Лабораторная работа "Приспособленность организмов к среде обитания"
учебно-методическое пособие по биологии (9 класс)

Есионова Ольга Николаевна

Методические карточки для учащихся с указаниями для выполнения лабораторной работы "Приспособленность организмов к среде обитания"  из раздела "Общая биология" . Количество вариантов - 5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lr_prisposoblennost.docx305.45 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа.

Вариант 1

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Ход работы.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого 

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания. 

Журчалки.

Одно из наиболее обширных семейств короткоусых двукрылых, встречаются повсеместно, кроме пустынь и тундр и на всех материках, кроме Антарктиды. В мировой фауне — 6000 видов, в Палеарктике — 1600, в России — 800. Ископаемые журчалки описаны из эоцена. Похожи на ос, но на самом деле они безобидные. Очень быстро летают и машут крыльями

Некоторые виды журчалок связаны с общественными насекомыми. Например, члены некоторых родов обнаруживаются в гнёздах шмелей, муравьёв и термитов.

Картинки по запросу "муха журчалка"

Лабораторная работа.

Вариант 2

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Ход работы.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого 

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания. 

Медведка обыкновенная.

hello_html_m1e2c8683.jpg

Медведка - насекомое, относящееся к семейству сверчковых . Тело толстое, 5-6 см длиною, сверху серовато-бурое, снизу темно-желтое, густо покрыто очень короткими волосками, так, что кажется бархатистым. Передние ноги укороченные, толстые, предназначены для копания земли. Надкрылья укороченные, с помощью них самцы могут стрекотать (петь); крылья большие, очень тонкие, в покое веерообразно сложены. Медведка распространена по всей Европе за исключением крайнего Севера; В естественных условиях медведка селится на увлажненных, рыхлых, богатых органикой почвах. Особенно любит унавоженную землю. Часто встречается на огородах и в садах, где приносит большой вред, повреждая корневую систему многих культурных растений. Роют многочисленные, довольно поверхностные ходы. Днем медведки держатся под землей, а вечером с наступлением темноты выходят на поверхность земли, причем иногда летят на свет.Особенно нравится медведкам селиться на высоких и теплых компостных грядах, где они зимуют и где весной делают в земле свои гнезда и откладывает яйца. А чтобы обеспечить тепло для своего потомства, они уничтожают растения, затеняющие почву от солнечных лучей вблизи их гнезд. Они подгрызают корни и стебли растений, опустошают грядку так, что приходится дополнительно подсеивать семена или подсаживать рассаду.

Лабораторная работа

Вариант 3

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Ход работы.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого 

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания. 

Красноклоп бескрылый

Иногда весной или в начале лета эти клопы появляются в огромном количестве. Их можно встретить под каждой корягой, под каждым камнем. Но вреда сельскому хозяйству они не наносят, так как питаются органическими остатками, семенами иногда нападают на других насекомых меньшего размера. Облик красноклопа очень хорошо запоминается. Тело клопа достигает длины 9-11 мм, чёрного цвета, а редуцированные надкрылья (клоп не летает) красного с двумя большими чёрными пятнами и ещё двумя маленькими. Переднегрудь красная с чёрным квадратом посередине, который занимает большую её часть. Голова и сяжки полностью чёрные. Брюшко сверху красное Оплодотворённая самка откладывает яички на сырую землю под гниющими листьями или под камни. Из них вскоре развиваются личинки, которые похожи на взрослых клопов, но не имеют надкрылий. Если личинку раздражать, то она выделит жидкость с запахом жира. Личинки зимуют в почве и ранней весной превращаются во взрослых насекомых. Ареал: Евразия. Несколько клопов имеют похожий облик, но в отличие от красноклопа бескрылого имеют красную голову и развитые надкрылья.

hello_html_m26988e38.jpg

Лабораторная работа

Вариант 4

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Ход работы.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого 

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания. 

Обыкновенный богомол.

Обыкновенный богомол — типичный хищник-засадчик, мимикрирующий под окружающие растения. Подстерегая жертву, малоподвижен, при появлении её в пределах досягаемости захватывает передними хватательными ногами, удерживая её между шипастыми бедром и голенью .Поза его при ожидании, свойственная, вообще говоря, всем настоящим богомолам, и побудила Карла Линнея дать ему биноминальное название обыкновенный богомол в переводе с греческого означает «пророк», «предсказатель», жрец, так как в этой позе насекомое похоже на молитвенно сложившего руки человека.

Самки крупнее самцов (48—76 мм и 40—61 мм соответственно), при спаривании самка пожирает самца. При кладке яиц самка вместе с яйцами выделяет обволакивающую их клейкую жидкость, которая при застывании образует оотеку длиной ~ 3 см и шириной 1,5— 2 см, содержащую 100-300 яиц. Развитие

Богомол обыкновенный

hello_html_2a08221b.jpg

Лабораторная работа

Вариант 5

Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде

обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности.

Ход работы.

1. Прочитайте статью о насекомом и заполните таблицу.

Название насекомого 

Место обитания

Тип окраски

Биологическое значение

2.Сделайте вывод о значении приспособленности организмов к среде обитания. 

Божья коровка.

Тело божьей коровки полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая с 11, реже 10 членистыми сяжками, прикрепляющимися по бокам переднего края головы и могущими подгибаться под голову. Брюшко состоит из 5 свободных члеников. Как взрослые божьи коровки, так и их личинки питаются тлями; некоторые божьи коровки, равно как их личинки, питаются растениями. В случае опасности жуки поджимают сяжки под голову, а ноги под туловище, притворяются мёртвыми и выпускают желтоватый сок, прежде употреблявшийся против зубной боли. Виды, имеющие более длинные ноги, в таких случаях стараются спастись бегством. Жуки зимуют под корой деревьев, под корнями и т. п. Весной самки откладывают желтоватые яички на листьях; из яичек вылупляются удлиненные, сзади заострённые личинки. Личинки божьих коровок часто имеют яркую окраску, бывают усажены бородавками и шипами; сяжки их 3-членистые, на каждой стороне головы находится по 3-4 простых глазка; ноги их довольно длинны. Куколки прикрепляются к листьям задним концом тела. Большая часть божьих коровок весьма полезна тем, что потребляет множество тлей, вредящих растениям, только очень немногие из них (напр. Epilachna), питаясь растительной пищей, бывают вредны.

Картинки по запросу "божья коровка"

Тестирование по теме

«Приспособленность – результат действия факторов эволюции»

1. Прочитайте текст. Используя приведенные ниже слова для справок (список слов избыточен), вставьте пропущенные термины (возможно изменение окончаний). Перепишите данный текст со вставленными в него терминами. Термины подчеркните.

Направляющим фактором эволюции является ____________ отбор, в ходе которого у организмов формируется ____________ к условиям обитания. Она всегда ____________ , хотя часто может быть весьма совершенной. Основными ее формами являются: ___________ окраска, соответствующая общему фону окружающей среды; ___________ окраска, делающая живой организм хорошо заметным; ___________, заключающаяся в подражании более защищенным организмам; и ___________ , подражающая отдельным предметам окружающей природы.

Слова для справки: естественный, искусственный, движущий, стабилизирующий, приспособленность, относительная, абсолютная, покровительственная, предупреждающая, мимикрия, внутривидовая, межвидовая, адаптация, селекция, давление, коэффициент, мутация, модификация, маскировка.

2. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с их характером:

а) окраска шерсти белого медведя;

б) окраска жирафа;

в) окраска шмеля;

г) форма тела палочника;

д) окраска божьей коровки;

е) черные и оранжевые пятна гусениц;

ж) строение цветка орхидеи;

з) внешнее сходство некоторых мух с осами;

и) слияние камбалы с фоном морского дна;

к) чередование светлых и темных полос на теле тигра;

л) некоторые виды неядовитых змей похожи на ядовитых;

м) гусеница по форме напоминает сучок дерева или помет птиц;

н) заяц периодически линяет, меняя цвет шерсти в зависимости от времени года.

Маскировка

Мимикрия

Угрожающая окраска

3. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с типами адаптаций:

а) форма тела дельфина и палочника;

б) высокое содержание миоглобина в мышцах ныряющих животных;

в) расчленяющая окраска зебр;

г) способность к восприятию предметов при слабом освещении у ночных хищников;

д) способность существовать в горячих источниках или, наоборот, в условиях вечной мерзлоты;

е) покровительственная окраска донных рыб;

ж) солевые железы у морских птиц;

з) способность змей к термолокации;

и) выживание амфибий в условиях недостатка влаги;

к) ориентирование летучих мышей и дельфинов в пространстве с помощью эхолокации;

л) устрашающая поза австралийской бородатой ящерицы;

м) способность птиц и млекопитающих регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей;

н) способность самцов непарного шелкопряда улавливать запах ароматической железы самки с расстояния 3 км.

Биохимические адаптации

Физиологические адаптации

Тестирование по теме

«Приспособленность – результат действия факторов эволюции»

1. Прочитайте текст. Используя приведенные ниже слова для справок (список слов избыточен), вставьте пропущенные термины (возможно изменение окончаний). Перепишите данный текст со вставленными в него терминами. Термины подчеркните.

Направляющим фактором эволюции является ____________ отбор, в ходе которого у организмов формируется ____________ к условиям обитания. Она всегда ____________ , хотя часто может быть весьма совершенной. Основными ее формами являются: ___________ окраска, соответствующая общему фону окружающей среды; ___________ окраска, делающая живой организм хорошо заметным; ___________, заключающаяся в подражании более защищенным организмам; и ___________ , подражающая отдельным предметам окружающей природы.

Слова для справки: естественный, искусственный, движущий, стабилизирующий, приспособленность, относительная, абсолютная, покровительственная, предупреждающая, мимикрия, внутривидовая, межвидовая, адаптация, селекция, давление, коэффициент, мутация, модификация, маскировка.

2. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с их характером:

а) окраска шерсти белого медведя;

б) окраска жирафа;

в) окраска шмеля;

г) форма тела палочника;

д) окраска божьей коровки;

е) черные и оранжевые пятна гусениц;

ж) строение цветка орхидеи;

з) внешнее сходство некоторых мух с осами;

и) слияние камбалы с фоном морского дна;

к) чередование светлых и темных полос на теле тигра;

л) некоторые виды неядовитых змей похожи на ядовитых;

м) гусеница по форме напоминает сучок дерева или помет птиц;

н) заяц периодически линяет, меняя цвет шерсти в зависимости от времени года.

Маскировка

Мимикрия

Угрожающая окраска

3. Соотнесите приведенные примеры приспособлений с типами адаптаций:

а) форма тела дельфина и палочника;

б) высокое содержание миоглобина в мышцах ныряющих животных;

в) расчленяющая окраска зебр;

г) способность к восприятию предметов при слабом освещении у ночных хищников;

д) способность существовать в горячих источниках или, наоборот, в условиях вечной мерзлоты;

е) покровительственная окраска донных рыб;

ж) солевые железы у морских птиц;

з) способность змей к термолокации;

и) выживание амфибий в условиях недостатка влаги;

к) ориентирование летучих мышей и дельфинов в пространстве с помощью эхолокации;

л) устрашающая поза австралийской бородатой ящерицы;

м) способность птиц и млекопитающих регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей;

н) способность самцов непарного шелкопряда улавливать запах ароматической железы самки с расстояния 3 км.

Биохимические адаптации

Физиологические адаптации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Лабораторная работа по теме:"Изучение приспособленности организмов к среде обитания"

Изучение приспособленности организмов к среде обитания...

Лабораторная работа «Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс

Лабораторная работа«Приспособленность организмов к среде обитания» 9 класс...

Исследовательская лабораторная работа по теме "Изучение приспособленности организмов к среде обитания"

Проблемный подход к изучению учебного содержания создает условия для выдвижения учащимися гипотез, версий, аргументов, для обобщений отдельных фактов в контексте общей картины событий или процессов; д...

Презентация к лабораторной работе"Приспособленность организмов к среде обитания",9 класс

Содержимое презентации поможет учащимся правильно и успешно выполнить лабораторную работу....

Лабораторная работа"Приспособленность организмов к среде обитания"

Лабораторная работа"Приспособленность организмов к среде обитания"...

Методическая разработка Лабораторной работы по биологии на тему "Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Выявление приспособленности организмов."

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь преподавателям среднего профессионального образования. По типу урок – урок применения знаний на практике по теме «Приспособленно...