Рабочая программа
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 5 класс | 504.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.Сковородино
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ __5__КЛАССА
НА 2018 - 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Количество часов: всего _35_ часов.
в неделю _ 1_ час
Составитель программы
Крылова Елена Евгеньевна
Учитель первой квалификационной категории
- Пояснительная записка
1.1.Нормативно – правовые документы, на основании которых составлена программа
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 3. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов» 4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 3 г. Сковородино (утвержденная педагогическим советом)
5. Учебный план МБОУ СОШ №3 г.Сковородино на 2018-2019 учебный год (утвержденный педагогическим советом)
6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2018-2019 учебный год.
7.Рабочая программа учебного предмета «Биология»составлена на основепрограммыкурса биологии для 5 класса авторов: В. В. Пасечника, С.В. Суматохина, Г.С. Калиновой, Г. Г. Швецова, З.Г. Гапонюк, издательство «Просвещение», 2013 г. и примерной программы основного общего образования, рабочей программы по биологии для 5-9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией В.В. Пасечника.
Описание места учебного предмета «Биологии» в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №3 г. Сковородино на изучение географии в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель, 35 часов в год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
«Биология 5 – 6 класс» предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова , Г. Г. Швецов , З.Г. Гапонюк , издательство «Просвещение», 2016 г.
Цели и задачи обучения биологии.
Изучение биологиинаправлено на достижение следующих целей:
1 Учебная цель: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.
2. Воспитательная цель:воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
3. Общеобразовательная цель: научить обучающихся самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого от неживого; формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой.
4. Развивающая цель развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Задачи обучения:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
1.2. Учебно –методический комплект
- материалы учебно-методический комплекта «Биология» для 5 класса, который включает следующие компоненты: учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя.
Основной учебник –«Биология 5 – 6 класс» предметной линии учебников «Линия жизни» авторов: В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова , Г. Г. Швецов , З.Г. Гапонюк , издательство «Просвещение», 2016 г.
2.Планируемые результаты
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
3.Содержание учебного предмета
Биология.
5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
- Биология как наука (5 часов)
Биология — наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы исследования в биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
- Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, раздражимость, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Лабораторные и практические работы
п/р 1. Устройство увеличительных приборов, рассматривание клеточного строения растения с помощью лупы.Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним.
л/р 1. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
л/р 2. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
- Многообразие организмов (17 часов)
Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в круговороте веществ в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, одноклеточные и многоклеточные растения, низшие и высшие растения. Места обитания растений.
Водоросли. Многообразие водорослей – одноклеточные и многоклеточные. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, использование.
Лишайники – симбиотические организмы, многообразие и распространение лишайников.
Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие и распространение.
Семенные растения. Голосеменные, особенности строения. Их многообразие, значение в природе и использование человеком.
Покрытосемянные растения, особенности строения и многообразие. Значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика царства Животные. Разнообразие животных – одноклеточные и многоклеточные. Охрана животного мира. Особенности строения одноклеточных животных и их многообразие. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека.
Беспозвоночные животные, особенности их строения. Многообразие беспозвоночных животных.
Позвоночные животные, особенности их строения. Многообразие позвоночных животных.
Многообразие и охрана живой природы.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). Гербарные экземпляры растений (мха (на местных видах), спороносящего хвоща, папоротника, хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
3.Особенности строения мукора и дрожжей.
4. Внешнее строение цветкового растения.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Резервное время— 3 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, один из которых – экскурсия, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета являются:
- приемы элементарной исследовательской деятельности;
- способы работы с естественнонаучной информацией;
- коммуникативные умения;
- способы самоорганизации учебной деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.
В преподавании курса используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах;
- проектная работа;
- подготовка рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Всего часов | Практические/ лабораторные работы | Контрольные работы |
1 | Биология как наука | 5ч | ||
2 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 10 ч | 2 | |
3 | Многообразие организмов | 20 ч | 2 | 2 |
Итого | 35 ч | 4 | 2 |
4.Календарно-тематическое планирование по биологии, 5 класс
№ п/п | Разделы и темы уроков | кол-во часов | вид и форма контроля | дата | |
по плану | по факту | ||||
1. | Биология — наука о живой природе. | 1 | 8.09 | 8.09 | |
2. | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. | 1 | 15.09 | 15.09 | |
3. | Разнообразие живой природы. | 1 | 22.09 | 22.09 | |
4. | Среды обитания живых организмов. | 1 | 29.09 | 29.09 | |
5. | Экскурсия «Разнообразие живых организмов Осенние явления в жизни растений и животных» | 1 | Творческий отчет | 6.10 | 6.10 |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов (10 часов) | |||||
6. | Устройство увеличительных приборов. | 1 | 13.10 | 13.10 | |
7. | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 | 20.10 | 20.10 | |
8. | Химический состав клетки. Органические вещества. | 1 | 27.10 | 27.10 | |
9. | Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли). | 1 | 10.11 | 10.11 | |
10. | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. | 1 | Л/Р | 17.11 | 17.11 |
11. | Особенности строения клеток. Пластиды. | 1 | Л/Р | 24.11 | 24.11 |
12. | Процессы жизнедеятельности в клетке. | 1 | 1.12 | 1.12 | |
13. | Деление и рост клеток. | 1 | 8.12 | 8.12 | |
14. | Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов. | 1 | 15.12 | 15.12 | |
15. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Клетка – основа строения и жизнедеятельности» | 1 | К/Р | 22.12 | 22.12 |
Многообразие организмов (15 часов) | |||||
16. | Классификация организмов. | 1 | 12.01 | 12.01 | |
17. | Строение и многообразие бактерий. | 1 | 19.01 | 19.01 | |
18. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | 1 | Ф/О | 26.01 | 26.01 |
19. | Строение грибов. Грибы съедобные и несъедобные. | 1 | 2.02 | 2.02 | |
20. | Плесневые грибы и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | Л\Р | 9.02 | 9.02 |
21. | Характеристика царства Растения. | 1 | 16.02 | 16.02 | |
22. | Водоросли. | 1 | Л/Р | 22.02 | 22.02 |
23. | Лишайники. | 1 | 2.03 | 2.03 | |
24. | Высшие споровые растения. | 1 | 7.03 | 7.03 | |
25. | Голосемянные растения. | 1 | 16.03 | 16.03 | |
26. | Покрытосемянные растения. | 1 | 23.03 | 23.03 | |
27. | Общая характеристика царства Животные. | 1 | 6.04 | 6.04 | |
28. | Подцарство Одноклеточные. | 1 | 13.04 | 13.04 | |
29. | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные. | 1 | 20.04 | 20.04 | |
30. | Подцарство Многоклеточные. Холоднокровные позвоночные животные. | 1 | 27.04 | 27.04 | |
31 | Подцарство Многоклеточные. Теплокровные позвоночные животные. | 1 | 4.05 | 4.05 | |
32 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | 1 | УРОК-ПРОЕКТ | 11.05 | 11.05 |
Обобщение и закрепление знаний (3 часа) | |||||
33 | Многообразие и роль растений в природе. | 1 | Ф/О | 18.05 | 18.05 |
34. | Многообразие и роль животных в природе. Весенние явления в жизни природы. | 1 | 25.05 | 25.05 | |
35. | Итоговая контрольная работа | 1 | 28.05 | 28.05 | |
ИТОГО | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...