пакет контроля знаний по биологии
методическая разработка по биологии
тестовые задания по биологии,примеры экзаменнационных билетов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paket_kontrolya_znaniy.docx | 55.1 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский медицинский техникум»
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПАКЕТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Преподаватель биологии
Хартова Елена Вячеславовна
Для контроля знаний по дисциплине «Биология» использую различные формы и виды тестовых заданий. Тестовые задания применяю практически при всех видах контроля: текущем, промежуточном. Разные формы и типы тестов позволяют проверить уровень усвоения материала.
В сочетании с другими видами проверки использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку студентов к каждому занятию и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Для проведения мониторинга часто использую тестирование.
Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ходе реализации учебной программы для повышения качества ее результатов.
Цель проведения мониторинга - улучшение подготовки студентов путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Задачи:
- определение достижений по темам(разделам) курса биологии;
- реализация индивидуальных возможностей студентов;
- отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.
Для решения поставленных задач и для эффективной организации проведения мониторинга помогает алгоритм отслеживания результатов учебной деятельности :
- Подготовка и проведение тестов.
- Диагностическое оценивание знаний, умений и навыков.
- Определение уровня учебных достижений студентов.
- Определение задач по коррекции ЗУН.
- Проведение коррекционной работы.
- Промежуточное оценивание знаний, умений и навыков (декабрь).
- Коррекционная работа по устранению пробелов знаний, умений и навыков.
- Итоговое оценивание уровня учебных достижений.
- Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов.
Принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Использую мониторинг базовый (входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль), тематический.
Критерии оценки тестового задания:
«5» (отлично) – студент должен выполнить верно 90% - 100%тестовых заданий.
«4» (хорошо) - студент должен выполнить верно 80% - 89% тестовых заданий.
«3» (удовлетворительно) - студент должен выполнить верно 70% - 79%тестовых заданий.
«2» (неудовлетворительно) – ставиться в том случае если работа выполнена верно в объеме 69% заданий и ниже.
Итоги мониторинга контроля успеваемости обучающихся по дисциплине «Биология»
Уч.год | группа | Кол-во | Вид контроля | результат | успеваемость | качество | |||||
2018-2019 | 11СА | 28 | Входной контроль(тестирование) | «5»-5 «4»-7 «3»-12 «2»-4 | 85% | 42% | |||||
Промежуточный контроль | «5»-5 «4»-9 «3»-14 «2»-0 | 100% | 50% | ||||||||
Итоговый контроль(экзамен) | «5»-8 «4»-14 «3»-6 «2»-0 | 100% | 78% | ||||||||
2019-2020 | 11СА | 28 | Входной контроль(тестирование) | «5»-6 «4»-7 «3»-13 «2»-2 | 92% | 46% | |||||
Промежуточный контроль | «5»-6 «4»-11 «3»-8 «2»-0 | 100% | 64% | ||||||||
Итоговый контроль(экзамен) | «5»-10 «4»-14 «3»-4 «2»-0 | 100% | 85% |
Примеры тестовых заданий.
Тест к разделу «Учение о клетке»
Задание 1 – 15: Выберите по одному правильному ответу для каждого задания;
1. Комплекс Гольджи отсутствует в клетках:
1. Грибов; 3. Животных;
2. Растений; 4. Бактерий.
2. К двумембранным органоидам клетки относят:
1. Рибосома; 3. Эндоплазматическая сеть;
2. Митохондрия; 4. Лизосома.
3. Все органоиды клетки связаны между собой с помощью:
1. Клеточной стенки; 3. Эндоплазматической сети;
2. Цитоплазмы; 4. Вакуолей.
4. Основоположниками клеточной теории являются:
1. Реди и Спалланцани; 3. Пастер и Кох;
2. Шванн и Шлейден; 4. Мальпиги и Левенгук.
5. Эукариотической клеткой является:
1. Лимфоцит; 3. Бацилла чумы;
2. Сенная палочка; 4. Вирус гриппа.
6. Наружный слой клеточной мембраны клеток животных называется:
1. Плазматической мембраной
2. Гликокаликсом
7. Лизосомы в организме выполняют функцию:
1.Участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности клеток, органов
2. Участвуют в обменных процессах
8. Функции аппарата Гольджи:
1. На его мембранах происходит синтез белков
2. На его мембранах происходит синтез жиров и углеводов
9. Клеточный центр находится в клетке:
1. Вблизи ядра
2. Вблизи рибосом
10. Центриоли играют важную роль в:
1. Участвуют в образовании ядра
2. Участвуют в образовании веретена деления
11. Хромопласты, хлоропласты, лейкопласты – это:
1. Включения
2. Пластиды
12. Митохондрии участвуют в образовании:
1. Нуклеиновых кислот
2. АТФ
13. Основная функция гранулярной эндоплазматической сети:
1. Синтез белка
2. Образование ферментов
14. В состав ядрышка входят:
1. ДНК
2. РНК и белок
15. Ядро выполняет функции:
1. Деление клетки
2. Сохранение и передача наследственной информации
16. Дайте определение терминам:
1. Пиноцитоз – это __________________.
2. Фагоцитоз – это __________________.
3. Бактериофаг – это ________________.
17. Дайте ответ на вопрос: Чем отличается строение прокариотической клетки от эукариотической?
Эталоны ответов
№ вопроса | ответ |
1 | 1 |
2 | 2 |
3 | 2 |
4 | 2 |
5 | 1 |
6 | 2 |
7 | 1 |
8 | 2 |
9 | 1 |
10 | 2 |
11 | 2 |
12 | 2 |
13 | 1 |
14 | 2 |
15 | 1 |
16 | Пиноцитоз – поглощение клеткой воды. Фагоцитоз – поглощение клеткой твердых веществ. Бактериофаг – бактериальная клетка, пораженная вирусом. |
17 | Прокариотическая клетка отличается от эукариотической отсутствием ядра. |
Тесты к разделу «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
Тест «Клеточный цикл»
1.Митоз – это деление:
- Половых клеток
- Соматических клеток
2 . При митотическом делении образуются клетки с:
1. Диплоидным набором хромосом
2. Гаплоидным набором хромосом
3. Расставьте фазы митоза по порядку:______________________________
4. В интерфазу клетка:
1. Завершает свое деление
2. Готовиться к делению
5. Определите фазу митоза:
1. Хромосомы расходятся к полюсам клетки, образуется веретено деления.
Оболочка ядра растворяется.
2.Происходит завершение образования веретена деления – хромосомы у экватора
клетки. Центриоли прикрепляются к нитям веретена деления, хромосомы
делятся на 2 части и отходят друг от друга.
3.Хроматиды отходят к полюсам.
4. Ядро полностью разделилось. Образовалась ядерная оболочка. Цитоплазма
делится образованием перетяжек.
Эталоны ответов
№ вопроса | ответ |
1 | 2 |
2 | 1 |
3 | Интер – про – мета- ана – телофаза. |
4 | 2 |
5 | Про – мета –ана- телофаза |
Тест «Онтогенез»
Задание: Установите соответствие.
1. Постэмбриональный период | А. Период онтогенеза после полового созревания, во время которого возможно самовоспроизведение. |
2. Дорепродуктивный период | Б. Способ постэмбрионального развития, при котором яйцевые оболочки покидает личиночная форма. |
3. Прямое развитие | В. Процесс замены личиночных органов на структуры, свойственные половозрелым особям. |
4. Непрямое развитие | Г. Форма постэмбрионального развития, характеризующаяся выходом из яйцевых оболочек или тела матери организма, имеющего зачатки всех органов и систем, свойственных взрослым животным |
5. Метаморфоз | Д. Этап развития, предшествующий репродукции; при непрямом развитии — личиночный период, а при прямом — период детства. |
6. Репродуктивный период | Е. Период развития с момента выхода из яйцевых оболочек, или рождения, до смерти организма. |
7. Партеногенез | Ж. Развитие особи из неоплодотворенного яйца. |
8. Онтогенез | З. Дробление, гаструляция, первичный органогенез. |
9. Эмбриональный период | И. Образование эктодермы и эндодермы. |
10. Гаструла | К. Индивидуальное развитие особи с момента оплодотворения и до смерти. |
Эталоны ответов
№ вопроса | ответ |
1 | Е |
2 | Д |
3 | Г |
4 | Б |
5 | В |
6 | А |
7 | Ж |
8 | К |
9 | З |
10 | И |
Тест к разделу «Основы генетики и селекции»
1 вариант
1.Совокупность генов гаплоидного набора хромосом - это:
а) генофонд; б) генотип; в) геном.
2. Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:
а) генотипом; б) кариотипом; в) геном.
3. Как называется первый закон Менделя:
а) закон единообразия гибридов первого поколения;
б) закон расщепления признаков в фенотипе гибридов второго поколения;
в) неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков.
4. Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве:
а) особи, образующие два типа гамет;
б) гетерозиготные;
в) гомозиготные.
5. Проявление у гетерозиготного организма одного из аллельных генов называется:
а) дрейфом генов;
б) гомологией;
в) доминированием.
6. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при моногибридном скрещивании:
а) А, а;
б) Аа, Аа;
в) АА, аа;
г) АА, Аа.
7. Соотношение генотипов гибридов, полученных при моногибридном скрещивании, составляет:
а) 1:2:1; б)3 : 1; в)2 : 1; г)1 : 1
8. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом Аа равно:
а)1; б)2; в) 4.
9. Основной метод исследования закономерностей наследственности и изменчивости, примененный Г. Менделем, - это:
а) статистический;
б) гибридологический;
в) генеалогический;
г) биохимический.
10. Основные закономерности наследственности и изменчивости впервые установил в 1865 г.:
а) Т. Морган;
б) Ч. Дарван;
в) Г. Мендель;
г) Г. Де Фриз.
2 вариант
1. Выберите определение генотипа:
а) генотип - совокупность генов всех особей популяции;
б) генотип - совокупность генов гаплоидного набора хромосом конкретного организма
в) генотип - совокупность генов, взаимодействующих между собой и с факторами среды
2. Ген - это часть молекулы:
а) ДНК;
б)АТФ;
в) белка.
3. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признаков, называются:
а) гетерозиготными;
б)гомозиготными;
в) гемизиготными.
4. Фенотип - это совокупность:
а) генов данной популяции или вида;
б) генов организма;
в) внешних и внутренних признаков организма
5. Моногибридным называется скрещивание, в котором родители отличаются:
а) двумя и более парами признаков;
б) двумя парами признаков;
в) одной парой альтернативных признаков.
6. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при моногибридном скрещивании:
а) ВВ, Вв;
б) В, в;
в) ВВ, вв;
г) Вв, Вв.
7. Соотношение фенотипов, характерное для расщепления при полном доминировании в случае моногибридного скрещивания, составляет:
а) 1 : 2 : 1;
б) 1 : 1;
в) 2 : 1;
г)3 : 1.
8. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом АА равно:
а)1; 6)2; в)3.
9. Как называется второй закон Г. Менделя:
а) закон единообразия гибридов первого поколения;
б) закон расщепления признаков в соотношении 3:1;
в) закон независимого наследования.
10. Изменчивость - это свойство живых организмов:
а) приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития;
б) специфически реагировать на внешние раздражения;
в) изменять строение, процессы жизнедеятельности согласно условиям внешней среды
г)передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям.
Эталоны ответов
№ | 1 вариант | № | 2 вариант |
1 | Б | 1 | Б |
2 | В | 2 | А |
3 | А | 3 | А |
4 | В | 4 | В |
5 | А | 5 | В |
6 | А | 6 | Б |
7 | Г | 7 | Б |
8 | Б | 8 | А |
9 | Б | 9 | Б |
10 | В | 10 | А |
Тестовый контроль по биологии за 1 семестр
1 вариант
Задание: выберите один верный ответ.
1. К двумембранным органоидам клетки относят:
1. Рибосома; 2. Митохондрия; 3. Лизосома.
2. Основоположниками клеточной теории являются:
1. Реди и Спалланцани; 3. Пастер и Кох; 2. Шванн и Шлейден;
4. Мальпиги и Левенгук.
3. Лизосомы в организме выполняют функцию:
1.Участвуют в удалении отмирающих в процессе жизнедеятельности клеток, органов.
2. Участвуют в обменных процессах.
4. Клеточный центр находится в клетке:
1. Вблизи ядра; 2. Вблизи рибосом.
5. Митохондрии участвуют в образовании:
1. Нуклеиновых кислот; 2. АТФ.
6. Наружный слой клеточной мембраны клеток животных называется:
1. Плазматической мембраной; 2. Гликокаликсом.
7. Пиноцитоз – это:
1. Поглощение клеткой твердых частиц; 2. Поглощение клеткой жидких веществ.
8. Определите структуру белка: лиз – глу -тре- ала –ала –ала -лиз-
1.Третичная; 2. Первичная; 3. Четвертичная.
9. Белки – ферменты выполняют функцию:
1.Защитную; 2. Каталитическую; 3. Строительную.
10. Моносахариды относятся к:
1.Белкам; 2. Жирам; 3. Углеводам.
11. Жиры расщепляются до конечных продуктов:
1.Воды; 2. Глицерина; 3. Глицерина и жирных кислот.
12. Жиры в клетке выполняют функции:
1. Строительная; 3. Информационная
13. Организмы, осуществляющие питание за счет неорганических соединений называются:
1. Гетеротрофы 2. Автотрофы
14. Процесс, образования органических молекул из неорганических за счет использования энергии солнечного света называется:
1. Хемосинтез; 2. Фотосинтез.
15.Отрезок, молекулы содержащий информацию о первичной структуре одного
определенного белка называется:
1.Геном; 2. Генетическим кодом.
16.Нуклеиновая кислота - это:
1. АТФ; 2.РНК; 3. АДМ.
17. Нуклеиновые кислоты содержатся в:
1. Митохондриях; 2. Цитоплазме; 3. Ядре.
18. Структуру двойной спирали имеет:
1. Молекула белка; 2. Молекула РНК; 3. Молекула ДНК.
19.Митоз – это деление:
1. Половых клеток; 2. Соматических (телесных) клеток.
20. При митотическом делении образуются клетки с:
1. Диплоидным набором хромосом; 2. Гаплоидным набором хромосом.
21. В интерфазу клетка:
1. Завершает свое деление; 2. Готовиться к делению.
22. Ядро полностью разделилось. Образовалась ядерная оболочка. Цитоплазма делится образованием перетяжек – это происходит в фазу:
1.Интрефазу; 2. Телофазу.
23. Аланин, Глицин, Цистеин, Лизин, Глутамин, Валин – это:
1.Нуклеиновые кислоты; 2. Аминокислоты.
24. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты это:
1.Органические вещества; 2. Неорганические вещества.
25. Процесс нарушения природной структуры белка называется:
1.Ренатурацией; 2. Денатурацией.
26. Витамины это:
1.Органические вещества; 2. Неорганические вещества;
3. Биологически активные соединения разной химической природы.
27. К жирорастворимым витаминам относят:
1. Витамин К; 2. Витамин С.
28. При недостатке витамина Д развивается:
1. Бесплодие; 2. Рахит.
29. Наук о клетке называется:
1. Гистология; 2. Цитология.
30. Вирусы – это:
1. Неклеточные формы жизни; 2. Прокариотические клетки.
Тестовый контроль по биологии за 1 семестр
2 вариант
Задание: выберите один верный ответ.
1. Все органоиды клетки связаны между собой с помощью:
1. Клеточной стенки; 2. Эндоплазматической сети; 3. Цитоплазмы; 4. Вакуолей.
2. Эукариотической клеткой является:
1. Лимфоцит; 2. Бацилла чумы; 3.Сенная палочка; 4. Вирус гриппа.
3. Функции аппарата Гольджи:
1. На его мембранах происходит синтез белков;
2. На его мембранах происходит синтез жиров и углеводов.
4. Центриоли играют важную роль в:
1. Участвуют в образовании ядра; 2. Участвуют в образовании веретена деления.
5. Ядро выполняет функции:
1. Деление клетки; 2. Сохранение и передача наследственной информации.
6. Хромопласты, хлоропласты, лейкопласты – это:
1. Включения; 2. Пластиды.
7. Фагоцитоз – это:
1. Поглощение клеткой твердых частиц; 2. Поглощение клеткой жидких веществ.
8. Пептидная цепь, закрученная в виде спирали образует структуру:
1.Первичную; 2. Вторичную; 3. Третичную.
9. Выработка особых белков, которые обезвреживают чужеродные клетки, это:
1.Сигнальная функция; 2. Защитная функция; 3. Энергетическая функция.
10. Выберите функцию углеводов в клетке:
1. Каталитическая; 2. Энергетическая.
11. Жиры относятся к веществам:
1.Гидрофильным; 2. Гидрофобным.
12. Синтез органических соединений, осуществляющийся благодаря энергии, выделяющейся при химических реакциях окисления различных неорганических соединений, называется:
1. Фотосинтез; 2. Хемосинтез; 3. Гликолиз; 4. Горение.
13. Организмы, неспособные сами синтезировать органические соединения из неорганических называются:
1. Гетеротрофы; 2. Хемотрофы.
14. Перевод информации, заключенной в последовательности нуклеотидов молекулы Р - РНК в последовательности аминокислот полипептидной цепи называется:
1. Трансляцией; 2. Транскрипция.
15.К функции ДНК относится:
1.Участвует в обмене веществ; 2. Хранение и передача наследственной информации.
16. Различают информационную, транспортную и рибосомную:
1.РНК; 2. ДНК.
17. Процесс самоудвоения ДНК называется:
1.Транскрипцией; 2. Трансляцией; 3. Репликацией.
18.Мейоз – это деление:
1.Половых клеток; 2. Соматических (телесных) клеток.
19. При мейотическом делении образуются клетки с:
1. Диплоидным набором хромосом; 2. Гаплоидным набором хромосом.
20. В интерфазу клетка:
1. Завершает свое деление; 2. Готовиться к делению.
21. Хромосомы расходятся к полюсам клетки, образуется веретено деления. Оболочка ядра растворяется – это происходит в фазу:
1. Метафазу; 2. Профазу.
22. Универсальным источником энергии в клетке является:
1. Жиры; 2. Углеводы.
23. Вода, Са, Na, P, S, Fe и другие вещества относятся к группе:
1. Неорганических веществ; 2. Органических веществ.
24. Изменяемая часть мономера называется:
1. Радикал; 2. Аминогруппой.
25. Совокупность реакций расщепления является:
1. Диссимиляция; 2. Ассимиляция.
26. К водорастворимым витаминам относят:
1. Витамин А; 2. Витамин С;
27. К жирорастворимым витаминам относят:
1. Витамин Д; 2. Витамин С.
28.К витаминоподобным веществам относят:
1. В6; 2. В15.
29.Цитология – наука о:
1.Клетке; 2. Тканях.
30.Индивидуальное развитие организма – это:
1.Филогенез; 2. Онтогенез.
Эталоны ответов
№ | 1 вариант | № | 2 вариант |
1 | 2 | 1 | 3 |
2 | 2 | 2 | 1 |
3 | 1 | 3 | 2 |
4 | 1 | 4 | 2 |
5 | 2 | 5 | 1 |
6 | 2 | 6 | 2 |
7 | 2 | 7 | 1 |
8 | 2 | 8 | 2 |
9 | 2 | 9 | 2 |
10 | 3 | 10 | 2 |
11 | 3 | 11 | 2 |
12 | 1 | 12 | 2 |
13 | 2 | 13 | 1 |
14 | 2 | 14 | 2 |
15 | 1 | 15 | 2 |
16 | 2 | 16 | 1 |
17 | 3 | 17 | 3 |
18 | 3 | 18 | 1 |
19 | 2 | 19 | 2 |
20 | 1 | 20 | 2 |
21 | 2 | 21 | 1 |
22 | 2 | 22 | 2 |
23 | 2 | 23 | 1 |
24 | 1 | 24 | 1 |
25 | 2 | 25 | 1 |
26 | 3 | 26 | 2 |
27 | 1 | 27 | 1 |
28 | 2 | 28 | 2 |
29 | 2 | 29 | 1 |
30 | 1 | 30 | 2 |
Итоговый контроль в форме устного экзамена.
Критерии оценок:
«5» - за глубокое и полное содержание учебного материала, в котором студент легко ориентируется, умеет связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа.
«4» - если студент полно освоил учебный материал, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание, форма ответа имеют неточности.
«3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновывать свои суждения.
«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.
Пакет экзаменатора
Вопросы к экзамену
1.Клетка- структурно функциональная единица организмов всех царств живой природы.
2. Катогенез – главное эволюционное направление. Примеры дегенерации, ее значение.
3.Строение и жизнедеятельность растительной клетки.
4. Арогенез - главное направление эволюции. Основные ароморфозы в эволюции многоклеточных животных.
5.Строние и жизнедеятельность клетки животного.
6. Вид- надорганизменная система, его критерии.
7.Основные положения клеточной теории, её значение.
8. Половое размножение. Строение и функции мужских и женских гамет. Развитие половых клеток.
9.Химический состав клетки. Роль органических веществ в её строении и жизнедеятельности
10. Модификационная изменчивость, её значение в жизни организмов. Закономерности модификационной изменчивости. Норма реакции.
11.Вирусы, их строение и функционирование. Вирусы-возбудители опасных заболеваний.
12. Основные ароморфозы в эволюции растительного мира.
13.Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты, их роль в реакциях обмена веществ.
14.Аллогенез -направление эволюции органического мира. Значение идиоадаптации у птиц и покрытосеменных растений
15.Катаболизм, его значение. Роль митохондрий в нём.
16. Движущие силы эволюции, их роль в образовании новых видов.
17. Анаболизм. Биосинтез белка. Роль ядра, рибосом и эндоплазматической сети в этом процессе. Матричный синтез реакций биосинтеза.
18. Наследственная изменчивость, её виды. Виды мутаций, их причины. Роль мутаций в эволюции органического мира и селекции.
19. Первый закон Г. Менделя. Моногибридное скрещивание.
20.Эволюция человека. Доказательства происхождения человека от млекопитающих.
21.Деление клеток - основа размножения и роста организмов. Роль ядра и хромосом в делении клеток. Митоз и его значение.
22.Движущие силы эволюции человека. Основные стадии эволюции человека. Биологические и социальные факторы эволюции.
23.Мейоз, его значение, отличие от митоза. Набор хромосом в гаметах и соматических клетках.
24. Популяция - структурная единица вида. Численность популяций. Причины колебания численности популяций. Взаимоотношения особей в популяциях и между различными популяциями одного и разных видов.
25.Половое размножение организмов. Оплодотворение, его значение. Зигота-начало индивидуального развития организмов.
26.Наследственность её материальные основы. Гибридологический метод изучения наследственности.
27.Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие животных.
28. Правило единообразия первого поколения. Наследование доминантных и рецессивных признаков. Генотип и фенотип.
29.Послезародышевое развитие: прямо и непрямое. Причины ослабления конкуренции между родителями и потомством при непрямом развитии.
30.Закон расщепления признаков во втором поколении. Причины отсутствия расщепления признаков в поколениях у рецессивных гомозигот. Гомозигота и гетерозигота.
31.Гены и хромосомы как материальные основы наследственности. Их строение и функционирование.
32.Биогеоценоз как экологическая система, его звенья, связи между ними. Растения -начальное звено цепей питания в биогеоценозе.
33.Закон независимого наследования признаков. Причины расщепления признаков у гетерозигот.
34.Биогеоценоз дубравы, его биотические и абиотические факторы. Цепи питания в дубраве.
35.Закон сцепленного наследования, его материальные основы, группы сцепления. Значение кроссинговера.
36.Биогеоценоз хвойного леса. Биотические и абиотические факторы, цепи питания в нём. Значение ярусности в распределении организмов в биоценозе.
37.Половые хромосомы и аутосомы. Сцепленное с полом наследование. Причины наследования гемофилии по материнской линии. Причины более частого заболевания гемофилией мужчин.
38.Биогеоценоз водоема, его биотические факторы. Цепи питания. Организмы- продуценты, консументы, редуценты в этом биогеоценозе.
39. Взаимодействие и множественное действие генов как основа целостности генотипа.
40.Соотношение организмов-продуцентов, консументов, редуцентов в биогеоценозе. Экологическая пирамида, необходимость её учета в практической деятельности.
41.Генетика человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные заболевания, их профилактика.
42.Саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию, колебания численности популяции.
43.Роль генотипа и среды в формировании фенотипа, в повышении продуктивности сельскохозяйственных растений и животных.
44.Изменения в биогеоценозах причины смены биогеоценозов. Охрана биогеоценозов - главный путь сохранения видов.
45.Разнообразие сортов растений и пород животных- результат селекционной работы ученых. Центры происхождения и многообразия культурных растений.
46.Агроценоз( агроэкосистема), его отличие от биогеоценоза. Круговорот веществ в агроценозе и пути повышения его продуктивности.
47.Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и искусственный отбор.
48.Круговорот веществ в биогеоценозе, роль организмов в нем. Основной источник энергии, обеспечивающий круговорот веществ в биогеоценозе
49. Закон независимого наследования признаков (дигибридное скрещивание). Причины расщепления.
50.Изменения биогеоценозов под влиянием деятельности человека, его последствия. Меры охраны биогеоценозов.
51.Естественный и искусственный отбор, их сходство и отличия, роль в возникновении многообразия органического мира.
52.Биосфера, её границы. Причины бедности жизни в морских глубинах и литосфере, в верхних слоях атмосферы.
53.Сорт растений и порода животных как искусственная популяция, их сходство и различия с естественными популяциями. Причины многообразия сортов, пород и естественных популяций.
54.Биомасса, или живое вещество биосферы. Закономерности распространения биомассы в биосфере, тенденции её изменения под влиянием деятельности человека.
55.Многообразие видов в природе, его причины. Влияние деятельности человека на многообразие видов. Биологический прогресс и регресс.
56. Строение растительной клетки. Отличие прокариотической клетки от эукариотической.
57. Приспособленность организмов к среде обитания, её причины. Относительный характер приспособленности организмов.
58.Изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Сохранения равновесия в биосфере как основа её целостности.
59.Строение клетки животного и бактерии, черты сходства и различия, их причины.
60. Вид - основная систематическая единица. Критерии вида , необходимость применения комплекса критериев при определении вида.
Пример экзаменационных билетов.
Билет №
1.Строение и жизнедеятельность растительной клетки.
2. Арогенез - главное направление эволюции. Основные ароморфозы в эволюции многоклеточных животных.
Билет №
1.Основные положения клеточной теории, её значение.
2. Половое размножение. Строение и функции мужских и женских гамет.
Этапы развития половых клеток.
Билет №
1.Генетика человека. Методы изучения наследственности человека, наследственные заболевания, их профилактика.
2.Саморегуляция в биогеоценозе. Многообразие видов, их приспособленность к совместному обитанию, колебания численности популяции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый контроль знаний по биологии
Представлен тестовый материал для проверки знаний по биологии 6-8, 10 классы и 8, 10 классы по химии....
Стартовый контроль знаний по биологии
Работа 15-20 мин проводится в период 15-30 сентября....
Входной контроль знаний по биологии 6 класс
Входной контроль знаний по биологии 6 класс...
Входной контроль знаний по биологии 7 класс
Входной контроль знаний по биологии 7 класс...
Входной контроль знаний по биологии 8 класс
Входной контроль знаний по биологии 8 класс...
Итоговый контроль знаний по биологии 8 класс
Итоговые тесты в форме ОГЭ для 8 класса...
Пакет контроля знаний по дисциплине "География"
пакет контроля знаний по дисциплине "географи"...