урок химии по теме "Азотная кислота"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Краснокутская Анна Валерьевна

Урок биологии 9 класс. Виды изменчивости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vidy_izmenchivosti.docx134.93 КБ

Предварительный просмотр:

Краснокутская Анна Валерьевна;

учитель биологии

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

Гимназия №1» с Красногвардейского

Виды изменчивости.

                   2018 год

Урок:  Виды  изменчивости  9класс

Тип урока: урок изучения нового материала 

Цели урока:

Личностные: Принятие социальной роли обучающегося. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. Умение планировать и регулировать свою деятельность. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы. Умение создавать и применять модели и схемы для решения учебных задач.

Коммуникативные:1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. 2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении. 3.Использовать информационные ресурсы для поиска информации.  4. Формирование экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Предметные умения: Раскрыть сущность наследственной изменчивости: мутационной и комбинативной; сформировать знания о видах изменчивости, выяснить значение наследственной изменчивости для эволюции.

 Методы обучения: Проблемно – поисковые, эвристические. Оборудование: видеопроектор, презентация урока , ноутбук на каждую группу, приложения с дополнительным материалом, иллюстрации, поисковые листы

Структура урока

  1. Организационный момент 
  2. Актуализация знаний об изменчивости организмов. Повторение теоретического материала, работа с интерактивными моделями 
  1.  Изучение нового материала – понятие модификационной и  мутационной изменчивости, мутагенные факторы, классификация мутаций (школьная лекция, ведущий предмет - биология, изучение теоретического материала в сочетании с индивидуальной и фронтальной работой учащихся)
  2. Изучение нового материала – механизм действия мутагенных факторов (эксперимент, ведущий предмет - химия, изучение теоретического материала, в сочетании с индивидуальной и фронтальной работой учащихся)
  3. Закрепление знаний по изученной теме (работа с учебным материалом, комментирование рисунков и выполнение тестовых заданий) –
  4. Домашнее задание. 
  5. Рефлексия

Ход урока:  Организационный момент

Слайд №1. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. Я очень рада встречи с вами! Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем удачи! У меня в руках    опорный  конспект  и у каждого из вас есть такой – же. С ними вы будете работать на сегодняшнем уроке. Итак, внимание на экран

Слайд №2  Видео. Распускание цветка.  Назовите признаки живых систем!

Слайд №3. Эволюцию живых существ можно представить  в виде величественного  раскидистого дерева, корни которого скрыты о нас в глубине веков.  Нам не дано видеть ветвей , их составляют давно исчезнувшие виды. Жившие десятки и сотни миллионов лет назад. Реально мы наблюдаем только густую крону, где листочки ныне существующие виды, одним из которых является вид «Человек Разумный»

С чем связана биологическая эволюция?

Слайд №4  Уникальная  структура, лежащая в основе всего живого, обеспечивающая хранение, передачу  и реализацию генетической программы  развития и функционирования живых организмов.

Ответ. Это ДНК

Но что произойдет, если нарушится структура ДНК.  Как это повлияет на другие процессы в организме?

Слайд № 5

Изменчивость это способность живых организмов приобретать новые признаки и качества.

Что будет, если исчезнет изменчивость?

Слайд №6

Тема урока: Виды изменчивости, запишем в опорный конспект

Задачи:

  • Раскрыть сущность наследственной изменчивости: мутационной и   модификационной;
  • Сформировать знания о видах изменчивости, выяснить значение наследственной изменчивости для эволюции.
  •  Развить у школьников умение классифицировать формы изменчивости,    сравнивать их друг с другом, приводить примеры, иллюстрирующие проявление каждой из них.

Слайд №7

Учитель: Для  исследования нужны 4 группы. Каждая группа снабжена для работы ноутбуками, поисковыми листами, учебниками, приложением №1, №2 с дополнительным материалом, иллюстрациями. Посмотрим, какая группа будет работать более продуктивно.

1 группа изучает онтогенетическую изменчивость.

2 группа  изучает модификационную изменчивость.

3 группа изучает комбинативную изменчивость.

4 группа изучает мутационную изменчивость.

Пока группы работают все внимание на экран:

Слайд № 8

 Какой вид изменчивости представлен на слайде?

- Онтогенетическая.

Что это за изменчивость? Давайте дадим слово нашим экспертам. Группа №1

Слайд № 9 Онтогенетическая изменчивость — изменчивость, происходящаяв процессе жизни организма и представляющая собой различие между молодым и взрослым организмами на разных этапах развития 

Слайд №10  Модификационная  изменчивость

Учитель: А сейчас поработайте с текстом параграфа 46 в ваших учебниках. Дать краткую характеристику модификационной  изменчивости на примере стрелолиста. Стр 164, рис 65

Норма реакции- диапазон изменчивости, в пределах которой в зависимости от условий среды один и тот же генотип способен давать различные фенотипы,

 Вариационный ряд – ряд изменчивости определенного признака, в котором варианты расположены в порядке возрастания или убывания  их величины и указана частота встречаемости каждой варианты

Что это за изменчивость? Давайте дадим слово нашим экспертам.

Группа №2

Я попрошу выйти к доске 6 учащихся. Признак рост! Задание построить вариационный ряд изменчивости признака.

Слайд №12. Комбинативная изменчивость. Внимание на слайд.

Комбинативная изменчивость – наследственная генотипическая изменчивость, в основе которой  лежат комбинации наследственного материала в процессе полового размножения организмов.  Охарактеризуйте  комбинативную изменчивость? Давайте дадим слово нашим экспертам.

Группа №3

Основные источники комбинативной изменчивости:

  1. Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом делении 

мейоза при  гаметогенезе;

2.    Перекрест хромосом – кроссинговер

3.    Случайная встреча гамет при оплодотворении. 

Слайд №13-14.

Мутационная изменчивость.

 Охарактеризуйте  мутационную изменчивость? Давайте дадим слово нашим экспертам.

Группа №4

Мутации – это внезапные, естественные или искусственно вызванные изменения генетического материала, приводящие к изменению признаков организма. Основы учения о мутациях заложены Гуго де Фризом в 1901 году.

Мутации характеризуются рядом свойств:

- возникают внезапно, без переходных форм;

- имеют ненаправленное действие – под влиянием одного и того же мутагенного фактора любая часть структуры, несущей генетическую информацию;

- передаются из поколения в поколение.

Слайд №15.

Заполнение опорного конспекта, выводы по типам изменчивости

 Тест виды изменчивости  Дрофа

Слайд №16

Классифицируйте по группам следующие объекты:

Мутагены – факторы, вызывающие мутации.

80%-мутаций вызывают тератогены, 20% имеют генетическую природу.

  1. физические (радиация, электромагнитное излучение, давление, температура и т.д.).
  2. химические (соли тяжелых металлов, пестициды, фенолы, спирты, ферменты, наркотические вещества, лекарственные препараты, пищевые консерванты и т.д.)
  3. биологические (вирусы, паразитные агенты, бактерии).

Слайд 17. Виды мутагенов

Слайд №18. Изменчивость и гениальность?

Слайд №19.    Его скрипка умела щебетать, как птицы и говорить, как человек. Только он мог играть на четырех струнах, как на одной, а на одной – как на четырех. Во время своих выступлений он сливался со скрипкой в единое целое, она становилась продолжением его, а он – ее. И вместе они творили великую, невероятную, чудесную Вселенную музыки. «В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором высился гигантский, гордый, величественный человек, игравший на скрипке. Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек-планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вся Вселенная

     Жестокая природа пошутила, дав ему, в противовес великому дару, хрупкую оболочку, но во время игры, когда слушатели восторгались и поражались его мастерством, сам он часто страдал от жестокой боли. Искривленный позвоночник, больные почки, вечное переутомление и нервное перенапряжение год от года подтачивали его силы. Случалось, приступы болезни начинались прямо во время игры. Но он не оставлял сцену, и никто вокруг не знал, что часто сама игра его – крик нестерпимой боли и страдания.

Великий скрипач болел синдромом Марфана, который был вызван наследственным пороком развития соединительной ткани. На эту болезнь указывают и особенности внешности Никколо Паганини. Поражается опорно-двигательный аппарат, глаза, внутренние органы.

Слайд 20   Потеря пазла.  Какие ассоциации у вас возникают?

Слайд №21 Ник Вуйчич

«Наша постоянная цель — стремление стать лучшим человеком, расширить свои границы и мечтать о Великом.  Путь ваш не всегда будет усыпан розами.  Но жизнь все равно прекрасна. Я хочу сказать вам: какими бы ни были ваши жизненные обстоятельства, пока вы дышите, вы можете вносить свой вклад в эту жизнь.»

«Мне неизвестно, с какой проблемой боретесь вы. Я не пытаюсь сделать вид, что пережил нечто подобное. Но подумайте только, через что пришлось пройти моим родителям после моего рождении. Представьте, что они чувствовали, каким мрачным рисовалось им будущее. Возможно, сейчас вы и не видите света в конце вашего собственного темного туннеля, но знайте, мои родители не представляли, что их жизнь может быть счастливой. Я это знаю.»

Но что лучше — подняться или остаться лежать? Вы не приспособлены ползать по земле. Человек должен снова и снова подниматься, чтобы полностью реализовать свой потенциал.»

«Моя жизнь — прямое доказательство того, что для человека нет ничего невозможного, кроме того, что он сам считает невозможным! Жизнь без границ — это осознание того, что тебе всегда есть чем поделиться и облегчить тяготы других людей.»

Слайд 22.  На основании своего жизненного опыта составьте логические цепочки из следующих ключевых слов:

Информация, ДНК, изменчивость, ген, человек, организм, пространство, вселенная, мутация.

Ответ: информация, ДНК, ген, мутация, изменчивость, организм, человек, пространство, вселенная

Рефлексия

Выводы по уроку. Построение интеллект схемы. В центре Человек

Самооценка.  Выставление оценок. Домашнее задание дифференцированное.

Все мы  генетически чрезвычайно схожи. Мы сформировались под влиянием не только генов, но и окружающих нас явлений, причем в становлении личности среда играет неизмеримо большую роль, чем наследственные особенности.

Мы все одна  большая генетическая семья, живущая на общей планете.    

Список литературы:

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии. 9 класс: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор. Биология. Т3, М.:«Мир» 1990.
  3.  Е.Н.Степанов. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. М.:«Сфера,2003»

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Allrefs.net (Источник).
  2. Activestudy.info (Источник).
  3. Vsesochineniya.ru (Источник).

 

Приложение к уроку:

Опорный конспект

Тема урока: ______________________________

Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей

         В. Бианки

 Человечество на Земле и окружающая его живая и неживая природа составляют нечто единое, живущее по общим законам природы

         В.И.Вернадский

Цель урока:_________________________________________________________

Изменчивость - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________

https://www.sjsm.org/wp-content/uploads/2015/03/Screen-Shot-2015-03-01-at-10.58.07-AM.jpg

Задания с развернутым ответом:

1. В чем заключаются сходство и различия между мутационной и комбинативной изменчивостью?

2. Какая форма изменчивости проявляется у плодовых деревьев при их поливе и подкормке?

3. Почему болезни человека, вызванные генными мутациями, встречаются достаточно редко?

4. На основании своего жизненного опыта составьте логические цепочки из следующих ключевых слов:

Информация,  ДНК, изменчивость, ген,  человек,   пространство, вселенная,  природа, музыка.

Самооценка______________________

Оценка учителя___________________

Домашнее задание

Тесты по теме: Изменчивость организмов

1. Кожа у сельских жителей стареет быстрее, чем у городских, вследствие  проявления изменчивости:

1) мутационной;         2) модификационной;            3) комбинативной;          4) соотносительной.

2. Модификационные изменения:

1) не наследуются:      2) наследуются:    3) наследуются, если они полезны;   4) наследуются только некоторые модификации

3. Примером модификадионных изменений является:

1) замена нуклеотида ДНК;     2) болезнь Дауна;    3) форма клюва у дятла;         4) увеличение удоя коровы.

4. Геномная мутация — это изменение:

1) числа хромосом в кариотипе;  2) отдельного гена;  3) формы хромосомы;      4) триплета нуклеотидов.

5. Комбинативная изменчивость связана с:

1) мутациями генов;     2) хромосомными мутациями;  3)хромосомными рекомбинациями;    4) модификациями.

6. Явление, при котором происходит многократное увеличение числа хромосом в геноме, называется:

1) полиплоидия;              2) полимерия;      3) поливалентность;             4) полигамия.

7. Мутационной изменчивостью является:

1) малый рост сосны, выросшей в высокогорье;  2) изменение окраски листьев осенью;

3) потемнение шерсти у кроликов при охлаждении;   4) синдром Дауна

5) уменьшение массы животного при голодании.

 8. Полиплоидия как правило встречается у:

  1. человека;             2) всех живых существ;            3) животных;                     4) растений.

https://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=b23a03c4613fe86b6cfb93167f1bc3ef&n=33&h=215&w=434

 Словарь терминов и понятий:

 Наследственная изменчивость представляет собой изменение генотипа. 

Ненаследственная изменчивость — изменение фенотипа организма.

Комбинативная изменчивость – наследственная генотипическая изменчивость, в основе которой  лежат комбинации наследственного материала в процессе полового размножения организмов. 

Основные источники комбинативной изменчивости:

  1. Независимое расхождение гомологичных хромосом в первом делении мейоза при 

гаметогенезе;

  1. Перекрест хромосом – кроссинговер в ходе мейоза, приводящий к рекомбинации генов;
  2. Случайная встреча гамет при оплодотворении. 

Мутации – это внезапные, естественные или искусственно вызванные изменения генетического материала, приводящие к изменению признаков организма. Основы учения о мутациях заложены Гуго де Фризом в 1901 году.

Мутации характеризуются рядом свойств:

- возникают внезапно, без переходных форм;

- имеют ненаправленное действие – под влиянием одного и того же мутагенного фактора любая часть структуры, несущей генетическую информацию;

- передаются из поколения в поколение.

Мутагены – факторы, вызывающие мутации. Подразделяются на три категории:

  1. физические (радиация, электромагнитное излучение, давление, температура и т.д.).
  2. химические (соли тяжелых металлов, пестициды, фенолы, спирты, ферменты, наркотические вещества, лекарственные препараты, пищевые консерванты и т.д.)
  3. биологические (вирусы, паразитные агенты, бактерии).

Это интересно:

Сон обычного человека составляет 7—8 часов в сутки, однако при наличии мутации в гене hDEC2, регулирующем цикл сон-бодрствование, необходимость во сне может сокращаться до 4 часов. Носители этой мутации за счёт дополнительного времени часто добиваются большего в жизни и карьере.

С помощью археологии нельзя определить, когда люди стали носить одежду, так как она не сохраняется в захоронениях. Однако это может сделать другая наука — генетика. Изучение ДНК платяных вшей, которые откладывают яйца на одежду, показало, что они эволюционировали из головных вшей примерно 170 тысяч лет назад — именно в это время человек стал одеваться.

Голубой цвет глаз — это результат мутации в гене HERC2, из-за которой у носителей такого гена снижена выработка меланина в радужной оболочке глаза. Возникла эта мутация примерно 6—10 тыс. лет назад в северо-западной части черноморского побережья, так что все люди с голубыми глазами могут считаться родственниками.https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=80303c58acb2344280a52b0eb0ac02b4&n=33&h=215&w=323

Карточки-инструкции

Группа №1

Карта – инструкция по теме «Онтогенетическая изменчивость»

  1. Онтогенетическая изменчивость – ________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем она  проявляется________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Общая характеристика изменчивости___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Влияние на живые организмы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Роль в эволюционном процессе________________________________________________________

Группа №2

Карта – инструкция по теме «Модификационная изменчивость»

  1. Модификационная  изменчивость – ________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем она  проявляется________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Общая характеристика изменчивости___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Влияние на живые организмы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Роль в эволюционном процессе________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №3

Карта – инструкция по теме «Комбинативная изменчивость»

  1. Комбинативная   изменчивость – ________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем она  проявляется________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Общая характеристика изменчивости___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Влияние на живые организмы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Роль в эволюционном процессе________________________________________________________________________________________________________________________

Группа №4

Карта – инструкция по теме «Мутационная изменчивость»

  1. Мутационная   изменчивость – ________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В чем она  проявляется________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Общая характеристика изменчивости___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Влияние на живые организмы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Роль в эволюционном процессе________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Кислоты. Свойства кислот.

Данный материал предназначен для поведения урока химии в 8 классе....

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....