Программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 11 классе
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089)
- Приказа Минобразования России от 09.03. 2004 г. №1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Федерального перечня учебников (Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 г. № 08-548)
- Школьного учебного плана на 2019-2020 учебный год
Цели индивидуально-групповых занятий:
-повышение качества знаний обучающихся по биологии;
-предупреждение неуспеваемости;
-развитие мотивации обучающихся;
-удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igz_10kl-2020.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Школа № 76»
Программа
индивидуально-групповых занятий по биологии
в 11 классе
на 2018-2019 учебный год
Учитель биологии: Судоль Елена Владимировна
Всего 34 часа (1 час в неделю)
г. Нижний Новгород, 2018
Индивидуально - групповые занятия по биологии. 10 класс.
Пояснительная записка.
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (редакция от 23.07.2013)
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089)
- Приказа Минобразования России от 09.03. 2004 г. №1312 « Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
- Приказа Министерства образования и науки Российской федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Федерального перечня учебников (Письмо Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 г. № 08-548)
- Школьного учебного плана на 2019-2020 учебный год
Изучение биологии в 6-11 класс направленно на:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни; заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим
Цели индивидуально-групповых занятий:
-повышение качества знаний обучающихся по биологии;
-предупреждение неуспеваемости;
-развитие мотивации обучающихся;
-удовлетворение интереса обучающихся с повышенной мотивацией.
Методы итогового контроля.
С целью организации текущего контроля за успеваемость используются
- наблюдение активности на занятии;
- беседа с учащимися, тесты.
В ходе выполнения тестов проверяются знания и умения, приобретенные в результате освоения основных разделов биологии «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье». Тесты направлены на проверку следующих видов деятельности:
- Владение основным понятийным аппаратом курса биологии (понимание смысла понятий, биологических явлений, биологических величин, биологических законов).
- Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями.
- Понимание текстов биологического содержания.
Индивидуально - групповые занятия по биологии рассчитаны на 35 часов (1 час в неделю).
Содержание программы:
Тема 1. Введение. Биология как наука.
Строение и жизнедеятельность клеток. Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.
Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений.
Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе.
Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе.
Голосеменные растения. Строение, значение, многообразие.
Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Охрана растений. Растения Красной книги Нижегородской области.
Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности.
Грибы, особенности строения и жизнедеятельности.
Лишайники. Строение, значение, многообразие. Особенности лишайников как симбиотических организмов Охрана.
Тема 2. Животные. Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда и места обитания. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники.
Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенное. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведения. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человек Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенное. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тема 3. Человек и его здоровье. Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Соматический и автономный отделы нервной системы. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полу подвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Приемы оказание первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение травматизма.
Внутренняя среда организма. Транспорт веществ. Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
Дыхательная система. Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь при отравлении угарным газом, утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Пищеварительная система. Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате реализации индивидуально-групповых занятий по биологии в 10 классе ученик должен знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем; животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости;
- распознавать и описывать: на таблицах, рисунках основные части и органоиды клетки; органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- оказания первой помощи при отравлении грибами;
- оказания первой помощи при ушибах вывихах;
- оказания первой помощи при укусах животных;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения комнатных растений, ухода за ними.
Календарно - тематическое планирование.
(1 час в неделю; всего 35 часов)
№ | Дата | Название темы | Практическая часть | Контроль | Корректировка | |
Растения | ||||||
1 | сентябрь | Введение. Биология как наука. Строение и жизнедеятельность клеток | Тест №1 «Основы цитологии» | |||
2 | сентябрь | Корень. Особенности анатомического строения, Связанные с функцией | Просмотр видеоролика «Внутреннее строение корня» | |||
3 | сентябрь | Побег и его системы | ||||
4 | сентябрь | Репродуктивные органы растения | ||||
5 | октябрь | Бесполое размножение растений разных жизненных форм | ||||
6 | октябрь | Биология семенного размножения | Просмотр видеоролика «Строение семени» | |||
7 | октябрь | Водоросли - самые простые растения | Работа с таблицами по определению строения водорослей | |||
8 | октябрь | Морфологические особенности плаунов хвощей, папоротников и голосеменных | ||||
9 | ноябрь | Разнообразие покрытосеменных растений | ||||
10 | ноябрь | Царство грибы: организмы, растущие в одном измерении: Симбиотические организмы - лишайники | Работа с таблицами «Строение одноклеточных, плесневых.шляпочных грибов и лишайника» | |||
Животные | ||||||
11 | ноябрь | Животные, состоящие из одной клетки | ||||
12 | декабрь | Двухслойные многоклеточные животные- кишечнополостные | ||||
13 | декабрь | Самые простые трехслойные животные: Плоские черви, Сосальщики | ||||
14 | декабрь | Кольчатые черви и их многообразие | ||||
15 | декабрь | Многоножки и насекомые | ||||
16 | декабрь | Наши отдалённые родственники - вторичноротые | ||||
17 | январь | Рыбы- жители воды | ||||
18 | январь | Вышедшие на сушу - амфибии | ||||
19 | январь | Рептилии - предки птиц | ||||
20 | февраль | Покорители воздуха- птицы | Демонстрация чучел птиц | |||
21 | февраль | Цари природы - млекопитающие | Тест№2 «Позвоночные животные» | |||
Человек и его здоровье | ||||||
22 | февраль | Место человека в системе органического мира | ||||
23 | февраль | Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма | ||||
24 | март | Нервная регуляция | ||||
25 | март | Органы чувств. Анализаторы | ||||
26 | март | Система опоры и движения | ||||
27 | апрель | Внутренняя среда организма | ||||
28 | апрель | Иммунитет. Профилактика ВИЧ-инфекции | ||||
29 | апрель | Строение и функции дыхательной системы | ||||
30 | апрель | Органы пищеварения и их функции | ||||
31 | апрель | Особенности строения мочевыделительных систем | ||||
32 | май | Рекомендации по выполнению практических заданий в процессе сдачи экзамена по биологии | Ознакомление с рекомендациями по выполнению практических заданий | |||
33 | май | Рекомендации по выполнению практических заданий в процессе сдачи экзамена по биологии | «Решение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена» | |||
34 | май | Выполнение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена по биологии | «Решение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена» | |||
35 | май | Выполнение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена по биологии | «Решение практических заданий встречающихся в процессе сдачи экзамена» | Итоговый тест |
Учебники и учебные пособия для учащихся
1. Т.А. Исаева и Н.И. Романова, учебник Биология. 6 кл. 3-е издание, М. «Русское слово» 2016г.
2.Е.Т.Тихонова и Н.И. Романова, учебник Биология. 7 класс, 4-е издание, М. «Русское слово», 2017г.
3. М.Б.Жемчугова и Н.И.Романова, учебник Биология. 8 кл. 5-е издание, М. «Русское слово», 2018г.
4. В.И.Сивоглазов, А.А.Каменский, Е.С.Касперская, О.С.Габриелян, учебник Биология. 9 класс, М. «Просвещение», 2019г.
Интернет-ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
- http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11класс.
В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой....
Рабочая программа по биологии 11класс. Пояснительная записка и КТП
В основу В основу рабочей программы положены идеи и принципы действующей ныне программы по биологии под редакцией И.Н. Пономаревой. Программа профил...
План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».
Пояснительная записка. В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....
План-конспект урока по биологии (11класс) на тему: «Приспособленность организмов – результат действия факторов эволюции».
Пояснительная записка. В курсе общей биологии базового уровня 11 класса в теме «Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение» по программе Захарова В....
Программа факультативных занятий по биологии на английском языке:"Возможности формирования терминологического аппарата в курсе биологии на английском языке " .
Программа факультативных занятий по биологии на английском языке может стать серьёзным подспорьем в работе учителей средних общеобразовательных школ, переходящих к работе по программе полиязычия, а та...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 6 классе «Биология покрытосеменных растений Ярославской области"
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 6 классе "Биология покрытосеменных растений Ярославской области"...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 7 классе «Биология животных Ярославской области»
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по биологии в 7 классе "Биология животных Ярославской области"...