ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ
проект по биологии (8 класс)

Мазгарова Тансылу Ягануровна

Северные условия оказывают значительные перестройки в детском организме. Пониженное  или повышенное давление часто всречаются и у детей  разных возрастов. Чтобы  уменьшить риск серьезных осложнений в будущем,важно вовремя обнаружить проблемы с давлением и принять необходимые меры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prover-_makar_davlenie_5-_word.docx85.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Русскинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Автор работы: Бычко Макар

ученик 7 класса    

Руководитель:  учитель биологии

                                                     химии  Мазгарова Тансылу

Ягануровна

2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………................3

2. План исследований…………………………………………………………………..5

3. Основная часть……………………………………………………………………….6

3.1. Теория……………...……………………………………………………………….6

3.2. Выводы по теоретической части………………………………………………….8

3.3.  Практическая часть……………………………………………………………….8

3.4. Результаты исследований по  показателям артериального  давления………….9

3.5. Выводы по практической части…………………………………………………..9

3.6. Анализ   результатов   анкетирования…………………………………………..10

3.7. Выводы по результатам анкетирования………………………………………...10

4. Выводы……………………………………………………………………………...12

5. Список использованной литературы……………………………………………...13

6. Приложение…………………………………………………………………………14

1. ВВЕДЕНИЕ

Северные условия оказывают значительные перестройки в детском  организме. Всё это  вызывает нежелательные изменения в  самочувствии, снижают уровень артериального давления.  Однако пониженное или повышенное давление часто встречается и у детей разных возрастов. Чтобы уменьшить риск серьёзных осложнений в будущем, важно вовремя обнаружить проблемы с давлением и принять необходимые меры.   [https://www.predmetnik.ru/home]  (1)

Актуальность нашего проекта обусловлена необходимостью сохранения здоровья школьников. Артериальное давление у детей, как и у взрослых, тоже подлежит контролю. Большинство болезней сердечно-сосудистой системы сопровождаются либо повышением, либо понижением кровяного давления.

Объект исследования:   обучающиеся  8 класса.

Предмет  исследования: показатели артериального и пульсового давления.

Время исследования: декабрь 2019 г. -февраль 2020г.

Цель нашего исследования:  изучить  факторы, влияющие на изменение артериального давления.

Задачи  исследования:

 1.Изучение учебной  литературы, интернет ресурсов.

2. Научиться правильно измерять артериальное давление  электронным тонометром.

 3. Провести диагностику исследования зависимости артериального давления от некоторых факторов, влияющих на его изменение.

В  результате исследований  мы выдвинули следующую гипотезу: 

факторами,  влияющими на артериальное давление являются  недостаточная  физическая  активность,   условия  внешней среды, рацион питания, несоблюдение  режима дня, история сердечно-сосудистых осложнений у родителей.

Методы  исследования: анкетирование, изучение  медицинских карт детей, осциллометрический метод (применение электронного тонометра), наблюдение,  беседа с медиком   школы,  анализ результатов исследования.

Практическая значимость. Измеряя артериальное давление можно предположить будущее состояние сердечно-сосудистой системы и таким образом вести  профилактические мероприятия по  сохранению  здоровья.

2.ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

На подготовительном этапе изучили теоретический материал по биологии 8 класса.    После  изучения  теоретической части,  нами составлены  вопросы анкетирования.  Проводя практическую часть провели измерение давления электронным тонометром. Результаты  исследований отражены в таблицах №1,№2, №3, №4  и  диаграммах. Наши гипотезы подтвердились. На  артериальное давление влияют: недостаточная  физическая  активность,   условия  внешней среды, рацион питания, несоблюдение  режима дня, история сердечно-сосудистых осложнений у родителей.

***

АД-артериальное  давление

САД-систолическое  артериальное  давление (верхнее)

ДАД- диастолическое артериальное  давление (нижнее)

ПД- пульсовое  давление.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Теория

Артериальное  давление –это давление крови на стенку артерии.

Различают два показателя  артериального давления.

Систолическое (верхнее) - это уровень давления крови на стенку артерии в момент максимального  сокращения сердца.

Диастолическое (нижнее) - это уровень давления крови на стенку артерии в момент максимального  расслабления сердца.  [https://nuzdkp.ru/zabolevania/] (2)

Гипотония (артериальное  гипотензия)- понижение артериального давления.

 [yandex.ruhypotonia]  (3)

Гипотония- заболевание, связанное с нарушением нервной и  эндокринной систем регуляции тонуса сосудов. (4) [gulvar.rugipotoniya-eto-bolezn-svyazannaya]  (4)

Когда показатель менее 100 на 60 мм. рт., необходимо срочно посетить врача. Средний показатель для 14-19 лет  — 117/77 мм рт. ст. При этом у девочек АД может быть ниже, чем у мальчиков.    [https://sibmed.su/gipertoniya/] (5)                   

Гипертоническая  болезнь (артериальное  гипертензия) – заболевание, основным  признаком которого является стойкое повышенное артериальное давление, от 140/90 мм.рт.ст. и выше, так называемая гипертония.  [medglav.comgipertonicheskaya-bolezn.html]  (6)

Изменение нормального давления обусловлено физиологическими причинами  или вследствие болезни.

К первым факторам относятся:

    1) Эмоциональные перегрузки, стрессовая ситуация.

    2)  Высокая физическая активность, приводящая к переутомлению.

    3) Высокий рост в сочетании с избыточным питанием.

Увеличение показателя  артериального давления  имеет временный характер. После их устранения  давление нормализуется.

Если у ребенка часто наблюдаются пониженные значения АД, то это уже говорит о гипотонии. Проявляется она следующими признаками: общая слабость организма, головная боль, головокружение,  снижение аппетита,  подавленность, вялость.  [https://infoserdce.com/]  (7)

Основным фактором, который приводит к гипертонии в детском возрасте, является психическое напряжение и умственная перегрузка учебным материалом, а также изобилие дополнительной информации – телевидение, интернет и т.п. Многие дети «приклеены» к их телевизорам и компьютерам с утра до вечера. Это также отражается негативно на их здоровье.  [https://school-science.ru/3/1/33334]  (8)

Малоподвижный образ жизни часто становится причиной застойных явлений в организме и приводит к дисфункции сердечно-сосудистой системы. Это, в свою очередь, приводит к нарушению артериального давления и сердечного ритма.

Причины низкого давления у подростков.

 Основной причиной гипотонии у пациентов 13-17 лет являются физиологически факторы, ведь подростковый возраст — это гормональная перестройка, активный рост костей, изменение метаболизма.

 Низкое давление могут спровоцировать такие факторы:

  • Недостаточное питание, авитаминоз.
  • Переутомление, стрессовые ситуации.
  • Инфекционные болезни.
  • Отравления разного рода.
  • Отсутствие частых прогулок на свежем воздухе.

        [https://gipertonia.guru/arterialnoe-davlenie/obshhaya-informatsiya/gipertoniya-u-podrostkov/ © Gipertonia.Guru ]  (9)

3.2. Выводы по теоретической части

Изучив проблемы с давлением   у подростков,   мы  выявили   основные  причины:несоблюдение правильного режима дня (нездоровый сон),   малоподвижный образ жизни,   наследственные факторы,  климатические условия севера.

К профилактическим мерам, предупреждающим  проблемы с давлением  относятся следующие: увеличение  двигательной активности, здоровый сон (не менее 8-10  часов), соблюдение режима дня.

3.3.Практическая часть

Мы провели  анкетирование, измерили  артериальное давление, сравнивали  его показатели с нормальным артериальным давлением.

 Рассчитали артериальное давление, которое по медицинским нормам должно быть у детей нашего возраста.

Если,нам 15 лет, то верхнее давление равно 109, а нижнее 66мм.рт.ст.

Применяем  формулу:     АД верхнее= 1,7 * возраст+ 83

АД нижнее= 1,6*возраст+42

1)САД =1,7 *14+83 = 107     ДАД=1,6*14+42=64

2) САД =1,7 *15+83 = 109     ДАД=1,6*15+42=66

Таким образом, для 14 лет  АД – 107/64мм.рт.ст.

15 летАД - 109/66мм.рт.ст.

Если из цифры систолического АД вычесть диастолическое, то получится пульсовое давление. Артериальное давление (пульсовое, верхнее и нижнее) измеряется в миллиметрах ртутного столба. Показатель  пульсового  давления не должен превышать 45 единиц. ) [8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2017]  (10)

3.4. Результаты исследований по  показателям артериального  давления

8 «А» класс,девочки. Показатели артериального  давления до каникул: 5 девочек имеют низкое давление, а после зимних каникул двое имеют показатели АД соответствующие норме.У одной девочки нормальные показатели, ухудшились   после   зимних каникул,  т.е. имеет низкое  давление (№6).

 8 «А» класс,мальчики.До каникул   у мальчиков  8 «А» класса показатели АД низкие т.е. составляет 83%. После каникул имеются улучшения: у  трёх подростковдавление в норме, который составляет 50%,  а остальные имеют низкое АД.

8 «Б» класс,девочки.  У   пяти  девочек до каникул имеют  низкое давление т.е.83%. После  отдыха на  свежем воздухе наблюдается улучшение.

Троё  детей имеют  нормальное  АД  т.е.   показатели  составляет 50%.

8 «Б» класс,мальчики.   Из   12   мальчиков   9 имеют  низкое АД,    до каникул показатели составляют 75%. После зимних каникул у  большинства  мальчиков артериальное давление в норме т.е.  75%, а  с низким  давлением составляет 25%.

3.5. Выводы по практической части

1)  Показатели   до каникул,  24    детей (77%)    имеют пониженное артериальное давление,  а  после  зимних каникул     10    детей  улучшили  показатели артериального  давления т.е.   детей  с низким давлением стало меньше.

2)  Пульсовое давление в основном у всех  (83%)  в пределах нормального. Активный отдых во время каникул на пульсовом давлении отразился  у мальчиков 8 «А» класса,  трое имеют высокое  пульсовое давление.

3) Анализ  таблиц №1, №2, №3,№4   показывает, что у многих детей отмечается  пониженное давление  до каникул. После  зимних каникул отмечается положительная  динамика.

Таблица №1, № 2, №3, №4

3.6. Анализ   результатов   анкетирования

По  данным  анкетирования, более  половины  детей  из опрошенных  ведут

здоровый  образ жизни т.е.  приоритетом   является  ЗОЖ у 55%  опрошенных.

             Приложение №5.  Таблица №5

Из   8  «Б»  класса 61 % детей  любят спорт, высокие   показатели имеет 8 «А» класс - 92 %.  77%   опрошенных   сидят у телевизора, это в основном дети 8 «А» класса (поселковые),  а  дети 8 «Б»   в свободное времяуделяют   своим  телефонам.

Очень мало уделяют времени  для прогулки на свежем воздухе:8 «А» класс – 54%,   8  «Б»  класс - 38%.

В 8 «Б» классе 44 % опрошенных употребляют витамины, а 66 %  детей  не поддерживают своё  здоровье витаминами. У   детей      8 «А»  этотпоказатель составляет 38 %.У 16 % детей   показали положительное отношение  к курению, возможно те  же дети в будущем изменять  статистику в сторону увеличения.

С каждого класса  по 1  ученику  имеет  положительное отношение к алкоголю, это дети из неблагополучных семей.

3.7. Выводы по результатам анкетирования

1)  У   большинства  детей   приоритетом  является  «виртуальный мир», следовательно  ведут  малоподвижный образ  жизни.

2)  Дети 8 «А» класса  имеют положительное отношение к учебе, чем  подростки 8 «Б» класса.

3) Дети  8  классов    уделяют   недостаточное   внимание  для укрепления своего  здоровья  (нездоровый сон, прогулка на свежем воздухе, употребление  витаминов).

По результатам  исследования предлагаем меры  профилактики, предупреждающие  проблемы с давлением:

-увеличение  двигательной активности;

- здоровый сон (не менее 8-10  часов);

-соблюдение режима дня;

- применение витаминных напитков (компот из лесных ягод);

- организация отдыха детей в оздоровительных  лагерях;

- в рацион питания включить овощи, фрукты, морепродукты,

молочные продукты, злаки (каши);

- снижать  употребление сахара, соли;

- в  рацион  питания   предлагаем  включить зеленый чай;

- применение   йодпрепаратов  (под наблюдением врача).

- вести   мониторинг  показателей артериального давления.

                                 4. ВЫВОДЫ

  1) По результатам исследований получили, что нормальное давление  имеют 42% детей,  48 % - низкое давление.  Высокое  пульсовое  давление   обнаружили у  троих  детей – это 10%.

2)   Активный  отдых на свежем воздухе, соблюдение режима  дня и  применение витаминных напитков (компот из шиповника, брусники, клюквы, черники, голубики)   имеют положительное влияние  на здоровье т.е. нормализуют  артериальное давление.

3) Необходимо вести профилактику по предупреждению  гипотонии и гипертонии  в организме детей.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели и задачи, которые я поставил перед собой, достигнуты, гипотеза подтверждена. Выбранная тема  является интересной, актуальной и полезной для  детей, родителей, учителей, воспитателей. Работая над проектом, я научился  ставить перед собой цели и задачи, достигать их, добывать необходимую  информацию, анализировать  и применять на практике. В дальнейшем для себя определил направление, буду  учиться и стараться, чтобы стать  специалистом  в области  биологии.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) [https://www.predmetnik.ru/home]

2) [https://nuzdkp.ru/zabolevania/]

3) [yandex.ruhypotonia]

4) [gulvar.rugipotoniya-eto-bolezn-svyazannaya]

5) [https://sibmed.su/gipertoniya/]

6) [medglav.comgipertonicheskaya-bolezn.html]

7) [https://infoserdce.com/]

8) [https://school-science.ru/3/1/33334]

9)  [https://gipertonia.guru/arterialnoe-davlenie/obshhaya-informatsiya/gipertoniya-u-podrostkov/ © Gipertonia.Guru ]

10) [8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2017]

6. ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица №1. Показатели  АД   у девочек 8 «А» класса.

АД  до каникул

ПД

АД  после зимних каникул

ПД

САД

ДАД

САД

ДАД

1

93

66

27

101

69

32

2

95

66

29

98

63

35

3

99

62

37

99

64

35

4

100

69

31

107

70

43

5

102

60

42

94

56

24

6

112

71

41

92

65

27

7

116

76

40

113

68

45

Таблица №2.   Показатели  АД мальчиков   8 «А» класса

АД  до каникул

ПД

АД  после зимних каникул

ПД

САД

ДАД

САД

ДАД

1

89

59

30

96

63

33

2

97

61

36

106

48

58

3

101

67

34

90

69

21

4

103

65

38

120

67

53

5

106

67

39

112

62

50

6

118

69

49

112

76

36

            Таблица №3. Показатели  АД   у девочек 8 «Б» класса.

АД  до каникул

ПД

АД  после зимних каникул

ПД

САД

ДАД

САД

ДАД

1

94

66

28

120

82

38

2

95

70

27

88

61

27

3

96

60

36

106

68

38

4

100

80

20

110

70

40

5

105

60

45

106

62

44

6

110

74

36

120

82

38

                                                

Таблица №4. Показатели  АД   у  мальчиков  8 «Б» класса.

АД  до каникул

ПД

АД  после зим. каникул

ПД

САД

ДАД

САД

ДАД

1

81

60

21

110

66

44

2

90

55

35

92

53

39

3

90

49

41

108

67

41

4

90

50

40

120

75

45

5

94

48

46

118

74

44

6

96

58

38

110

73

37

7

100

58

42

106

68

38

8

101

66

35

108

67

41

9

102

66

36

110

65

45

10

107

65

42

104

62

42

11

109

67

42

112

69

43

12

113

75

38

114

70

44

Приложение №5.

Анкета «Ведешь ли ты здоровый  образ жизни?»

1.  Ведешь ли ты здоровый  образ жизни?    а) да   б)нет

2.  Занимаетесь ли спортом и активным отдыхом?а) да  б)нет

3.  Часто ли вы  гуляете  на свежем воздухе?  (от 2 часов)

    а) да   б)нет

4.  Соблюдаете ли правильный режим питания?    а) да   б) нет

5. Употребляете ли витамины  или  витаминные напитки?

      а) да   б)нет

6.  Знаете ли вы свое артериальное  давление?  а) да  б)нет

7   Отношение к   курению?    а) да  б)нет

8.  Употребляете алкоголь?   а) да  б)нет

9.  Здоровый сон.  (8-10 часов)    а) да  б)нет

10.  Смотрите  телевизор?  (от 2 часов)    а) да  б)нет

11.   Сидите с телефоном? (виртуальный мир)    а) да   б)нет

Укажите сколько по времени   сидите с телефоном_____ (час)  _____(минут)

12.   Ваши приоритеты в порядке убывания   (укажите  номера)

1) Учеба     2)  Саморазвитие     3) ЗОЖ     4) Виртуальный мир

                                                                                 

Приложение №6.  Таблица №5.

Результаты  анкетирования «Ведешь ли ты здоровый образ жизни?»

Вопросы

анкеты

8 «А» кл.

13 чел.

Показа

тели

в %

8 «Б» кл.

18 чел.

Показа

тели

в %

Любят спорт

12

92

11

61

Сидят у телевизора

10

77

5

27

Гуляют на свежем

воздухе

7

54

7

38

Употребление

Витаминов

5

38

8

44

Отношение к курению

(положительное)

1

7

3

16

Отношение к

  алкоголю

(положительное)

1

7

1

5

Здоровый сон

9

69

       5

27

Сидят с телефоном

а) от 2-4 часов

б) от 6-12 часов

а) 8

б) 5

 62

 38

а) 7

б)11

 38

 61

Приоритеты учебы,

саморазвития

10

77

8

44

Приоритет ЗОЖ

7

54

10

55

Приоритет «виртуальный  мир»

5

38

11

61

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа: "Измерение артериального давления".

Цель урока: научиться самостоятельно измерять артериальное давление....

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Научно-исследовательская работа. Артериальное давление "Влияние внешних факторов на артериальное давление"

Цель  работы: изучить вопросы, связанные с давлением человека, узнать какие факторы влияют на показания артериального давления, пропагандировать эти знания.     ...

Конспект урока биологии в 8 классе. Тема: «Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лабораторная работа «Измерение артериального давления» »

Цели урока. Образовательная: • раскрыть причины движения крови и лимфы, • сформировать понятия кровяное давление и пульс, • объяснить закономерности изменения скорости кровотока в различны...

3курс отделения: Лечебное дело, Сестринское дело Тема: "Артериальное давление"

3 курс, отделения Сестринское дело, Лечебное дело. Тема: "Артериальное давление". Задание: прочтие, переведите и перескажите текст. Слова и фразы выучите наизусть....

Исследовательская работа " Артериальное давление как фактор риска"

Исследовательскую работу выполнила ученица 9 класса.  Объект исследования артериальное давление у учащихся 7-9 классов и  учителей  на момент пребывания в школе....