Устный журнал "Режим дня - залог здоровья"
классный час по биологии (8 класс)
Усный журнал предназначен лдя проведения классного часа в 5-9 классах.
Приветствуя друг друга, люди на разных языках произносят слова,
смысл которых один – пожелание здоровья.
Но все ли задумываются над этим?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал
РЕЖИМ ДНЯ – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ
Приветствуя друг друга, люди на разных языках произносят слова, смысл которых один – пожелание здоровья. И это не удивительно: ведь здоровье самое дорогое для человека, его богатство, непременное условие осуществления намеченных планов. Но здоровье не только личное, но и общественное достояние. И нет другой более важной задачи, чем укрепление здоровья населения.
Но все ли задумываются над этим? В подростковом возрасте многим кажется, что здоровье будет всегда крепким. И не надо прилагать никаких усилий, чтобы сохранить его. Врачи говорят, что здоровье, как и честь надо беречь смолоду. Не только беречь, но и укреплять. Медицина утверждает, что здоровье человека зависит не только от общества, состояния здравоохранения, но и от самого человека. Одним из важнейших условий для укрепления здоровья является рациональный режим жизни.
Соблюдение режима в подростковом и юношеском возрасте закладывает фундамент здорового образа жизни. Каким будет этот фундамент зависит от вас. Вы можете создать его прочным, значит сохранить здоровье на всю жизнь, либо слабым неустойчивым и тогда ваши мечты о счастье не смогут воплотиться в жизнь.
В понятие режима входит: длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Деятельность должна бить посильной и не превышать границ работоспособности человека, а отдых достаточным для полного восстановления всех функций организма. Рациональным признается такой режим, который создается с учетом законов высшей нервной деятельности, суточных биоритмов, а также возрастных возможностей организма.
Медики выделяют в режиме школьника 6 основных компонентов: сон, пребывание на открытом воздухе, учебная деятельность, отдых, прием пищи, личная гигиена. Содержание и длительность каждого из этих компонентов меняются в зависимости от возраста. Для подвижных игр и спортивных занятий на открытом воздухе надо ежедневно выделять от 2.5 до 3.5 часов. Особое внимание уделите продолжительности сна. Во время сна происходит восстановление работоспособности организма и в первую очередь нервной системы. Подросткам необходимо спать 8 – 8.5 часов.
Исследованиями установлено, что у школьников, которые недосыпали час – полтора, уровень работоспособности утром был снижен на 30%. Если сон у школьников был меньше нормы на 2.5 часа, то на первых двух уроках в школе их работоспособность была очень низкой. Недосыпание у школьников чаще всего связано с тем, что они смотрят телепередачи до позднего вечера. Это не только мешает полноценному отдыху, но неблагоприятно отражается на нервной системе, зрении. По мнению врачей, учащиеся могут смотреть телепередачи не больше 2 часов и не чаще 3 раз в неделю. Увлечение телепередачами, кроме часов сна, отнимает время, которое школьник должен проводить на свежем воздухе, отдавать спортивным занятиям. При таком режиме накапливается утомление, что приводит к печальным результатам.
Для профилактики переутомления необходимо чередовать разные виды деятельности. Для школьников – это чередование учебной деятельности с физическими упражнениями и подвижными играми на свежем воздухе, чередование трудного урока с легким, творческой работы с общественно полезным трудом и помощью семье.
РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ
№ | Компоненты режима | Время | |
1 | Подъем, зарядка, умывание, уборка постели | 7.00-7.30 | |
2 | Завтрак | 7.30-7.50 | |
3 | Дорога в школу | 7.50-8.20 | |
4 | Учебные занятия | 8.30-14.00 | |
5 | Дорога из школы домой, прогулка | 14.00-14.30 | |
6 | Обед | 14.30-15.00 | |
7 | Прогулка, подвижные игры на воздухе | 15.00-17.00 | |
8 | Приготовление домашних заданий | 17.00-20.00 | |
9 | Ужин, занятия по интересам | 20.00-22.00 | |
10 | Подготовка ко сну, вечерний туалет | 22.00-22.30 |
Соблюдение режима дня помогает подростку быстрее адаптироваться к новым условиям, лучше справиться со стоящими перед ним задачами, успешнее усваивать знания.
ПРАВИЛА ПРИЕМА ПИЩИ
Для полноценного усвоения веществ необходимо, чтобы пища имела привлекательный вид, приятный запах и вкус. Такая пища вызывает аппетит и способствует выделению пищеварительных соков. Отделению пищеварительных соков способствует, и постоянное время приема пищи.
В начале полезно употреблять блюда усиливающие выделение пищеварительных соков, такие как салат, винегрет, бульон. Есть сладости не рекомендуется, так как они снижают аппетит. На пустой желудок вредно пить крепкий кофе и крепкий чай, поскольку содержащийся в них кофеин стимулирует отделение желудочного сока, что полезно лишь в случае, когда пища находится в желудке. Когда ее там нет, желудочный сок раздражает стенку желудка.
Пищу необходимо тщательно пережевывать. Тогда она лучше пропитывается слюной, и в желудок не попадут грубые частицы, которые могут раздражать, а то и повредить слизистую оболочку желудка. Во время еды вредно отвлекаться, заниматься посторонними делами.
Пища не должна быть слишком горячей (температура не выше 500С). В противном случае возможны ожоги пищевода и желудка, что может привести к хроническому их воспалению. Слизистую оболочку пищевода и желудка раздражают также горчица, перец, уксус, лук, чеснок, если их употреблять в больших количествах. Содержащиеся в них вещества раздражающе действуют на печень и почки.
Опасно для желудка постоянное сухоядение, то есть питание преимущественно бутербродами – хлебом с маслом, сыром, колбасой без горячих блюд (супа, каши, щей).
В пище обязательно должны содержаться вещества, стимулирующие работу кишечника. Они способствуют своевременному удалению непереваренных остатков пищи. Таким действием обладают ржаной хлеб, свекла, морковь, салат, слива, капуста, а также молочные продукты кефир, простокваша.
Последний прием пищи должен быть не позже чем за полтора часа до сна. В противном случае сон нарушается. Кроме того, еда на ночь способствует увеличению массы тела.
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
1. Готовить уроки необходимо в специально оборудованном месте.
2. Край стула, на котором сидите, должен заходить за край стола, на
2 – 3 сантиметра.
3. Ноги должны стоять свободно и на одном уровне.
4. Спина должна быть прямой, плечи находиться на одном уровне, предплечья лежать на столе. Голова должна быть немного наклонена вперед.
5. Не должно быть следующих нарушений:
а) свисания локтя левой руки со стола, так как это способствует искривлению позвоночника,
б) сильное опускание головы и наклонение ее набок.
6. Свет должен падать с левой стороны.
7. Наклон книги должен быть таким, чтобы было одинаковым расстояние от глаз до верхней и нижней строк страницы.
8. На столе не должно быть никаких блестящих предметов, поверхность должна быть матовой, иначе происходит утомление глаз и падает работоспособность.
9. Источник света должен освещать лишь рабочую поверхность, а абажур должен скрывать от глаз лампочку.
10. Не рекомендуется читать лежа и в движущемся транспорте.
11. Через 20 – 30 минут чтения надо делать кратковременный перерыв для отдыха глаз и посмотреть в даль. Это упражнение предупреждает от близорукости.
РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНОМУ
ТРУДУ
1. Начинать уроки следует с письменных заданий средней трудности, затем переходить к трудным заданиям.
2. Самое трудное задание не оставляйте под конец занятий.
3. При выполнении устных заданий целесообразно, прочитав текст, выделить в нем главные положения и прочно заучить.
4. После этого внимательно прочитать текст еще раз и пересказать.
5. Главные положения следует записать в тетрадь в виде подробного плана.
6. При заучивании не следует всегда сидеть за столом: прочитав текст, можно повторять его ходя по комнате. Ходьба стимулирует мышление, помогает лучше сосредоточиться, облегчает нахождение решения задач.
7. При заучивании наизусть лучше все выучить с вечера, а утром обязательно повторить. Вечером запоминание идет труднее, но более прочно, а утром легче, но не надолго.
8. Во время занятий через 40 – 45 минут следует делать перерыв на 5 минут, во время которого можно походить по комнате и сделать легкие физические упражнения. Важно при этом проветрить помещение.
9. Во время занятий не следует отвлекаться посторенними делами: учить уроки и слушать музыку, смотреть телевизор, разговаривать по телефону, употреблять пищу.
ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЫХУ
Отдых – переключение, а не продолжение аналогичной деятельности.
После занятий необходимо дать отдых зрению на 40 – 50 минут. Побыть на свежем воздухе, заняться подвижными играми на свежем воздухе 2.5 – 3часа.
Непосредственно перед сном не следует читать, смотреть телевизор, выполнять активную физическую работу, потому что все это возбуждает нервную систему, препятствует засыпанию, снижает глубину сна.
Вечерние часы хорошо посвятить легким, неутомительным занятиям. Совершить прогулку, принять теплую ванну.
Ужинать нужно не позднее, чем за 2 часа до сна, чтобы давление переполненного желудка на диафрагму не мешало свободному дыханию.
Спать надо в свободной позе, лучше всего на правом боку, так как с левой стороны расположено сердце. Не свертываться калачиком.
ГИГИЕНА ЗРЕНИЯ
Нельзя рассматривать печатный текст или написанные буквы на близком расстоянии. В таких случаях хрусталик долго находится в положении увеличенной выпуклости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости.
Во время чтения, письма, вышивания или другой работы надо располагать предмет на расстояние 30 – 35 см от глаз. Важно следить за освещением. При письме свет должен падать с лева.
Слишком яркое освещение чрезмерно раздражает рецепторы глаза и вредит зрению. Поэтому в быту и на производстве источники сильного света прикрывают плафонами из матового стекла. Вредное действие оказывают на глаза и лучи солнечного света. Сталевары и электро- сварщики защищают глаза от ослепительного света и брызг раска -ленного металла специальными очками.
В движущемся транспорте из – за постоянных толчков книга вибрирует. При этом все время изменяется кривизна хрусталика, в результате чего зрение слабеет. Наносит вред зрению и чтение лежа.
Расстройства зрения могут возникнуть из – за недостатка в организме витамина А. Вредное воздействие на зрение оказывает курение. Никотин и другие яды табака иногда вызывают тяжелое поражение зрительного нерва.
В сильный ветер с пылью в глаза могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаза с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка и вызвать заболевание – конъюнктивит. Инфекционные заболевания глаз нередко приводят к ухудшению зрения, а иногда и к слепоте. Вот почему нужно беречь глаза от пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым полотенцем или носовым платком.
Опасные для глаз работы нужно выполнять в очках с простыми стеклами: они ослабляют любой удар и защищают от попадания хими-
ческих веществ. Если произошло несчастье, нужно уметь оказать первую помощь. Если в глаза попала соринка, промойте его и удалите с века соринку чистой влажной ваткой или чистым носовым платком. Предварительно вымойте руки. При ушибе приложите к глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой.
При попадании в глаза щелочи, кислоты, ядовитых веществ немедленно промойте глаза чистой проточной водой в течении 15 – 20 минут, затем срочно обратитесь к врачу.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Для тренировки зрения нужно выполнять специальные упражнения.
Наиболее простое из них следующее: попеременно смотрите то вдаль, мимо какой - нибудь точки рамы окна, то на эту точку. Такое упражнение выполняется 3 – 5 минут через каждый час.
Если занимаясь дома, вы почувствовали усталость, появилась боль в глазах, необходимо выполнить комплекс упражнений для профилактики зрительного утомления. Необходимо занять удобную позу: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен вперед.
1. Взгляд направить влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо без задержки от 3 до 10 раз.
2. Взгляд смещать по диагонали: влево–вниз–прямо, вправо–вверх– прямо, вправо-вниз-прямо, влево-вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении, дыхание произвольное без задержки. Повторять от 3 до 10 раз.
3. Совершать круговые движения глаз: влево и вправо, вначале быстрее потом как можно медленнее от 1 до 10 кругов.
4. Смотреть на кончик носа, затем вдаль от 5 до 7 раз.
5. Смотреть на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, а затем вдаль от 5 до 7 раз.
6. Смотреть прямо перед собой пристально и неподвижно, стараясь видеть более ясно, затем моргнуть от 5 до 7 раз. Сжать веки, затем моргнуть от 5 до 7 раз.
7. Массировать веки глаз, мягко поглаживая их указательным и средним пальцем в направлении от носа к вискам. Или: глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно 10 раз в среднем темпе.
8. Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света на 1 минуту. Представить погружение в полную темноту. Открыть глаза. Упражнение повторять от 5 до 7 раз.
РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ
В современных школах и колледжах произошла значительная интенсификация учебного процесса, т.е. в единицу времени больший объем информации, чем это было несколько лет назад. Учебная программа стала обширной и сложной. Ее изучение требует от уча -щихся напряженной умственной работы, а это приводит к утомлению.
Утомление считается естественной реакцией организма на интен - сивную или длительную нагрузку. Оно является защитной, т.е. является охранительной реакцией от истощения организма, в то же время сти - мулирует его восстановительные процессы, повышает функциональные возможности. Определенную роль играет и отношение к учебе.
О наступлении утомления у школьников говорят следующие признаки: снижение продуктивности труда, увеличение числа ошибок, неправильных ответов, времени выполнения рабочих операций. Происходит ослабление внутреннего торможения, наблюдается двига -тельное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания, по -является усталость.
Эти признаки быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности помогают активный отдых, пребывание на открытом воздухе, положительные эмоции. При соблюдении рационального режима труда и отдыха, переключении на другой вид деятельности и использовании средств физической культуры утомление возникает намного позже.
Анализ причин, ведущих к переутомлению следующий: неправильная организация труда и учебного процесса; несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; игнорирование режима, требований к условиям обучения.
Полностью исключить утомление невозможно. Но отдалить его наступление правильно организованным режимом труда и отдыха необходимо.
Для рационального режима обучения используют программу обуче - ния. Работоспособность организма во время учебной деятельности закономерно изменяемся. Вначале она повышается, затем держится на высоком уровне, потом постепенно снижается.
Исходя из этой закономерности, начало уроков, учебного дня недели, в целом занятия в сентябре должны быть облегченными, так как про -дуктивность труда в этот период снижена. Повышенные требования можно и нужно предъявлять в середине недели, когда работоспособ -ность достигла наиболее высокого уровня. На середину учебной неде -ли, четверти и года следует запланировать наибольший объем учебной нагрузки, посещение факультативных занятий, кружков и др. В период резкого падения работоспособности выполнение интенсивных нагрузок недопустимо, так как ведет к истощению энергетических запасов организма, что может отрицательно сказаться на состоянии здоровья.
Для рационального режима обучения специалисты по гигиене установили трудность предметов. Математика – 10, иностранный язык – 11, физика, химия – 8, история – 7, русский, литература – 6, география, биология – 5, черчение – 4, рисование – 3, пение – 2.
Сложные для изучения предметы должны по времени совпадать с периодом высокой работоспособности организма. Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных предметов подряд, лучше соединить их с менее трудными уроками. Следует чередовать предметы естественно – математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения, рисования. Что дает возможности переключиться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность в течение учебного дня и недели.
Необходимо тренировать свои способности. Этому помогают правильная организация учебных занятий, чередование их с отдыхом, в первую очередь активным.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня, и вы успеете выполнить все, что наметили.
ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА
Здоровье человека зависит от многих причин. Одна из – них закаливание. Закаленные люди болеют редко, а изнеженные легко поддаются заболеваниям. Сопротивляемости организма каждого чело- века болезням тоже не всегда одинакова. Она может понизиться, на -пример, при некоторых воздействиях окружающей среды. К числу та- ких воздействий принадлежит охлаждение тела – простуда. Дело в том, что кожа человека гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу. И для того чтобы даже легкий сквозняк не вызвал переохлаждение и привел к насморку, чиханию, более серьезным последствиям необхо- дима тренировка тела к холодным воздействиям. Но это еще не все. Наше тело – «общежитие» для микробов. Защитные силы организма сдерживают их размножение и «подрывную деятельность. Но в резуль- тате какого то сильного воздействия, например охлаждения, защитные свойства ослабевают и болезнетворные микробы до селе спокойно гнез дившиеся в определенном месте организма, начинают проявлять свой вредные свойства. Обостряется хронический тонзиллит, и начинается насморк, замучает ангина, а то присоединится воспаление мочевого пу- зыря или почек. Возникнет общая реакция организма, которая называ -ется простудой, с преимущественным поражением носоглотки. Пони- жение обмена веществ в охлажденном организме снижает сопротивля - емость инфекциям. Часто простуда способствует развитию – гриппа, ангины, туберкулеза.
Некоторые люди, боясь простудиться, очень тепло одеваются, осо - бенно зимой. Многие наглухо закрывают форточки, окна: как бы не просквозило. Но как раз эти люди больше других подвержены простуд- ным заболеваниям. Большую роль в сохранении здоровья, в повышении сопротивляемости организма заболеваниям играет закаливание.
Закаленные люди выносливее. Их организм легко справляется с раз -личными неблагоприятными влияниями окружающей среды. Как сле - дует закаливать свой организм? Прежде всего, не нужно бояться холо -да. Зимняя одежда должна быть достаточно теплой. Но, одеваться слиш ком тепло не следует. Закаливанию организма способствует умеренно теплая температура воздуха в комнатах. Начиная закаливаться нужно: вылечить зубы, миндалины. Закаливание должно быть постепенным. Закаливаться надо систематически не пропуская ни одного дня. Необ -ходимо учитывать индивидуальные особенности организма, ведь разные люди по-разному реагируют на низкие температуры. Нужно использовать любую возможность для закаливания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровое питание - залог здоровья
Театрализованное представление...
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
«Я введу тебя в мир того,каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным,Красивым и Здоровым» (Эммануил Кант)...
Общешкольное родительское собрание по теме: "Здоровый образ семьи- залог здорового ребенка"
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме"Здоровый образ семьи - залог здорового ребенка". Данная тема является проблемой государственной важности. Проблема сохранения здоровья наших д...
«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»
родительское собрание на данную тему...
Здоровое питание – залог здоровья.
Форма проведения: урок-играЦель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Задачи: 1.Образовательные:1.1.Обобщить знания учащихся о здоровом образе жиз...
: Здоровое питание – залог здоровья.
Тема: Здоровое питание – залог здоровья.Форма проведения: урок-играЦель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. ...