелет (растяжения, вывихи, открытые и закрытые переломы). Необходимые приёмы первой помощи при травмах.
Строение, основные типы и группы мышц. Гладкая и скелетная мускулатура. Строение скелетной мышцы. Основные группы скелетных мышц.
Работа мышц. Мышцы — антагонисты и синергисты. Динамическая и статическая работа мышц. Мышечное утомление.
Развитие опорно-двигательной системы в ходе взросления. Значение двигательной активности и мышечных нагрузок. Физическая подготовка. Статические и динамические физические упражнения.
Нарушение осанки и плоскостопие. Осанка. Причины и последствия неправильной осанки. Предупреждение искривления позвоночника, плоскостопия.
Лабораторные работы:
3. Строение костной ткани и состав костей.
Практические работы:
2. Исследование строения плечевого пояса и предплечья.
3. Изучение расположения мышц головы.
4. Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия.
5. Оценка гибкости позвоночника.
РС: Особенности организма коренных жителей Севера
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (8 ч)
Значение крови и её состав. Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).
Органы кровообращения. Строение сердца. Виды кровеносных сосудов. Большой и малый круги кровообращения. Лимфатические сосуды. Лимфатические узлы. Роль лимфы в организме.
Движение крови по сосудам. Давление крови в сосудах. Верхнее и нижнее артериальное давление. Заболевания сердечно-сосудистой системы, связанные с давлением крови. Скорость кровотока. Пульс. Перераспределение крови в работающих органах.
Регуляция работы органов кровеносной системы. Отделы нервной системы, управляющие работой сердца. Гуморальная регуляция сердца. Автоматизм сердца.
Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови.
Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Физические нагрузки и здоровье сердечно-сосудистой системы. Влияние курения и алкоголя на состояние сердечно-сосудистой системы. Виды кровотечений (капиллярное, венозное, артериальное).
Лабораторная работа
4. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы:
6. Определение ЧСС, скорости кровотока.
7. Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу
8. Изучение явления кислородного голодания.
9. Доказательство вреда табакокурения.
10. Функциональная сердечно-сосудистая проба.
РС: Особенности работы, заболевания кровеносной системы в условиях Севера
Тема 4. Дыхательная система (7 ч+1ч из резерва)
Значение дыхательной системы. Органы дыхания. Связь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Роль эритроцитов и гемоглобина в переносе кислорода.
Дыхательные движения. Механизм вдоха и выдоха. Органы, участвующие в дыхательных движениях. Влияние курения на функции альвеол лёгких.
Регуляция дыхания. Контроль дыхания центральной нервной системой. Бессознательная и сознательная регуляция. Рефлексы кашля и чихания. Дыхательный центр. Гуморальная регуляция дыхания.
Заболевания дыхательной системы. Болезни органов дыхания, передающиеся через воздух (грипп, туберкулёз лёгких). Рак лёгких. Значение флюорографии. Жизненная ёмкость лёгких. Значение закаливания, физических упражнений для тренировки органов дыхания и гигиены помещений для здоровья человека.
Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути, при утоплении, удушении, заваливании землёй, электротравмах. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца
Лабораторные работы:
5. Дыхательные движения.
6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.
Практические работы:
11. Определение запылённости воздуха.
12. Измерение обхвата грудной клетки.
РС: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье северян.
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч)
Строение пищеварительной системы. Значение пищеварения. Органы пищеварительной системы. Пищеварительные железы.
Зубы. Строение зубного ряда человека. Смена зубов. Строение зуба. Значение зубов. Уход за зубами
Пищеварение в ротовой полости и желудке. Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Строение стенок желудка. Пищеварение в кишечнике. Химическая обработка пищи в тонком кишечнике и всасывание питательных веществ. Печень и её функции. Толстая кишка, аппендикс и их функции.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. Рефлексы органов пищеварительной системы. Работы И.П. Павлова в области изучения рефлексов. Гуморальная регуляция пищеварения.
Правильное питание. Питательные вещества пищи. Вода, минеральные вещества и витамины в пище. Правильная подготовка пищи к употреблению (части растений, накапливающие вредные вещества; санитарная обработка пищевых продуктов)
Заболевания органов пищеварения. Инфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта и глистные заболевания: способы заражения и симптомы. Пищевые отравления: симптомы и первая помощь.
Лабораторные работы:
7. Действие ферментов слюны на крахмал.
8. Действие ферментов желудочного сока на белки.
Практическая работа:
13. Определение местоположения слюнных желёз.
РС: Наблюдение за состоянием своего организма в соответствии с региональными нормативами, определение норм рационального питания в условиях Севера
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч)
Обменные процессы в организме. Стадии обмена веществ. Пластический и энергетический обмен
Нормы питания. Расход энергии в организме. Факторы, влияющие на основной и общий обмен организма. Нормы питания. Калорийность пищи.
Витамины. Роль витаминов в организме. Гипер- и гиповитаминоз, авитаминоз. Важнейшие витамины, их значение для организма. Источники витаминов. Правильная подготовка пищевых продуктов к употреблению в пищу.
Практическая работа:
14. Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч)
Строение мочевыделительной системы. Функции почек. Строение нефрона. Механизм фильтрации мочи в нефроне. Этапы формирования мочи в почках.
Заболевания органов мочевыделения. Причины заболеваний почек. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиена питья. Обезвоживание. Водное отравление. Гигиенические требования к питьевой воде. Очистка воды. ПДК
Тема 8. Кожа (3 ч)
Значение кожи и её строение.
Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов. Причины нарушения здоровья кожных покровов. Первая помощь при ожогах, обморожении. Инфекции кожи (грибковые заболевания, чесотка). Участие кожи в терморегуляции. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе
Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналин.
Значение, строение и функция нервной системы. Общая характеристика роли нервной системы. Части и отделы нервной системы. Центральная и периферическая нервная система. Соматический и вегетативный отделы. Прямые и обратные связи.
Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. Парасимпатический и симпатический подотделы автономного отдела нервной системы. Связь желёз внутренней секреции с нервной системой. Согласованное действие гуморальной и нервной регуляции на организм. Скорость реагирования нервной и гуморальной систем.
Строение спинного мозга. Рефлекторная функция спинного мозга (соматические и вегетативные рефлексы). Проводящая функция спинного мозга. Серое и белое вещество головного мозга. Строение и функции отделов головного мозга. Расположение и функции зон коры больших полушарий
Практические работы:
15. Изучение действия прямых и обратных связей.
16. Штриховое раздражение кожи.
17. Изучение функций отделов головного мозга.
РС: Состояние здоровья и особенности эндокринной регуляции жителей Архангельской области.
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч+1ч из резерва)
Принцип работы органов чувств и анализаторов. Пять чувств человека. Расположение, функции анализаторов и особенности их работы. Развитость органов чувств и тренировка. Иллюзия.
Орган зрения и зрительный анализатор. Значение зрения. Строение глаза. Слёзные железы. Оболочки глаза. Заболевания и повреждения органов зрения. Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз.
Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Шум как фактор, вредно влияющий на слух. Заболевания уха. Строение и расположение органа равновесия.
Органы осязания, обоняния и вкуса. Значение, расположение и устройство органов осязания, обоняния и вкуса. Вредные пахучие вещества. Особенности работы органа вкуса.
Практические работы:
18. Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна.
19. Оценка состояния вестибулярного аппарата.
20. Исследование тактильных рецепторов.
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч)
Врождённые формы поведения. Положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы.
Приобретённые формы поведения. Условные рефлексы и торможение рефлекса. Подкрепление рефлекса. Динамический стереотип.
Закономерности работы головного мозга. Центральное торможение. Безусловное (врождённое) и условное (приобретённое) торможение. Явление доминанты. Закон взаимной индукции.
Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление. Наука о высшей нервной деятельности. Появление и развитие речи в эволюции человека и индивидуальном развитии. Внутренняя и внешняя речь. Познавательные процессы. Восприятие и впечатление. Виды и процессы памяти. Особенности запоминания. Воображение. Мышление.
Психологические особенности личности. Типы темперамента. Характер личности и факторы, влияющие на него. Экстраверты и интроверты. Интересы и склонности. Способности. Выбор будущей профессиональной деятельности
Регуляция поведения. Волевые качества личности и волевые действия. Побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Астенические и стенические эмоции. Непроизвольное и произвольное внимание. Рассеянность внимания.
Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. Стадии работоспособности (врабатывание, устойчивая работоспособность, истощение). Значение и состав правильного режима дня, активного отдыха. Сон как составляющая суточных биоритмов. Медленный и быстрый сон. Природа сновидений. Значение сна для человека. Гигиена сна.
Вред наркогенных веществ. Примеры наркогенных веществ. Причины обращения молодых людей к наркогенным веществам. Процесс привыкания к курению. Влияние курения на организм. Опасность привыкания к наркотикам и токсическим веществам. Реакция абстиненции. Влияние алкоголя на организм.
Практические работы:
21. Перестройка динамического стереотипа.
22. Изучение внимания.
РС: Образ жизни, традиции северян и здоровье
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч)
Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём. Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД.
Развитие организма человека. Созревание зародыша. Закономерности роста и развития ребёнка. Ростовые скачки. Календарный и биологический возраст.
РС: Особенности индивидуального развития детей в условиях Севера
Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» (1ч)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты[1] | Виды/ формы контроля | |
по плану | по факту | |||||
Раздел (блок) 1. Тема 1. Общий обзор организма человека (5 ч) | ||||||
1 | 1- неделя | 1. Науки, изучающие организм человека. Место человека в живой природе. | Урок – «открытия» нового знания | Предметные: Биосоциальная природа человека. Анатомия. Физиология. Гигиена. Методы наук о человеке. Санитарно-эпидемиологические институты нашей страны. Части тела человека. Пропорции тела человека. Сходство человека с другими животными. Общие черты в строении организма млекопитающих, приматов и человекообразных обезьян. Специфические особенности человека как биологического вида Метапредметные Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные: Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы. | ||
2 | 2- неделя | 2. Строение, химический состав и жизнедеятельность клетки. Лабораторная работа 1 «Действие каталазы на пероксид водорода» | Урок общеметодологической направленности. | текущий | ||
3- неделя | 3. Ткани организма человека. Лабораторная работа 2 «Клетки и ткани под микроскопом» | Урок общеметодологической направленности | Предметные: Система покровных органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, иммунная, дыхательная, нервная, эндокринная, мочевыделительная, половая системы органов. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция внутренних органов. Рефлекторная дуга. | текущий | ||
4- неделя | 4. Общая характеристика систем органов организма человека. Регуляция работы внутренних органов. Практическая работа1 «Изучение мигательного рефлекса и его торможения». | Урок общеметодологической направленности | текущий | |||
5- неделя | 5. Обобщение и систематизация знаний по теме «Общий обзор организма человека». | Уроки развивающего контроля. | тематический | |||
Тема 2. Опорно-двигательная система (9 ч+1ч из резерва) | ||||||
6- неделя | 1. Строение, состав и типы соединения костей. Лабораторная работа 3 «Строение костной ткани и состав костей» | Урок – «открытия» нового знания | Предметные: Общая характеристика и значение скелета. Три типа костей. Строение костей. Состав костей. Типы соединения костей. Реализация установок здорового образа жизни; Различение на таблицах, макетах, схемах, рисунках отделов скелета человека, видов мышечной ткани; анализ выполняемых функций отделов скелета человека различение видов мышечной ткани под микроскопом, а также узнавание под микроскопом костной ткани; понимание взаимосвязи работы активного и пассивного отделов опорно-двигательного аппарата; Метапредметные Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, одноклассников. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | текущий | ||
7- неделя | 2. Скелет головы и туловища | Урок общеметодологической направленности | текущий | |||
8- неделя | 3. Скелет конечностей. Практическая работа 2 «Исследование строения плечевого пояса и предплечья». | Уроки развивающего контроля. | текущий | |||
9- неделя | 4. Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы . | Уроки развивающего контроля. | тематический | |||
11- неделя | 5. Строение, основные типы и группы мышц. Практическая работа 3 «Изучение расположения мышц головы». | Урок общеметодологической направленности | текущий | |||
12- неделя | 6. Работа мышц. | Урок общеметодологической направленности | текущий | |||
13- неделя | 7. Нарушение осанки и плоскостопие. Практические работы 4,5«Проверка правильности осанки и выявление плоскостопия», «Оценка гибкости позвоночника». | Уроки развивающего контроля. | текущий | |||
14- неделя | 8. Развитие опорно-двигательной системы. | текущий | ||||
9. Обобщение и систематизация знаний по теме «Опорно-двигательная система». | итоговый | |||||
Тема 3. Кровеносная система. Внутренняя среда организма (8 ч) | ||||||
15- неделя | 1. Значение крови и её состав. | Урок – «открытия» нового знания | Предметные: Жидкости, образующие внутреннюю среду организма человека (кровь, лимфа, тканевая жидкость). Функции крови в организме. Состав плазмы крови. Форменные элементы крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты).Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. формирование у учащихся новых анатомо физиологических понятий о внутренней среде, составе и функциях крови. Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы. Иммунитет и иммунная система. Важнейшие открытия в сфере изучения иммунитета. Виды иммунитета. Прививки и сыворотки. Причины несовместимости тканей. Группы крови. Резус-фактор. Правила переливания крови Метапредметные Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; способность пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | |||
16- неделя | 2. Иммунитет. | Урок общеметодологической направленности | текущий | |||
17- неделя | 3. Тканевая совместимость. Переливание крови. | Урок – «открытия» нового знания | текущий | |||
18- неделя | 5.Сердце. Круги кровообращения круги кровообращения. | Урок общеметодологической направленности | текущий | |||
19- неделя | 5.Движение крови по сосудам. Практические работы 6,7 «Определение ЧСС, скорости кровотока», «Исследование рефлекторного притока крови к мышцам, включившимся в работу». | Уроки развивающего контроля. | текущий | |||
20- неделя | 6. Движение лимфы. Практическая работа 8 «Изучение явления кислородного голодания» | текущий | ||||
21- неделя | 7. Регуляция работы органов кровеносной системы. Практическая работа 9 «Доказательство вреда табакокурения». | Урок – «открытия» нового знания | текущий | |||
22- неделя | 8. Заболевания кровеносной системы. Первая помощь при кровотечениях. Практическая работа 10 «Функциональная сердечно-сосудистая проба». | Уроки развивающего контроля. | тематический | |||
Тема 4. Дыхательная система (7 ч+1 из резерва) | ||||||
1. Значение дыхательной системы. Органы дыхания. | Предметные: вязь дыхательной и кровеносной систем. Строение дыхательных путей. Органы дыхания и их функции Реализация установок здорового образа жизни;сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы). Регулятивные: Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; способность пользоваться терминологией, умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; | |||||
2. Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Лабораторная работа 5 «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | Урок общеметодологической направленности | текущий | ||||
3. Дыхательные движения. Лабораторная работа 6 «Дыхательные движения» | Урок общеметодологической направленности | текущий | ||||
4. Регуляция дыхания. Практическая работа11 «Измерение обхвата грудной клетки» | Урок общеметодологической направленности | текущий | ||||
5. Заболевания дыхательной системы. Практическая работа 12 «Определение запылённости воздуха». РС: Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье северян. | Урок общеметодологической направленности | текущий | ||||
6. Первая помощь при повреждении дыхательных органов. Непрямой массаж сердца. | Урок общеметодологической направленности | |||||
7. Обобщение и систематизация знаний по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» | ||||||
8. Контрольная работа №1 по темам «Кровеносная система. Внутренняя среда организма», «Дыхательная система» |
| |||||
Тема 5. Пищеварительная система (7 ч) | ||||||
1. Строение пищеварительной системы. Практическая работа 13 «Определение местоположения слюнных желёз». Зубы | Урок – «открытия» нового знания | Предметные :Сформировать внутреннююпозицию ученика на уровне положительного отношения к школе;знание основных принципов и правил отношения к своему здоровью;сформировать познавательный интерес и мотив, направленный на изучение собственного организма Знать о строении и функционировании пишеварительной системы. Знать различия в строении и жизнедеятельности органов пищеварительной системы, демонстрировать взаимосвязь всех органов пищеварительной систем Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи. | ||||
2. Пищеварение в ротовой полости и желудке Лабораторная работа 7,8 «Действие ферментов слюны на крахмал», «Действие ферментов желудочного сока на белки» | Урок общеметодологической направленности | |||||
3. Пищеварение в кишечнике. | Урок общеметодологической направленности | |||||
4. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Значение пищи и её состав. | Урок – «открытия» нового знания | |||||
5. Заболевания органов пищеварения. | Уроки развивающего контроля. | |||||
6. РС: Наблюдение за состоянием своего организма в соответствии с региональными нормативами, определение норм рационального питания в условиях Севера | Уроки развивающего контроля. | |||||
7. Обобщение и систематизация знаний по теме «Пищеварительная система» | ||||||
Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 ч) | ||||||
1. Обменные процессы в организме | Урок – «открытия» нового знания | Предметные: Раскрыть сущность обмена веществ, как основного признака живого. Показать взаимосвязь пластического и энергетического обмена Уметь сравнивать биологические процессы. Умение делать выводы, умозаключения на основе сравнения. Овладение основными методами биологической науки. Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи. | ||||
2.Нормы питания. Практическая работа 14 «Определение тренированности организма по функциональной пробе с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки» | Уроки развивающего контроля. | |||||
3. Витамины. | Урок общеметодологической направленности | |||||
Тема 7. Мочевыделительная система (2 ч) | ||||||
1. Строение и функции почек | Урок – «открытия» нового знания | Предметные:Распознавать и описывать на таблицах основные органы выделительной системы человека. Характеризовать сущность биологического процесса выделения и его роль в обмене веществ. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов мочевыделительной системы. Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; | ||||
2. Заболевания органов мочевыделения. Питьевой режим | Уроки развивающего контроля. | |||||
Тема 8. Кожа (3 ч) | ||||||
1. Значение кожи и её строение | Урок – «открытия» нового знания | Предметные:Функции кожных покровов. Строение кожи Использование приобретенных знания для соблюдения мер профилактики травм, ожогов, обморожений. Распознавать и описывать на таблицах структурные компоненты кожи. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями кожи. Характеризовать роль кожи в обмене веществ и жизнедеятельности организма. Раскрывать значение обмена веществ для организма человека. Характеризовать роль мочевыделительной системы в водно-солевом обмене, кожи — в теплообмене.Устанавливать закономерности правильного рациона и режима питания в зависимости от энергетических потребностей организма человека Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. | ||||
2. Заболевания кожных покровов и повреждения кожи. Гигиена кожных покровов | Уроки развивающего контроля. | |||||
3. Обобщение и систематизация знаний по темам 6–8 | ||||||
Тема 9. Эндокринная и нервная системы (5 ч) | ||||||
1. Железы и роль гормонов в организме. РС: Состояние здоровья и особенности эндокринной регуляции. | Урок – «открытия» нового знания | Предметные:Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в росте и развитии организма. Влияние нарушений работы гипофиза, щитовидной железы на процессы роста и развития. Роль поджелудочной железы в организме; сахарный диабет. Роль надпочечников в организме; адреналин и норадреналинсформировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к школе; знать о строении и функционировании эндокринной и нервной систем. -знать различия в строении и жизнедеятельности желез внешней, внутренней и смешанной секреции -иметь представления о функциональных системах, емонстрировать взаимосвязь нервной и эндокринной систем, показывать механизм поддержания гомеостаза с помощью функциональных систем, - знать о роли гормонов в обменных процессах организма человека и влияние нейрогуморальной регуляции на здоровье человека. Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; установление причинно-следственных связей; умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного язык. | ||||
2. Значение, строение и функция нервной системы. Практическая работа15 «Изучение действия прямых и обратных связей» | Урок – «открытия» нового знания | |||||
3. Автономный отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция . Практическая работа 16 «Штриховое раздражение кожи» | Урок общеметодологической направленности | |||||
4. Спинной мозг | Урок общеметодологической направленности | |||||
5. Головной мозг. Практич. работа17 «Изучение функций отделов головного мозга» | Урок – «открытия» нового знания | |||||
Тема 10. Органы чувств. Анализаторы (6 ч+ 1ч из резерва) | ||||||
1. Принцип работы органов чувств и анализаторов | Урок общеметодологической направленности | Предметные:Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха. Распознавать и описывать на таблицах основные части органов чувств, анализаторов. Характеризовать роль органов чувств и анализаторов в жизни человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора, органа слуха и слухового анализатора Анализировать и оценивать: •воздействие факторов риска на здоровье; •влияние собственных поступков на здоровье. Объяснять результаты наблюдений. Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; осуществление анализа, синтеза, обобщения. Коммуникативные Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; задавать вопросы. | ||||
2. Орган зрения и зрительный анализатор. Практическая работа 18 «Исследование реакции зрачка на освещённость и принципа работы хрусталика, обнаружение слепого пятна» | Урок – «открытия» нового знания | |||||
3. Заболевания и повреждения органов зрения. Близорукость и дальнозоркость. Первая помощь при повреждении глаз | Уроки развивающего контроля. | |||||
4. Органы слуха, равновесия и их анализаторы. Практическая работа19 «Оценка состояния вестибулярного аппарата» | Урок общеметодологической направленности | |||||
5. Органы осязания, обоняния и вкуса. Практическая работа 20 «Исследование тактильных рецепторов» | Урок общеметодологической направленности | |||||
6. Обобщение и систематизация знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | Уроки развивающего контроля. | |||||
7. Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы», «Органы чувств. Анализаторы» | Уроки развивающего контроля. | |||||
Тема 11. Поведение человека и высшая нервная деятельность (8 ч) | ||||||
1.Врождённые формы поведения | Урок – «открытия» нового знания | Предметные:Положительные и отрицательные (побудительные и тормозные) инстинкты и рефлексы. Явление запечатления (импринтинга) Научить высказывать свою точку зрения о проявлении психических процессов, определять положение личности в обществе, ориентироваться в морально-нравственных основах поведения, проводить самооценку особенностей своей психики. Формирование навыков анализировать содержание текстов, рисунков учебника по главе ВНД, характеризовать и сравнивать основные понятия, объяснять разницу между процессами ВНД человека, отличать базовые потребности от второстепенных, мышление от интуиции, определять по описанию тип нервной системы, тип темперамента, перечислять черты характера, выделять существенные особенности поведения и психики человека. Регулятивные Умение использовать несложный эксперимент для выдвигаемых предположений, аргументировать полученные результаты, прогнозировать последствия нарушений правил поведения в обществе, оценивать свои знания. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные Умение работать в группах по выполнению творческих заданий, практических и лабораторных работ, выслушивать другое мнение, использовать форму диалог для решения учебной задачи. | ||||
2. Приобретённые формы поведения. Практическая работа 21 «Перестройка динамического стереотипа» | Урок общеметодологической направленности | |||||
3. Закономерности работы головного мозга | Урок общеметодологической направленности | |||||
4. Сложная психическая деятельность: речь, память, мышление | Уроки развивающего контроля. | |||||
5. Психологические особенности личности | Урок общеметодологической направленности | |||||
6. Регуляция поведения. Практическая работа 22 «Изучение внимания» | Уроки развивающего контроля. | |||||
7. Режим дня. Работоспособность. Сон и его значение. РС: Образ жизни, традиции северян и здоровье | ||||||
8. Вред наркогенных веществ. Обобщение и систематизация знаний по теме «Поведение человека и высшая нервная деятельность» | Уроки развивающего контроля. | |||||
Тема 12. Половая система. Индивидуальное развитие организма (3 ч) | ||||||
1. Половая система человека. Заболевания наследственные, врождённые, передающиеся половым путём | Урок – «открытия» нового знания | Предметные:Факторы, определяющие пол. Строение женской и мужской половой системы. Созревание половых клеток и сопутствующие процессы в организме. Гигиена внешних половых органов. Причины наследственных заболеваний. Врождённые заболевания. Заболевания, передаваемые половым путём. СПИД Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании) Анализировать и оценивать воздействия факторов риска на здоровье. Использовать приобретенные знания для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Называть особенности строения женской и мужской половой системы. Психологические основы личности. Распознавать и описывать на таблицах мужскую и женскую половые системы, органы женской и мужской половой систем. Объяснять причины проявления наследственных заболеваний. Характеризовать сущность процессов размножения и развития человека. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека Регулятивные Умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль по результату; выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные Поиск и извлечение информации, необходимой для выполнения задания; умение структурировать знания в письменной и устной форме; смысловое чтение; выделение главного и второстепенного; Коммуникативные Владеть монологической и диалоговой формами речи; формулировать собственное мнение, учитывать другое мнение, позицию; договариваться, приходить к общему мнению; | ||||
2. Развитие организма человека. | ||||||
3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Половая система. Индивидуальное развитие организма» РС: Особенности индивидуального развития детей в условиях Севера | Уроки развивающего контроля. | |||||
Итоговый контроль знаний по разделу «Человек и его здоровье» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...