КВН "Химиков-биологов"
методическая разработка по биологии (11 класс)

Семенова Ирина Анатольевна

Внеклассная разработка по химии-биологии для студентов первого курса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_kvn_hb.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное профессиональное образовательное

автономное учреждение

 «Благовещенский политехнический колледж»

КВН

Химиков-биологов

методическая разработка

Разработала:

Семенова И.А. – преподаватель химии

г. Благовещенск, 2019 г.


КВН химиков – биологов

внеклассное мероприятие по химии и биологии

(в рамках недели по специальности ОГСЭ и ЕН)

Задачи:

  1. воспитательные: формирование научного мировоззрения; самостоятельности и ответственности; культуры поведения в нестандартных ситуациях.
  2. образовательные: закрепить и углубить знания учащихся по химии и биологии, расширить кругозор.
  3. развивающие: развитие интереса к химии и биологии, творческих способностей через самостоятельное изучение материала и применение знаний в нестандартных ситуациях; развитие речи, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять факты.

Кабинет оформлен листовками с девизами:

                 «Сколько голов – столько умов»

                  «Дело – делу учит»

                  «Ум имей хоть маленький – да свой»

                  «Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться»

Сегодня мы собрались на встрече веселых и находчивых команд 131 и 141 групп.

        

«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия», - говорил Роберт Фейнман.

Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Сегодня мы выясним, насколько хорошо команды 181 и 191 групп знают химию, а также ее подругу биологию и умеют применять их законы в самых неожиданных ситуациях.

Девиз нашей игры: 

Химия – реакции, пробирки.

Химия – поэма вещества.

Химия – пусть на одежде дырки –

Познает основы существа.

Биология – какая емкость слова!

Биология для нас не просто звук.

Биология опора и основа

Всех естественных наук.

Настало время познакомиться с нашими командами и с жюри, которое тоже образует команду «Три С»: судьи строгие и справедливые.

  1. Команды должны сейчас нам представить название команды и приветствие Максимальная оценка – 5 баллов.

  1. Разминка  «Дальше, дальше» (за каждый правильный ответ – 1 балл и плюс 0,5 балла за скорость команде, потратившей меньше времени на ответы)

Вопросы первой команде:

  1. Этот металл используют служители церкви для получения святой воды (серебро)
  2. Какой металл жидкий при обычных условиях? (ртуть)
  3. Какое животное бросает свой хвост, убегая от врагов? (ящерица)
  4. Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала (ухо)
  5. Самое распространенное в природе химическое соединение (вода)
  6. Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (простые)
  7. Самое высокое травянистое растение? (бамбук)
  8. Вещества, состоящие из атома водорода и кислотного остатка (Кислоты)
  9. Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
  10. Основной компонент воздуха (азот)
  11. Металл, вызывающий «лихорадку» (золото)
  12. Какое животное и чьё имя служит образцом для порки детей (Сидорова коза)
  13. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту крови (горох)
  14. Самый металлический металл (франций)
  15. Формула углекислого газа. (СО2)
  16. В какой части огурца содержится больше всего нитратов? (в кожуре)
  17. Назовите очень красивую птицу с очень противным голосом (павлин)
  18. Какой заряд имеет электрон? (отрицательный)
  19. Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета (таз)
  20. Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины (лопатка)

Вопросы второй команде:

  1. Какой элементарной частицы нет в ядре – электрона, протона или нейтрона? (электрона)
  2. Как называются заряженные частицы, в которые превращаются атомы после приема или отдачи электронов? (Ионы)
  3. Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей (ягуар)
  4. Какое животное ходит только буквой «Г» (конь)
  5. Как называется ряд элементов, начинающийся щелочными металлами и заканчивающийся инертными газами? (Период)
  6. Сколько групп в Периодической системе Д.И. Менделеева? (Восемь)
  7. Кто написал сказку «Гадкий утёнок» (Г.Х. Андерсен)
  8. Обозначение иона водорода. (Н+)
  9. Какая птица созвучна фамилии великого русского писателя (Гоголь)
  10. Каким химическим элементом образован графит? (Углеродом)
  11. Как называется газ, являющийся аллотропным видоизменением кислорода, который образуется в небольшом количестве после грозы? (Озон)
  12. Основное отличие эукариот от прокариот (оформленное ядро)
  13. Вещества, состоящие из металла и кислотного остатка. (Соли)
  14. Органоид, синтезирующий в клетке энергию (митохондрия)
  15. Степень окисления кислорода (О-2)
  16. Какие домашние животные в 1826 году очищали улицы Филадельфии от мусора (свиньи)
  17. Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу (сорока)
  18. Какой заряд имеют протоны? (Положительный)
  19. Одноглазое ракообразное, герой мифов и фильмов (циклоп)
  20. Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система (клетка)

  1. Домашнее задание: Химико-биологическая сказка «Репка»  (максимум – 10 баллов)

Всем известна сказка: «Жили – были дед да баба. Посадили они репку. Выросла репка большая пребольшая…» Команды дома должны написать продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных биологических и химических терминов.

Термины: целлюлоза, сахароза, вода, минеральные соли, нитраты, удобрения, хлорофилл, вещество, известняк, кислород, фотосинтез, газообмен, клубень, двудольные, цветковые, двулетняя, пестик, тычинка, азот, углекислый газ.

  1. Составь слово. Из выданных букв сложить слово. Команда, сложившая слово быстрее получает 3 балла, вторая команда – 2 балла.

Слова: гидрокарбонат и хлоропласты, катализатор и фотосинтез

  1. В то время, когда команды складывают слова, проводится конкурс болельщиков

Объяснить биологический или химический смысл пословиц. За верное толкование каждой пословицы команда получает 1 балл.

  1. Как с гуся вода.
  2. Овцу не шуба, корм греет.
  3. Стоячая вода плесенью покрывается.
  4. Старого тянет вниз, а молодого ввысь.
  5. С дуба яблочко не снимешь.
  6. Вари не вари, а масло поверху.

  1.  Конкурс «Химический поезд»  

На 4-х листах А3 нарисованы для  команд четыре вагона. “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. На столах у команд лежат карточки с формулами веществ. У каждой команды карточки определенного цвета. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами. Максимально за этот конкурс можно получить 5 баллов.

1 команда: CaO, N2O5, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.      

2 команда: ZnO, P2O5, HNO3, H2CO3, Mg(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4, NaNO3.

Ответы: оксиды - CaO, N2O5, ZnO, P2O5.
              кислоты - H
2SO4, H2CO3, HNO3, H2CO3.
              основания - Fe(OH)
2, KOH, Mg(OH)2, Fe(OH)3.
              соли - K
3PO4, Na2CO3,  CuSO4, NaNO3.  

  1. Исправь ошибку (максимально- 7 баллов)

Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учителю приходится исправлять их. Сейчас исправить ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки. За каждую ошибку – 1 балл.

«В ясный солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, т.к. содержал много углекислого газа. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий из оксида алюминия, был сухим и чистым как простое вещество. Потом путешественники свернули на лег. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю. Рядом ехал велосипедист и распевал веселую песенку: «Вода, вода, кругом H2O2». На ночлег они расположились на берегу реки. Вода в ней была абсолютно чистой, бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте

  1. Биологический вернисаж для капитанов (максимально – 3 балла)

Капитанам  нужно дать толкование биологического явления или закона, представленного на рисунках:

- шишки на лбах двух столкнувшихся человечков;

- цветок на свету и в темноте;

- человек, ударяющий по коленке молоточком;

- круговорот воды.

Итак, все испытания пройдены, задания выполнены. Пока жюри подводит итоги маленькое лирическое отступление

Без химии ты глух и нем

И шагу не шагнешь порою,

Не вырастишь хороший хлеб

И дом хороший не построишь.

Химию любить и не лениться –

Значит, понятно будет все:

Почему коптит порою примус,

На морозе сушится белье.

Жизнь вокруг себя узнаешь,

Разрешишь любой серьезный спор,

Без огня в дороге яйца сваришь

И без спичек разведешь костер.

В конце всех конкурсов жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами за первое и второе место


Литература:

  1. Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и история – М.: Дрова, 2005
  2. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учителей, учащихся и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  3. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительный материал к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007