Распространение педагогического опыта
статья по биологии
Распространение педагогического опыта
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание – ключ к нравственному всестороннему развитию ребёнка
Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней,
быть ей не чужим, а близким, своим…
Д.М. Кайгородов
Введение:
Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания, а окружающие природные компоненты - обязательная часть среды жизни детей.
Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. Сегодня стали чаще использовать такое выражение: «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». На наш взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью.
Если мы сделаем шаг назад, то получается, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит о том, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Пётр 1 впервые в истории России учредил лесное управление. Специальным указом он объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы… Так началась российская, русская экология.
В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих семей, а тем более о внуках и правнука.
Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.
До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу будет просто невозможно.
Поэтому, на современном этапе развития общества на образование возлагаются особые надежды, связанные с формированием гармоничной, социально – адаптированной, конкурентно - способной личности. Учебная деятельность каждого учителя направлена на достижение именно этих целей. Но существует ряд проблем, на сегодняшний день, в частности, проблема заключается в том, что человек в силу напряжённого ритма жизни не успевает рассмотреть окружающий его прекрасный мир. Дети, принимая и выполняя целый комплекс физической и умственной нагрузки, порой недостаточно чётко осознают прямую связь учебного предмета с жизнью. Поэтому в нашей школе мы стараемся установить эту связь, уделяя особое внимание экологическому воспитанию, поскольку именно экологическое воспитание является ключом к нравственному всестороннему развитию ребёнка при формировании целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.
Структурно это выглядит следующим образом:
1.Учебно-опытный участок
- своеобразная лаборатория под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия, согласно образовательным стандартам, в том числе стандартам экологического образования, требующие создания «учебного кабинета в природе». В нашей школе такой «кабинет» существует с 1988 года. (Общая площадь – 671 м.кв., полезная площадь – 234,5 м.кв.)
- база опытнической и исследовательской работы, где учащиеся учатся фиксировать, собирать, анализировать, сопоставлять собранный материал и компетентно излагать результаты исследований;
(сортоиспытание томатов, огурцов, влияние пасынкования на урожайность томата; влияние прореживания на урожайность моркови)
- УОУ осуществляет предпрофильную подготовку и профориентацию учащихся
- это выращивание рассады для озеленения школы внутри здания и на территории, для населения и организаций
- проведение V трудовой четверти
- сельскохозяйственная продукция, полученная с пришкольного участка идет дополнительное питание в школьную столовую.
Участок является примером культуры земледелия, исследовательской лабораторией и трудовой школой. Здесь учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии.
План работы на УОУ составляется мной, учителем биологии. Планирование рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.
2.Школьное лесничество
Наряду с работой на пришкольной территории учащиеся школы активно сотрудничают с Ангоянским филиалом ГУ РБ в работе школьного лесничества, на базе которого заложены питомники кедра разных возрастных уровней, создан стенд «Школьное лесничество»
Слайд:
а) Школьный кедровый питомник – посадка кедра
- уход за ранее высаженным кедром
б) изготовление листовок
3. Экскурсии
- в лес;
- на экологическую тропу;
- в Ангоянский филиал ГУ РБ
4. Выставки
-Экология нашего края
- Байкал – бесценный для природы
- «Люблю тебя, мой край родной, горжусь своими земляками»
-Моя малая родина и др.
5.Походы
В зимний и осенний лес.
6.Зелёный патруль
(Елена Борисовна -фото)
7.Внеурочная деятельность заключается в следующем:
- проведение кружков с практической направленностью «Моя первая клумба», «Следопыт», «VOLTA»
8. Привлекая к исследовательской работе, проводятся ежегодные экологические конференции по охране окружающей среды, как на уровне школы, так и участие в районных, межрайонных, Республиканских и Всероссийских конкурсах «Шаг в будущее», «Росток», «Колосок», «Муравейник», «Зайди в лес другом» и др., где учащиеся получают призовые места.
9. Экологические акции
Проводится огромное количество экологических акций, субботников по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории, памятника ВОВ:
-Ангоя – чистый посёлок своими руками;
- Зелёная планета;
- Покормите птиц зимой;
- Байкальский берег – территория чистоты и др.
10. Преемственность
Преемственность просто необходима, так как младшим школьникам и дошколятам свойственна внушаемость, стремление подражать. Поэтому учитель и старшие учащиеся должны быть примером экологической культуры и ставить в пример ребят, которые любят природу родного края, животных, растения.
11. Профориентация
Экологическое воспитание формирует у детей первые профессиональные пробы, знакомит их с рядом профессий, относящихся к экологическому кластеру,приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию, а так же развивает начальные профессиональные навыки в приобретении таких специальностей, как лесовод, ландшафтный дизайнер, флорист, эколог, биолог, агроном, моляр, столяр – плотник. и прочие, привлекая к исследовательской работе и участию в конкурсах.
12.Внекл мероприятия
Экологическое воспитание способствует отработке таких традиционных форм массовых мероприятий с детьми как осенние ярмарки, праздники Урожая, Мисс Золотая осень, витаминизированные минутки, Берегите лес от пожаров и т.д.
На протяжении многих лет проходят экологические уроки. На уроках и во внеклассной работе по биологии, географии, химии, ОБЖ, технологии, ИЗО, ребята получают теоретические и практические навыки экологической работы, часы общения: «Вредные привычки» 5-11 классы (классные руководители), волонтёрское движение.
Библиотекарь школы, Шутова Л.П. знакомит детей с литературой о растениях и животных.
В прошлом году участвовали в Образовательном Арбате, секция «От экологии образования к экологии души»
13. Работа с родителями
Успех работы в данном направлении в значительной степени зависит от того, насколько педагогам нашей школы удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна, т.к. именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств, которые должны развиваться и возрастать. Поэтому работа с родителями учащихся (родительские собрания, привлечение родителей для оказания помощи в проведении праздников, экскурсий, акций, бесед, классных часов, часов общения, изготовление поделок из природного материала, участие в проектах, конкурсах, помощь в озеленении классных комнат) является необходимой составной частью экологического воспитания и учебно – воспитательного процесса школы в целом.
14. Результат
Наша школа имеет большие возможности для экологического воспитания. Потому что, именно для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения (например, сезонного) экосистем, которые образуют естественное окружение жителей села, что формирует в сознании ребят чувственного образа объектов окружающей действительности, эстетическое восприятие компонентов сельского ландшафта и их практическое участие во всём этом.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Предварительный просмотр:
Содержание:
- Ведение.
- Основные направления системы экологической работы:
- учебная деятельность;
- воспитательный процесс;
- проектно-исследовательская деятельность;
- профориентационная работа;
- социально – общественное взаимодействие;
- волонтёрское движение.
3. Итоги работы за 2012 - 2014 г.
4. Результат системы экологической работы.
5. Заключение.
6. Приложения
Природа – хрустальный сосуд,
который требует к себе
бережного отношения
Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом экологической работы, поскольку современное общество ориентировано на качественные преобразования в вопросах экологии: всем нужны чистые продукты питания, чистый воздух, чистая вода, долгая и счастливая жизнь.
Экология - это самое актуальное направление на сегодняшний день, и мы его будем продолжать развивать в нашем образовательном процессе. В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе сложилась своя система путей достижения по ведущим целям, которые охватывают разные стороны школьной жизни:
- формирование нравственного отношения к природе, любви к малой родине;
- формирование любви и уважения к окружающему миру;
- воспитание гражданской ответственности, понимания роли природы в жизни человека,
где «красной » нитью проходит - воспитание экологически культурной личности.
Годом начала работы считается 1988 год
Руководителем экологического центра нашей школы являлась Колмакова Лариса Иннокентьевна – учитель биологии высшей квалификационной категории, теперь эту работу продолжаю я, Климова А.Э.
Каковы же основные направления системы:
(приложение № 1 «Система экологической работы»)
- Учебная деятельность;
- Воспитательный процесс;
- Проектно-исследовательская деятельность;
- Профориентационная работа;
- Социально – общественное взаимодействие;
- Волонтёрское движение
Остановимся на каждом направлении чуть подробнее.
I. Учебная деятельность (приложение № 2)
Специфика экологического образования заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции.
Основная задача учебной работы – дать определенный объем знаний о понятиях, связанных с экологией местности, в которой живет население п. Ангои.
В соответствии с указанной задачей на теоретических занятиях изучаются такие темы, как:
1. Исследование флоры окрестностей;
2. Климатические условия Северобайкалья;
3. Загрязняющие факторы и их обследование;
4. Обзор литературы по экологическому образованию;
5. Природные явления и признаки;
6. Народные приметы при определении погоды;
7. Деятельность музея, музыкальной школы и школы искусств в экологическом воспитании.
С 1988 года школа работала по биологическому варианту учебного плана, в который было включено обязательное изучение предмета экологии с 5 по 11 классы. Были опробованы учебники различных авторов по данному направлению («Экология» 5-6 кл.» авт.А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов, «Основы экологии» 10-11 кл. авт. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов, «Экология» 10-11 кл. авт. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, «Экология России» авт. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова). Наша школа стала школой экологической направленности.
Но время не стоит на месте и сейчас образовательные стандарты, в том числе стандарты экологического образования, в которых предусматривается воплощение идей ФГОС, подводят нас к организации более разнообразных видов деятельности школьников, причем, непосредственно в природной среде, и требуют создания «учебного кабинета в природе». В нашей школе такой «кабинет» есть. Это пришкольный участок.
Своё существование участок начал, так же как и вся экологическая работа, с 1988 года под руководством Колмаковой Л.И.
Общая площадь – 671 кв. м., полезная площадь – 234,5 кв. м.
участок расположен в южной и юго – западной экспозиции, представляя собой искусственно созданную насыпную территорию, в состав которой входят:
- теплица под стеклом с полезной площадью 23 кв. м.;
- пришкольный участок из насыпных грядок в количестве 17 штук, двух парников, одной плёночной теплицы, нескольких цветников;
- дендрария, состоящего из деревьев, кустарников и многолетних трав;
- кедрового питомника;
- отдела лекарственных трав.
Пришкольный участок является необходимым подразделением в сельской школе. Он решает, в совокупности, задачи образовательного, воспитательного и производственно - экономического направлений, позволяет учащимся приобретать и накапливать знания по биологии, природоведению, технологии, изобразительному искусству, знакомиться с многообразием живой природы, закономерностями существования природных экосистем, с основными экологическими проблемами, порождаемыми деятельностью человека, путями и методами их решения.
Наш участок – это лаборатория теории и практики под открытым небом, где проводятся многие уроки и практические занятия, например, опытническая работа с учетом мониторинга урожайности:
- пасынкование томатов как один из способов повышения урожайности культуры;
- выращивание бахчевых культур в климатических условиях Севера;
- процесс получения собственных семян томатов, моркови и редьки;
- влияние органических и минеральных удобрений на урожайность различных культур;
- определение кислотности почв на пришкольном участке;
- зависимость роста фасоли от посева сухими и проросшими семенами;
- наблюдение за развитием картофеля, посаженного целыми клубнями, верхушками клубней, глазками, отростками и семенами;
- сортоиспытание томатов, огурцов, моркови, свеклы;
- испытание сортов важнейших злаковых культур (Баргузинский государственный сортоиспытательный участок).
Проводя эти опыты и наблюдения, ребята учатся фиксировать, собирать, анализировать, сопоставлять собранный материал и компетентно излагать результаты исследований.
II. Воспитательный процесс (приложение № 3)
Экологическое воспитание направлено на внеклассную работу по экологическому просвещению, приобщению обучающихся к миру природы, сохранению и приумножению её богатств. Реализация данного направления осуществляется через:
- учебную деятельность;
- школьное лесничество;
- экологическую тропу;
- кружок «Следопыт»;
- кружок «VOLTA»;
- кружок «Моя первая клумба»;
- традиционные праздники;
- дополнительное образование;
- деятельность по озеленению и благоустройству школы и пришкольной территории;
- участие в межрегиональной научно - практической конференции «Шаг в будущее».
Традиционно, в апреле месяце, в День Земли в нашей школе проводится экологическая конференция, включающая исследовательские работы ребят по различным направлениям. Подготовкой к этой конференции становятся такие праздники как, День птиц, День воды, Дни защиты от экологической опасности, акции «Покормите птиц зимой», «Чистая земля» и «Моё село», осенние ярмарки, праздники «Урожая», «Мисс Золотая осень», «Осенины», различные выставки. В сентябре дети с удовольствием участвуют в показе поделок «Дары осени». На территории лесных кварталов школьного лесничества имеется экологическая тропа (которой в этом году уже 25 лет), богатая природными сообществами: леса, болота, река Верхняя Ангара и продукт её работы – песчаная коса, где ребята учатся наблюдать, сравнивать, обобщать. Важную роль играют экскурсии, походы, в которых дети видят и чувствуют хрупкую красоту родного края.
Большое значение имеет природоохранная работа: посадка деревьев, кустарников, цветов и уход за ними, охрана зелёных насаждений, уборка территории посёлка, в котором находится наша школа, озеленение школы, работа в школьном лесничестве. Дети активно вовлечены в благоустройство школьной территории. В результате наш пришкольный участок ежегодно занимает 1 место на районном конкурсе по благоустройству территорий. В Республиканском смотре три года назад мы заняли 2 место. В этом учебном году, а именно с 28-30 ноября на III Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» в г. Санкт – Петербурге директором нашей школы Крыловой Т.А. была представлена система работы МБОУ АСОШ, в том числе проект «Система экологической работы в МБОУ АСОШ». По итогам Независимого Общественного совета и Оргкомитета конкурса Международной академии качества и маркетинга наша школа вошла в номинацию «100 лучших школ России», награждена золотой медалью и дипломом.
III. Проектно-исследовательская деятельность (приложение № 4)
-является одним из основных направлений в развитии творческой и исследовательской деятельности школьников, приобщает их к методу проектов и выводит на новый уровень общения с друзьями, учителями и компьютером. Повышает познавательную активность и помогает учителям выстраивать новую траекторию учебной деятельности в проведении нетрадиционных форм уроков.
Ребята участвуют в различных конкурсах («Шаг в будущее», «Росток», «Колосок», «Муравейник» и др.)
IV. Профориентационная работа (приложение № 5)
Эта работа формирует у детей первые профессиональные пробы, знакомит их с рядом профессий, относящихся к экологическому кластеру:
работа на пришкольном участке приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию, а так же развивает начальные профессиональные навыки в приобретении таких специальностей, как столяр – плотник, моляр, ландшафтный дизайнер, лесовод и прочие, привлекая к исследовательской работе и участию в конкурсах.
V. Социально - общественное взаимодействие (приложение № 6)
(приложение № 7 «Сотрудничество»)
Наряду с работой на пришкольной территории учащиеся школы активно сотрудничают с Ангоянским филиалом ГУРБ в работе школьного лесничества, на базе которого заложены питомники кедра разных возрастных уровней - от 5-ти летних саженцев до 2-х леток. В текущем году было высажено около 100 молодых кедров на территории поселения: в школе, в парке «Дружбы», в детском саду «Светлячок». За ними регулярно производят уход наши ребята.
Кроме этого осуществляем сотрудничество с населением, ТОСами и предприятиями, школьники занимаются благоустройством памятника павшим во время ВОВ, высаживая и выращивая цветы в пилонах.
Для населения реализуем рассаду овощных, цветочно-декоративных культур.
VI. Волонтёрское движение (приложение № 8)
В основе любого волонтерского движения лежит, старый как мир, принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.
Волонтерская деятельность развивает коммуникативные навыки и умение работать в команде. Работа волонтеров, по определению, коллективная и в ее основе лежит общение – друг с другом, с теми, кому хочешь помочь, и с другими волонтерскими объединениями для реализации общих проектов. Вот и в нашей школе ведётся такая работа: акция «Байкальский берег – территория чистоты», «Ангоя – чистый посёлок своими руками», экскурсия для волонтёров, приехавших из разных стран на V Международную конференцию, проходившую с 9 по 11 марта 2007 года, работа на экологической тропе.
ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2012 - 2014 годы
На пришкольном участке выращен и собран следующий урожай: (кг)
2012 год | 2013 год | 2014 год | |
Картофель | 50 | 55 | 60 |
Капуста | 7 | 8 | 10 |
Морковь | 50 | 60 | 75 |
Лук | 10 | 12 | 15 |
Огурцы | 100 | 120 | 135 |
Помидоры | 8 | 10 | 15 |
Кабачки | 2 | 3 | 4 |
Свекла | 68 | 75 | 80 |
Фасоль | 0,8 | 1 | 1,5 |
Выращено рассады (штук): | 600 | 720 | 980 |
Капусты | 200 | 210 | 170 |
Помидоров | 100 | 150 | 250 |
Цветочно – декоративных культур | 300 | 360 | 560 |
Собрано семян: | 1,0 | 1,1 | 1,1 |
Овощей | 0,3 | 0,4 | 0,3 |
Цветов | 0,2 | 0,5 | 0,7 |
Полевых культур | 0,5 | 0,2 | 0,1 |
РЕЗУЛЬТАТ системы экологической работы - это специалисты экологического кластера: работники лесхоза (ведущие специалисты нашего Ангоянского филиала ГУРБ – Стёпочкин В.В., Елисеев А.М., Агдыреева Е.В., Ботякова В.В. – выпускники нашей школы), экологи – биологи (Жарникова Ира, Мицук Игорь, Шутов С.Ю.), преподаватели школ (Садилова Оксана, Климова А.Э.), медицинские работники (Жарникова Дина – Санкт-Петербургская медицинская академия). В итоге это образованные люди, которые способны сохранить природное наследие для будущих поколений. Наша система всегда преследовала УУД, метапредметные и межпредметные связи, профориентационное, предпрофильное и профильное направление в работе, школа всегда была в тренде инновацийи позитивных направлений.
Но всё гладко идти не может, имеются и свои определённые проблемы: в большинстве сельских школ с каждым годом уменьшается количество учащихся (в нашей малокомплектной школе обучается 71 чел.), обрабатывать пришкольный участок становится все труднее. Поэтому мы меняем и организацию работы на участке, и методику проведения опытов. К работе на пришкольном участке привлекается весь персонал школы: работают все учителя, сотрудники и учащиеся со 2 по 11 классы.
Заключение.
Экологическая система:
- позволяет сформировать основы экологической культуры, навыки ответственного поведения путем непосредственного контакта с миром природы, осуществляет предпрофильную подготовку и профориентацию учащихся;
- способствует отработке традиционных форм массовых мероприятий со школьниками (осенняя ярмарка, праздник Урожая, Мисс Золотая осень);
- позволяет ежегодно обновлять и пополнять наглядно - демонстрационный материал, обеспечивает школьную столовую сельскохозяйственной продукцией.
- учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропагандистами, повышая экологическую грамотность, формируя определённые свойства личности.
Система школьного экологического образования давно вышла на непрерывный уровень, уровень преемственности, продолжая развивать эту систему работы, мы создаём экологические группы - родники по каждой возрастной категории: группа - экскурсий, группа - наблюдения, группа - игры с природным материалом (1-4 классы), группа - труд в природе, группа - экспериментальный центр, группа сотрудничества с семьёй и предприятиями (5-11 классы). Все группы координирует экологический центр, который систематизирует и объединяет учеников, горящих стремлением помочь природе и человечеству и тех, кто готов содействовать в конкретном добром деле. Даёт возможность сотрудничать учителям, ученикам и их родителям. А главное, позволяет каждому ребёнку «найти себя» в общем деле, воспитывая и мотивируя его на положительные результаты за здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САЙТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ МОУ ГИМНАЗИЯ №10 КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В данной статье рассматривается возможность использования информационно – коммуникационных технологий для распространения накопленного педагогического опыта учителей математики и информатики...
Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта
В данной публикации представлены основные проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта...
Распространение педагогического опыта
Распространение педагогического опыта...
Распространение педагогического опыта.
Информация об участии в семинарах, конкурсах, и др....
Распространение педагогического опыта
Выступления на районных МО, открытые уроки...
Формы, методы распространения педагогического опыта учителя.
Семинар для учителей....
«Личностно-ориентированное обучение» на уроках биологии. Обобщение и распространение педагогического опыта.
Ключевыми проблемами своей педагогической деятельности я считаю следующие:Как обеспечить успешность каждого школьника в обучении?Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деяте...