Разработка урока « ВИЧ – инфекция и СПИД »
план-конспект урока по биологии (10 класс)

На данный момент просвещение молодежи по вопросам СПИДа – лучший способ предотвращения этой болезни. На сегодняшний день – это самое лучшее из имеющихся  «средств» профилактики СПИДа.

Урок предназначен для учащихся десятых классов, как обобщение темы «Цитология», но разработка может быть использована во время проведения внеклассных мероприятий: классных часов, конференций  во время тематических недель и т. д.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Разработка урока « ВИЧ – инфекция и СПИД »

Выполнила : Дорошина Ирина Икаровна,

                                                                 учитель биологии гимназии № 271

                                                                 Красносельского района СПб

                                               

                                                     

                                                 

                                       

             

На данный момент просвещение молодежи по вопросам СПИДа – лучший способ предотвращения этой болезни. На сегодняшний день – это самое лучшее из имеющихся  «средств» профилактики СПИДа.

Урок предназначен для учащихся десятых классов, как обобщение темы «Цитология», но разработка может быть использована во время проведения внеклассных мероприятий: классных часов, конференций  во время тематических недель и т. д.

Цель: выявить степень информированности учащихся 10 классов гимназии о проблемах СПИДа.

Задачи: - доказать важность распространения информации о СПИДе среди учащихся

               - познакомить учащихся с определениями ВИЧ и СПИД, историей открытия, симптомами и путями передачи вируса

               - проконтролировать знания учащихся через анкетирование

               - сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности

Оборудование: плакат « животная клетка», из презентации  « СПИД» и диска  

АНТИ СПИД  

ХОД УРОКА

Т.к. материал достаточно объемный, урок следует начать с изучения нового материала.

I. Изучение нового материала

Введение ( рассказ учителя ). Наше здоровье – важнейшая жизненная ценность не только для личности, но и для общества. Здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия « здоровье в целом ». Аспекты здоровья: физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный и духовный.

Характеристика аспектов здоровья ( заранее подготовленные рассказы учащихся ).

Физический аспект. Под этим аспектом здоровья понимается то, как функционирует наш организм, здоровье всех его систем. Нам важно знать, как наш организм должен функционировать, чтобы мы могли определить здоровы мы или с нами что-то неладно.

Интеллектуальный аспект. Под этим аспектом понимается то, как мы получаем информацию, знание того, где можно получить нужную информацию и как пользоваться уже полученной информацией. Необходимо умение извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма.

Эмоциональный аспект здоровья означает понимание своих чувств и умение выражать их. Знание своего отношения к самому себе и окружающим людям помогает выражать свои чувства  в форме, понятной для других. Необходимо уверенное владение целым рядом эмоций и знание того, какие из них допустимы, а какие нет.

Социальный аспект здоровья подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола и взаимодействие с окружающими. Необходимо понимать, что действительно важно для нас в отношениях с друзьями, родными, приятелями, приятельницами и другими людьми, с которыми нам приходится общаться. Необходимо развивать в себе навыки, которые помогли бы в общении со всеми этими людьми.

Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше «я», чего мы стремимся достичь, и что каждый понимает под успехом. Каждый человек самореализуется  по своему, и способ самореализации зависит от того, что мы ценим и чего хотим добиться на благо себе и общества. Мы сами определяем для себя то, что приносит чувство наибольшего удовлетворения.

Духовный аспект здоровья отражает суть нашего бытия ( то, что действительно важно для нас, то что мы более всего ценим ). Это центр нашей жизни, обеспечивающий целостность нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов здоровья и составить свое отношение к ним.

В целом важен каждый из аспектов здоровья. Каждый влияет на все остальные. Если человек сделал что-либо с одной из частей своего здоровья, это отразится на других частях. Любое решение, принятое человеком относительно своего физического здоровья скажется на остальных аспектах  его здоровья.

На предыдущей теме рассматривались вирусы, их строение и значение.

Почему вирусы называют внутриклеточными паразитами?

Какое строение у вирусов?

Какие вирусные болезни растений, животных и человека вам известны?

Рассказ учителя:

сегодня речь пойдет об одном из них – вирусе иммунодефицита человека – ВИЧ.

ВИЧ относится к ретровирусам. Их генетический материал – РНК. Но когда вирус проникает в клетку хозяина, на этой РНК начинается синтез ДНК, то есть процесс, обратный обычной транскрипции. Отсюда и название – « ретро » - назад, обратно. В ДНК

  форме вирус включается в генетический аппарат клетки – хозяина, и в этом его главная опасность. В этой форме вирус может быть «спящим», латентным, он размножается вместе с клеткой хозяина, ничем себя проявляя, чтобы через несколько клеточных поколений проявить себя бурным размножением.

Иногда вирус, включаясь в геном хозяина, превращает клетку в злокачественную. Так могут возникать саркомы, опухоли молочной железы, лейкозы.

Что такое СПИД?

Аббревиатура СПИД расшифровывается как синдром приобретённого иммунодефицита. Это значит, что СПИД – заболевание, которое человек может приобрести. Это заболевание передается ВИЧ. Болезнь действует на иммунную систему, которая защищает организм от различных инфекций и болезней. Вирус ослабляет иммунную систему до такой степени, что организм становится неспособным противостоять болезням, так  называемым сопутствующим инфекциям (болезням, которые могут появиться как результат того, что ослабленная иммунная система предоставляет возможность для развития в организме патогенной микрофлоры, вызывающей заболевания). Это называется синдромом; то есть накоплением болезней и инфекций. Люди, больные СПИДом, чаще умирают именно по этой причине.

Быть инфицированным  ВИЧ – это не то же самое, что болеть СПИДом. Человек может быть инфицирован этим вирусом от десяти до двенадцати лет, прежде чем действительно заболеет СПИДом. Однако уже с момента получения вируса этот человек может передать его другим людям, даже не будучи больным.

Каковы симптомы СПИДа?

- увеличение лимфатических узлов

- сухой не проходящий кашель

- усталость, утомление

- частые случаи поноса

- обильное потоотделение по ночам

- потеря аппетита

- быстрые и незапланированные потери веса

- непрекращающиеся инфекционные заболевания

- багровые бугорки на коже, которые несколько напоминают клубнику или грибы

- резкая потеря чувствительности в руках и ногах

- потеря координации движений

- нарушение умственной деятельности.

Как передается вирус, вызывающий СПИД (ВИЧ)?

В июне 1981 г. американских  врачей насторожил непонятный факт. В Лос - Анжелесе сразу пять молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими условно – патогенными возбудителями, не опасными для здорового человека. Болезнь они вызывают лишь в том случае, когда у людей ослаблена иммунная система, защищающая нас от бактерий и вирусов и ликвидирующая в организме клетки, получившие способность к злокачественному росту.

Резко возросла в США также заболеваемость одной из форм рака – саркомой Капоши.

Возникло подозрение, что и пневмония, и саркома – лишь побочные следствия болезни, разрушающей иммунную систему человека. Впервые она была обнаружена у гомосексуалистов. Высказывались предположения, что СПИД передаётся при ненормальных половых отношениях. Однако действительность оказалось хуже.

СПИД передаётся при:

- любых  половых контактах

- при переливании крови от донора и через не простерилизованный шприц

- мать – носительница этого возбудителя – заражает им ребенка при родах и через молоко.

Человек не может получить ВИЧ:

-при укусах насекомых

-пользуясь общественным туалетом

- через воду в фонтанчике для питья

- при контакте с потными или слезными выделениями инфицированных людей

- кусая один и тот же бутерброд, пользуясь одним и тем же стаканом или полотенцем с инфицированным (если на этих предметах нет следов свежей крови)

- при кашле или чихании зараженного в сторону здорового

- купаясь вместе с больным человеком.

Как же обстоят дела со СПИДом сегодня?

Рассмотрим географию СПИДа (сообщения, заранее подготовленные учащимися)

С момента выявления в 1982 году в США заболевания количество выявленных случаев возрастало ежегодно в два раза. Значительное количество случаев было отмечено среди представителей африканской расы.

В 80-е годы наряду с увеличением числа зараженных отмечалось распространение  

ВИЧ-инфекции на ранее свободных от неё территориях (Европа, Австралия, Азия), что позволяет рассматривать ситуацию как пандемию.

С 1988 года Африка занимает первое место по количеству ВИЧ инфицированных людей. Уже сегодня в ЮАР болен каждый восьмой житель страны, в Ботсване – каждый третий.

В странах Экваториальной Африки ВИЧ- инфекцией заражены около 22,5 млн. человек.

В Южную и Юго-Восточную Азию СПИД пришел на пять лет позже. СПИД – главная причина гибели жителей Азии в возрасте  от 15 до 45 лет. Сейчас инфицированы уже пять миллионов граждан этого региона.

Распространение ВИЧ в Латинской Америке началось в конце 70-х. С того момента умерло 520 тыс. человек.

Страны Северной Америки уже прошли пик новых случаев в середине 80-х  годов. ДО настоящего времени СПИД остаётся основной причиной смерти молодых женщин и мужчин до 40 лет, а так же детей в возрасте от года до пяти лет.

В странах Южной Европы СПИД поражает в основном колющихся наркоманов. Совместное пользование иглой способствовали распространению СПИДа  во Франции, Ирландии, Швейцарии.

Первый больной СПИДом в России был выявлен в 1987 году. Это был москвич, который долгое время работал в Африке переводчиком. Оттуда он привёз вирус в нашу страну.

Далее большая часть заражений приходилось на регионы, не подготовленные к эпидемии: Калининград, Краснодарский край, Ростовская область, Тверская область, Нижний Новгород, Саратов. Основную часть новых пациентов составили наркоманы в возрасте 20 – 30 лет, вводившие себе наркотики внутривенно.

По данным ООН Россия относится к странам с самыми высокими темпами распространения ВИЧ-инфекции.

Сегодня в нашей стране количество ВИЧ - инфицированных людей превышает один процент всего населения. Официально зарегистрировано 405 тысяч 427 ВИЧ – инфицированных человек, и, по мнению специалистов,- это 10 – 20% от реального их количества.

В наш город СПИД пришел в 1987 году. Средний возраст инфицированных составляет 27 лет. ВИЧ выявляет даже у 14-16 летних подростков.

В настоящее время интенсивные поиски учёных и врачей направлены на разработку и поиск новых лечебных и профилактических препаратов, которые помогут в борьбе с этой страшной и смертельной болезнью. Эффективной вакцины против СПИДа не существует, проводятся испытания генноинженерных вакцин. Однако лечение – это уже второй этап борьбы. На первом плане должны стоять профилактические мероприятия, которые заключаются в следующем:

1. Широкая пропаганда среди населения вопросов, связанных с заражением ВИЧ.

2. Строгий контроль за донорской кровью.

3. Борьба с наркоманией, проституцией, беспорядочными половыми связями, гомосексуализмом.

II.  Закрепление материала

 

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты «Что вы знаете о СПИД»

Верно (В) – Неверно (Н)

  1. Опасно обнимать человека, больного СПИД
  2. Заразиться СПИД можно, пользуясь общественным туалетом.
  3. Находиться в классе вместе с учителем, который болен СПИД, вполне безопасно.
  4. Только гомосексуалисты должны заботиться о том, чтобы не заразиться СПИД.
  5. Люди, которые вводят себе внутривенно  лекарственные препараты, не должны пользоваться иглами других людей.
  6. Нельзя заразиться вирусом СПИД (ВИЧ), кусая один и тот же бутерброд или когда пьешь из одного стакана с человеком, больным СПИД.
  7. Можно заразиться СПИД, если имел только один сексуальный контакт.
  8. Если кто – то в школе получил травму, сопровождающуюся кровотечением, следует остановить ему кровь рукой.
  9. СПИД можно заразиться, если больной чихает или кашляет на тебя.
  10. Неплохая идея – обсудить вопросы наркотиков и СПИД в школе.
  11. СПИД вызывается вирусом.
  12. Положительный результат теста на СПИД означает, что человек болен СПИД.
  13. СПИД поражает красные кровяные тельца.
  14. СПИД передается через все жидкие выделения тела.
  15. Тесты на СПИД, как правило, надежны.
  16. СПИД передается тремя основными путями: при сексуальных контактах, контактах с кровью (например -  при совместном пользовании иглами) и от матери к ребенку во время внутриутробного развития и при рождении.
  17. Правильное использование презервативов помогает во многих случаях избежать передачи вируса СПИД,
  18. Многие симптомы СПИД напоминают симптомы других заболеваний.
  19. Одна из проблем, связанных со СПИД, состоит в том, что между заражением и моментом проявления заболевания могут пройти годы.

Письменно ответить на вопрос:

Что бы вы почувствовали (подумали), узнав, что один из ваших друзей инфицирован вирусом, вызывающим СПИД ( ВИЧ )? Как вы думаете, отразилось бы это на вашей дружбе с ним? Обоснуйте свой ответ.

В будущем, проводя урок по СПИД, следует обратить особое внимание на вопросы:

- об отличии в понятиях «СПИД» и «ВИЧ»

- акцентировать внимание на то, что ВИЧ не может передаваться через пот, слюну, мочу, слёзы, кал, а передаётся только через кровь, сперму, влагалищные секреции

- обратить внимание на то, что здоровье человека состоит не только из физического аспекта, но и из интеллектуального, эмоционального, личностного, духовного и социального.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Вич инфекция и СПИД"

Урок ОБЖ 11 классТема урока:  "ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий". Цель: познакомить учащихся с заболеванием СПИДом и мерами его профилактики.Задачи:Сформировать у учащихся пред...

ОБЖ_11класс_14_ВИЧ-инфекция и СПИД

Учебный материал по курсу ОБЖ для 11 классов старшей школы....

Урок по теме: «Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе» Учитель ОБЖ, МОУ ИРМО «Усть-Кудинская СОШ» - Маркина Римма Фарисовна, I квалификационная категория.

Обучающая цель: ознакомить с информацией  о  ВИЧ/СПИДе, повысить  мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД  и способов действия, ...

ВИЧ - инфекция и СПИД

Презентация для бесед с учащимися...

План конспект урока по ОБЖ «Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе»

ознакомить с информацией  о  ВИЧ/СПИДе, повысить  мотивацию на безопасное поведение. формирование у учащихся новых понятий ВИЧ-инфекция, СПИД  и способов действия, системы научных ...

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА.

ПАМЯТКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ, РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ И СПИДА....

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе.

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе....