Конспект урока в 7 классе на тему "Насекомые" с использованием технологии развивающего обучения.
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект урока в 7 классе на тему "Насекомые" с использованием технологии развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_klass_nasekomye.obshchaya_harakteristika._7_klass.docx | 49.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе
Тема урока | Класс насекомые. Общая характеристика, их строение |
Тип урока | комбинированный |
Дидактические задачи | Образовательные: -сформировать понятие о классе насекомых как представителях типа Членистоногие; -дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни; -познакомить с представителями этого класса; -научить распознавать насекомых и отличать от представителей других классов. Развивающие: -работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия; -развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитательные: -формировать бережное отношению к природе; -формировать основы экологического сознания. |
Основные понятия | насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин. |
Оборудование | учебник, таблица «Тип Членистоногие. Класс Насекомые», мультимедиа. |
Методы | словесный, наглядный, деятельностный |
Образовательные технологии | ИКТ- технологии, технология развивающего обучения. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. | Подготовка рабочего места. Приветствие. Пожелание учащимся успехов в работе на уроке. | Приветствие учителю. |
2. Актуализация знаний | Биологический диктант (по теме: «Класс Паукообразные») Задание №1. Вставить пропущенные слова в предложении. 1.Число ходильных ног у паукообразных……………… 2. 1-ю пару ног называют……………. 3.Органы зрения у паукообразных представлены ………………… 4.Органы дыхания представлены………………….. и …………….. 5.Тело паукообразных разделено на…………………. и ……………………….. Задание №2. Работа с терминами Хелицеры— Педипальпы---- Печень- Мальпигиевые сосуды – Миксоцель – Половой диморфизм- Гемолимфа – | Учащиеся отвечают на вопросы. Систематизируют знания. Самопроверка Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание) Иксодовый клещ Чесоточный клещ Ядовитые пауки |
3. Актуализация новых знаний учащихся | Рассказ учителя. -Хотелось бы знакомство начать с новым классом с такого отрывка стихотворения: Ты посмотри вокруг себя- Везде живые существа Они жужжат, таскают мёд Ведь пчёлы «трудовой народ». Другие вечно нас кусают- Их комарами называют. И тут, куда не посмотри Кружатся стаями они. А есть назойливые мухи, Они всегда шумят под ухом, Мешают, вечно лезут в рот И кстати тоже любят мёд. Они и ты из особого теста И в мире занимают каждый своё место. -Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением. -Как вы думаете, какая тема нашего урока? -Где можно встретить насекомых? Что вам о них известно? -Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока. | Ребята внимательно слушают учителя. -Тема. Класс Насекомые. Ответы учащихся на поставленные вопросы. |
4. Изучение нового материала | Рассказ учителя. -Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 1,5 млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев. План урока: Общая характеристика Внешнее строение насекомых. Среда обитания насекомых. Способ питания насекомых. Внутреннее строение Развитие насекомых Значение насекомых в природе и жизни человека (домашнее изучение) -Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы. Общая характеристика (работа с текстом учебника) Внешнее строение (работа с таблицей, мультимедиа, записи в тетрадях) Отделы тела – голова, грудь, брюшко Голова. Глаза, пара усиков. Вопрос учащимся: -Чем могут питаться насекомые? Ротовые органы – видоизменённые конечности. Типы ротового аппарата 1 .грызущий – у таракана 2. грызуще-лижущий- у пчелы 3. колюще-сосущий – у комара 4. лижущий - у мухи 5 сосущий – у бабочки Конечности Вопрос учащимся: -Какие внешние признаки позволяют отнести насекомых к членистоногим? -В чем своеобразие этого класса? 3 пары ног – для ходьбы и бега 2 пары крыльев Брюшко – из 10 члеников. Задание: заполните таблицу в тетрадях, используя текст и рисунки учебника (Приложение1) | Ребята внимательно слушают учителя. Делают записи в тетрадях. Учащиеся заполняют таблицу, пользуясь материалами учебника и наглядными пособиями. |
5. Первичное закрепление пройденного материала. | Определите по типу питания насекомых тип ротового аппарата. Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерстью, кожей, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы. | Работа по парам. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении: | § 26, подготовить сообщения о тараканах, медведке, кузнечиках и др. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) | -Что на уроке было главным? -Что было интересным? -Что нового сегодня узнали? - Закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что… | Ответы на вопросы. Закрепление пройденного материала. |
Приложение 1. «Внутреннее строение насекомых»
Система органов | Строение органов | Функция |
Нервная система | Узловой тип, выделен головной мозг ( надглоточный нервный узел) | Связь с внешним миром, более сложное поведение. |
Пищеварительная система | Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок с зубами-кишка (средняя и задняя) – анальное отверстие | Питание, переваривание, удаление не переварившихся остатков. |
Дыхательная система | Трахеи с дыхальцами | Доставка кислорода и удаление углекислого газа. |
Выделительная система | Мальпигиевы сосуды, жировое тело (не выводится) | Выделение жидкостей продуктов обмена. |
Кровеносная система | Сердце-сосуды-органы-сердце, гемолимфа | Транспорт БЖУ |
Репродуктивная система | Раздельнополые: у самок яичники, у самцов семенники; оплодотворение внутреннее. | Продолжение рода. |
Кейсы по биологии 7 класс.
-Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Насекомые». Урок необычный – мы отправимся в путешествие по необыкновенному городу Энтомограду.
Наше путешествие окажется не только познавательным, но и успешным в том случае, если мы дойдем до Дворца знатоков. Для достижения нашей цели мы должны взять багаж – знания по этой теме. Мы побываем на некоторых улицах города, познакомимся с ним и его обитателями и сможем заработать жетоны-баллы для себя и своей команды.
Путешествие
1. Чтобы попасть в город, нам необходим входной билет. Заработать его мы можем, выполнив задание. Надо собрать мозаику и определить, к какому отряду относится изображенное на ней насекомое. А еще в 2–3 предложениях дать характеристику этому отряду. (Двукрылые, Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жуки, Чешуекрылые. Название отряда – название команды. Для изготовления мозаики предварительно выбираются изображения насекомых соответствующих отрядов и произвольно разрезаются на несколько частей.)
(Правильный ответ – 5 баллов.)
2. Получив входной билет и разрешение на путешествие, мы попадаем на улицу Определитетельную. Ваша задача: дать определения тем терминам, которые встречаются на этой улице: метаморфоз, ароморфоз, партеногенез, куколка, личинка, имаго.
(Правильный ответ – 1 балл.)
3. И вот мы с вами попадаем на площадь Административно-анатомическую – самую главную площадь города, от которой отходят все улицы. Здесь вы должны определить:
Рис. 1. Варианты строения ротового аппарата насекомых: 1 – грызущий ротовой аппарат черного таракана; 2 – лакающий ротовой аппарат шмеля; 3 – колюще-сосущий ротовой аппарат комара
– какие и чьи ротовые аппараты изображены на рисунках (рис. 1);
– чьи конечности изображены на рисунках, какие функции они выполняют (рис. 2).
Рис. 2. Разнообразие конечностей насекомых: 1 – бегательная (жужелица); 2 – прыгательная (саранча); 3 – копательная (медведка); 4 – плавательная (жук-плавунец); 5 – хватательная (богомол); 6 – собирательная (медоносная пчела)
(Правильный ответ – 1 балл.)
4. Чтобы достичь Дворца знатоков, мы должны повернуть на ул. Крылатую. На этой улице встречаются представители разных отрядов, и само название говорит о том, что все они летают. Ваша задача узнать их по описанию.
(За правильный ответ, данный после зачитывания 1-го предложения, – 3 балла, после 2-го – 2 балла, после 3-го – 1 балл.)
5. Дальше наш маршрут идет на перекресток Прыгунов – там нам с вами вновь придется угадывать насекомых по их характеристикам. (Майский жук, кузнечик, комнатная муха, рыжий муравей, комар пискун, капустная белянка, медоносная пчела, рыжий таракан. – Баллы начисляются, как и в предыдущем случае.)
(Вариант – определять насекомых по картинкам на графопроекторе. За верный ответ – 2 балла.)
6. И вот мы с вами дошли до нашей цели – Дворца знатоков. Как в любом дворце, здесь много залов. Этот дворец славен тем, что в нем можно встретить представителей разных отрядов насекомых, независимо от того, какой образ жизни они ведут, где обитают, чем питаются. И какое имеют значение для человека – ведь все они играют важную роль в природе в целом.
Ваша задача определить, кто изображен на портрете-карикатуре и почему так изображен? (Бабочка, термиты, кузнечик, вши, клопы, блохи, колорадский жук, саранча. За правильный ответ – 1 балл.)
7. Теперь у нас с вами есть возможность познакомиться с залом, в котором представлены рекорды насекомых. (Сведения о рекордах записаны на вырезанных из цветной бумаги «листочках» и «бабочках», прикрепленных скрепками к ветке дерева, установленной в цветочном горшке. От каждой команды выбирается по 1 человеку (у кого больше жетонов), которые по очереди снимают «листочки» и «бабочек» и зачитывают текст на них. Баллы не начисляются.)
На этом мы заканчиваем путешествие по городу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах
Переход учащихся из начальной в основную школу часто сопровождается трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...
использование технологий развивающего обучения на уроках технологии.
В данной статье рассматриваются технологии развивающего обучения, применяемые мною на уроках технологии для повышения мотивации к учению....
Урок английского языка на тему "Рождество" с использованием технологии развивающего обучения
Урок построен для учащихся пятого класса. Используется технология развивающего обучения....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА в 3-м классе с использованием технологии развивающего обучения, межпредметных связей и ИКТ
Тема урока: Природа (Nature)Цель: дальнейшее формирование коммуникативной компетенции на материале темыЗадачи:1. Образовательные: обобщить и закрепить умения использовать...
Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения
Тема "Москва во главе объединения русских земель" . Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный урок....
Видеоурок "Canada" в 6 классе с использованием технологии развивающего обучения
Конспект урока по английскому языку в 6 классес использованием технологии «развивающее обучение посредством введения и закрепления новой информации» Цель урока: введение и закрепление нового инфо...
План -конспект урока по теме "Пропорция" с использованием технологии проблемного обучения
Урок по теме "Пропорция" в 6 классе разработан с использованием технологии проблемного обучения...