Практическая работа "Определение суточного хронотипа человека"
методическая разработка по биологии (9 класс)
Пратическая работа включает в себя три тестовых задания, с помощью которых суточный хронотип человека определяется с большой точностью.
Простота использования тестов позволяет рекомендовать их к применению в работе учителя биологии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры и классных руководителей, а также в системе дополнительного естественнонаучного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sutochnyy_hronotip_pr._rabota.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа «Определение суточного хронотипа человека»
Цель: определить суточный тип работоспособности (хронотип) учащихся.
Задание 1. Тест «Сова-жаворонок»
1. Трудно ли тебе вставать утром в школу:
а) как правило, легко - 0 баллов;
б) бывает по-разному – 1 балл;
в) скорее трудно – 2 балла;
г) всегда тяжело – 3 балла.
2. С каким настроением ты обычно посыпаешься:
а) с радостным, я полон надежд и планов на день – 0 баллов;
б) с обычным, в зависимости от ситуации – 1 балл;
в) мне нужно некоторое время, чтобы окончательно проснуться и прийти в себя, тогда и настроение появится - 2 балла;
г) как правило, я встаю не в самом лучшем расположении духа – 3 балла.
3. Твое любимое время суток:
а) ранее утро – 0 баллов;
б) часов 10 утра – 1 балл;
в) около 11-12 часов утра – 2 балла;
г) после 12 часов – 3 балла.
4. Если бы тебе можно было бы ложиться спать тогда, когда ты захочешь, то это происходило бы:
а) в 9 вечера – 0 баллов;
б) часов в 10 вечера – 1 балл;
в) около 11 вечера – 2 балла;
г) не раньше 12 – 3 балла.
5. Как ты завтракаешь утром перед школой:
а) плотно, я с утра всегда голоден (голодна) – 0 баллов;
б) обязательно завтракаю кашей или яичницей – 1 балл;
в) ограничиваюсь небольшим бутербродом – 2 балла;
г) завтракаю не всегда, есть не хочется совершенно – 3 балла.
6. В какое время суток у тебя лучше всего «работает» голова?
а) утром (с 9 до 12) – 0 баллов;
б) одинаково в течение всего дня – 1 балл;
в) днем, часов с 12 до 15 – 2 балла;
г) вечером, после 5-6 часов – 3 балла.
Результаты тестирования:
0-6 баллов: ты – ярко выраженный «жаворонок». Ты легко просыпаешься и успешно работаешь в часы школьных занятий.
7-12 баллов: микст, «золотая середина». Тебе немного проще чем другим, т.к. организм не имеет четких временных ритмов, и ты довольно легко можешь подстроиться под любой распорядок дня.
13-18 баллов: типичная «сова».Твое время суток – вторая половина дня, вечер, ночь. Вставать в школу рано утром тебе очень нелегко.
Задание2. Определение типа суточной работоспособности по тесту Остберга
Цель: научить ребят определять тип суточной работоспособности с помощью теста Остберга.
Оборудование: опросник Остберга, тетради, ручки.
Инструкция: ответьте на вопросы и обработайте самостоятельно тест с помощью ключа.
Тест Остберга
1. Трудно ли Вам вставать рано утром?
а) да, почти всегда;
б) иногда;
в) редко;
г) крайне редко.
2. Если бы у Вас была возможность выбора, в какое время Вы бы ложились спать:
а) после 1 часа ночи;
б) с 23.00 до 1.00
в) с 22.00 до 23.00
г) до 22.00
3. Какой завтрак Вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения?
а) плотный;
б) менее плотный;
в) можете ограничиться варенным яйцом или бутербродом;
г) достаточно чашки чая или кофе.
4.Если Вы вспомните Ваши последние размолвки на работе (в школе) или дома, в какое время они преимущественно происходили?
а) в первой половине дня;
б) во второй половине дня.
5. От чего Вы могли бы отказаться с большей легкостью?
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чая.
6. Насколько точно Вы можете оценить промежуток времени, равный 1 минуте ?
а) меньше минуты;
б) ровно или больше минуты.
7. Насколько легко нарушаются Ваши привычки, связанные с принятием пищи, во время отпуска (каникул)?
а) очень легко;
б) достаточно легко;
в) трудно;
г) остаются без изменений.
8. Если рано утром предстоят важные дела, насколько времени раньше Вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком?
а) более чем на 2 часа;
б) на час-два раньше;
в) меньше, чем на час;
г) как обычно.
Анализ теста
Утренний тип – «жаворонки» - 7-8 баллов.
Промежуточный тип - «голуби» - 8-13 баллов.
Вечерний тип работоспособности – «совы» - более 14 баллов.
Ключ теста Остберга
№ | А | Б | В | Г |
1. | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
2. | 3 | 2 | 1 | 0 |
3. | 3 | 2 | 1 | 0 |
4. | 1 | 0 | ||
5. | 2 | 0 | ||
6. | 0 | 2 | ||
7. | 0 | 1 | 2 | 3 |
8. | 3 | 2 | 1 | 0 |
Задание 3. Определение суточного хронотипа человека по тесту Хильдербранта.
Цель: научить учащихся определять хронотип по соотношению показателей частоты сердечных сокращений и дыхания
Оборудование: секундомер, калькулятор
Ход работы:
1. У здорового испытуемого в условиях основного обмен, т.е. в утренние часы до завтрака при температурном и психическом комфорте в положении сидя определяются за 1 минуту частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД)
2. Показатель ЧСС делят на показатель ЧД с точностью до 0,1
ЧСС :ЧД = ___:____ = _____
3. Оценка результата: Если полученный параметр соответствует 4,0 – 5,0, испытуемого относят к «аритмикам»; если он превышает 5,0 – к «жаворонкам»; если он мньше 4,0 – к «совам».
4. Для более точного определения типа исследования следует выполнять в течении нескольких дней подряд: 1 проба ____; 2 проба ____; 3 проба ___.
5. Сделайте вывод о типе суточных ритмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практическая работа "Строение тканей человека"
Презентацию можно использовать при проведении практической работы при изучении тканей организма человека либо при закреплении данной темы. Рисунки в презентации сжаты (150 пикс. на дюйм), чтобы файл н...
Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)
Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки, отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...
Практическая работа по теме "Человек познаёт мир" (обществознание 6 класс)
Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки, отличающие человека от животного2. Составьте схемы : мои с...
Практическая работа по теме "Человек - личность"
Практическая работа №1 включает в себя методический материал для работы на урока обществознания в 6 классах. Задания:1. Выделите из перечисленного главные признаки, отличающие человека...
6 класс. текст для практической работы по теме "Человек и человечность"
текст для практикума...
Теоретические и практические занятия по генетике человека с основами медицинской генетики
Полная раскладка теоретических и практических занятий...
Мониторинг уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».
Цель мониторинга – выявление уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной ...
- Мне нравится (1)