Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (6 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КИРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ЕМЦ Руководитель Круглова М. А.________ Протокол № 1 От 28.08.2020 г | СОГЛАСОВАНО Ответственный за УВР | УТВЕРЖДАЮ Директор Степанова С. В._______ Приказ № 39 От 31.08.2020 г |
Рабочая программа среднего общего образования
по учебному предмету «Биология»
для 6 общеобразовательного класса
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Круглова М. А., учитель географии и биологии, высшей квалификационной категории
п. Кировский, 2020 год
Пояснительная записка.
1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ основного общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
Основной образовательной программы основного общего образования.
Календарного учебного графика на 2020 - 2021 учебный год.
Учебного плана МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» на 2020 – 2021 учебный год.
Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
Авторской программы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2011с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Кировская средняя общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1.В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2018
2. В. В. Пасечник «Биология. Уроки биологии». 5-6 класс, Москва, «Просвещение», 2012
3. Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В, Москва, «Просвещение», 2019
4. Пасечник. Биология. 5-6 класс. Поурочные разработки. Индивидуально-групповая деятельность, Москва, «Просвещение». 2019
5.З. Г. Гапонюк. Биология Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 , Москва, «Просвещение», 2016
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» – 35 часов (из расчѐта – 1 час в неделю).
1.5. Общая характеристика учебного предмета:
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой. Биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.
1.6. Основные цели и задачи
Цели и задачи:
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развитияисторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений окартине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимостидействий по сохранению биоразнообразия и природных местообитанийвидов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользованиязащиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо
развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности,
поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в
одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные
инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и
предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать
следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с
ними происходит? Расскажи».
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления,
так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать
деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10
минут. Обязателен положительный итог работы.
1.9. Формы организации образовательного процесса: В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал),ИКТ .
1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
1.11. Методы и приемы обучения:
∙ Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.
∙ Проблемный метод предполагает активное участие школьников в решении проблемы, сформулированной учителем в виде познавательной задачи.
∙ Частично-поисковый метод: школьники привлекаются к созданию гипотезы, решению задач путем наблюдения, эксперимента, составления плана или алгоритма решения познавательной задачи, проектирования и др.
∙ Исследовательский метод включает в себя наблюдение, эксперимент, работу с компьютером, плакатами и др. В этом случае учитель выступает в качестве организатора самостоятельной поисковой деятельности обучаемых.
∙ Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.
∙ Модельный метод: при его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска (дидактические игры).
∙ Метод проектов: школьник не только самостоятельно находит и усваивает информацию, но и сам генерирует новые идеи.
1.12. Формы и способы проверки знаний:
тестовый контроль, проверочные работы, словарные, биологические диктанты, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, творческие и проектные работы.
1.13. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности
обучающихся
Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям
оценивания по предмету, утвержденным локальным актом «Положение о нормах и
критериях оценивания учащихся МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа» и УМК автора.
Структура изучаемого предмета.
№ | Радел | ч | Л. р. |
1 | Жизнедеятельность организмов. | 13+3 | 3 |
2 | Размножение, рост и развитие организмов. | 5+1 | 1 |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов. | 9+4 | 1 |
итого | 35 | 5 |
Изменения в рабочей программе:
8 резервных часов добавлены для изучения тем в следующих разделах:
«Жизнедеятельность организмов» - 3 ч
«Размножение, рост и развитие организмов» - 1 ч
«Регуляция жизнедеятельности организмов» – 4 ч
Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе.
№ | Тема урока, раздела | ч | Дата по плану | Дата по факту |
Жизнедеятельность организмов. | 13+3 | |||
1 | Обмен веществ – главный признак жизни. | 1 | 04.09 | |
2 | Почвенное питание растений. | 1 | 11.09 | |
3 | Почвенное питание растений. Л. Р. № 1 «Поглощение воды корнем» | 1 | 18.09 | |
4 | Удобрения. | 1 | 25.09 | |
5 | Фотосинтез. | 1 | 02.10 | |
6 | Фотосинтез. | 1 | 09.10 | |
7 | Питание бактерий и грибов. | 1 | 16.10 | |
8 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | 1 | 23.10 | |
9 | Плотоядные и всеядные животные. | 1 | 06.11 | |
10 | Дыхание растений. | 1 | 13.11 | |
11 | Л. Р. № 2 « Выделение углекислого газа при дыхании». | 1 | 20.11 | |
12 | Передвижение веществ у растений. | 1 | 27.11 | |
13 | Передвижение веществ у растений. Л. Р. № 3 «Передвижение веществ по побегу растения». | 1 | 04.12 | |
14 | Передвижение веществ у животных. | 1 | 11.12 | |
15 | Выделение у растений. | 1 | 18.12 | |
16 | Выделение у животных. | 1 | 25.12 | |
Размножение, рост и развитие организмов. | 5+1 | |||
17 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. | 1 | 15.01 | |
18 | Половое размножение. | 1 | 22.01 | |
19 | Половое размножение. | 1 | 29.01 | |
20 | Рост и развитие - свойства живых организмов. Л. Р. № 4 «Определение возраста деревьев по спилу». | 1 | 05.02 | |
21 | Развитие животных с превращением и без превращения. | 1 | 12.02 | |
22 | Влияние вредных привычек на развитие человека. | 1 | 19.02 | |
Регуляция жизнедеятельности организмов. | 9+4 | |||
23 | Раздражимость – свойство живых организмов. | 1 | 26.02 | |
24 | Гуморальная регуляция | 1 | 05.03 | |
25 | Гуморальная регуляция. | 1 | 12.03 | |
26 | Нейрогуморальная регуляция. Нервная регуляция. | 1 | 19.03 | |
27 | Нейрогуморальная регуляция у животных. | 1 | 02.04 | |
28 | Л. Р. № 5 «Изучение реакции аквариумных рыбок на раздражители и формирование у них рефлексов». | 1 | 09.04 | |
29 | Поведение. Врождённое поведение. | 1 | 16.04 | |
30 | Приобретённое поведение. | 1 | 23.04 | |
31 | Движение организмов. | 1 | 30.04 | |
32 | Движение организмов. | 1 | 07.05 | |
33 | Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. | 1 | 14.05 | |
34 | Организм – единое целое. | 1 | 21.05 | |
35 | Организм – единое целое. | 1 | 28.05 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
- строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные,цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы»,«экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны,папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать еѐ, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1.В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк «Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни». 5-9 классы», Москва, «Просвещение», 2018
2. В. В. Пасечник «Биология. Уроки биологии». 5-6 класс, Москва, «Просвещение», 2012
3. Учебник. Биология. 5-6 классы. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / Под ред. Пасечника В.В, Москва, «Просвещение», 2019
4. Пасечник. Биология. 5-6 класс. Поурочные разработки. Индивидуально-групповая деятельность, Москва, «Просвещение». 2019
5.З. Г. Гапонюк. Биология Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы. 5-6 , Москва, «Просвещение», 2016 г.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Учебники и дополнительная литература.
2. Таблицы по темам курса.
3. Гербарии по темам курса.
4. Микролаборатории.
5. Живые растения.
6. Микропрепараты.
7. Электронный микроскоп.
8. Электронные источники информации.
9. РМУ: ноутбук. МФУ, проектор.
Пере6чень лабораторных работ.
Л. Р. № 1 «Поглощение воды корнем»
Л. Р. № 2 « Выделение углекислого газа при дыхании».
Л. Р. № 3 «Передвижение веществ по побегу растения».
Л. Р. № 4 «Определение возраста деревьев по спилу».
Л. Р. № 5 «Изучение реакции аквариумных рыбок на раздражители и формирование у них рефлексов».
Приложение 2
Экспертиза рабочих программ учебных предметов
Учебный предмет (курс) ___________________________________________________________
Составитель программы____________________________________________________________
Класс Дата заполнения _______________________
Эксперт __________________________________________________________________________
№ | Структурные элементы программы | Наличие | Рекомендации |
1 | Титульный лист | ||
2 | Пояснительная записка | ||
- выходные данные материалов | |||
- цель программы | |||
- задачи программы | |||
- изменения, внесенные в авторскую учебную программу и их обоснование | |||
- количество часов курса | |||
- универсальные учебные действия (для классов, работающих по ФГОС) | |||
- общая характеристика учебного процесса | |||
- формы текущего и итогового контроля знаний и умений обучающихся | |||
- система оценивания учебных результатов | |||
3 | Содержание курса | ||
4 | Тематический план | ||
5 | Календарно-тематическое планирование | ||
- соответствие названия тем рабочей программы авторской программе | |||
- соответствие количества часов в теме рабочей программы и авторской программы | |||
6 | Требования к уровню подготовки учащихся | ||
7 | Перечень учебно-методических средств обучения | ||
8 | Контрольные работы по предмету |
Лист корректировки календарно-тематического планирования
По рабочей программе | Корректировка | |||
Дата урока | Тема урока | Дата | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...