Классный час "Выбор за тобой"
классный час по биологии (9, 10, 11 класс)

Авезова Ольга Георгиевна

Это классный час можно использовать во внеунурочной деятельности для учащихся старших классах для профилактики опасного  вирусного заболевания и как для проведения тематического внеклассного мероприятия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час: «Выбор за тобой»

Слайд 2

Наша жизнь и наше здоровье зависит только от нас.

Слайд 3

Наша жизнь и наше здоровье зависит только от нас.

Слайд 4

Что такое ВИЧ? В – «ВИРУС» - возбудитель заболевания И – «Иммунодефицит» - отсутствие защитной реакции системы организма, которая обеспечивает защиту от микроорганизмов, вызывающих болезнь Ч – «Человек» - объектом инфекции все чаще стает человечество планеты.

Слайд 5

Что такое СПИД? С – «Синдром» - это болезнь с характерными симптомами. П – «Приобретенного» - такой, который приобретен в течении жизни, а не от рождения. И – «Иммунного» - касается иммунной системы, которая обеспечивает защиту человека от микроорганизмов, что вызывают заболевания. Д – «Дефицит» - отсутствие защитной реакции иммунной системы человека.

Слайд 6

Признаки и симптомы СПИДа это очень коварная инфекция, которая при попадании в человеческий организм может никак не проявлять себя. Размножение вируса иммунодефицита чаще всего не вызывает никаких симптомов СПИДа у заразившегося человека. Единственным надежным способом определить ее считается прохождение ВИЧ-теста.

Слайд 7

Наша жизнь и наше здоровье зависит только от нас.

Слайд 8

1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом . Это не праздник. Этот день появился для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности и просто людей к проблеме СПИДа , ценности человеческой жизни. Вспомнить об умерших от этой страшной болезни, задуматься о будущем.

Слайд 10

Наша жизнь и наше здоровье зависит только от нас.

Слайд 11

Наша жизнь и наше здоровье зависит только от нас.

Слайд 12

Наша жизнь и наше здоровье зависит только от нас.

Слайд 13

Невозможно заразиться : При рукопожатии, объятиях, поцелуях , разговоре При пользовании туалетом, ванной, дверными ручками При пользовании бытовыми приборами, через посуду, постельное белье Через слезы, пот, чихание, кашель Через кошек и собак

Слайд 14

Лечение СПИДа В борьбе со СПИДом существенную роль играет своевременная диагностика болезни . Если начать терапию ВИЧ до того времени, когда он успеет разрушить иммунитет человека, больные СПИДом имеют возможность надолго отодвинуть последнюю стадию недуга и продлить себе нормальную жизнь.

Слайд 15

Профилактика СПИДа Профилактика ВИЧ это самое действенное средство в борьбе со СПИДом . Включает в себя необходимость: иметь только одного сексуального партнера; избегать половых связей с малознакомыми и подозрительными людьми, проститутками, наркоманами; не иметь групповых контактов; использовать презервативы; не пользоваться чужими станками, бритвами, зубными щетками, использованными медицинскими приборами; настаивать на одноразовых инструментах в кабинете стоматолога, гинеколога, косметолога и других специалистов.



Предварительный просмотр:

Классный час  «Выбор за тобой»

 учитель биологии: Авезова О.Г.

Цель классного часа: повысить уровень знаний по проблеме ВИЧ/СПИД.

Задачи:

  • познакомить учащихся с проблемами СПИДа;
  • дать элементарные представления о передаче ВИЧ-инфекции;
  • познакомить с профилактикой этого заболевания;
  • формировать гуманное отношение к больным СПИДом и ВИЧ-инфицированным.

Оборудование:  мультимедийный проектор, информационные листки, красная бумага, ножницы, двухсторонний скотч.

Участники:  обучающиеся 10 класса, учитель биологии.

Форма проведения: конференция с элементами веб-квеста.

Веб-квест (webquest) в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Подготовительная работа

Создание микрогрупп, распределение ролей

Обучающиеся сами выбирали группы:

- историки;

- биологи;

- химики;

- информатики;

- социологи.

Составление маршрута выполнения задания

Работа предполагает групповой вид деятельности. Алгоритм работы:

1. Определите свою роль;

2. Изучите список информационных ресурсов;

3. Найдите необходимую информацию по теме в соответствии со своей ролью;

4. Обработайте информацию и оформите свой отчёт в виде интеллект-узла на листе формата А4. 

Задания группам

Историки: используя интернет-источники, найти информацию о первых фактах появления ВИЧ и СПИДа.

Биологи: дать определение понятия ВИЧ, СПИД.

Найти информацию о воздействии СПИДа на организм человека.

Химики: определить химический состав СПИДа, выяснить, почему нельзя вылечить эту болезнь.

Информатики: изучить интернет ресурсы по теме, подобрать видеоролик или презентацию о воздействии СПИДа на организм человека.

Арт-исследователи: найти информацию об атрибутах Дня борьбы со СПИДом, подобрать соответствующие картинки, буклеты; сделать красную ленточку своими руками.

Социологи: провести анализ данных за три последних года по численности заболевших в пределах своего региона и построили диаграммы.

Ход проведения

Учитель биологии: Добрый день всем присутствующим! Мы часто в своей жизни делаем выбор: от обычных и банальных мелочей до жизненно важных ситуаций. Тема информационного часа, которая заявлена в плане работы класса, меня также поставила в ситуацию выбора. При обсуждении я услышала ваше недовольство и возмущение, ведь тема «избита, не интересная и скучная».

Слайд 1. Сегодня я прошу вас также сделать свой выбор: стоит ли говорить о СПИДе или вполне достаточно той информации, которая уже давно известна всем? Прошу занять места в зале в соответствии с вашим выбором (слева занимают места те, кто считает, что о СПИДе говорить необходимо, справа - те, кто считает, что о СПИДе говорить не стоит). Подростки аргументируют свой выбор.

2. Каждый из вас обладает какой-то информацией по теме. (Высказывание учащихся).

3. А теперь слово участникам веб-квеста. Учащиеся представляют свои исследования:

Слайд 2.  Историки: По данным интернет ресурсов первые случаи инфицированности наблюдались в Африке ещё в 1959 году, в США - с 1977 года. С 1987 года процесс распространения нового инфекционного заболевания принял характер эпидемии. Болезнь сегодня зарегистрирована в 152 странах мира. В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения зарегистрировано около 2 млн. случаев СПИДа. Данные о числе ВИЧ-инфицированных в зависимости от источника варьируют от 13 до 20 млн., но, по меньшей мере, 8 млн. из них только в Африке.

     Слайд 3. Болезнь СПИД является трудно контролируемой, что объясняется:

  1. отсутствием эффективных средств лечения;
  2. отсутствием средств первичной профилактики (вакцинации);
  3. трудностями контактов с группами населения, наиболее поражаемыми

СПИДом.

Эксперты считают, что для создания вакцины потребуется от 8 до 20 лет. Заболевание характеризуется высоким уровнем летальности - 40 - 90 % За все время, прошедшее с момента описания первых случаев СПИДа , не было ни одного факта излечения или выздоровления от этого заболевания. Все носители возбудителя СПИД являются потенциально больными.

Вирусологические исследования, выполненные научными группами Люка Монтанье в Институте Пастера (Франция) и Роберта Галло в Национальном институте рака (США) позволили в 1983 году обнаружить действительную причину возникновения СПИДа - Т-лимфотропный ретровирус, получивший позже наименование HIV - hyman immunodeficiency virus (ВИЧ - вирус иммунодефицита человека).

Слайд 4. Биологи: Необходимо отличать ВИЧ и СПИД. Что такое ВИЧ?

Расшифруем аббревиатуру.

В – вирус, паразитирующий организм, атакующий и разрушающий человеческие клетки.

И – иммунодефицита – состояние, при котором снижена функция иммунной системы.

Ч – человека.

Это инфекционное заболевание, при котором поражается иммунная система человека. Иногда проходит несколько лет, прежде чем у инфицированного человека появятся первые признаки болезни. Ведь человек выглядит вполне здоровым, но может передавать ВИЧ.

Слайд 5. Что такое СПИД? Это конечная стадия ВИЧ-инфекции. Синдром приобретенного иммунодефицита вызывается специфическим вирусом. Этот вирус попадает в кровь и повреждает определенный тип белых кровяных шариков (лимфоцитов), являющихся важным звеном защитной (иммунной) системы организма.

В результате зараженный человек становиться «беззащитным» перед микробами и опухолями. Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет. Единственным признаком болезни может быть увеличение нескольких лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства кишечника, потливость, похудение. В дальнейшем возникает воспаления легких, гнойничковые и герпетические поражения кожи, сенгис (заражение) крови, злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти больного.

Слайд 6. Химики: Возбудитель СПИДа - это сложный по строению и химическому составу вирус. Его плавучая плотность в градиенте сахарозы составляет 1,16 гмл. В центре вириона находится его сердцевина, содержащая электронноплотный нуклеоид с вирусным геномом, а также внутренние белки. Вирусный геном, представленный РНК, ассоциирован с ферментом ОТ. Сердцевина покрыта белковой капсулой.

Снаружи располагается внешняя оболочка вириона, состоящая из двойной липидной мембраны, которую вирус приобретает при прохождении через клеточную оболочку. С липидной мембраной связан гликопротеид gp41, с которым соединен наружный гликопротеид gp120, входящий в состав отростков вириона.

При электронномикроскопическом изучении показано, что вирионы ВИЧ имеют сферическую форму, по основным морфологическим признакам соответствуют строению ретро-вирусов. Размеры вирусных частиц могут быть как более мелкие, так и более крупные. Описаны две морфологические формы возбудителя. Одна из них имеет диаметр частиц около 120 нм с полиморфной структурой сердцевины. Для второй морфологической формы характерен диаметр частиц 90 нм с мембранными проекциями и цилиндрической структурой сердцевины.

Если говорить более понятным языком, ВИЧ относится к семейству ретровирусов. Под микроскопом он напоминает экзотический цветок очень маленьких размеров. Относится к малоустойчивым во внешней среде вирусам. Он чувствителен к химическим веществам: погибает при воздействии этилового спирта, эфира, хлорамина и даже йода. Возникает вопрос: почему же его нельзя так просто вылечить тем же йодом? Просто йод мы не можем в определённых порциях вводить в кровь – человек умрёт.
Классный руководитель: Скажите, может кто-то изменил своё решение и готов перейти на другую сторону.

(Учащиеся мотивируют свой выбор).

Слайд 7. Информатики: Мы представляем на наш взгляд наиболее удачный и современный ролик по профилактике СПИДа или презентацию, т.к. здесь есть и доступная информация и интересный сюжет. (Просмотр видеоролика, комментарий).

Слайд 8. Арт-исследователи: 1. Непременным атрибутом 1 декабря является красная ленточка. Мы нашли следующую информацию: Красная лента как символ понимания СПИДа была задумана весной 1991 года группой The Visional AIDS Artists* Caucus. Художник Франк Мур жил в провинциальном городке. Соседи носили жёлтые ленты, надеясь на благополучное возвращение своей дочери-солдата из Персидского залива. Это убедило его, что ленточка может быть метаморфозой и дня СПИДа тоже. Идея была принята группой Visional AIDS. Реклама была сделана удачно. В листовке говорилось: «Возьмите красную ленту длиной 6 см., сверните в верхней части в форме перевёрнутой V. Используйте английскую булавку, чтобы прикрепить её к одежде. 

Слайд 9. Учащиеся делают красные ленточки и обмениваются друг с другом.

 Слайд 10. 2. Проект «Красная ленточка» был официально начат на 45 ежегодной церемонии Tony Awards. Всем номинантам и участникам было предложено (довольно успешно) надеть такие ленты. Согласно пресс-релизу, анонсирующему проект, «Красная ленточка станет символом нашего сострадания, поддержки и надежды на будущее без СПИДа. Самая большая надежда, связанная с этим проектом, - это то, что к 1 декабря, Всемирному дню борьбы со СПИДом, эти ленты будут носить во всём мире».

Так изображение красных лент появилось на футболках, бейсболках, ветровках, рюкзаках. Некоторые ленточки были украшены гранатами и другими камнями, даже рубинами. Ленточки появились на китайских сладостях, ёлочных шарах, почтовых марках. Хоть это не единственный символ участников СПИД-общества, но очень популярный.

Слайд 11. 3. А ещё мы подобрали информационные листовки, картинки и буклеты по теме и разместили на доске (представление материала).

 Учитель биологии:  А я снова обращаюсь к вам: может кто-то изменил своё решение и готов перейти на другую сторону.

(Учащиеся мотивируют свой выбор).

Слайд 12.Социологи: В нашем регионе проживает более 18 тысяч человек, болеющих ВИЧ. Этот показатель почти на 3% больше, чем в 2017 году.По данным регионального минздрава, более половины ВИЧ-инфицированных области проживает в Нижнем Новгороде.

Большинство зараженных людей проживает в Автозаводском районе. Их численность составляет 2,7 тысячи человек.Также наблюдается большое количество заболеваемостью ВИЧ в Балахнинском, Богородском, Борском, Дальнеконстантиновском, Краснооктябрьском и Лысковском районах.

45,2% ВИЧ-инфицированных области приходится на возраст от 31 года до 40 лет. Доля нижегородцев, заболевших вирусом с 21 года до 30 лет, составляет 21,7%. 1,4% жителей приобрели болезнь до 20 лет, в детском возрасте вирусом иммунной системы заражен 1%. В регионе за 2018 год от СПИДа умерло 586 человек.

Слайд 13. Игра «За стеклом». Представьте, что вы встретили старого друга и хотите ему рассказать о себе. (Текст записан на доске и виден только классу и одному из участников игры). Но между вами плотное стекло. Попробуйте передать всё жестами. После игры каждый высказывает свои ощущения (страх непонимания, неловкость).

Учитель биологии: Да, примерно так ощущают себя в обществе ВИЧ-инфицированные люди. Перед вами снова выбор: как общаться с такими людьми, чтобы не ранить их душу и не заразить себя? (ответы подростков).

Слайд 14. Вы – будущие выпускники. Многие будут поступать после получения базового образования. Снова жизнь ставит перед выбором. Ведь существует бессчётное количество факторов, влияющих на человека, который оказывается в ситуации выбора. Это – непростые отношения со сверстниками, погоня за новыми впечатлениями, любопытство, стремление к протесту. Так в жизни подростов появляются алкоголь, курение, наркотики, беспорядочные половые связи, СПИД… Как сохранить своё здоровье, безопасность поведения? (обращение к тем, кто против разговоров о СПИДе, обсуждение).

Рефлексия.

А я снова обращаюсь с вопросом: кто изменил своё решение и считает необходимым перейти на другую сторону? Почему? (Подростки высказывают своё мнение, объясняют, какая информация была для них новой, полезной. Приходят к убеждению, что говорить о СПИДе необходимо, чтобы не забывать мер предосторожности, быть просвещённым и грамотным по вопросам сохранения здоровья).

Слайд 15.Учитель биологии:  Самое ценное у человека – это жизнь, а в ней – здоровье. Приятно, что вы сегодня сделали правильный выбор: несмотря на то что о СПИДе много сказано, говорить стоит ещё и ещё, чтобы не заразиться самим, чтобы понять людей, уже заражённых, чтобы нести ответственность за свои поступки, за жизнь своих будущих детей. Ведь мы выбираем – жизнь. Спасибо всем за искренний разговор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Семья – это то, что с тобой всегда».

Семья – это то, что мы делим на всех.    Всем понемножку: и слезы, и смех,    Взлет и падения, радость, печаль,    Дружбу и ссоры,...

Классный час "Выбор за тобой"

Классный час в форме круглого стола. Тема - выбор выпускниками профессии....

Классный час «Семья – это то, что с тобой всегда». 7-8 класс

Классный час «Семья – это то, что с тобой всегда». 7-8 класс Цели:Расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях.Развивать внимание, мышление, воображение, речь.Формирова...

Классный час-презентация "Семья -это то,что с тобой навсегда!"

Классный час-презентация на тему  " Семья это то, что с тобой навсегда!"...

Классный час "Семья - это то, что с тобой навсегда"

Классный час "Семья - это то, что с тобой навсегда"....

Классный час «Горжусь тобой, моя Россия!»

Говоря о родной стране, невозможно не иметь в виду её просторы, великолепные пейзажи, удивительные озера, архитектурные памятники, являющиеся достоянием не только культуры России, но и мира в целом....

Методическая разработка классного часа «Горжусь тобой, моя Россия»

Цели:Методическая цель – показать одну из нетрадиционных форм проведения классного часа с использованием интерактивных методов в воспитании школьников.Воспитательная цель– воспитание чувст...