Распространение педагогического опыта
статья по биологии

Климова Анна Эдуардовна

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание – ключ к нравственному всестороннему развитию ребёнка

Научиться ведать природу – значит приобщаться к ней,

быть ей не чужим,  а близким, своим…

Д.М. Кайгородов

Введение:

           Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания, а  окружающие  природные компоненты - обязательная часть среды жизни детей.

           Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. Сегодня стали чаще использовать такое выражение: «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». На наш взгляд, надо чаще и как можно раньше говорить об экологии человеческой души. Душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью. 

Если мы сделаем шаг назад, то получается, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять. Ряд документов Киевской Руси говорит о том, что уже в те далёкие времена славяне пытались как-то ограничить расходование природных биологических запасов. Позже Пётр 1 впервые в истории России учредил лесное управление. Специальным  указом он объявил заповедными леса, прилегающие к берегам крупных рек на 50 вёрст, а к берегам мелких – на 20. В них под угрозой тяжкого наказания запрещалось рубить дубы, клёны, вязы, лиственницы… Так началась российская, русская экология.

В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа» и «окружающая среда». Но сама жизненная практика подсказывает, что экология природы немыслима без экологии души. Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучии, о здоровье своих  семей, а тем более о внуках и правнука.

Третье тысячелетие человечество встречает в условиях глобальной экологической опасности. Человек настолько нарушил развитие в природе, настолько изменил свою окружающую среду, что все чаще ставятся вопросы о выживании самого человека.

До тех пор, пока человек не поймет, что он не царь природы, а всего лишь её часть, и что природа жила без Homo sapiens и будет жить, решить нависшую угрозу будет просто невозможно.

Поэтому, на современном этапе развития общества на образование возлагаются особые надежды, связанные с формированием гармоничной, социально – адаптированной, конкурентно - способной личности. Учебная деятельность каждого учителя направлена на достижение именно этих целей. Но существует ряд проблем, на сегодняшний день, в частности, проблема заключается в том, что человек в силу напряжённого ритма жизни не успевает рассмотреть окружающий его прекрасный мир. Дети, принимая и выполняя целый комплекс физической и умственной нагрузки, порой недостаточно чётко осознают прямую связь учебного предмета с жизнью. Поэтому в нашей школе мы стараемся установить эту связь, уделяя  особое внимание экологическому воспитанию, поскольку именно экологическое воспитание является ключом к нравственному всестороннему развитию ребёнка при формировании целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающегося, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.  

Структурно это выглядит следующим образом:

1.Учебно-опытный участок

- своеобразная лаборатория под открытым небом, в которой проводятся многие уроки и практические занятия, согласно образовательным стандартам, в том числе стандартам экологического образования,  требующие создания «учебного кабинета в природе». В нашей школе такой «кабинет» существует с 1988 года. (Общая площадь – 671 м.кв., полезная площадь – 234,5 м.кв.)

- база опытнической и исследовательской работы, где учащиеся учатся фиксировать, собирать, анализировать, сопоставлять собранный материал и компетентно излагать результаты исследований;

 (сортоиспытание томатов, огурцов, влияние пасынкования на урожайность томата; влияние прореживания на урожайность моркови)

- УОУ осуществляет предпрофильную подготовку и профориентацию учащихся

- это выращивание рассады для озеленения школы внутри здания и на территории, для населения и организаций

- проведение V трудовой четверти

- сельскохозяйственная продукция, полученная с пришкольного участка идет дополнительное питание в  школьную столовую.

Участок является примером культуры земледелия, исследовательской лабораторией и трудовой школой. Здесь  учащиеся получают первые навыки грамотного возделывания земли, учатся заботиться о её плодородии.

План работы на УОУ составляется мной,  учителем биологии. Планирование рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором школы.

2.Школьное лесничество

Наряду с работой на пришкольной территории учащиеся школы  активно сотрудничают с Ангоянским филиалом ГУ РБ в работе школьного лесничества, на базе которого заложены питомники кедра разных возрастных уровней, создан стенд «Школьное лесничество»

Слайд:

   а) Школьный кедровый питомник – посадка кедра

                                                            - уход за ранее высаженным кедром

    б) изготовление листовок

3. Экскурсии

- в лес;

- на экологическую тропу;

- в Ангоянский филиал ГУ РБ

4. Выставки

-Экология нашего края

- Байкал – бесценный для природы

- «Люблю тебя, мой край родной, горжусь своими земляками»

-Моя малая родина и др.

5.Походы

В зимний и осенний лес.

6.Зелёный патруль

(Елена Борисовна -фото)

7.Внеурочная деятельность заключается в следующем:

- проведение кружков с практической направленностью «Моя первая клумба», «Следопыт», «VOLTA» 

8. Привлекая к исследовательской работе, проводятся ежегодные  экологические  конференции по охране окружающей среды, как на уровне школы, так и участие в районных, межрайонных, Республиканских и Всероссийских конкурсах «Шаг в будущее», «Росток», «Колосок», «Муравейник», «Зайди в лес другом» и др., где учащиеся получают призовые места.

9. Экологические  акции

Проводится огромное количество экологических акций, субботников по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории, памятника ВОВ:

-Ангоя – чистый посёлок своими руками;

- Зелёная планета;

- Покормите птиц зимой;

- Байкальский берег – территория чистоты и др.

10. Преемственность 

Преемственность просто необходима, так как младшим школьникам и дошколятам свойственна внушаемость, стремление подражать. Поэтому учитель и старшие учащиеся должны быть примером экологической культуры и ставить в пример ребят, которые любят природу родного края, животных, растения.

11. Профориентация 

Экологическое воспитание формирует у детей первые профессиональные пробы, знакомит их с рядом профессий, относящихся к экологическому кластеру,приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию, а так же развивает начальные профессиональные навыки в приобретении таких специальностей,  как лесовод, ландшафтный дизайнер, флорист, эколог, биолог, агроном, моляр, столяр – плотник. и прочие, привлекая к исследовательской работе и участию в конкурсах.

12.Внекл мероприятия

Экологическое воспитание способствует отработке таких традиционных  форм массовых мероприятий с детьми  как осенние ярмарки, праздники Урожая, Мисс Золотая осень, витаминизированные минутки, Берегите лес от пожаров  и т.д.

На протяжении многих лет проходят экологические уроки. На уроках и во внеклассной работе по биологии, географии, химии, ОБЖ, технологии, ИЗО, ребята получают теоретические и практические навыки экологической работы, часы общения: «Вредные привычки» 5-11 классы  (классные руководители), волонтёрское движение.

Библиотекарь школы, Шутова Л.П. знакомит  детей с литературой о растениях и животных.        

В прошлом году участвовали в Образовательном Арбате, секция «От экологии образования к экологии души»

13. Работа с родителями

Успех работы в данном направлении в  значительной степени зависит от того, насколько педагогам нашей школы удается добиться единства воспитательных воздействий с семьями учащихся. Связь школы с семьей очень важна, т.к. именно в семье начинается формирование личности ребенка, начало всех личностных качеств, которые должны развиваться и возрастать. Поэтому работа с родителями учащихся (родительские собрания,  привлечение родителей для оказания помощи в проведении праздников, экскурсий, акций, бесед, классных часов, часов общения, изготовление поделок из природного материала, участие в проектах, конкурсах, помощь в озеленении классных комнат) является необходимой составной частью экологического воспитания и  учебно – воспитательного процесса школы в целом.

14. Результат

Наша школа имеет большие возможности для экологического воспитания. Потому что, именно  для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения (например, сезонного) экосистем, которые образуют естественное окружение жителей села, что  формирует в сознании ребят чувственного образа объектов окружающей действительности, эстетическое восприятие компонентов сельского ландшафта и их практическое участие во всём этом.

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.


Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!



Предварительный просмотр:

 Содержание:

  1. Ведение.
  2. Основные направления системы экологической работы:

  • учебная деятельность;
  • воспитательный процесс;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • профориентационная работа;
  • социально – общественное взаимодействие;
  • волонтёрское движение.

  3. Итоги работы за  2012 - 2014 г.

  4. Результат  системы  экологической работы.

       5. Заключение.

       6. Приложения

Природа – хрустальный сосуд,

 который требует к себе

 бережного отношения

Сегодня мы хотим поделиться с вами своим опытом экологической работы, поскольку современное общество ориентировано на качественные преобразования в вопросах экологии: всем нужны  чистые продукты питания, чистый воздух, чистая вода, долгая и счастливая жизнь.

Экология - это самое актуальное направление на сегодняшний день, и мы его будем продолжать развивать в нашем образовательном процессе. В результате многолетней учебной и воспитательной работы в школе сложилась своя система путей достижения по ведущим целям, которые охватывают разные стороны школьной жизни:

  • формирование нравственного отношения к  природе, любви к малой родине;
  •  формирование любви и уважения к окружающему миру;
  • воспитание гражданской ответственности, понимания роли природы в жизни человека,

где «красной » нитью проходит - воспитание экологически культурной личности.

Годом начала работы считается 1988 год

Руководителем экологического центра нашей школы являлась Колмакова Лариса Иннокентьевна – учитель биологии  высшей квалификационной категории,  теперь эту работу продолжаю я, Климова А.Э.

Каковы же основные направления системы:

(приложение № 1 «Система экологической работы»)

  • Учебная деятельность;                          
  • Воспитательный процесс;                    
  • Проектно-исследовательская деятельность;
  • Профориентационная работа;              
  • Социально – общественное взаимодействие;
  • Волонтёрское движение  

Остановимся на каждом направлении чуть подробнее.

I.  Учебная деятельность  (приложение № 2)

Специфика экологического образования заключается в том, что в его деятельности преобладают образовательно-воспитательные функции.

        Основная задача учебной работы – дать определенный объем знаний о  понятиях, связанных с экологией местности, в которой живет население п. Ангои.

        В соответствии с указанной задачей на теоретических занятиях  изучаются такие темы, как:

1. Исследование флоры окрестностей;                                                                                                 

2. Климатические условия Северобайкалья;                                        

3. Загрязняющие факторы и их обследование;

4. Обзор литературы по экологическому образованию;

5. Природные явления и признаки;

6. Народные приметы при определении погоды;

7. Деятельность музея, музыкальной школы и школы искусств в экологическом воспитании.

С 1988 года  школа работала по биологическому варианту учебного плана, в который было включено обязательное изучение предмета экологии с 5 по 11 классы. Были опробованы учебники различных авторов по данному направлению («Экология»  5-6 кл.» авт.А.И. Никишов, В.Н. Кузнецов, Д.Л. Теплов, «Основы экологии» 10-11 кл. авт. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов,  «Экология» 10-11 кл. авт. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, «Экология России» авт. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова). Наша школа стала школой экологической направленности.

Но время не стоит на месте и сейчас образовательные стандарты, в том числе стандарты  экологического образования, в которых предусматривается воплощение идей ФГОС, подводят нас к  организации более разнообразных видов деятельности школьников, причем, непосредственно в природной среде, и  требуют создания «учебного кабинета в природе». В нашей школе такой «кабинет» есть. Это пришкольный участок.

Своё существование участок начал, так же как и вся экологическая работа, с 1988 года под руководством Колмаковой Л.И.

Общая площадь – 671 кв. м., полезная площадь – 234,5 кв. м.

участок расположен в южной и юго  – западной экспозиции, представляя собой искусственно созданную насыпную территорию, в состав которой входят:

  • теплица под стеклом с полезной площадью 23 кв. м.;
  • пришкольный участок из насыпных грядок в количестве 17 штук, двух парников, одной плёночной теплицы,  нескольких цветников;
  • дендрария, состоящего из деревьев, кустарников и многолетних трав;
  • кедрового питомника;
  • отдела лекарственных трав.

Пришкольный участок является необходимым подразделением в сельской  школе. Он решает, в совокупности, задачи образовательного, воспитательного и производственно - экономического направлений, позволяет учащимся приобретать и накапливать знания по биологии, природоведению, технологии, изобразительному искусству, знакомиться с многообразием живой природы, закономерностями существования природных экосистем, с основными экологическими проблемами, порождаемыми деятельностью человека, путями и методами их решения.

        Наш участок – это лаборатория теории и практики под открытым небом, где проводятся  многие уроки и практические занятия, например, опытническая работа с учетом мониторинга урожайности:

  • пасынкование  томатов как один из способов повышения урожайности культуры;
  • выращивание бахчевых  культур в климатических условиях  Севера;
  • процесс получения собственных семян томатов, моркови и редьки;
  • влияние органических и минеральных удобрений на урожайность различных культур;
  • определение кислотности почв на пришкольном участке;
  • зависимость роста фасоли от посева сухими и проросшими семенами;
  • наблюдение за развитием картофеля, посаженного целыми клубнями, верхушками клубней, глазками, отростками и семенами;
  • сортоиспытание томатов, огурцов, моркови, свеклы;
  • испытание сортов важнейших злаковых культур (Баргузинский государственный сортоиспытательный участок).

Проводя эти опыты и наблюдения,  ребята  учатся фиксировать, собирать, анализировать, сопоставлять собранный материал и компетентно излагать результаты исследований.

II. Воспитательный процесс   (приложение № 3)

Экологическое воспитание направлено на внеклассную работу по экологическому просвещению,  приобщению обучающихся к миру природы, сохранению и приумножению  её богатств. Реализация данного направления осуществляется через:

-     учебную деятельность;

-     школьное лесничество;

-     экологическую тропу;

-     кружок «Следопыт»;

-     кружок «VOLTA»;

-     кружок «Моя первая клумба»;

-     традиционные праздники;

-     дополнительное образование;

-     деятельность по озеленению и благоустройству  школы и пришкольной  территории;

-      участие в межрегиональной научно - практической конференции «Шаг в будущее».

Традиционно, в апреле месяце, в День Земли в нашей школе проводится экологическая конференция, включающая исследовательские работы ребят по различным направлениям. Подготовкой к этой конференции становятся такие праздники как, День птиц, День воды, Дни защиты от экологической опасности, акции «Покормите птиц зимой», «Чистая земля» и «Моё село», осенние ярмарки, праздники «Урожая», «Мисс Золотая осень», «Осенины», различные выставки. В сентябре дети с удовольствием участвуют в показе поделок «Дары осени». На территории лесных кварталов школьного лесничества имеется экологическая тропа (которой  в этом году уже 25 лет), богатая природными сообществами: леса, болота, река Верхняя Ангара и продукт её работы – песчаная коса, где ребята учатся наблюдать, сравнивать, обобщать. Важную роль играют экскурсии, походы, в которых дети  видят и чувствуют  хрупкую красоту родного края.

Большое значение имеет природоохранная работа: посадка деревьев, кустарников, цветов и уход за ними, охрана зелёных насаждений, уборка территории посёлка, в котором находится наша школа, озеленение школы, работа в школьном лесничестве. Дети активно вовлечены в благоустройство школьной территории. В результате наш пришкольный участок ежегодно занимает 1 место  на районном конкурсе по благоустройству территорий.  В Республиканском смотре три года назад мы заняли 2 место. В этом учебном году, а именно с 28-30 ноября на III Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России» в г. Санкт – Петербурге директором нашей школы Крыловой Т.А. была представлена система работы МБОУ АСОШ, в том числе проект «Система экологической работы в МБОУ АСОШ». По итогам Независимого Общественного совета и Оргкомитета конкурса Международной академии качества и маркетинга наша школа вошла в номинацию «100 лучших школ России», награждена золотой медалью и дипломом.

III. Проектно-исследовательская деятельность   (приложение № 4)

-является одним из основных направлений в развитии творческой и исследовательской деятельности школьников, приобщает их к методу проектов и выводит  на новый уровень общения с друзьями, учителями и компьютером. Повышает познавательную активность  и помогает учителям выстраивать новую траекторию учебной деятельности в проведении нетрадиционных форм уроков.

Ребята участвуют в различных конкурсах («Шаг в будущее», «Росток», «Колосок», «Муравейник» и др.)

IV. Профориентационная работа  (приложение № 5)

Эта работа формирует у детей первые профессиональные пробы, знакомит их с рядом профессий, относящихся к экологическому кластеру:

работа на пришкольном участке приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию, а так же развивает начальные профессиональные навыки в приобретении таких специальностей, как столяр – плотник, моляр, ландшафтный дизайнер, лесовод и прочие, привлекая к исследовательской работе и участию в конкурсах.

V. Социально - общественное взаимодействие  (приложение № 6)

(приложение № 7 «Сотрудничество»)

Наряду с работой на пришкольной территории учащиеся школы  активно сотрудничают с Ангоянским филиалом ГУРБ в работе школьного лесничества, на базе которого заложены питомники кедра разных возрастных уровней - от 5-ти летних саженцев  до 2-х леток. В текущем году было высажено около 100 молодых  кедров на территории поселения: в школе, в парке «Дружбы», в детском саду «Светлячок». За ними регулярно производят уход наши ребята.

Кроме этого осуществляем сотрудничество с населением, ТОСами и предприятиями, школьники занимаются благоустройством памятника павшим во время ВОВ, высаживая и выращивая цветы в пилонах.

Для населения  реализуем рассаду овощных, цветочно-декоративных культур.

VI. Волонтёрское движение  (приложение № 8)

В основе любого волонтерского движения лежит, старый как мир, принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов.

Волонтерская деятельность развивает коммуникативные навыки и умение работать в команде. Работа волонтеров, по определению, коллективная и в ее основе лежит общение – друг с другом, с теми, кому хочешь помочь, и с другими волонтерскими объединениями для реализации общих проектов. Вот и в нашей школе ведётся такая работа: акция «Байкальский берег – территория чистоты»,  «Ангоя – чистый посёлок своими руками»,  экскурсия для волонтёров, приехавших из разных стран на V Международную конференцию, проходившую с 9 по 11 марта 2007 года, работа на экологической тропе.

ИТОГИ РАБОТЫ ЗА 2012 - 2014 годы

На пришкольном участке выращен и собран следующий урожай: (кг)

2012 год

2013 год

2014 год

Картофель

50

55

60

Капуста

7

8

10

Морковь

50

60

75

Лук

10

12

15

Огурцы

100

120

135

Помидоры

8

10

15

Кабачки

2

3

4

Свекла

68

75

80

Фасоль

0,8

1

1,5

Выращено рассады (штук):

600

720

980

Капусты

200

210

170

Помидоров

100

150

250

Цветочно – декоративных культур

300

360

560

Собрано семян:

1,0

1,1

1,1

Овощей

0,3

0,4

0,3

Цветов

0,2

0,5

0,7

Полевых культур

0,5

0,2

0,1

     

РЕЗУЛЬТАТ  системы экологической работы -  это специалисты экологического кластера: работники лесхоза (ведущие специалисты нашего Ангоянского филиала ГУРБ – Стёпочкин В.В., Елисеев А.М., Агдыреева Е.В., Ботякова В.В. – выпускники нашей школы), экологи – биологи (Жарникова Ира, Мицук Игорь, Шутов С.Ю.), преподаватели школ (Садилова Оксана, Климова А.Э.), медицинские работники (Жарникова Дина – Санкт-Петербургская медицинская академия). В итоге это образованные люди, которые способны сохранить природное наследие для будущих поколений. Наша система всегда преследовала  УУД, метапредметные и межпредметные связи, профориентационное, предпрофильное и профильное направление в работе, школа всегда была в тренде инновацийи позитивных направлений.

Но всё гладко идти не может, имеются и свои определённые проблемы: в большинстве сельских школ с каждым годом уменьшается количество учащихся (в нашей малокомплектной школе обучается 71 чел.), обрабатывать пришкольный участок становится все труднее. Поэтому  мы меняем и организацию работы на участке, и методику проведения опытов. К работе на пришкольном участке привлекается весь персонал школы: работают  все учителя, сотрудники  и учащиеся со 2 по 11 классы.

Заключение.

 Экологическая система:

  • позволяет сформировать основы экологической культуры, навыки ответственного поведения путем непосредственного контакта с миром природы, осуществляет предпрофильную подготовку и профориентацию учащихся;
  • способствует отработке традиционных  форм массовых мероприятий со школьниками (осенняя ярмарка, праздник Урожая, Мисс Золотая осень);
  • позволяет ежегодно обновлять и пополнять наглядно - демонстрационный материал, обеспечивает школьную столовую сельскохозяйственной продукцией.
  • учащиеся становятся организаторами, «учителями» и пропагандистами, повышая экологическую грамотность, формируя  определённые свойства личности.

Система школьного экологического образования давно вышла на непрерывный уровень, уровень преемственности, продолжая развивать эту систему  работы, мы создаём экологические группы - родники по каждой возрастной категории: группа - экскурсий, группа - наблюдения, группа - игры с природным материалом (1-4 классы), группа - труд в природе, группа - экспериментальный центр, группа сотрудничества с семьёй и предприятиями (5-11 классы). Все группы координирует экологический центр, который систематизирует и объединяет учеников, горящих стремлением помочь природе и человечеству и тех, кто готов содействовать в конкретном добром деле. Даёт возможность сотрудничать учителям, ученикам и их родителям. А главное, позволяет каждому ребёнку «найти себя» в общем деле, воспитывая и мотивируя его на положительные результаты за здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САЙТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ МОУ ГИМНАЗИЯ №10 КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

В данной статье рассматривается возможность использования информационно – коммуникационных технологий для распространения накопленного педагогического опыта учителей математики и информатики...

Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта

В данной публикации представлены основные проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта

Распространение педагогического опыта...

Распространение педагогического опыта.

Информация об участии в семинарах, конкурсах, и др....

Распространение педагогического опыта

Выступления на районных МО, открытые уроки...

«Личностно-ориентированное обучение» на уроках биологии. Обобщение и распространение педагогического опыта.

Ключевыми проблемами своей педагогической деятельности я считаю следующие:Как обеспечить успешность каждого школьника в обучении?Как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации учебной деяте...