КВН "Химиков-биологов"
методическая разработка по биологии (11 класс)
Внеклассная разработка по химии-биологии для студентов первого курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_kvn_hb.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение
«Благовещенский политехнический колледж»
КВН
Химиков-биологов
методическая разработка
Разработала:
Семенова И.А. – преподаватель химии
г. Благовещенск, 2019 г.
КВН химиков – биологоввнеклассное мероприятие по химии и биологии
(в рамках недели по специальности ОГСЭ и ЕН)
Задачи:
- воспитательные: формирование научного мировоззрения; самостоятельности и ответственности; культуры поведения в нестандартных ситуациях.
- образовательные: закрепить и углубить знания учащихся по химии и биологии, расширить кругозор.
- развивающие: развитие интереса к химии и биологии, творческих способностей через самостоятельное изучение материала и применение знаний в нестандартных ситуациях; развитие речи, логического мышления, умения анализировать и сопоставлять факты.
Кабинет оформлен листовками с девизами:
«Сколько голов – столько умов»
«Дело – делу учит»
«Ум имей хоть маленький – да свой»
«Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб и молоко водиться»
Сегодня мы собрались на встрече веселых и находчивых команд 131 и 141 групп.
«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия», - говорил Роберт Фейнман.
Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Сегодня мы выясним, насколько хорошо команды 181 и 191 групп знают химию, а также ее подругу биологию и умеют применять их законы в самых неожиданных ситуациях.
Девиз нашей игры:
Химия – реакции, пробирки.
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа.
Биология – какая емкость слова!
Биология для нас не просто звук.
Биология опора и основа
Всех естественных наук.
Настало время познакомиться с нашими командами и с жюри, которое тоже образует команду «Три С»: судьи строгие и справедливые.
- Команды должны сейчас нам представить название команды и приветствие Максимальная оценка – 5 баллов.
- Разминка «Дальше, дальше» (за каждый правильный ответ – 1 балл и плюс 0,5 балла за скорость команде, потратившей меньше времени на ответы)
Вопросы первой команде:
- Этот металл используют служители церкви для получения святой воды (серебро)
- Какой металл жидкий при обычных условиях? (ртуть)
- Какое животное бросает свой хвост, убегая от врагов? (ящерица)
- Что у кузнечика на ноге, если у себя мы это можем увидеть только с помощью зеркала (ухо)
- Самое распространенное в природе химическое соединение (вода)
- Вещества, состоящие из атомов одного химического элемента (простые)
- Самое высокое травянистое растение? (бамбук)
- Вещества, состоящие из атома водорода и кислотного остатка (Кислоты)
- Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри)
- Основной компонент воздуха (азот)
- Металл, вызывающий «лихорадку» (золото)
- Какое животное и чьё имя служит образцом для порки детей (Сидорова коза)
- Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту крови (горох)
- Самый металлический металл (франций)
- Формула углекислого газа. (СО2)
- В какой части огурца содержится больше всего нитратов? (в кожуре)
- Назовите очень красивую птицу с очень противным голосом (павлин)
- Какой заряд имеет электрон? (отрицательный)
- Не только хозяйственная ёмкость, но и часть скелета (таз)
- Не только детское орудие труда, но и кость в верхней части спины (лопатка)
Вопросы второй команде:
- Какой элементарной частицы нет в ядре – электрона, протона или нейтрона? (электрона)
- Как называются заряженные частицы, в которые превращаются атомы после приема или отдачи электронов? (Ионы)
- Какая дикая кошка попала в сообщество автомобилей (ягуар)
- Какое животное ходит только буквой «Г» (конь)
- Как называется ряд элементов, начинающийся щелочными металлами и заканчивающийся инертными газами? (Период)
- Сколько групп в Периодической системе Д.И. Менделеева? (Восемь)
- Кто написал сказку «Гадкий утёнок» (Г.Х. Андерсен)
- Обозначение иона водорода. (Н+)
- Какая птица созвучна фамилии великого русского писателя (Гоголь)
- Каким химическим элементом образован графит? (Углеродом)
- Как называется газ, являющийся аллотропным видоизменением кислорода, который образуется в небольшом количестве после грозы? (Озон)
- Основное отличие эукариот от прокариот (оформленное ядро)
- Вещества, состоящие из металла и кислотного остатка. (Соли)
- Органоид, синтезирующий в клетке энергию (митохондрия)
- Степень окисления кислорода (О-2)
- Какие домашние животные в 1826 году очищали улицы Филадельфии от мусора (свиньи)
- Эта птица на своём хвосте разносит новости по лесу (сорока)
- Какой заряд имеют протоны? (Положительный)
- Одноглазое ракообразное, герой мифов и фильмов (циклоп)
- Не только жилище животных в неволе, но и элементарная живая система (клетка)
- Домашнее задание: Химико-биологическая сказка «Репка» (максимум – 10 баллов)
Всем известна сказка: «Жили – были дед да баба. Посадили они репку. Выросла репка большая пребольшая…» Команды дома должны написать продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных биологических и химических терминов.
Термины: целлюлоза, сахароза, вода, минеральные соли, нитраты, удобрения, хлорофилл, вещество, известняк, кислород, фотосинтез, газообмен, клубень, двудольные, цветковые, двулетняя, пестик, тычинка, азот, углекислый газ.
- Составь слово. Из выданных букв сложить слово. Команда, сложившая слово быстрее получает 3 балла, вторая команда – 2 балла.
Слова: гидрокарбонат и хлоропласты, катализатор и фотосинтез
- В то время, когда команды складывают слова, проводится конкурс болельщиков
Объяснить биологический или химический смысл пословиц. За верное толкование каждой пословицы команда получает 1 балл.
- Как с гуся вода.
- Овцу не шуба, корм греет.
- Стоячая вода плесенью покрывается.
- Старого тянет вниз, а молодого ввысь.
- С дуба яблочко не снимешь.
- Вари не вари, а масло поверху.
- Конкурс «Химический поезд»
На 4-х листах А3 нарисованы для команд четыре вагона. “Оксиды”, “Кислоты”, “Соли”, “Основания”. На столах у команд лежат карточки с формулами веществ. У каждой команды карточки определенного цвета. Нужно быстрее заполнить вагоны пассажирами. Максимально за этот конкурс можно получить 5 баллов.
1 команда: CaO, N2O5, H2SO4, H2CO3, Fe(OH)2, KOH, K3PO4, Na2CO3.
2 команда: ZnO, P2O5, HNO3, H2CO3, Mg(OH)2, Fe(OH)3, CuSO4, NaNO3.
Ответы: оксиды - CaO, N2O5, ZnO, P2O5.
кислоты - H2SO4, H2CO3, HNO3, H2CO3.
основания - Fe(OH)2, KOH, Mg(OH)2, Fe(OH)3.
соли - K3PO4, Na2CO3, CuSO4, NaNO3.
- Исправь ошибку (максимально- 7 баллов)
Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учителю приходится исправлять их. Сейчас исправить ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки. За каждую ошибку – 1 балл.
«В ясный солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, т.к. содержал много углекислого газа. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий из оксида алюминия, был сухим и чистым как простое вещество. Потом путешественники свернули на лег. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю. Рядом ехал велосипедист и распевал веселую песенку: «Вода, вода, кругом H2O2». На ночлег они расположились на берегу реки. Вода в ней была абсолютно чистой, бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте.»
- Биологический вернисаж для капитанов (максимально – 3 балла)
Капитанам нужно дать толкование биологического явления или закона, представленного на рисунках:
- шишки на лбах двух столкнувшихся человечков;
- цветок на свету и в темноте;
- человек, ударяющий по коленке молоточком;
- круговорот воды.
Итак, все испытания пройдены, задания выполнены. Пока жюри подводит итоги маленькое лирическое отступление
Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порою,
Не вырастишь хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушится белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешишь любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.
В конце всех конкурсов жюри подводит итоги и награждает победителей дипломами за первое и второе место
Литература:
- Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и история – М.: Дрова, 2005
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учителей, учащихся и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительный материал к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007