ff
методическая разработка по биологии

jj

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл it.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

        Использование инновационных технологий на уроках математики

Цель современной школы – воспитание человека, не только обладающего определённым объёмом фундаментальных знаний, но и способного самостоятельно, критически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять теоретические знания для решения конкретных практических проблем. Математика  нужна для овладения системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; для интеллектуального развития, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Он формирует ясность, и точность мысли, критичность мышления, развивает интуицию и логическое мышление, тренирует способность к преодолению трудностей.
В технологиях, основанных на коллективном способе обучения
, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Увеличение удельного веса самостоятельной учебной работы школьников на уроке – первое условие достижения необходимого уровня знаний. Поэтому большую часть времени на уроке отвожу на самостоятельную работу, которая нередко проводится в парах. Не стоит доказывать, что даже работа в малых группах значительно повышает активность учащихся. Степень повышения познавательной активности в парах значительно выше. Кроме того, создаются условия для их естественного общения. Работа учащихся на моих уроках ведется в основном в статических парах. В такой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме “взаимоконтроль”. На мой взгляд, статическая пара является одним из эффективных механизмов, обеспечивающих регулярное общение учащихся друг с другом на уроке и соответственно значительное повышение речевой и мыслительной активности каждого обучающегося. Каждый ученик получает возможность говорить, отвечать, объяснять, доказывать, подсказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, отвечать на вопросы и задавать их. Поэтому, начиная с 5 класса, я приучаю учащихся к работе в парах. При изучении новых понятий, определений ребята проговаривают их друг другу. После проведения тестовых работ выполняют взаимопроверку. На обобщающих уроках выполняют самостоятельную работу в парах, где имеют возможность обучать друг друга. Хочется отметить, что при самостоятельной работе учащиеся работают в разном темпе. Это зависит не только от степени подготовленности, но и от их индивидуальных физиологических особенностей. Чтобы преодолеть в процессе обучения неравенство, даю учащимся дифференцируемые задания. Распределяю их между учащимися на основе своей субъективной оценки, либо предоставляю школьникам самим сделать выбор, что создает в классе благоприятный климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудности, дает мощный импульс повышения познавательной активности. У учащихся, в том числе у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они не чувствуют страха перед новыми задачами. Хочется заметить, что индивидуальная работа с учащимися исключительно плодотворна так как, определив индивидуальные возможности школьника, подбираю ему такую систему заданий, которая ему по силам и в тоже время требует не простого воспроизведения формулы или решения по запомнившемуся образцу, а работы со строго определенной для него долей творческой самостоятельности. Индивидуальную работу организовываю на всех этапах урока. Чаще всего ее использую при закреплении, повторении и организации различных упражнений. Фронтальная форма организации обучения так же незаменима на моих уроках. Она позволяет воспитывать в детях чувство коллективизма, научить рассуждать и находить ошибки в рассуждениях учеников. Такую форму организации урока применяю при изучении нового материала и закреплении. Наряду с индивидуальной и фронтальной формами организации урока использую групповую форму. Уже с 7 класса практикую работу в группах. Перед многими учащимися стоит проблема общения ученик-учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных способностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так, чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому и способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы, проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идёт обсуждение, опрос друг друга. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад. Затем группа должна защитить перед классом своё решение, выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.Таким образом, все ученики всё полезное время потратили на достижение главной цели урока. Учитель направляет работу, частично помогает, корректирует. Создаются благоприятные условия для: понимания ученика и уважения к ученику; помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная); того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку на каком-то этапе урока, критерий оценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса. Опыт показывает, что сильный ученик, помогающий слабому в группе, получает при этом не меньшую пользу, чем ученик слабый, поскольку его знания в максимальной степени актуализируются и закрепляются именно при объяснении своему товарищу. Таким образом, работа в группах полезна для всех членов группы. Работу в группах, в основном, проводится на повторительно-обобщающих уроках.Как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников. Но подготовка выпускников к будущему заключается не только в том, чтобы дать им как можно больше знаний по предмету. Выпускники должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в их жизнь. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием: акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике.В  школе есть современные компьютеры, электронные ресурсы, доступ в Интернет. Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Практикую проведение таких уроков, как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного .Используются презентации и для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.