Рабочие программы
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии для 5 класса Учебник И.Н.Пономарева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_bio_kalyukina.docx | 46.73 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПРАВОСЛАВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА-ПАНСИОН «ПЛЕСКОВО»
«Согласовано» Заместитель директора по УР: ___________/Зубкова С.Н./ «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор АНО «Православная школа-пансион «Плесково»: ____________/ Анисимова С.В./ Приказ № ___ от «__»_______________20___г. |
Рабочая программа по
биологии
5 класс
Программу составил учитель: Калюкина Мария Викторовна
«Плесково»
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования под редакцией И.Н. Пономаревой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника И. Н. Пономаревой, И.В. Николаев, О.А. Корнилова.
Место учебного курса в учебном плане
На изучение биологии в 5 классе отводится 34 часа. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в течение одного учебного года на базовом уровне.
Программой предусмотрено проведение:
Лабораторных работ – 4
Экскурсия -1 «Весенние явления в природе»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Метапредметными результатами является формирование УУД.
Регулятивные УУД
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе;
- дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, лишайники, растения, животные);
- определять основные части клетки;
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы своей местности.
Личностными результатами являются следующие умения
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
Содержание учебного предмета
№ пп | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Биология – наука о живом мире | 8 |
2 | Многообразие живых организмов | 12 |
3 | Жизнь организмов на планете Земля | 7 |
4 | Человек на планете Земля | 7 |
Всего: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содер-жание Темы раздела | Тема урока | Сроки | |
план | факт | |||
1. | Тема 1 Биоло-гия—наука о живом мире (8 ч) | Биология. Роль биологии в практической деятельности | 2/09 3/09 | 2/09 3/09 |
2 | Отличительные признаки живых организмов | 9/09 10/09 | 9/09 10/09 | |
3 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов | 16/09 17/09 | 16/09 17/09 | |
4 | Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. | 23/09 24/09 | 24/09 23/09 | |
5 | Методы изучения клетки Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | 30/09 01/10 | 30/09 1/10 | |
6 | .Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме | 7/10 8/10 | 7/10 8/10 | |
7 | Роль питания,дыхания, транспорта веществ, выделения в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организмов. Размножение. | 14/10 15/10 | 14/10 15/10 | |
8 | Урок обобщения и повторения по теме «Биология наука о живом мире» | 21/10 22/10 | 21/10 22/10 | |
9 | Тема 2. Много-образие живых организ-мов (12 ч) | .Разнообразие организмов. Принципы классификации. Отличительные признаки представителей царств живой природы | 5/11 11/11 | 5/11 11/11 |
10 | Бактерии. Многообразие бактерий | 12/11 18/11 | 12/11 18/11 | |
11 | Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии- возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний. Роль бактерий в природе и жизни человека | 19/11 25/11 | 19/11 25/11 | |
12 | Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека | 26/11 2/12 | 26/11 2/12 | |
13 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 3«Знакомство с внешним строением побегов растения» | 3/12 9/12 | 3/12 9/12 | |
14 | Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека | 10/12 16/12 | 10/12 16/12 | |
15 | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измере-ние,эксперимент.Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | 17/12 23/12 | 17/12 23/12 | |
16 | Грибы. Многообразие грибов. | 24/12 13/01 | 24/12 13/01 | |
17 | Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами | 14/01 20/01 | 14/01 20/01 | |
18 | Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека | 21/01 27/01 | 21/01 27/01 | |
19 | Разнообразие организмов. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Роль в природе и жизни человека | 28/01 3/02 | 28/01 3/02 | |
20 | Урок обобщения и повторения по теме «Многообразие живых организмов» | 4/02 10/02 | 4/02 10/02 | |
21 | Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 ч) | Среды жизни планеты Земля | 11/02 17/02 | 11/02 17/02 |
22 | Экологические факторы среды | 18/02 25/02 | 18/02 2/03 | |
23 | Приспособления организмов к жизни в природе | 2/03 3/03 | 25/02 16/03 | |
24 | Природные сообщества | 10/03 16/03 | 03/03 23/03 | |
25 | Природные зоны России | 17/03 23/03 | 10/03 30/03 | |
26 | Жизнь организмов на разных материках | 24/03 30.03 | 17/03 30/03 | |
27 | Обобщение и систематизация знаний по теме. | 31/03 6/04 | 24/03 6/04 | |
28 | Тема 4. Человек на планете Земля (7 ч) | Как появился человек на Земле. | 7/04 13/04 | 31/03 13/04 |
29 | Как человек изменял природу | 14/04 27/04 | 7/04 27/04 | |
30 | Важность охраны живого мира планеты | 28/04 12/05 | 14/04 27/04 | |
31-32 | Сохраним богатство живого мира Обобщение и систематизация знаний по теме | 19/05 18/05 | 12/05 11/05 28/04 27/04 | |
33-34 | Проверка знаний по курсу биологии Экскурсия «Весенние явления в природе» или «Многообразие живого мира». | 26/05 25/05 | 26/05 19/05 25/05 18/05 |
Планируемые результаты изучения предмета
Учащийся научится:
выделять существенные признаки биологических объектов(клеток и организмов растений, животных, грибов,
бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
• аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и
бактерий;
• аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
• осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
• раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
• объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
• выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
• различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные тбиологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
• сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
• использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
• знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Учащийся получит возможность научиться
находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
• основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями,
укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
• создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе
нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности
аудитории сверстников;
• работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей и строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Приложение
Виды контроля текущий, тематический
Формы контроля устный опрос, тестирование, биологический диктант, лабораторная работа
Критерии оценивания Устный ответ
Высокий уровень (отметка "5") ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов. 3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Повышенный уровень (отметка "4") ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Базовый уровень (отметка "3") ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий. 3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Низкий уровень (отметка "2") ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений. 2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу. 3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Практические и лабораторные работы
Высокий уровень (отметка «5») ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; г) правильно выполнил анализ погрешностей; д) соблюдал требования безопасности труда.
Повышенный уровень (отметка «4») ставится если: а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; б) было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Базовый уровень (отметка «3») ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки: а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью;
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения; в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей, г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важны задачам работы.
Низкий уровень ( отметка «2») ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы, б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно, в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Тест
отметка | процент выполненных заданий |
Высокий уровень (отметка «5») | 80 – 100 % |
Повышенный уровень (отметка «4») | 70 – 79 % |
Базовый уровень (отметка «3») | 50 – 69 % |
Низкий уровень (отметка «2») | менее 50 % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...