Химический состав клетки. 5 класс
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Саак Надежда Владимировна

Изучение химического состава клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himicheskiy_sostav_kletki_v_5a_klasse.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Химический состав клетки. 5 класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные: - обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные: работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать  с учебником.
  2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять схемы-опоры,  работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки.  
  3. Продолжить формирование  навыков  использовать символы, схемы для структурирования информации.            

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.
  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
  3.  Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
  4. Оценивать собственный вклад в работу класса.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, семена  подсолнечника, клубень картофеля, салфетки,  мука, кусочек теста, марля, спиртовка, пробирка, держатель, р-р йода, фарфоровая  чашка, лист бумаги, стаканчик.

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры. Нуклеиновые кислоты. 

Ход урока

  1. Мотивация 

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Не бойтесь говорить и высказывать своё мнение, спорить. Ведь в споре рождается истина.  

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать вам несколько опытов. Внимание!

  1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
  2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответьте еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях. Тема урока «Химический состав клетки».

Слайд №1 (Химический состав клетки.)

  1. Целеполагание. 

1.Какая основная цель нашего урока?(изучить химический состав клетки) Слайд№2.

Учитель: чтобы достичь своей цели необходимо разработать план действий, т.е. определить задачи, решив которые мы к ней придем.

/Ученики дают свои варианты задач, учитель корректирует/

Задачи:  

1. экспериментально выяснить химический состав растений;

А зачем нам знать их химический состав?

2. выявить роль растительных веществ в организме; Слайд№3.

План работы:

  1. Изучаем теоретический материал по учебнику
  2. Доказываем экспериментально – практически (группа учеников, заранее подготовлена)
  3. Записываем схемой в тетрадь    (Как оформляется схема)

  Группа исследователей пересаживается на первую парту и выполняет свой опыт.

III. Актуализация нового материала.

Вопросы перед параграфом

        Ребята у вас на столе приготовлены оценочные таблицы. Вы за весь урок будете оценивать сами себя и тех, кто будет выступать перед вами и даже меня по 3- бальной шкале.  Активность на уроке, высказывание своего мнения приветствуется.

Оценка.  На какую оценку вы знаете материал сейчас?

   5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

   4- знаю,                     4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного ,         3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия Имя:

В начале урока

В конце урока

                                                       Молодцы!

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 56 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки». (проверка на слайде№4)

Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Итак, ребята: все вещества, входящие в состав клетки можно разделить на какие две группы? (органические и неорганические)

Неорганические вещества – это……? (вода и минеральные соли). 

Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.

Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.                       (Показывает учитель)

1. Прокаливание семян

Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток.

- Что вы наблюдаете? (ответы детей)

Роль воды в клетке (детям дается задание найти ответы в учебнике)

1.​ Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.

2.​ Входит в состав цитоплазмы.

3.​ Составляет основу клеточного сока. (слайд№5)

- Если мы продолжим нагревать дальше, что мы увидим? (продолжение опыта) Образовалась зола. Зола – это минеральная соль. Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. (слайд№6,7)

Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:

- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту.

- лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.

- хвощ – растет, там, где кислые почвы.

Роль минеральных солей в клетке (ученики составляют вопросы к тексту учебника)

-Какие вещества клетки мы рассмотрели?(неорганические)

-Какие мы еще должны рассмотреть?(органические)

А сейчас вы сами проделаете ряд исследований. (Дети делятся на группы)

Давайте вспомним, как нужно работать в группе!

Каждой группе даётся инструктивная карточка, по которой дети выполняют задание.

Лаборатория 1. (слайд№8)

Изучение наличия углеводов в клетке.

1.Поместите комочек теста в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода? Почему?

2.Капните 1 каплю раствора йода в стакан с водой, в которой промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?

3.Оформите лабораторную работу в тетрадях в виде таблицы.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав теста, а значит, и в состав растений входит …».

Лаборатория 2. (слайд№9)

Изучение состава семян

1.​ Рассмотрите предложенные семена.

2.​ Найдите семена подсолнечника.

3.​ Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.

4.​ Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

5.​ Оформите в тетрадях проделанную работу.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и … входит …».

Лаборатория 3.

Изучение наличия белков в клетках.

1.​ Возьмите комочек теста.

2.​ Поместите его в марлю.

3.​ Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?

4.​ Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите? Потрогайте его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

5.​ Это растительный белок?

6.​ Оформите лабораторную работу в тетрадях.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав теста, а значит, и в состав растительных клеток входит … (белок – клейковина)».

Лаборатория 4.

Определение крахмала

1.На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

2.Какой вывод мы можем сделать?

3.В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав картофеля, а значит, и в состав растительных клеток входит … (углевод - крахмал)».

Отчеты групп, посредством которых учитель пополняет знания детей.

- Как вы думаете из чего получают сахар? (правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое тростник и свекла? (Растения)

Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)

Роль углеводов в клетке:

1.​ Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

- Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир? (семена)

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.

Нуклеиновые кислоты. (Демонстрация модели ДНК)

От латинского «Нуклеус» - ядро. Оно ответственно за хранение и передачу наследственной информации от родителей к потомкам; входят в состав хромосом, расположенным в ядре клетки.

VI. Закрепление по эталону

Самостоятельная работа в малых группах.

Биологический диктант:

​ В состав семян входят органические и неорганические вещества.

​ К органическим веществам клетки относятся белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

​ Неорганические вещества клетки – это вода и минеральные соли.

​ В присутствии йода крахмал синеет.

​ Много крахмала в картофеле, пшенице.

​ Много белка в мясе, рыбе, сыре.

​ Масличными культурами являются подсолнечник, лен, олива.

V. Рефлексия.

Оцениваем свою работу после окончания урока. ( Оценочный лист)

Подтвердили ли свои знания, узнали новое – всё понял, не всё понял, доработать.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

-Все ли вам было понятно в течение урока?

-Какая часть урока показалась самой интересной?

-Какая часть урока вызвала затруднение?

-Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям - явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.

VI. Домашнее задание.

Всем:        

Параграф §8, вопросы на странице  42.

На выбор:

1.​ Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

2.​  Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?

3.​ Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.

Лаборатория 1.

Изучение наличия углеводов в клетке.

1.Поместите комочек теста в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода? Почему?

2.Капните 1 каплю раствора йода в стакан с водой, в которой промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?

3.Оформите лабораторную работу в тетрадях в виде таблицы.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав теста, а значит, и в состав растений входит …».

Лаборатория 2.

Изучение состава семян

1.​ Рассмотрите предложенные семена.

2.​ Найдите семена подсолнечника.

3.​ Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.

4.​ Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

5.​ Оформите в тетрадях проделанную работу.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и … входит …».

Лаборатория 3.

Изучение наличия белков в клетках.

  1. 1.​ Возьмите комочек теста.
  2. 2.​ Поместите его в марлю.
  3. 3.​ Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?
  4. 4.​ Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите? Потрогайте его пальцем.
  5. Что чувствуете? 
  6. Когда сомкнете пальцы что чувствуете?
  7. 5.​ Это растительный белок?
  8. 6.​ Оформите лабораторную работу в тетрадях.
  9. Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав теста, а значит, и в состав растительных клеток входит …».

Лаборатория 4.

Определение крахмала

1.На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

2.Какой вывод мы можем сделать?

3.В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав картофеля, а значит, и в состав растительных клеток входит …».

​ В состав семян входят …………………………… и ………………………………. вещества.

​ К органическим веществам клетки относятся ……………, …………, ……………….

​ Неорганические вещества клетки – это ………….. и …………………………………….

​ В присутствии йода крахмал ………………...

​ Много крахмала в ……………………, ……………………, ………………………….

​ Много белка ………………………., ………………..

​ Масличными культурами являются ………………………………, …………., …………………………..

 

В состав семян входят …………………………… и ………………………………. вещества.

​ К органическим веществам клетки относятся ……………, …………, ……………….

​ Неорганические вещества клетки – это ………….. и …………………………………….

​ В присутствии йода крахмал ………………...

​ Много крахмала в ……………………, ……………………, ………………………….

​ Много белка ………………………., ………………..

​ Масличными культурами являются ………………………………, …………., …………………………..

 В состав семян входят …………………………… и ………………………………. вещества.

​ К органическим веществам клетки относятся ……………, …………, ……………….

​ Неорганические вещества клетки – это ………….. и …………………………………….

​ В присутствии йода крахмал ………………...

​ Много крахмала в ……………………, ……………………, ………………………….

​ Много белка ………………………., ………………..

​ Масличными культурами являются ………………………………, …………., …………………………..

На какую оценку вы знаете материал сейчас?

   5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

   4- знаю,                     4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного ,         3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия Имя:

В начале урока

В конце урока

                                                       Молодцы!

На какую оценку вы знаете материал сейчас?

   5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

   4- знаю,                     4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного ,        3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия Имя:

В начале урока

В конце урока

                                                       Молодцы!

На какую оценку вы знаете материал сейчас?

   5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

   4- знаю,                     4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного ,        3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия Имя:

В начале урока

В конце урока

                                                       Молодцы!

На какую оценку вы знаете материал сейчас?

   5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

   4- знаю,                     4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного ,        3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия Имя:

В начале урока

В конце урока

                                                       Молодцы!

На какую оценку вы знаете материал сейчас?

   5- знаю много           5- Подтвердил свои знания, узнал новое- всё понял

   4- знаю,                     4 - Понял не всё, надо доработать

 3-знаю немного ,         3 –Ничего не понял и не разобрался, надо доработать

Фамилия Имя:

В начале урока

В конце урока

                                                       Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Химический состав клетки 10 класс

Проверочная работа для 10 класса по теме "Химический состав клетки"...

Тест « Химический состав клетки», 10 класс

Данный тест предназачен для контроля знаний по разделу "Клетка", 10 клсс. Тест составлен в двух вариантах....

Тест по общей биологии по теме "Химический состав клетки", 9 класс

Тест разработан для проверки знаний по биологии в 9 классе по теме "Химический состав клетки". Он соответствует программе VII вида,  состоит из двух вариантов и содержит темы для предварительного...

Обобщающий урок по теме "Химический состав клетки", 10 класс.

Основная задача урока систематизировать знания учащихся о химическом составе и функциях веществ клетки, используя электронный учебник «Биология 6-11 класс, лабораторный практикум», Республикански...

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...