diologi8rabprogramma
рабочая программа по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- Готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- Осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- Развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Смысловое чтение;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- Формирование и развитие компетентности в области использовании.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Выпускник научиться:
- Характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость;
- Применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;
- Владеть составляющими проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;
- Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
Содержание учебного предмета
Введение. Человек как биологический вид (3 ч)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Глава 1. Общий обзор организма человека (4ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
Глава 2. Опора и движение (6 ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека.
Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Практические работы:
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.
Глава 3. Внутренняя среда организма (4 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Глава 4. Кровообращение и лимфообращение (4 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные работы:
Измерение кровяного давления.
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.
Глава 5. Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторные работы:
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Определение частоты дыхания.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.
Глава 6. Питание (6 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторные работы:
Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
Глава 7. Обмен веществ и превращение энергии (4 ч)
Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Практическая работа:
Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Глава 8. Выделение продуктов обмена (3 ч)
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации: модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.
Глава 9. Покровы тела (4 ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях.
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.
Глава 10. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма (8 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Практическая работа:
Штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Глава 11. Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Лабораторные работы:
Изучение строения слухового и зрительного анализаторов (по моделям или наглядным пособиям).
Глава 12. Психика и поведение человека (6 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Глава 13. Размножение и развитие человека (3 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Лабораторная работа:
Измерение массы и роста своего организма.
Глава 14. Человек и окружающая среда (3 ч)
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.
Демонстрации: таблицы «Природное и социальное окружение человека», «Поведение человека в чрезвычайных ситуациях».
Практическая работа:
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Всего часов | Их них | дата | |||||
предметные | метапредметные УУД | личностные | л/р | к/р | с/р | план | факт | |||
Введение | 3 | |||||||||
1/1 | Науки о человеке и их методы. | Объясняют место и роль человека в природе. Выделяют существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы. Выявляют методы изучения организма человека Объясняют связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине Раскрывают значение знаний о человеке в современной жизни | Знать и описывать методы изучения организма человека. Объяснять связь развития биологических наук и техники с успехами в медицине. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. Учащиеся должны выделять специфические особенности человека как биосо циального существа. Характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке | уметь объяснять необходимость знаний о методах изучения организма в собственной жизни для проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Формирование мировоззрения и самосознания. | 1 | |||||
2/2 | Биологическая природа человека. Расы человека. | Объясняют место человека в системе органического мира. Приводят доказа тельства (аргумен тировать) родства человека с млекопи тающими живот ными. Определяют черты сходства и различия человека и животных. Объясняют совре менные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человек Объясняют возни кновение рас. Обосновывают несостоятельность расистских взглядов | Учащиеся должны знать место человека в систематике. Определять черты сходства и различия человека и животных. Объяснять место и роль человека в природе. Приводить примеры рудиментов и атавизмов у человека. Доказывать принад лежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. Знать основные этапы эволюции человека Объясняют современные концепции происхождения человека.Перечислять характерные особенно сти предшественников современного человека Узнавать по рисункам представителей рас человека Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду Доказывать несостоя тельность расистских взглядов о преимуще ствах одних рас перед другими. | Анализировать содержание рисунков учебника - сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой. классифицировать по нескольким признакам; Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. извлечение необходимой информации из текстов Владение монологической и диалогической формами | 1 | |||||
3/3 | Происхождение и эволюция человека. Антропогенез. | Приводят доказа тельства (аргумен тировать) родства человека с млекопи тающими животными. Определяют черты сходства и различия человека и животных. Объясняют совре менные концепции происхождения человека. Выделяют основные этапы эволюции человека | Объясняют современные концепции происхождения человека.Перечислять характерные особенности предшественников современного человека Узнавать по рисункам представителей рас человека Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду Доказывать несостоя тельность расистских взглядов о преимуществах одних рас перед другими. | Анализировать содержание рисунков учебника - сравнивать, анализировать, обобщать; работать с книгой. классифицировать по нескольким признакам; Работать с различными источниками информации, готовить сообщения, выступать с сообщениями. извлечение необходимой информации из текстов | 1 | |||||
Общий обзор организма человека | 4 | |||||||||
4/1 | Строение организма человека(1). Л/р «Изучение микроскопического строения тканей организма человека». | Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела чело века со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами | Учащиеся должны знать общее строение организма Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов Называть органы человека, относящиеся к определенным системам Находить у себя грудную и брюшную полости. Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологи ческой природы. Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации | Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков диа лектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выде лять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. | 1 | 1 | ||||
5/2 | Строение организма человека (2) | Выделяют уровни организации человека. Выявляют существенные признаки организма человека. Сравнивают строение тела чело века со строением тела других млекопитающих. Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами | Учащиеся должны знать общее строение организма Узнавать по рисункам расположение органов и систем органов Называть органы человека, относящиеся к определенным системам Находить у себя грудную и брюшную полости. Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологи ческой природы. Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации | Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков диа лектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выде лять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. | 1 | |||||
6/3 | Стартовая к/р | 1 | 1 | |||||||
7/4 | Регуляция процессов жизнедеятельности. | Отрабатывают умение пользоваться анатомическими таблицами, схемами | Давать определения понятиям: ткань, орган, система органов Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологи ческой природы. Раскрывать суть понятий: молекулярный, клеточный, тканевый и организменный уровни организации | Поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков диа лектически анализировать учебный или любой другой материал, сравнивать объекты, факты, явления | 1 | |||||
Опора и движение | 6 | |||||||||
8/1 | Опорно-двигатель ная система. Состав, строение и рост костей. Л/р «Изучение внешнего вида отдельных костей скелета человека». | Распознают на наглядных пособиях органы опорно-двигательной системы (кости). Выделяют существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Называть функции опорно-двигательной системы Описывать химический состав костей Объяснять зависимость характера повреждения костей от химического состава Устанавливать взаимосвязь: между строением и функциями костей; | Извлекать учеб ную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. -выделять главное, существенное. Проводить биологические исследования и делать выводы. Умение работать в группе, сотруд ничество с товари щами по группе. | 1 | 1 | ||||
9/2 | Скелет человека. Соединение костей. Скелет головы. | Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника | Называть особенности строения скелета человека; Распознавать на таблицах составные части скелета человека. между строением и функциями скелета. Называть компоненты осевого и добавочного скелета Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета | Сравнивать стро ение поясов верх ней и нижней конечности. Анализировать содержание рисунков Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы Умение структу рировать матери ал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Адекватное восп риятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | |||||
10/3 | Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. П/р «Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы». | Раскрывают особенности строения скелета человека. Распознают на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов. Объясняют взаимосвязь гибкости тела человека и строения его позвоночника | Называть особенности строения скелета человека; Распознавать на таблицах составные части скелета человека. между строением и функциями скелета. Называть компоненты осевого и добавочного скелета Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета | Сравнивать стро ение поясов верх ней и нижней конечности. Анализировать содержание рисунков Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы Умение структу рировать матери ал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую . Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике . Адекватное восп риятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | 1 | ||||
11/4 | Строение и функции скелетных мышц. | Объясняют особенно сти строения мышц. Проводят биологи ческие исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Распознавать на таблицах основные группы мышц человека. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями мышц | Самостоятельно работать с текс том учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логи чески мыслить, делать краткие записи в тетради; умение создавать, применять таблицы для решения учебных и позна вательных задач . Умение организо вывать свою дея тельность, выби рать средства реализации цели, применять их на практике. Умение осознанно исполь зовать средства письменной и устной речи для преставления результата; спо собность работать совместно в атмосфере сотруд ничества. | 1 | |||||
12/5 | Работа мышц и её регуляция. Лабораторная работа «Изучение влияния стати стической и дина мической работы на утомление мышц». | Объясняют особен ности работы мышц. Раскрывают механиз мы регуляции работы мышц. Проводят био логические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов. | Называть последствия гиподинамии Узнавать по немому рисунку структуры мотонейрона Описывать энергетику мышечного сокращения Различать механизм статической и динамической работы Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок Анализировать содержание рисунка Характеризовать механизм регуляции работы мышц | Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Извлекать учеб ную информацию на основе прове дения экспериме нта.Умение осознанно испо льзовать средства письменной и устной речи для преставления результата; спосо бность работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | 1 | ||||
13/6 | Нарушения опорно-двигательной системы. Травматизм. П/р «Выявление плоскостопия». | Выявляют условия нормального развития и жизнедеятельности органов опоры и движения. На основе наблюдения определяют гармоничность физического развития, нарушение осанки и наличие плоскостопия | Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки Называть причины искривления позвоночника, факторы развития плоскостопия. Проанализировать правильность положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов | Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Извлекать учеб ную информацию на основе прове дения экспериме нта.Умение осознанно испо льзовать средства письменной и устной речи для преставления результата; спосо бность работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | 1 | ||||
Внутренняя среда организма | 4 | |||||||||
14/1 | Состав внутренней среды организма и её функции. | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между лимфой кровью и межтканевой жидкостью Объясняют механизм перехода жидкости между клетками | Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; Характеризовать внутреннюю среду Перечислять органы кроветворения Характеризовать сущность перехода жидкости между клетками | Наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы, владеть навыком аналитического чтения; владеть различными видами изложения текста | 1 | |||||
15/2 | Состав крови. Постоянство внутренней среды. | Сравнивают клетки организма человека. Делают выводы на основе сравнения. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Изучают готовые микропрепараты и на основе этого описывают строение клеток крови. Закрепляют знания об устройстве микроскопа и правилах работы с ним. | Называть признаки биологических объектов: составляющие внутренней среды организма; составляющие крови (форменные элементы); составляющие плазмы. | Наблюдать, срав нивать, обобщать и делать выводы, владеть навыком аналитического чтения;владеть различными видами изложения текста. Сравнивать кровь человека и лягу шки и делать выводы на основе их сравнения. Умение осознан но использовать средства пись менной и устной речи для престав ления результата; способность рабо тать совместно в атмосфере сотрудничества. Анализировать собственнуюработу: соотносить план и совершенные операции, выде лять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины. | 1 | |||||
16/3 | Свёртывание крови. Переливание крови. Группы крови. Л/р «Изучение микроскопического строения крови». | Выделяют существен ные признаки имму нитета. Объясняют причины нарушения иммунитета | Называть органы иммунной системы. Давать определение термину иммунитет. Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток. Характеризовать периоды болезни Приводить примеры инфекционных заболеваний. Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета, проявление тканевой несовместимости | Работать с различ ными источниками информации, готовить сообщения, высту пать с сообщении ями. выделять главное, сущест венное; синтези ровать материал, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | 1 | |||||
17/4 | Иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Вакцинация. | Выделяют существен ные признаки имму нитета. Объясняют причины нарушения иммунитета | Называть органы иммунной системы. Давать определение термину иммунитет. Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток. Характеризовать периоды болезни Приводить примеры инфекционных заболеваний. Объяснять механизм различных видов иммунитета, причины нарушений иммунитета, проявление тканевой несовместимости | Работать с различ ными источниками информации, готовить сообщения, высту пать с сообщении ями. выделять главное, сущест венное; синтези ровать материал, устанавливать причинно-следственные связи, аналогии | 1 | |||||
Кровообращение и лимфообращение | 4 | |||||||||
18/1 | Органы кровообращения. Строение и работа сердца. | Описывают строение и роль кровеносной и лимфатической систем. Распознают на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем Выявление параметров сравнения в ходе беседы по рисунку. Поиск информации для составления таблицы. Обсуждение содержания таблицы | Давать определения понятиям: аорта, артерии, капилляры, вены, лимфа. Называть: -особенности строения организма человека – органы кровеносной и лимфатической систем; -признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов. Распознавать и описывать на таблицах: -систему органов кровообращения; -органы кровеносной системы; -систему лимфообращения; -органы лимфатической системы. | Умение работать с текстом учебника, находить главное. Грамотно и лаконично выражать свои мысли. | 1 | |||||
19/2 | Сосудистая система. Лимфообращение. Л/р «Измерение кровяного давления. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке». | Выделяют особенности строения сосудистой системы и движения крови по сосудам. Осваивают приёмы измерения пульса, кровяного давления. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения Давать определение терминам Различать малый и большой круги кровообращения Анализировать содержание рисунка Давать определения понятий: аорта, артерии, капилляры, вены. Называть признаки (особенности строения) биологических объектов – кровеносных сосудов | Использовать лабораторную работу для дока зательства выдвигаемых предпо ложений; аргумен тировать получен ные результаты Умение работать в группе, сотрудни чать с товарищами и учителем, крат ко и лаконично выражать свои мысли. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, при менять их на практике | 1 | 1 | ||||
20/3 | Сердечнососудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении. Л/р «Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений». П/р»Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения». | Приводят доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечнососудистых заболеваний Анализ текста учебника Участие в беседе Выполнение лабораторной работы и анализ ее результатов. | Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе Называть причины юношеской гипертонии | диалектически анализировать учебный или любой другой материал; сравнивать объекты, факты, явления; обобщать, делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудни чество и совмес тную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре | 1 | 1 | ||||
21/4 | Контрольная работа | 1 | 1 | |||||||
Дыхание | 5 | |||||||||
22/1 | Дыхание и его значение. Органы дыхания. П/р «Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы». | Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Распознают на таблицах органы дыхательной системы Поиск информации о строении и функциях голосовых связок Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником | Называть особенности строения организма человека – органы дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхательной системы человека Узнавать по немым рисункам органы дыхания Называть этапы дыхания | ставить цели само образовательной деятельности. выделять главное, существенное; синтезировать материал; устана вливать причин но-следственные связи, аналогии. Правильно форму лировать вопросы и давать аргумен тированные ответы | 1 | 1 | ||||
23/2 | Механизм дыхания. Жизненная ёмкость лёгких. Л/р «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха». | Заполнение таблицы «Дыхательные объемы и их характеристика». Составление схем : «Механизм вдоха», «Механизм выдоха». Сравнительная характеристика процессов вдоха и выдоха. Определение жизненной емкости легких. | иметь представление о дыхательных движениях и дыхательных объемах. Знать механизм вдоха и выдоха. Называть расположение центров дыхательной системы Называть причины горной болезни Давать определение термину дыхание | Формирование внутренней пози ции обучающее гося на основе положительного отношения к полу чению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности чело века за общее благополучие. Умение формули ровать и удержи вать учебную задачу, преобра зовывать практи ческую задачу в познавательную. Различать способ и результат дейст вия, осуществлять итоговый и пошаговый конт роль по результату. Умение осу ществлять взаим ный контроль, адекватно оцени вать собственное поведение и пове дение окружаю щих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь . Правильно формулировать вопросы и давать аргументированные ответы | 1 | 1 | ||||
24/3 | Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Л/р «Определение частоты дыхания». | Заполнение таблицы «Дыхательные объемы и их характеристика». Составление схем : «Механизм вдоха», «Механизм выдоха». Сравнительная характеристика процессов вдоха и выдоха. | иметь представление о дыхательных движениях и дыхательных объемах. Знать механизм вдоха и выдоха. Называть расположение центров дыхательной системы | Формирование внутренней пози ции обучающегося на основе положительного отношения к полу чению знаний. Формирование навыков адаптации к окружающему миру. Осознание ответственности человека за общее благополучие. Умение формулировать и удерживать учеб ную задачу, прео бразовывать практическую задачу в познава тельную. Различать способ и результат действия, осуществ лять итоговый и пошаговый конт роль по результату. Умение осуще ствлять взаимный контроль, адеква тно оценивать собственное пове дение и поведение окружающих, оказывать сотруд ничество и взаи мопомощь . Правильно форму лировать вопросы и давать аргумен тированные ответы. Умение контролировать и оцениватьпроцесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгори тмы деятельности при решении поставленной проблемы. Контролировать и оценивать резуль тат деятельности | 1 | 1 | ||||
25/4 | Заболевания органов дыхания их профилактика. Реанимация. | Приводят доказатель ства (аргумента ция) необходимости соблюдения мер профилактики лёго чных заболеваний. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отрав лении угарным газом, спасении утопаю щего, простудных заболеваниях. Находят в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформляют её в виде рефератов, докладов Поиск информации о показателях состояния дыхательной системы | Называть заболевания органов дыхания. Характеризовать инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении, заваливании землей | аргументировать полученные результаты Умение контро лировать и оце нивать процесс и результат деяте льности. Самост оятельно созда вать алгоритмы деятельности при решении поставленной проблемы. Контролировать и оценивать результат деяте льности. Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно | 1 | |||||
26/5 | Обобщение по главе «Дыхание». | 1 | 1 | |||||||
Питание | 6 | |||||||||
27/1 | Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции. | Выделяют существенные признании процессов питания и пищеварения. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему вещества, пригодные для пищи, например молоко или куриное яйцо, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека»». Сравнивают пищеварительный тракт млекопитающих и человека. Составляют схему «Пищеварительная система человека». | иметь представление о составе пищи и роли пищевых компонентов в жизнедеятельности организма; сущности и значении питания и пищеварения, строении и функции органов пищеварительной системы; | Формирование внутренней пози ции обучающегося на основе поло жительного отно шения к получе нию знаний. Экологическая культура, готов ность следовать нормам здоровье сберегающего поведения. Умение формулировать и удерживать учебную задачу, преобразо вывать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат дейст вия, осущест влять итоговый и пошаговый конт роль по результату. Умение осуществлять взаимный конт роль, адекватно оценивать собст венное поведение и поведение окру жающих, оказы вать сотрудни чество и взаимо помощь. | 1 | |||||
28/2 | Пищеварение в ротовой полости. Глотка и пищевод. Л/р «Изучение действия ферментов слюны на крахмал». | Исследуют особенности пищеварения в ротовой полости. Выполняют лабораторную работу. Делают выводы на основе полученных результатов. | иметь представление о процессах пищеварения в ротовой полости, роли ферментов в них, нервно-гуморальной регуляции этих процессов. | Умение работать с различными источниками информации, включая электрон ные носители. Самостоятельно создавать алгори тмы деятельности при решении поставленной задачи. Контролировать и оценивать резуль тат деятельности | 1 | 1 | ||||
29/3 | Пищеварение в желудке и кишечнике. | Характеризуют сущ ность биологического процесса питания, пищеварения, роль ферментов в пищева рении. Используют приобретенные знания для проведения наблюдений за состо янием собственного организма. Устанав ливают взаимосвязь между строением и функциями органов пищеварения. | иметь представление о процессах пищеварения в желудке и двенадцати перстной кишке, свойствах ферментов и условиях их активности, роли соляной кислоты в пищеварении. Характеризовать сущность процесса регуляции жизнедеятельности организма. | умение работать с текстомучебника, находить главное. Оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния. | 1 | |||||
30/4 | Всасывание питательных веществ в кровь. | Изучают строение кишечных ворсинок. Объясняют механизм всасывания веществ в кровь и лимфу. По ходу объяснения заполняют таблицу «Всасывание питательных веществ в организме». Исследу ют роль печени в орга низме. Анализируют сообщение о влиянии алкоголя на здоровье печени. Распознают на наглядных пособиях органы пищева рительной системы. | иметь представление о значении толстого и тонкого кишечника, роли печени в организме, функционировании кишечных ворсинок и механизме всасывания, роли аппендикса и симптомах аппендицита. | Владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей | 1 | |||||
31/5 | Регуляция пищева рения. Гигиена питания. П/р«Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы». | Работа с текстом и рисунками учебника. Объясняют принцип нервной и гуморальной регуляции пище варения. Изучают роль И.П.Павлова в изучении механизмов условного и безусло вного сокоотделения. Сравнивают нервную и гуморальную регу ляцию пищеварения. Приводят доказатель ства необходимости соблюдения мер про филактики нарушений работы пищевари тельной системы в повседневной жизни. Формируют предста вление о гигиени ческих условиях нор мального пищеварения, о режиме питания. | иметь представление о механизмах нервной и гуморальной регуляции пищеварения. Объяснять вклад И.П Павлова в изучении нервно-гуморальной природысокоотделения. Называть правила приема пищи. Характеризо вать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний и объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями. | Выделять главное, существенное, синтезировать материал, устанавливать причинно-след ственные связи. Работать с разли чными источник ами информации, готовить сообще ния, выступать с сообщениями. Уметь оценить степень успешно сти своей индиви дуальной образо вательной деяте льности. Планиро вать учебное сотр удничество с учи телем и сверстни ками – опреде ление целей, фун кций участников, способов взаимодействия | 1 | 1 | ||||
32/6 | Обобщение по главе «Питание». | 1 | 1 | |||||||
Обмен веществ и превращение энергии | 4 | |||||||||
33/1 | Пластический и энергетический обмен. | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. | иметь представление о роли почек в удалении из организма продуктов распада; уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого | 1 | |||||
34/2 | Ферменты и их роль в организме человека. | Выделяют существен ные признаки обмена веществ и превраще ний энергии в орга низме человека. Опи сывают особенности обмена белков, угле водов, жиров, воды, минеральных солей. | Иметь представление о энергетическом и пластическом обмене, роли органов пищеварения, кровообращения, дыхания, и выделения в обмене веществ. | Планировать учебное сотрудни чество с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия | 1 | |||||
35/3 | Витамины и их роль в организме человека. | Классифицируют витамины. Раскрывают роль витаминов и ферментов в обмене веществ (работа в группах). Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики авитаминозов. | иметь представление о ферментам витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека. | Извлекать учеб ную информацию на основе прове дения эксперимен та. Анализиро вать собственную работу: соотносить план и совер шенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины | 1 | |||||
36/4 | Нормы и режим питания. Нарушение обмена веществ. П/р «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат». | Обсуждают правила рационального питания. Объяснять энерготраты человека и пищевой рацион, энергетическую ёмкость пищи. Обосновывают нормы и режим питания. | иметь представление об основном и общем обмене, энергетической емкости питательных веществ, энергетическом балансе между энерготратами и энергетической емкостью и качеством пищи, роли питания в поддержании здоровья. | Извлекать учеб ную информацию на основе проведе ния эксперимента . Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавли вать их причины . | 1 | 1 | ||||
Выделение продуктов обмена | 3 | |||||||||
37/1 | Выделение и его значение. Органы мочевыделения. | Выделяют существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. | иметь представление о роли почек в удалении из организма продуктов распада; уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого | 1 | |||||
38/2 | Заболевания органов мочевыделения. | Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. Объясняют роль выделения в поддержании гомеостаза. | уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения в поддержании гомеостаза крови и внутренней среды организма в целом. | Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого | 1 | |||||
39/3 | П/р«Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы». | Распознают на таблицах органы мочевыделительной системы. | уметь объяснить функции почек и органов мочевыделения | Извлекать учеб ную информацию на основе проведе ния эксперимента | 1 | 1 | ||||
Покровы тела человека | 4 | |||||||||
40/1 | Наружные покровы тела человека. Строение и функции кожи. Самонаблюдение: Определение типа своей кожи с помощью бумажной салфетки. | Устанавливают взаимосвязь между строением и функциями слоев кожи. Заполняют таблицу. Анализируют сообщения о производных кожи. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | иметь представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии. | развивать слове сно-логическое мышление, спосо бности сравнивать и анализировать; оформлять результаты мыслительных операций в уст ной и письменной форме;продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого | 1 | 1 | ||||
41/2 | Болезни и травмы кожи. | Осваивают приёмы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова. | Знать о болезнях кожи, связанных с нарушением диеты, гиповитаминозами и особенностями эндокринной системы подростков. | Строить логи ческие рассужде ния, включающее установление при чинно-следствен ных связей. Удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алго ритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений | 1 | |||||
42/3 | Гигиена кожных покровов. | Приводят доказатель ства необходимости ухода за кожей, воло сами, ногтями, атакже соблюдения правил гигиены. | иметь анатомо-физиоло гические сведения, лежащие в основе гигиены кожи, использования одежды и обуви, моющих средств. | Строить логиче ские рассуждения, включающее установление при чинно-следствен ных связей. | 1 | |||||
43/4 | Обобщение по главе «Покровы тела человека». | 1 | 1 | |||||||
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности | 8 | |||||||||
44/1 | Железы внутренней секреции и их функции. | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Описывать проявление функций нервной системы | Анализировать содержание рису нков. Прокоммен тировать выраже ние: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» Умение правильно, грамотно объ яснить свою мысль. | 1 | |||||
45/2 | Работа эндокринной системы и её нарушения. | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Описывать проявление функций нервной системы | Анализировать содержание рису нков. Прокоммен тировать выраже ние: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» Умение правильно, грамотно объ яснить свою мысль. | 1 | |||||
46/3 | Строение нервной системы и её значение. | Раскрывают значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности | Учащиеся должны уметь объяснять значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности. Описывать проявление функций нервной системы | Анализировать содержание рису нков. Прокоммен тировать выраже ние: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» Умение правильно, грамотно объ яснить свою мысль. | 1 | |||||
47/4 | Спинной мозг. | Определяют расположение спинного мозга и спинномозговых нервов. Распознают на наглядных пособиях органы нервной системы. Раскрывают функции спинного мозга | Строение нервной системы Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга | Постановка учебной задачи. Поиск информации в различных источниках. Умение грамотно и доходчиво объяснить свою мысль | 1 | |||||
48/5 | Головной мозг. | Описывают особенности строения головного мозга и его отделов. Раскрывают функции головного мозга и его отделов. Распознают на наглядных пособиях отделы головного мозга | Описать по рисунку строение головного мозга Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий Интеллектуальный уровень. Сравнивать строение головного и спинного мозга | Проводить биологические исследования и делать выводы. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками | 1 | |||||
49/6 | Вегетативная нервная система. П/р «Штриховое раздражение кожи-тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении». | Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Учащиеся должны знать соматический и вегетативный отделы нервной системы. Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем | Умение формули ровать и удержив ать учебную зада чу, преобразовы вать практическую задачу в познавательную. Различать способ и результат дейст вия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Умение осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное пове дение и поведение окружающих, оказывать сотруд ничество и взаи мопомощь. Проводить биоло гические исследо вания и делать выводы | 1 | |||||
50/7 | Нарушения в работе нервной системы и их предупреждения. | Объясняют влияние отделов нервной системы на деятельность органов. Распознают на наглядных пособиях отделы нервной системы. Проводят биологические исследования. Делают выводы на основе полученных результатов | Учащиеся должны знать соматический и вегетативный отделы нервной системы. Объяснять влияние отделов нервной системы на деятельность органов Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем | Умение осуществ лять взаимный контроль, адеква тно оценивать собственное пове дение и поведение окружающих, оказывать сотруд ничество и взаи мопомощь. Проводить биоло гические исследо вания и делать выводы | 1 | |||||
51/8 | Обобщение по главе «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности». | 1 | 1 | |||||||
Органы чувств. Анализаторы | 5 | |||||||||
52/1 | Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор. | Выделяют существенные признаки строения и функционирования зрительного анализатора. Изучают строение глаза, объясняют значение частей глаза. В результате обсуждения строят таблицу. Участвуют в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником. Выполняют лабораторные работы и анализируют их результаты. | умение объяснять связующую роль зрительного анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части зрительного анализатора, знать строение глаз. | Аргументировать полученные результаты. Умение контро лировать и оце нивать процесс и результат деятельности. Самостоятельно создавать алгори тмы деятельно сти при решении поставленной проблемы. Способность выбирать целевые и смысловые установки по отношению к анализаторам. Умение осущест влять взаимный контроль, адек ватно оценивать собственное по ведение и пове дение окружаю щих, оказывать сотрудничество и взаимопомощь | 1 | |||||
53/2 | Слуховой анализатор. Л/р «Изучение строения слухового и зрительного анализаторов». | Распознавать и описывать на таблицах основные части органа слуха и слухового анализатора. Работают с учебником. Выделяют существенные признаки строения и функционирования слухового анализатора. Описывают механизм передачи звуковых сигналов. Показывают взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функции. | умение объяснять связующую роль слухового анализатора между организмом и внешней средой, умение выделять части слухового анализатора, знать строение уха. | умение структу рировать матери ал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую. Умение организовывать свою деятельность, выби рать средства реализации цели, применять их на практике. Адек ватное восприятие устной речи и способность передавать содер жание текста в сжатом или разве рнутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способ ность работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | 1 | ||||
54/3 | Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание. | Называют располо жение зон чувствии тельности в коре больших полушарий. Описывают строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. Узнают по немым рисункам структурные компо ненты вестибулярного аппарата Объясняют механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств. | умение объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой, умение выделять части анализаторов, знать их строение. | Умение опериро вать изученными понятиями, уста навливать причин но-следственные связи, делать вы воды. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, при менять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | |||||
55/4 | Вкусовой и обонятельный анализаторы. Боль. | Называют располо жение зон чувствии тельности в коре больших полушарий. Описывают строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. Узнают по немым рисункам структурные компо ненты вестибулярного аппарата Объясняют механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств. | умение объяснять связующую роль анализаторов равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния, вкуса между организмом и внешней средой, умение выделять части анализаторов, знать их строение. | Умение опериро вать изученными понятиями, уста навливать причин но-следственные связи, делать вы воды. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, при менять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | |||||
56/5 | Обобщение по главе «Органы чувств. Анализаторы». | 1 | 1 | |||||||
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность | 6 | |||||||||
57/1 | Высшая нервная деятельность. Рефлексы. | Дают определение ВНД. Характеризуют вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Повторяют материал о разноуровневой организации деятельности мозга, безусловных и условных рефлексах и их дугах. | иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения. | умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на воп росы, логически мыслить, оформ лять результаты мыслительной деятельности в устной и письмен ной форме. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | |||||
58/2-59/3 | Память и обучение. | Изучают механизм выработки условного рефлекса. Объясняют природу внешнего и внутреннего торможения, доминанты.Приводят примеры врожденных и приобретенных программ поведения. Объясняют механизм формирования динамического стереотипа. Анализируют содержание рисунков и основных понятий. Выделяют существенные особенности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения. | умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме | 1 | |||||
Врождённое и приобретённое поведение. | Изучают механизм выработки условного рефлекса. Объясняют природу внешнего и внутреннего торможе ния, доминанты. При водят примеры врожде нных и приобретенных программ поведения. Объясняют механизм формирования динамического стереотипа. Анализи руют содержание рисунков и основных понятий. Выделяют существенные особен ности поведения и психики человека. Объясняют роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека. | иметь представление о рефлекторной теории поведения, особенностях врожденных и приобретенных форм поведения. | умения работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, оформлять результаты мыслительной деятельности в устной и письменной форме | 1 | ||||||
60/4-61/5 | Сон и бодрствование. | Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературой. Раскрывают биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучают фазы сна, их характеристики, сущность и значение снов. Доказывают вредное влияние переутомления, алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему; Знакомятся с правилами гигиены сна, предупреждающими его нарушение. Слушают сообщения: «Расстройство сна», «Гипноз – частичный сон». | иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений. : | Самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логически мыслить, выступать с небольшими сообщениями (П). Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике (Р). Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | |||||
Особенности высшей нервной деятельности человека. | Характеризуют фазы сна. Работа с учебником, дополнительной литературой. Раскрывают биологическое значение чередования сна и бодрствования. Изучают фазы сна, их характеристики, сущность и значение снов. Доказывают вредное влияние переутомления, алкоголя, никотина и других наркотических средств на нервную систему; Знакомятся с правилами гигиены сна, предупреждающими его нарушение. Слушают сообщения: «Расстройство сна», «Гипноз – частичный сон». | иметь представление о биоритмах на примере суточных ритмов. Знать природу сна и сновидений. | Самостоятельно работать с текс том учебника, извлекать из него нужную информацию, отвечать на вопросы, логи чески мыслить, выступать с небо льшими сообще ниями. Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. Умение работать совместно в атмосфере сотрудничества | 1 | ||||||
62/6 | Обобщение по главе «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность». | 1 | 1 | |||||||
Размножение и развитие человека | 3 | |||||||||
63/1 | Особенности размножения человека. | Перечисляют этапы жизненного цикла особи. Узнают по рисункам органы размножения. Выделяют существенные признаки органов размножения человека. Сравнивают по выделенным парамет рам бесполое и поло вое размножение. Характеризуют про цесс оплодотворения. | иметь представление о строении и функциях мужской и женской половых систем, о процессах образования и развития зародыша, преимуществах полового размножения перед бесполым. | Умение организо вывать свою дея тельность, выби рать средства реализации цели, применять их на практике. Умение организовывать учебное сотрудни чество и совмес тную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально и в паре | 1 | |||||
Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. Доказывают справедливость биогенетического закона. | использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека. | Умение структу рировать мате риал, работать с различными источниками информации, включая электрон ные носители. Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | |||||||
64/2 | Беременность и роды. | Определяют основные признаки беременности. Характеризуют условия нормального протекания беременности. Выделяют основные этапы развития зародыша человека. Доказывают справедливость биогенетического закона. | использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека; находить черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша и плода млекопитающих животных и человека | Умение структу рировать мате риал, работать с различными источниками информации, включая электрон ные носители. Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | 1 | |||||
65/3 | Рост и развитие ребёнка после рождения. Л/р «Измерение массы и роста тела организма». | Выделяют основные этапы развития человека после рождения. Доказывают справедливость биогенетического закона. | иметь представление о процессах развития человека после рождения | Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | 1 | 1 | ||||
Человек и окружающая среда | 3 | |||||||||
66/1 | Социальная и природная среда человека. | Определяют социальную и природную среду, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | иметь представление о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды | Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | 1 | |||||
67/2 | Окружающая среда и здоровье человека. П/р«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека». | Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. | иметь представление о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды | Умение организо вывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике | 1 | |||||
68/3 | Итоговая к/р за курс 8 класса. | 1 | 1 | |||||||
69-70 | Резерв | 2 |